Василий Мищенко: «Когда Волчек заболела, я умолял Мишу Ефремова взять «Современник»

«Гафт, который играл Городничего, на первых спектаклях то и дело говорил мне: «Как ты ужасно...
Инна Фомина
|
10 апреля 2022
Василий Мищенко.  Фото
Василий Мищенко
Фото: Юрий Феклистов

«Гафт, который играл Городничего, на первых спектаклях то и дело говорил мне: «Как ты ужасно играешь. Ты просто г..., а не артист!» Однажды я не сдержался и ответил что-то вроде: «Слышь, ты, я тебе сейчас башку проломлю!» А у меня как раз трость хлестаковская была в руках. Гафт не ожидал такого отпора, попятился...» — рассказывает актер.

— Василий Константинович, вы отдали театру «Современник» целых сорок лет...

— Да — на его сцену я вышел еще студентом Табакова. Моей первой главной ролью в «Современнике» стал Хлестаков в «Ревизоре», спектакль ставил Валера Фокин, и он меня хвалил. А вот Гафт, который играл Городничего, на первых спектаклях за кулисами то и дело говорил мне: «Как ты ужасно играешь. Ты просто г..., а не артист!» Я знал, что Валентин Иосифович может выдать что-то очень неприятное. Но слышать все это было тяжело. Однажды я не сдержался и ответил Гафту что-то вроде: «Слышь, ты, я тебе сейчас башку проломлю!» А у меня как раз трость хлестаковская была в руках. Гафт не ожидал такого отпора, попятился. Вдогонку кричу: «В антракте рожу-то тебе начищу!» Выхожу на следующий эпизод — в трактире, появляется на сцене Гафт, а я его не вижу — пелена перед глазами. Когда после этого встретились за кулисами, он чуть ли не обнимал меня: «Васька, да ты что, обиделся?! Да я же это про себя говорил: это я ужасно играю, это я г...» Меня отпустило, и после этого мы много лет, до конца его дней, дружили. Гафт часто читал мне свои новые стихи и эпиграммы — проверял как на зрителе.

— «Современник» долго был для вас единственным театром. Но в 2019 году вы покинули труппу...

— Это было уже без Волчек... Говорю как есть: на гастролях в Тбилиси поскандалил с дирекцией. Сначала меня вообще не взяли в поездку. Потом заболел артист и меня срочно вызвали, при этом мою фамилию не указали на афишах. Я возмутился. А в ответ услышал: «Да ты на гастролях вообще не заявлен, тебя здесь как бы нет». Ну раз нет, так нет: снял сценический костюм (дело перед спектаклем было) и улетел в Москву. Уж не знаю, как они там выкручивались. В итоге — приказ «о нарушении дисциплины». И я ушел... Последние годы Волчек тяжело болела, я не раз просил Мишу Ефремова: «В случае чего — умоляю, возьми «Современник». Этот театр создал твой отец, ты должен подхватить его дело. Ты будешь нашим знаменем, а мы поможем, поддержим во всем: создадим худсовет, как раньше было в театре, когда принимались пье­сы, решались другие важные вопросы». Но он отказывался: «Нет, в свое время я уже наруководился».

— Он имел в виду «Современник-2»? Труппу, которую в конце 80-х Михаил Ефремов создал вместе с другими звездными детьми (Никитой Высоцким, Сашей Табаковой, Женей Миттой, Славой Невинным, Машей Cе­лянской — дочкой Евстигнеева) и которую у себя приютила Волчек?

Василий Мищенко с Михаилом Ефремовым и Иваном Охлобыстиным
«То, что случилось с Мишей, видимо, Господь ему послал, чтобы направить на путь истинный. Он же Мишу сберег — на нем ни одной царапины после аварии не было...» С Михаилом Ефремовым и Иваном Охлобыстиным на премьере фильма Гарика Сукачева «То, что во мне». 2017 г.
Фото: Photoxpress.ru

— Да... Но, наверное, Миша отказался возглавить «Современник», потому что он много снимался и ни в чем не нуждался. Он не раз говорил: «Я — артист, клоун». А руководство театром — это совсем другое дело...

— Вы общаетесь с Ефремовым после того, как он попал в колонию?

— Конечно, переписываемся по электронной почте... То, что случилось почти два года назад с Мишей, видимо, Господь ему послал, чтобы направить на путь истинный. Бог Мишу любит, он же его сберег — на Мише ни одной царапины после аварии не было... Миша освоил в колонии профессию швеи-мотористки. Близкие люди его поддерживают: жена Соня, сын Никита. И, конечно, друзья...

Миша ведь мой крестник — благодаря Раисе Викторовне Ленской. Она была в «Современнике» секретарем у Олега Николаевича Ефремова, а потом осталась у Волчек. За кулисами Ленская нянчила и Мишу, и Дениса Евстигнеева, и Антона Табакова. И однажды обратилась ко мне: «Миша Ефремов и Алена Яковлева хотят покреститься. Миша хочет, чтобы ты стал крестным отцом». Так все и случилось.

До этого мы с Мишей просто общались, а с тех пор стали дружить. Вместе участвовали в спектакле Сукачева «Анархия» — как же мы зажигали, играя старых панков! Там вообще прекрасная компания собралась: Дима Певцов, Ольга Дроздова, Маша Селянская. Здорово, что Гарик успел снять (шестью камерами!) последний показ «Анархии» и уже почти доделал телеверсию. Именно играя этот спектакль, мы в антракте узнали, что умерла Волчек, — в театр позвонили из больницы. Вскоре приехал Гармаш, вышел в финале к зрителям и сообщил печальную новость. А потом все в театре посыпалось — моментально.

— Каким худруком была Волчек?

Василий Мищенко с Оксаной Фандерой
«В фильме должен был играть Абдулов, но он улетел на гастроли в США. Я позвонил: «Саша, ты не против?» За картину я получил целых 20 тысяч рублей и купил трехкомнатную квартиру (до этого мы с женой и дочкой жили в 15-метровой комнате)» С Оксаной Фандерой в фильме «Дураки умирают по пятницам». 1990 г.
Фото: Russian Look

— Она была хозяйкой театра. Я ее за глаза так и называл — Хозяйка. Кстати, Галина Борисовна меня дважды увольняла — тоже «за нарушение дисциплины». Но я не мог и представить, как это — уйти из родного театра... Первый раз было так: Валерий Фокин ставил спектакль «Карамазовы и ад» и назначил меня на роль Ивана. Мы вовсю репетировали. Вдруг Валера говорит: «Вася, так получилось, что эту роль будет играть Женя Миронов...» Для меня это был такой удар под дых, что я даже не расслышал, что он дальше сказал: «А ты будешь Смердяковым». С горя я «ушел в штопор» — запил и перестал ходить в театр. Волчек, издав приказ о моем увольнении, сказала Фокину: «Заменяй Мищенко — ищи Смердякова». Но Валера уперся: «Без Василия вообще не буду делать спектакль». Через несколько дней я оклемался. Мы с Фокиным встретились, долго ходили по Чистопрудному бульвару, разговаривали. Валера убеждал: «Я так сделаю с тобой Смердякова, что тебе не будет стыдно!» И действительно, все получилось. А второй раз меня уволили, когда в «Современник» пришел репетировать Роман Балаян — какую-то французскую пьесу.

Он ждал запуска картины и решил просто «перекантоваться», спектакль ему был до фонаря. Поэтому репетиции шли мучительно: мы повторяли одно и то же, Балаян нас мурыжил. Его все так раздражало, что он твердил: «Кому бы дать денег, чтобы сжечь на фиг декорацию?!» Мыслями он явно был на съемочной площадке, даже сцену называл кадром: «Внесите в кадр», «Войдите в кадр». А когда Волчек пришла на репетицию и села рядом с Романом, мне показалось, что он сказал что-то нелицеприятное в мой адрес. Это было последней каплей. На сцене стоял столик, а на нем — тарелка с окурками. Я схватил тарелку и как запулил в них! Балаян и Волчек метнулись вниз, под стулья, тарелка пролетела мимо и разбилась о кресло — вокруг облаком разлетелись окурки. А я ушел со сцены. И снова был приказ об увольнении. Но вскоре Волчек позвонила мне: «Как ты себя чувствуешь? Пришел в себя?» — «Да». — «Ну возвращайся домой».

Она же была человек понимающий, не таких, как я, видала: Даля, Высоцкого, Евстигнеева, Ефремова! Она понимала, что человек не на голом месте сорвался или запил. А «домой» для нее значило в «Современник»... Галина Борисовна хорошо ко мне относилась. Она же знала, что я ее ни разу не предал — в отличие от других актеров, которые уходили, приходили, уходили, приходили. Вот, например, Хаматову Волчек обожала, пихала на все роли — и подходящие, и неподходящие. А еще официально сделала своим помощником. Когда режиссер влюблен в артиста, он иногда становится слепым. Все закончилось, когда Чулпан обманула Волчек: отпросилась на полгода из театра — мол, нужен творческий отпуск, очень устала. А сама, как оказалось, играла и репетировала в другом театре. Волчек об этой обиде на Чулпан говорила в интервью.

— У вас нет обид на Волчек за увольнения?

— Да что вы, она же меня не бросала, всегда брала назад. Хотя я не входил в ее близкий круг — как Гармаш, Хаматова, Неелова. Например, в «Вишневом саде» Лопахина играли я и Гармаш. Но когда спектакль повезли на Бродвей, я вышел на сцену только раз. Может, Галине Борисовне напели в уши, что Мищенко маленького роста, а Сережа — высокий, и они с Нееловой смотрятся лучше. Но дело же не в росте. Высоцкий был маленького роста, но, однако же, играл Лопахина с высокой Демидовой. Дело просто в любви режиссера к определенным артистам. И так получалось, что в новых режиссерских работах Волчек я так ни разу и не поучаствовал, хотя мы несколько раз начинали репетировать, но потом не сложилось. Я спрашивал, допытывался, она начинала что-то объяснять, раздражаться. И я сваливал с роли...

Кстати, в Нью-Йорке на последний «Вишневый сад» пришел Аль Пачино — вместе с Ванессой Редгрэйв. После спектакля их позвали на фуршет в фойе театра, но они отказались. Мы с Катей Семеновой и переводчицей побыли там немножко и отправились в отель пешком. Идем, а переводчица и говорит: «Там за углом театральная кафешка, давайте зайдем, посидим». Подходим, а из кафе выходят Пачино и Редгрэйв — нам навстречу! Со свойственной мне простотой подхожу к ним и говорю: «Мы завтра улетаем — давайте вместе посидим!» С помощью переводчицы, конечно, говорю. А они: «Да с удовольствием!» Сели в кафе, я Пачино в угол зажал, и мы долго проговорили — прежде всего о театре. Ванесса даже приревновала: «А что вы только его спрашиваете?!» Помню, Пачино сказал: «Вы не представляете, я вам так завидую, вы же прямые наследники Станиславского». И я, с одной стороны, такую гордость за нас почувствовал! С другой — смотрю на него и думаю: «Господи, хоть мы и наследники, но какая между нами и тобой пропасть. Тебя ведь знает весь мир!»

Василий Мищенко с Валентином Гафтом
«Когда встретились за кулисами, Гафт чуть ли не обнимал меня: «Васька, да ты что, обиделся?!» И после этого мы много лет дружили. Он часто читал мне свои новые стихи и эпиграммы» С Валентином Гафтом. 2016 г.
Фото: Елена Никитченко/ТАСС

— Наследник вы, может, и Ста­ниславского. Но ученик — Табакова. Как вы попали к нему?

— Это долгая история... Я родился в шахтерском поселке Шолоховский Ростовской области. В этих местах шли жестокие бои с немцами (недаром неподалеку Бондарчук потом снимал фильм «Они сражались за Родину»). И в степи легко можно было найти оружие — прошло всего 10 лет после Победы. У меня был немецкий автомат «шмайссер» и наш пистолет «ТТ», которые я прятал в сарае. Но однажды пришли люди в форме, оружие нашли и конфисковали. Жили мы бедно, папа (он в два года остался сиротой) и мама работали за копейки: отец — каменщиком, мама — уборщицей. На них же было клеймо предателей. Дело в том, что отец воевал и в первые месяцы войны попал в плен, оказался в концлагере, где встретил девушку — мою будущую маму (ее немцы девчонкой угнали на работы в Германию). Когда они вернулись на Родину, не могли устроиться на работу. Пришлось помотаться по стране. В конце концов осели в Шолоховском...

С малых лет я помогал родителям. Пилил дрова, уголь собирал, пас корову (мама взбивала масло, делала кислое молоко — йогурт). Косил молодую траву — и маленькой косой, и серпом, — потом складывал в тележку своего велосипеда с моторчиком и отвозил на наш двор, где сушили сено. Раз в неделю мама покупала на рынке мясо, а в остальное время мы ели чаще всего картошку — до сих пор люблю ее в любом виде. Основная работа по хозяйству была летом, поэтому каникулы я ненавидел. И завидовал соседским мальчишкам, детям главного инженера шахты или других начальников, которые летом отправлялись в лагеря, к морю! А я, хоть и с юга, первый раз море увидел в 25 лет. Мы с женой поехали в Сочи. И я разочаровался: море — это просто большая лужа. Видно, так долго мечтал о нем, что перегорел.

— Чем увлекались в детстве?

— Жил как многие уличные ребята: во втором классе закурил, в пятом попробовал портвейн. Еще мы любили набирать из гнезд грачиные яйца и бросать их в толпу на поселковой танцплощадке. Поднимался кипеж, а мы с восторгом убегали. А творческие задатки проявились в том, что я ходил в танцевальный кружок и играл в школьном ВИА. Мы купили дешевые гитары, смастерили усилители и исполняли композиции «Битлз» и душещипательные «дворовые» песни про неразделенную любовь. О профессии актера я задумался, когда увидел «Неуловимых мстителей». Даже написал письмо на «Мосфильм», Эдмонду Кеосаяну: «Я могу и стрелять, и на лошади скакать — готов у вас сниматься». Мне пришел ответ: «Вы в одном слове делаете по три-четыре ошибки. Куда вам в артисты?!» Разозлился я тогда: «Ну погодите, еще не вечер...» Но поехать в Москву, чтобы поступать «на актера», не решился. Крупные знатоки столичной театральной жизни — поселковая шпана, среди которой были и уже отсидевшие ребята, — уверяли меня, что в Москве сплошной блат. И я отправился в Краснодар, поступать в Институт культуры. Отец — суровый человек — считал, что все это блажь, но сто руб­лей на поездку дал. Специальность я сдал, а общеобразовательные предметы завалил — в общем, не поступил. И тут Господь дал мне знак. Еду в автобусе из Краснодара домой, а на сиденье кто-то оставил газету. Беру почитать, а там: «Волгоградский театр кукол объявляет набор на трехгодичные курсы актеров театра кукол и ТЮЗа». И я решил ехать в Волгоград. Сказал об этом дома. Отец упирался: «Нечего деньги проматывать, иди-ка работать в шахту». Но мама его уговорила: «Вдруг это Васина судьба?» И дала 50 рублей.

На курсы я поступил, а через год ушел в армию. Попал в роту охраны, полгода проходил учебку. Потом нас отправили в словацкий город Зволен, охранять авиационный полк. И снова поворот судьбы: в часть приехал с концертом Ансамбль песни и пляски Центральной группы войск из Миловице (это в 40 километрах от Праги). Разговорился я с руководителем, упомянул, что тоже артист. И через какое-то время меня перевели в ансамбль, в танцевальную группу. Это была вольготная жизнь, мы всю Чехословакию проехали вдоль и поперек...

Василий Мищенко с Татьяной Друбич
«Когда Сергей Соловьев взял меня на главную роль в «Спасателя», Михалков сказал: «Ваську снимать никогда не буду». Потом Паша Лебешев объяснил: «Никита любит открывать новые имена, лица. А ты уже «порченый» С Татьяной Друбич в фильме «Спасатель». 1980 г.
Фото: Евгений Корженков/ТАСС

Когда вернулся в Волгоград, мой курс уже закончил обучение. Пред­ложили поработать рабочим сцены в ТЮЗе, чтобы со временем перевести ­в артисты. Но я уже решил, что поеду в Москву. Чтобы где-то перекантоваться полгода до вступительных экзаменов, устроился учеником токаря на Завод тракторных деталей и нормалей, благодаря чему получил койку в общежитии и подъемные. Дождался мая и поехал в Москву.

— Вы поступали к определенному мастеру?

— Да вы что! Я даже плохо знал, кто такой Табаков. В Школе-студии МХАТ меня выгнали сразу — у меня был сильный южный говор. В итоге поступил в ГИТИС, а там курс как раз набирал Табаков. Он принял и ребят из своей студии, и «новеньких», как я: Сережу Газарова, Лену Майорову, Сашу Марина, Мишу Хомякова, Марину Шиманскую, Андрея Смолякова... После первого курса Табаков выбил для нас подвал в жилом доме. Это сейчас у старой «Табакерки» есть второй этаж, административное помещение, а тогда это был именно маленький подвал. Мы сами сделали ремонт — вытащили всю грязь, потом углубили пол, сломали перегородки, а дизайн придумал Александр Боровский. Когда в «Табакерке» уже шли спектакли, мы по очереди дежурили у насоса, который откачивал подземные воды, особенно весной, когда таял снег. А мебель у нас появлялась благодаря начальнице ЖЭКа. В этом доме жило много одиноких людей из категории «старые большевики». Когда они умирали, эта женщина говорила: «Надо освободить такую-то квартиру — заберите, что вам нужно: стулья, столы, шкафы...»

Вы знаете, я не считаю Табакова выдающимся режиссером, но он великий строитель театра! Чтобы набрать наш курс в ГИТИСе, отсмотрел более трех тысяч абитуриентов, а взял всего 25 человек (среди тех, кого не взял, был, например, Сергей Маковецкий). А потом из них отчислил десять. Например, через год — Сережу Баталова. Я даже спрашивал у Олега Павловича: «Почему вы так сурово поступаете — отчисляете?» А он: «Тут я ориентируюсь не на профессио­нальные качества — отчисленные ребята не пропадут, их возьмут в другие училища, они состоятся как артисты. Я смотрю на человеческие качества, чтобы люди могли стать строителями театра». Еще я спрашивал его: «Почему на нашем курсе ребята в основном не из Москвы?» — и он улыбался: «Васисуалий, — так он меня иногда называл, а еще Васяндриком, — провинция сильна талантами!» Он же сам был родом из Саратова.

С нами Олег Павлович практически не расставался. На каникулах как-то выбил автобусы у ЦК ВЛКСМ, договорился с гостиницей и вывез нас в Вологду: ему было важно, чтобы мы увидели исконно русские места, Кирилло-Белозерский монастырь, Ферапонтов, с его фресками Дионисия. В следующий раз повез нас в Пущино, где сам снимался у Никиты Михалкова в «Обломове...». Табаков пристроил наш курс в массовку, и ребята какую-то копеечку заработали. А я решил помогать по хозяйству Паше Лебешеву, оператору, и Саше Адабашьяну, художнику картины. Кстати, на память о съемках «Обломова...» у меня остался мой портрет, сделанный Юрой Богатыревым. Помню, Михалков внимательно его рассмотрел и сказал: «Васька, а ты у нас из породы волков!» После съемок Никита все время заманивал нас играть в футбол перед гостиницей. У него тогда была первая модель «Жигулей», но гораздо чаще он ездил на съемки на стареньком «пазике» «вместе с народом» — со съемочной группой.

Однажды спрашивает меня: «Васька, а почему ты не снимаешься у меня в массовке?» Нахально отвечаю: «Снимусь, когда ты мне роль дашь». Он удивился: «Ну ты и наглец!» Но потом действительно дважды предлагал большие роли. Он планировал снять фильм «Валентин и Валентина» и пригласил меня на главную мужскую роль, но проект не состоялся. Вместо этого Михалков решил снять «Пять вечеров». Сказал: «Будешь Славкой». Но меня не отпустил на съемки Табаков — мы выпускали наш первый дипломный спектакль «...И с весной вернусь к тебе...», где у меня была главная роль — Павки Корчагина и Николая Островского в одном лице. И в фильме у Михалкова сыграл мой однокурсник Игорь Нефедов (а роль Кати — еще одна ученица Табакова, Лариса Кузнецова). Кстати, вскоре Сергей Соловьев взял меня на главную роль в «Спасателя». И когда Михалков узнал об этом, сказал: «Ваську снимать никогда не буду». Потом Паша Лебешев объяснил мне — почему: «Никита любит открывать новые имена, лица. А ты уже «порченый».

Галина Волчек
«Волчек была хозяйкой театра. Я ее за глаза так и называл — Хозяйка. Галина Борисовна меня дважды увольняла — «за нарушение дисциплины». Хотя она была человек понимающий, не таких, как я, видала: Высоцкого, Евстигнеева, Ефремова, Даля» Галина Волчек в своем рабочем кабинете в театре «Современник». 2005 г.
Фото: Елена Сухова

— А как вы попали в фильм к Соловьеву?

— Смешная история. Сергей увидел меня в учебном спектакле и позвал на пробы — вместе с Андреем Смоляковым и Игорем Нефедовым. Перед встречей с режиссером мы выпили для храбрости, и Сережа понял, что нам не до кастинга. И когда я вместо проб предложил ребятам сходить на выставку — в Москву привезли итальянских мастеров, — Соловьев не рассердился, а посмеялся. Пробы не состоялись, и я даже забыл об этом фильме. А через какое-то время уже меня одного вызвали на студию, Паша Лебешев поснимал меня. И Соловьев утвердил...

Соловьев со мной как с актером вообще не работал. Лебешев объяснял: «Ему важно угадать типаж, нужна индивидуальность. Как ты молчишь, как смотришь». И действительно, прилягу я в перерыве на диванчик, а Соловьев вдруг: «О, не двигайся, лежи! Камеру сюда! Снимайте». В основном Сережа работал с Таней Друбич. У нее же не было актерского образования, она только снялась в «Ста днях после детства». Но Соловьеву и была нужна не школа, а индивидуальность. Кстати, на премьеру фильма в Доме кино при­ехали мои родители. Мама разрыдалась, когда в начале главный герой, которого я играл, говорит: «Мам, здравствуй... Погляди, это я». А папа наконец-то поверил, что сын не просто так болтается в Москве.

— С тех пор вы снялись более чем в сотне картин. Скоро выходит фильм «Первый Оскар», о том, как в 1943 году советская документальная лента «Разгром немецких войск под Москвой» получила приз Американской киноакадемии. Вы сыграли директора киностудии. И с самого начала у вас были замечательные партнеры. В «Спасателе» — Шакуров, Кайдановский...

— Саша был очень замкнутый человек, однако мы с ним общались. Может, потому, что он родом из Ростова-на-Дону — и мы как бы земляки. Съемки шли в Вышнем Волочке и немного в Ленинграде. И в Питере Кайдановский все время ходил по букинистическим магазинам. Он очень много читал. А некоторое время спустя я случайно встретил его у Театра имени Маяковского, где работала его тогдашняя жена Женя Симонова. Весна, у меня впереди дип­лом, настроение замечательное. И Саша такой веселый! Спрашиваю: «Ты чего такой радостный?» — «Меня итальянцы утвердили на главную роль, съемки в Италии!» — «А что, ты знаешь язык?!» — «Да нет». — «А как же будешь сниматься?!» — «В том-то и дело, что буду играть немого...» Тогда у него в Европе была большая популярность благодаря «Сталкеру» Тарковского.

— С вами снималась и однокурсница Елена Майорова. Многие считали, ее ранняя трагическая смерть была предопределена судьбой...

Василий Мищенко с Игорем Шавлаком
«Мне всегда была интересна работа режиссера. После съемок садился в сторонке и наблюдал, как происходит это шаманство — кино. А потом начал снимать сам» С Игорем Шавлаком на съемках картины «Крутые. Смертельное шоу». 1998 г.
Фото: Владимир Яцина/ТАСС

— Я так не думаю. Но какие-то суицидальные тенденции были. Часто проскальзывали фразы типа «А я покончу с собой» или «Да лучше умереть!»...

— Среди самых популярных ваших фильмов и комедия «Дежа вю» польского режиссера Юлиуша Махульского...

— Юлиуш очень хотел снимать в роли гида-комсомолки Инну Чурикову. Но не сложилось. Я ему говорю (а Юлиуш хорошо говорил и понимал по-русски): «У нас в «Современнике» есть актриса Галя Петрова — один в один Чурикова». Показал фото. И Махульский ее без проб утвердил. И еще из «Современника» я предложил Олега Шкловского (он сыграл лей­тенанта милиции) и Виталика Шапо­валова (ему досталась роль швейцара). Через несколько лет Махульский позвал меня в свою картину «Эскадрон», там еще снимались Серебряков, Шакуров, Сережа Сазонтьев. А также Януш Гайос и Францишек Печка — Янек и Гуслик из сериала «Четыре танкиста и собака». Они были кумирами моего детства, и вдруг — вот они, рядом...

На самом деле в актерской судьбе столько случайностей! В 1980 году Табакову не разрешили открыть свой театр, и мы, его ученики, разбрелись кто куда. Меня Геннадий Полока пригласил в телекартину «Наше призвание» о первых советских школах. В ней еще Высоцкий должен был сыграть, а также написать десять песен. Группа уже ждала его на площадке в Пущино, но он умер, успев написать только одну песню. Полока тут же обратился к Ивану Сергеевичу Бортнику, другу Высоцкого, и тот сыграл вместо Володи. К слову, мы с Бортником познакомились на этом фильме и дружили до конца его дней. Замечательные в картине были актеры: Валера Золотухин, Ия Саввина, Валя Теличкина, Федор Никитин, который снимался еще в немых фильмах, Павел Кадочников, которого я полюбил, когда в детстве увидел «Подвиг разведчика». Кстати, он оказался очень простым в общении, и я пригласил его к себе домой — жил тогда у тещи в Долгопрудном. Он приехал; мы поели, а потом долго пели Высоцкого… А вот картина наша легла на полку: телевизионный редактор по фамилии Жданова увидела в ней параллели с тогдашними событиями в Польше — выступлениями профсоюза «Солидарность». А артиста Мищенко порекомендовала не снимать на ТВ. Может, моя судьба в кинематографе по-другому сложилась бы, если бы фильм сразу вышел. Кто знает?

— Ну, вам грех жаловаться на отсутствие киноработ. Очень по­пулярным в свое время был детектив «Дураки умирают по пятницам»...

— И тут многое определила случайность. Режиссер Рудольф Фрунтов на главную роль бывшего милиционера, который борется с бандитами и коррупционерами, утвердил Сашу Абдулова. А я должен был сыграть «оборотня в погонах». Но перед выездом группы в Крым Абдулов сказал Фрунтову, что улетает в Америку — на какие-то антрепризные гастроли. Режиссер запаниковал: это же было самое начало 90-х, первые коммерческие фильмы, деньги давало не государство, а некие серьезные люди. Рудольф звонит: «Вась, что мне делать? Может, кого-то порекомендуешь на главную роль? Съемки срываются!» И тут меня что-то дернуло: «А попробуй меня! Ты же ничего не теряешь». Фрунтов удивился, но согласился. Меня коротко постригли — герой же выходит из тюрьмы. Сделали пробы, и Фрунтов сказал: «Поехали в Крым!» — «Но я хочу позвонить Абдулову, поставить его в известность». — «Смотри сам». Я позвонил: «Саша, ты не против?» А он: «Да ты что! Наоборот, это хорошо!» В итоге фильм «Дураки умирают по пятницам» собрал в прокате большие деньги. Я получил целых 20 тысяч рублей. И за 18 тысяч купил трехкомнатную квартиру (до этого жил с женой и дочкой в 15-метровой комнате в коммуналке). Мы еще хорошо заработали на презентациях фильма: выступали в кинотеат­рах в разных городах, в день было по четыре-пять сеансов.

Василий Мищенко
«Рэйф Файнс очень любит нашу классику — Достоевского, Чехова. А в фильме Глаголевой всю роль выучил на русском — год готовился, занимался с педагогами» В фильме «Две женщины». 2014 г.
Фото: из личного архива Василия Мищенко

А с Сашей Абдуловым мы вместе снялись в картине Сережи Никоненко «А поутру они проснулись». И еще у Володи Фатьянова в сериале «Маршрут» — съемки проходили в Красной Поляне. Я прилетел с дочкой Дашей, а Саша — с Юлей, своей последней женой, которая очень благотворно на него влияла (мы с Юлей до сих пор общаемся). Сашка же был беспокойный, в нем кипела энергия. Одним словом, баламут — в хорошем смысле. Все у него друзья, все его любили, со всеми он «на дружеской ноге» — как Хлестаков.

— Среди ваших партнеров были Майкл Йорк, а еще Рэйф Файнс в фильме Глаголевой «Две женщины».

— В «Двух женщинах» у меня эпизод. Но я успел пообщаться с Файнсом. Он очень любит нашу классику — Достоевского, Чехова, — ставит по ней спектакли. И всю свою роль он выучил на русском (год готовился, занимался с педагогами). Мне языки вообще не даются, поэтому я был в шоке: как это возможно?! У Веры даже было желание, чтобы он сам озвучил свою роль. Но потом она поняла, что акцент слишком заметен, а у Тургенева это выглядело бы странно... Мне было очень интересно наблюдать за Глаголевой-режиссером. Она работала уверенно, четко. Мне вообще всегда была интересна работа режиссера. И, когда на съемочной площадке звучала команда «Мищенко свободен!», я не уходил отдыхать в гостиницу, а садился в сторонке и наблюдал за тем, как происходит это шаманство — кино. А потом начал снимать сам. В фильме «Крутые. Смертельное шоу», который мы сделали вместе с Игорем Шавлаком, я был и исполнителем главной роли, и осветителем, и администратором, и кастинг-директором, и водителем. Все потрогал своими руками. Зато в моей первой самостоятельной работе — 16-серийном «Атамане» — у меня одной массовки было около девяти тысяч человек! И я осилил это. А всего как режиссер сделал восемь картин.

Василий Мищенко с дочерью Дарьей
«В нашей семье не только я режиссер, но и жена, и дочь. Очень надеюсь, что и дочке удастся воплотить свои мечты, и мне: хочу продолжать снимать фильмы и ставить спектакли!» С дочерью Дарьей
Фото: из личного архива Василия Мищенко

— Ваши режиссерские гены передались вашей дочери Даше…

— Ну, у нас в семье не только я режиссер, но и жена Оля — она работала на ТВ режиссером-постановщиком. Мы познакомились еще в ГИТИСе, а женаты более сорока лет! Даша окончила Школу-студию МХАТ как актриса, снималась. Но ей всегда хотелось идти своим путем. Поэтому она взяла творческий псевдоним Агния Бродская и поехала учиться на режиссера в Римскую киноакадемию, а не во ВГИК, как я ей предлагал. Дочь давно живет в Италии. Сняла очень хороший документальный фильм «Семь тетрадей» о Тонино Гуэрре на основе его интервью. Даша полиглот, в совершенстве знает английский и итальянский, сама выучила турецкий, сейчас осваивает французский — для меня это из области фантастики... Очень надеюсь, что и дочке удастся воплотить свои мечты, и мне: хочу продолжать снимать фильмы и ставить спектакли!

События на видео
Нагиев, Рожков, Минекаев, Журавлев и другие звезды в трейлере новых «Ёлок»
В российский прокат стремительно несется главный символ кинопраздника! Кинокомпании Bazelevs, «НМГ Кинопрокат» и Toomuch Production обнародовали первый трейлер юбилейной, двенадцатой части всенародно любимой новогодней саги «Ёлки». Премьера намечена на 18 декабря 2025 года, и, судя по кадрам, зрителей ждет мегаполная россыпь звезд, трогательных историй и фирменной магии.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая