Тим Бертон: «Я могу расправиться с любыми фобиями — обращайтесь!»

Режиссер, который только что выпустил на экраны, возможно, свой лучший фильм «Дамбо», дал...
Мария Обельченко
|
27 Марта 2019
Тим Бертон
Тим Бертон на съемках фильма «Дамбо». 2018 г.
Фото: Legion-Media

Режиссер, который только что выпустил на экраны, возможно, свой лучший фильм «Дамбо», дал эксклюзивное интервью журналу «7 Дней».

Новый фильм Тима Бертона критики уже успели назвать лучшим в карьере прославленного режиссера, снявшего всем известные и всеми любимые «Эдвард руки-ножницы», «Планета обезьян», «Бэтмен», «Сонная лощина», «Мрачные тени», «Крупная рыба», «Чарли и шоколадная фабрика», «Алиса в Стране чудес»... «Дамбо» — это ремейк классического диснеевского мультфильма, но совершенно самостоятельная, игровая версия. Когда-то, окончив Калифорнийский институт искусств, Бертон начинал работать на студии Disney как художник-мультипликатор. 

С тех пор как режиссер и сценарист он создал немало блокбастеров, причем часто приглашал одних и тех же актеров, близких ему по духу, не похожих на других, своего рода аутсайдеров или же по доброй воле не желающих вписываться в классический голливудский пейзаж. «Одна большая дисфункциональная семейка!» — шутит Тим Бертон. Джонни Депп, Уайнона Райдер, Джек Николсон, Майкл Китон, Дэнни Де Вито, Эва Грин, Мишель Пфайффер. И Хелена Бонэм-Картер... Эта британская актриса, с которой он познакомился на съемках «Планеты обезьян», 13 лет прожила с Бертоном в гражданском браке, родила ему двоих детей, снималась во всех его фильмах того периода. Казалось, она как нельзя лучше вписывается в мир этого художника. Их считали идеальной парой: оба не похожие на других, с вечным «вороньим гнездом» на головах, две великолепные и экстравагантные творческие личности. Но, увы, в 2014 году Хелена и Тим расстались. 

Бертон не снимал с 2016 года: тогда вышел его последний фильм «Дом странных детей мисс Перегрин» с Эвой Грин в главной роли. Ходят слухи, что у Бертона с актрисой завязались не только творческие отношения, но достоверно никто ничего не знает. За режиссерами в Голливуде не принято пускать по следу папарацци, как за актерами. А Эва — одна из самых загадочных и закрытых в мире актрис, да и живет она в Европе. В общем, нового фильма с нетерпением ждали поклонники и фанаты Бертона: он умеет удивлять.

Колин Фаррелл (в центре) в фильме «Дамбо». 2019 г.
«Герой Колина был известным цирковым артистом, до того как ушел на войну. Роль непростая, но Колин один из тех актеров, кто умеет сыграть все» Колин Фаррелл (в центре) в фильме «Дамбо». 2019 г.
Фото: Sony Pictures

— Тим, почему вы выбрали именно эту историю и захотели сделать ремейк мультфильма аж 1941 года выпуска c реальными актерами?

— Я помню этот диснеевский мульт­фильм с детства. Его главный герой — слоненок, умеющий летать, — символизирует в этом мире всех, кто не вписывается в общепринятые рамки. И кто в конечном итоге превращает свои так называемые недостатки (в глазах общества, скажем) в достоинства. Так вот, наш новый «Дамбо» полностью сохраняет дух оригинала. Весь этот страх, потери, радости и юмор — в одном, так сказать, флаконе. Кто ты, что ты в этом сумасшедшем мире? А предназначение семьи, семейные связи — разве это не актуально звучит? Для меня — вполне актуально, несмотря на мою неодно­значную репутацию. Конечно же это типично диснеевская история — сказка, быль, как угодно, — простая и эмоциональная. Именно за это я и люблю старые диснеевские фильмы.

— Весь сюжет «Дамбо» разворачивается в цирке. Многие с детства влюблены в цирк, о вас так можно сказать?

— Ну, я могу сказать, что идея побега от реальности именно в цирковую труппу мне всегда казалась очень романтической. Особенно для таких аутсайдеров, как я сам. Обрести цирковую семью при отсутствии собственной или при наличии в ней больших проблем — отличная идея. И очень мне понятная. Потому что я сам предпочел бы не иметь ту семью, которая у меня была, и всегда мечтал сбежать из дома… Собственно говоря, в 16 лет я уже снимал свой угол… Мне нравится параллельная человеческая история в «Дамбо». Все истории. Например, бывший солдат возвращается с войны. У него нет руки. У него нет жены. Нет работы… И он пытается найти свое место в мире. То же относится к каждому герою — все они хотят кем-то стать. Кем-то быть. В точности как этот слоненок Дамбо, несмотря на все препоны, хочет превратить, как я уже сказал, свои недостатки в преимущества. Что же касается цирка, работа над этим фильмом действительно пробудила во мне восторг перед выступлениями артистов цирка. Цирк, безусловно, обладает невероятной магией и волшебством.

