Вспоминаем моду 40-х: волны, галифе, пилотки и шляпы

«Сороковые, роковые, военные и фронтовые» — так писал знаменитый поэт Давид Самойлов в своем стихотворении.

«Сороковые, роковые, военные и фронтовые» — так писал знаменитый поэт Давид Самойлов в своем стихотворении. Спустя 80 лет, накануне Дня Победы, вспоминаем моду того десятилетия.

«Никто не мог потратить много ткани, да и не было ни у кого возможности особенно наряжаться. И тем не менее даже в самые тяжелые моменты желание оставаться красивыми не пропадало. Невзирая на драматичные обстоятельства, люди влюблялись, создавали семьи, рожали детей. Военная форма оказывала большое влияние на конструкцию женской одежды. В моду вошли строгие прямые юбки, жакеты с широкой линией плеча. Гимнастерки обязательно носили с широким кожаным ремнем с большой пряжкой на талии. И в этом году такие ремни снова популярны. Оттуда же, из 40-х годов, идет мода на нагрудные карманы, погоны на плечах, воротник-стойку и определенную цветовую гамму. Популярны и оттенки хаки, и серый, и грязно-зеленый. Это все цвета военной формы. И даже тренд носить носочки с туфельками тоже пришел к нам из 1940-х».

Война оказала огромное влияние на все сферы жизни. И на моду в том числе. Люди в принципе стали больше ценить практичные вещи. Отказаться пришлось от многого из-за экономии и нехватки материалов. Старую одежду перекраивали, перешивали. Придумывали, чем обновить поношенные платья. Например, съемными белыми воротниками и манжетами. На фасоны и крой влияли тренды военного времени. Ведь значительная часть населения страны, как мужская, так и женская, облачилась в шинели и гимнастерки. Кстати, не все знают, откуда пошло это название. Полотняные рубахи для занятий гимнастикой ввели в русской армии еще в начале 1860-х годов. Почти в то же время белые гимнастерки стали обязательным элементом летней формы у тех, кто служил в Туркестанском военном округе. В кителе в жару было невыносимо. В Первую мировую солдаты и офицеры русской армии носили гимнастерки, но уже защитного цвета. От белых отказались после Русско-японской войны. Они быстро пачкались и не помогали, а мешали маскироваться. Гимнастерки очень уважали большевики. В них ходили и во время революции, и после. А уж в Гражданскую войну и подавно. В 1930-е годы гимнастерки даже стали формой учеников школ и ремесленных училищ. В январе 1943-го вышел приказ, согласно которому вводились некоторые изменения. Гимнастерки отныне должны были иметь не петлицы, а погоны, не отложной воротник, а стоячий, застегивающийся спереди на две пуговицы. Именно эта вещь, как и пилотка, стала неотъемлемой частью образа советского солдата, героя и освободителя. После войны демобилизованные фронтовики долго ходили в гимнастерках. Вспомните популярную песню той эпохи: «Вот кто-то с горочки спустился, наверно, милый мой идет. На нем защитна гимнастерка. Она с ума меня сведет». Когда трудные военные годы наконец закончились, женщины вздохнули с облегчением и стали наряжаться с удвоенной силой. Теперь они принялись подчеркивать тонкие талии, полюбили пышные юбки, туфли с каблуками и кокетливые украшения. Ведь в мирной жизни многие ценности изменились. Мода конца 1940-х уже в полной мере отражала переход от сурового военного времени к демонстративной женственности и роскоши.

Волна, валик и перчатки

Любовь Орлова в фильме «Весна». 1947 г.
Фото: Мосфильм-инфо/Legion-media
Олеся Судзиловская. Фото
Олеся Судзиловская
Фото: Филипп Гончаров

Любовь Орлову называли эталоном красоты Советского Союза и в 30-е, и в 40-е. Женщины копировали ее прически, макияж, манеру одеваться. Обратите внимание, на этом кадре из комедии «Весна» 1947 года у Орловой скромное, полностью закрытое, но при этом весьма элегантное платье с длинным рукавом по моде тех лет и популярная укладка: пробор сбоку, волосы сверху начесаны, а внизу скручены в валики. Эта прическа — своеобразный символ той эпохи. У Олеси Судзиловской, которая сыграла Орлову в сериале, еще одна востребованная прическа тех лет с так называемой волной. А на руках — самый модный аксессуар 40-х: короткие перчатки.

Шляпы: с вуалью и бантиком

Ангелина Стречина
Ангелина Стречина в фильме «Любовь Советского Союза». 2024 г.
Фото: Централ Партнершип

Важной частью дамского гардероба тех лет были и шляпы. Вот какие фасоны пользовались особой популярностью у женщин как до войны, так и после нее. В первую очередь — с вуалью, они подчеркивали статус, создавали элегантные образы. В них конечно же щеголяли недосягаемые красавицы-кинозвезды: и Любовь Орлова, и Людмила Целиковская, и Валентина Серова, и другие. Многие женщины носили фетровые таблетки — аккуратные шляпки без полей. Их могли декорировать сбоку и цветами, и перьями. Многие обожали шляпы с полями: не широкими, а узкими. Их нередко украшали лаконичным бантиком, как у героини сериала «Любовь Советского Союза» в исполнении Ангелины Стречиной. Такой головной убор прекрасно сочетался со строгим жакетом с подплечниками, который оставался хитом целое десятилетие.

Униформы и ручное кружево в комплекте

«Елецкие кружева»
«Елецкие кружева» (Yelets lace). 2025 г.
Фото: Пресс-служба Московской недели моды
Людмила Целиковская
Людмила Целиковская в фильме «Беспокойное хозяйство». 1946 г.
Фото: Мосфильм-инфо/Legion-media

На знаменитой актрисе Людмиле Целиковской и пилотка, и гимнастерка. Это кадр из фильма «Беспокойное хозяйство» 1946 года. Сегодня, спустя столько времени, российские бренды, дизайнеры не забыли про гимнастерки и пилотки. К 80-летию Победы «Елецкие кружева» выпустили специальную коллекцию «Нежная сила», которая в марте была показана на Московской неделе моды. В ней сочетаются характерные черты одежды 1940-x и современные тенденции. Детали напоминают о военной униформе: погоны, воротники-стойки, обшлага рукавов, декорированные ручным кружевом; головные уборы, в том числе и пилотки, но уже не защитного цвета, а в ярких оттенках.

Обувь и помада

Екатерина Климова
Екатерина Климова в сериале «По законам военного времени. Победа». 2020 г.
Фото: Первый канал
Таисия Вилкова
Таисия Вилкова в сериале «Отличница». 2017 г.
Фото: Первый канал

Туфли с Т-образными перепонками достались модницам в наследство от 1920-х годов. В них было удобно танцевать фокстрот и чарльстон. В 1940-е женщины охотно носили такие модели, как у актрисы Екатерины Климовой, сыгравшей в сериале «По законам военного времени. Победа». А вот платья из красного бархата появились в гардеробах уже в мирное время. Материал считался праздничным и подходил для торжественных мероприятий, не на каждый день. Зато ярко-красную помаду, как у героини сериала «Отличница» (Таисия Вилкова), могли использовать не только по праздникам и в 40-е, и в 50-е годы.

Родом из шотландии

Ирена Понарошку. Фото
Ирена Понарошку
Фото: Starface.ru
Стас Костюшкин с женой
Стас Костюшкин с женой Юлией
Фото: Starface.ru

Как видите, модницы нашего времени совсем не против ношения пилоток. И телеведущая Ирена Понарошку, и жена певца Стаса Костюшкина Юлия. Не все знают, что впервые подобные головные уборы появились у горных полков в Шотландии в 1790-х годах. Впоследствии пилотки были введены в форму всей британской армии. В 1930-е годы их стали носить солдаты вермахта в Германии. В Русской императорской армии пилотки появились намного раньше — в 1913 году в авиационных частях. Интересно, что поначалу их называли полетками и перелетками. А в 1919 году пилотки стали обязательны для курсантов Красной армии. С 1935 года этот головной убор уже носили во всех видах войск — от солдат до командиров. И на флоте, и в пехоте, и даже в бронетанковых войсках наряду со шлемами.

Милый горошек

Екатерина Вилкова. Фото
Екатерина Вилкова
Фото: Starface.ru
Екатерина Вилкова
Екатерина Вилкова с Яной Дюбуи в сериале «Шифр». 2018 г.
Фото: Первый канал

Конечно, таких открытых платьев, как у актрисы Екатерины Вилковой, в 1940-е в СССР не могли позволить себе даже кинозвезды. А вот принт в горошек позаимствован явно из тех лет. Героиня Вилковой в сериале «Шифр» в эпоху 50-х годов уже носит платье без рукавов. Зато наряд актрисы Яны Дюбуи, которая также снималась в этом проекте, вполне мог бы появиться на девушке даже в годы войны.

Галифе и белые носочки

Женственное платье длины «за колено» с белым воротником, рукав-фонарик, туфли с характерной T-образной перепонкой, которые надо носить непременно с белыми носочками... Вот типичный образ девушки 40-х, воплощенный Лизой Боярской в фильме «Пять невест». А рядом военный в исполнении Данилы Козловского: в кителе и брюках галифе. Фасон назвали по фамилии французского генерала, который ввел такие брюки для кавалеристов в конце XIX века. Они облегали голени и расширялись кверху, их носили с кирзовыми сапогами. Галифе тоже стали символом моды эпохи 40-х.

Елизавета Боярская и Данила Козловский
Елизавета Боярская и Данила Козловский в фильме «Пять невест». 2011 г.
Фото: Юрий Феклистов
Настасья Самбурская. Фото
Настасья Самбурская
Фото: Филипп Гончаров

Закрепляем кудри

Настасья Самбурская демонстрирует еще одну прическу в стиле 40-х годов, которая пользовалась успехом и выглядела очень женственно, привлекательно. Можете взять этот прием на вооружение: из нескольких локонов делали средние или крупные кудри, накручивая их на бигуди, а потом осторожно расчесывали, дабы не поломать завитки. И закрепляли их. Лоб обычно оставляли открытым, в то время челки не носили. Обратите внимание и на жакет Настасьи — у него слегка расширенная линия плеча и посадка тех лет. А вот о такого рода укороченных брюках кюлотах в СССР, конечно, никто и понятия не имел. Хотя в Европе женщины-феминистки носили их чуть ли не с начала XХ века.

Тонкие Талии 1947 года

Алена Чехова. Фото
Алена Чехова
Фото: Starface.ru
Модель
Модель. 1947 г.
Фото: Granger/ТАСС

В послевоенное время в моду вошел стиль New Look, который дизайнер Кристиан Диор презентовал миру в 1947 году. Эти фасоны доминировали чуть ли не до конца 1950-х. Вот их основные черты: акцент на силуэт «песочные часы», невероятно тонкая талия, подчеркнутая корсетом, поясом или ремнем. Очень пышные юбки, на которые не жалели много метров ткани в противовес традициям военных лет, когда старались экономить везде и всюду. И еще одна особенность, которая хорошо заметна на фото модели, — туфли на высоком тонком каблуке-шпильке. Такие во время войны точно не носили. Стиль New Look продолжает пользоваться успехом у современных модниц. В доказательство — образ актрисы Алены Чеховой.

Когда и как обрезать ирисы перед зимой — правила и советы от экспертов
Осенью ирисы обрезают за 1–2 недели до заморозков, когда листья пожелтеют или через два месяца после цветения. Важно не срезать всю листву сразу, чтобы растение успело накопить питательные вещества. Высокие листья можно укоротить на половину – две трети, удаляя больные и пожелтевшие.