Энн Хэтауэй, Джонни Депп и Миа Васиковска
«Особенно меня критикуют в связи с Деппом. Приходится очень стараться, чтобы не обращать на это внимания» Энн Хэтауэй, Джонни Депп и Миа Васиковска в фильме «Алиса в Зазеркалье». 2016 г.
Фото: Legion-Media

— Кто вам больше всех нравится в цирке из артистов? С кем вы себя идентифицируете? Кем бы сами хотели быть, иными словами?

— В настоящем цирке?

— Ну да.

— Никем. Я снял не один фильм о цирке. Но, понимаете, мне нравится идея, магия, но не сама цирковая реальность. Вот это я никогда не любил. Цирк — это некое противопоставление реальности. Как любое волшебство. Вероятно, я не готов сам оказаться среди людей, колесящих по миру и прибившихся к цирку, не имея возможности получить постоянную работу. (Смеется.)

— Понятно. Вам интересны символы, а не реалии и живые люди…

— Ну почему! Мне всегда было интересно человеческое начало, а не только инфернальное! (Смеется.) «Дамбо» заставляет реальных людей принять тот факт, что не все одинаковы. Иными словами, эта простая, по сути, сказка преподносится зрителям в очень красивой упаковке.

— Вы уже в третий раз пригласили в свой проект Эву Грин. В «Дамбо» она играет воздушную акробатку…

— Эва напоминает мне кинозвезд 20-х годов прошлого века, еще из немых фильмов. Она поразительная актриса и личность… Ее эмоции невероятно красивы и великолепно открываются перед камерой.

— Вы знали, что Эва страшно боится высоты? Она рассказывала нам, что у нее была настоящая фобия. Вы что, нарочно ее поэтому и позвали на такую роль?

— Все, у кого разного рода фобии, обращайтесь! (Смеется.) Страх перед высотой, клоунами — все это я берусь истребить! Эва очень много работала над собой. Тренировалась с лучшими мастерами — акробатами и циркачами всевозможными — до седьмого пота. Об этом мало кому известно. Но мы-то знаем. Зато теперь она не только прекрасная актриса, но и профессиональная воздушная гимнастка. И в большинстве сцен она работала сама. Лишь в нескольких ее подменяла дублерша, известная воздушная гимнастка. И только потому, что страховая компания сочла эти моменты слишком опасными.

Тим Бертон с Уайноной Райдер
«Мне приятно работать со своими любимыми актерами. Словно лишнее подтверждение идеи моего нового фильма: семья может состоять из самых разных людей, не обязательно родных по крови» С Уайноной Райдер
Фото: Legion-Media

— Один из актеров из вашей «плеяды», кого вы позвали в фильм, — Дэнни Де Вито…

— Роль Дэнни, а он играет хозяина цирка, завершает трилогию его цирковых героев: «Бэтмен возвращается», «Крупная рыба» и теперь вот «Дамбо». Дэнни умеет сделать своего героя реалистичным. Ему нельзя не верить.

— А ваш верный Майкл Китон — герой культовых фильмов «Бэтмен», «Бэтмен возвращается» и незабываемого «Битлджюса»?

— Майкл страшно не любит, когда вспоминают его Бэтмена. У него моральная травма. В первую очередь из-за костюма, конечно. Вот и в «Дамбо» нам стоило немалых усилий заставить Майкла надеть парик. Он не хотел верить в необходимость такого художественного решения образа его героя, который мы придумали вместе с блистательным художником по костюмам Коллин Этвуд (обладательница четырех «Оскаров» за фильмы «Чикаго», «Мемуары гейши», «Алиса в Стране чудес», «Фантастические твари и где они обитают». — Прим. ред.). Если серьезно, то с Майклом было здорово вновь встретиться на площадке после такого большого перерыва. Он потрясающе сумел передать сущность своего героя — бизнесмена-социопата, менеджера цирка. Мне вообще было приятно вновь работать со своими любимыми актерами. Словно лишнее подтверждение идеи фильма: семья может состоять из самых разных людей, не обязательно родных по крови.

— А вот с Колином Фарреллом вы, кажется, никогда не работали…

— Герой Колина был известным цирковым артистом, до того как ушел на войну. Роль непростая, но Колин один из тех актеров, кто умеет показать внутренний мир персонажа, не слишком раскрывая душу, пользуясь минимальным набором актерских средств. Я рад, что он согласился.

— Вам было весело создавать в фильме весь этот волшебный парк чудес и развлечений «Сказочная страна»?

— Я давно хотел создать собственный парк развлечений. Претворить эту идею в жизнь нам помогали цирковые артисты. Так что наш парк получился такой чудесный: большой, загадочный, разноцветный...

Тим Бертон с Хеленой Бонэм-Картер
Тима и Хелену считали идеальной парой: оба не похожие на других, с вечным «вороньим гнездом» на головах, две великолепные и экстравагантные творческие личности С Хеленой Бонэм-Картер на церемонии вручения ордена Британской империи в Букингемском дворце. 2012 г.
Фото: Legion-Media

— А что же главный герой, слоненок Дамбо? Вы почему-то предпочли создавать его с помощью компьютерных технологий…

— Это была одна из самых сложных задач. Наш герой к нам «прибыл» в готовом виде буквально за неделю до окончательного монтажа фильма.

— Вы известны в кино своим черным юмором. Откуда это у вас?

— Вообще-то я никогда не считал себя такой уж «темной личностью». Я всегда понимал, что в жизни бывает хорошее и плохое, даже ужасное. Иногда я нахожу юмор в драматических ситуациях. Поэтому, возможно, мне никогда не удастся снять по-настоящему серьезное кино. Чем все серьезнее, тем мне смешнее.

— Все мы родом из детства…

— Посмотрите на меня! Вам бы посетить Бербанк (городок в Южной Калифорнии, где находится множество студий и офисов, в том числе студия Disney. — Прим. ред.) в 50—60-е годы прошлого века. Пригород Лос-Анджелеса, всегда синее небо, и ярко светит солнце. Я увлекся монстрами и готическим стилем, можно сказать, назло и вопреки. По контрасту. Они оказались мне более эмоционально близки, чем вся эта тишь и гладь. Я был бунтарем. Хотя на первый взгляд и не скажешь: на вид типичный тихий аутсайдер. Но я сохранил эту бунтарскую жилку, холю ее и лелею. (Смеется.) Бывали случаи, когда мое непослушание сказывалось на работе. Например, я ненавижу совсем уж сладкие хеппи-энды в своих историях. Не просто сахарные, а засахаренные.

— А рисовать вам нравится больше, чем писать или снимать?

— Это мое тайное убежище. Раньше я всегда ходил с блокнотом для скетчей и карандашом. И рисовал в магазине, в баре — везде, где замечал какого-то любопытного персонажа... Но, конечно, я никакой не писатель. Так, набрасываю отдельные фразы, идейки, часто не заканчиваю даже предложение. Поэтому, хотя я и типичный одиночка по жизни, всегда пишу сценарии вместе с соавторами. Правда, последнее время мне стало намного проще общаться и сотрудничать с людьми. Это очень хорошо. А то раньше иногда окружающие даже не понимали, умею ли я вообще разговаривать. (Смеется.)

Эва Грин, Аса Баттерфилд и Джорджия Пембертон
«Эва напоминает мне великолепных кинозвезд 20-х годов прошлого века, еще из немых фильмов» Эва Грин, Аса Баттерфилд и Джорджия Пембертон в фильме «Дом странных детей мисс Перегрин». 2016 г.
Фото: Legion-Media

Джонни Депп как-то сказал, что, увидев ваш рисунок Эдварда руки-ножницы, сразу понял, какого героя вы хотите из него сделать…

— Вот поэтому я и выбираю тех актеров, кто в состоянии понять, почувствовать мою идею, всего лишь взглянув на грубый, приблизительный скетч.

— По какому принципу актеры становятся «вашими»?

— Посмотрите на них! Все очень просто: они все странноватые у меня! (Смеется.) В случае с «Дамбо» особенно важно было собрать вместе Эву, Дэнни, Майкла и Колина. Хоть я его никогда раньше не снимал, но он отлично вписывается. Это было все равно как создать большую дисфункциональную семью. Как сама история в фильме и как сам цирк. И поскольку есть странный слоненок, то и все остальные тоже должны выглядеть странно. Чудиками, чудаками — как угодно. Но мне не нравятся эти постоянные попреки или, наоборот, хвалы типа «О, он снова ее снимает!» или «Он снова его снимает!». Я получал удовольствие со всеми актерами, с кем работал. И неплохо иногда что-то менять, смешивать. Если кто-то подходит для роли и я с ним уже работал — отлично! Не работал? Прекрасно! Особенно меня критикуют в связи с Деппом. Приходится очень стараться, чтобы не обращать на это внимания. «О, вы снова работаете с Джонни?» Или: «Как же так? Почему вы не работаете с Джонни?» И так плохо, и этак. Я сдаюсь!

— Но скажите по секрету: Депп был единственным актером, кому вы хотели отдать роль Безумного Шляпника в «Алисе…»?

— Это само собой. Хотя мне пришлось за него побороться. Он тогда еще не числился в студийных фаворитах. Не то что Том Круз, допустим. А тут речь шла о высокобюджетном фильме. Кстати, «Алиса…», несмотря на критику, заработала в прокате больше миллиарда долларов!

— Что же было для вас самым сложным в работе над «Дамбо», помимо компьютерного слоненка?

— Да вот эти самые прекраснейшие актеры! Самое сложное — всех их заполучить и с ними работать! (Смеется.)

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Тест на настоящего детектива
Пройдите тест на логику и узнайте, какой из вас сыщик



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог