Сигурни Уивер: «Жизнь слишком коротка, чтобы быть бездушной стервой»

Именно Сигурни проторила дорогу множеству актрис, сделавших карьеру в Голливуде на поприще...
Мария Обельченко
|
14 Мая 2023
Сигурни Уивер с Мелани Гриффит и Харрисоном Фордом
С Мелани Гриффит и Харрисоном Фордом на съемках фильма «Деловая женщина». 1988 г.
Фото: Legion-Media

Именно Сигурни проторила дорогу множеству актрис, сделавших карьеру в Голливуде на поприще суперженщин, способных дать фору не только любому мужчине, но и самому ужасному монстру.

В Голливуде, пожалуй, нет актрисы, которую можно было бы сравнить с Сигурни Уивер. Но это и неудивительно. Она — первая в истории кино супергероиня, еще со времен фильма «Чужой» 1979 года выпуска. Единственная из всех членов команды космического корабля сумевшая справиться с опаснейшим чужаком с другой планеты. До Сигурни задачи спасения человечества доверяли лишь актерам-мужчинам. В ее возрас­те мало кто вообще получает роли, и уж точно не главные и не в самых крутых блокбастерах, вроде «Аватара», побившего в 2010 году все рекорды, в том числе и «Титаника» того же легендарного Джеймса Кэмерона. Фантастика, но факт: в новом сиквеле «Аватар: Путь воды» персонажа Уивер — док­тора Грейс Огустин, погибшую в первом «Аватаре», — Кэмерон воскресил в образе Кири, 14-летней дочки главных героев Джейка и Нейтири, доверив эту роль Сигурни, которой на момент съемок исполнилось 72 года! И впереди еще три части грандиозного проекта, за участие в которых пошла бы на все любая молодая суперзвезда!

Сигурни выглядит словно только что вышла из состояния гиперсна где-нибудь в безвоздушном пространстве — элегантная, демонстрирующая естественную красоту, без намека на пластику. Свой поразительно молодой вид сама Уивер объясняет материнскими генами и тем, что никогда не жила в Лос-Анджелесе. Но и душа у нее, как уверен Кэмерон, тоже молодая. «Я отлично знаю, что в душе ты себя ощущаешь 14-летней. Такая взрос­лая и умудренная опытом и в то же время вечно прикалываешься, так что я даже не сомневаюсь, что у тебя получится», — сказал он Сигурни и попросил держать открытым «окно» в графике, дожидаясь, когда он вновь позовет ее на свою съемочную площадку. И спустя 13 лет сдержал свое слово. Чем привел Уивер в немалое замешательство. «Большую часть времени я находилась в агонии, — признавалась актриса. — Не понимала, что мне предстоит, а Джим отказывался отвечать на мои вопросы. Однажды в ответ на мою очередную жалобу он обернулся и сказал очень серьезным тоном: «Ты должна перестать испытывать неуверенность. Это совершенно неприлично, учитывая, кто ты, сколько тебе лет и чего ты достигла в своей карьере». И я замолчала».

Чудеса творила не только новая технология съемки, придуманная изобретателем-режиссером, но и сами актеры, и прежде всего Уивер. Она не могла позволить себе отстать от других членов команды («чтобы не думали, вот, мол, старая тетка взялась не за свое дело») и тренировалась с ними наравне. Паркур, силовые тренировки и, главное, дайвинг, ведь в сиквеле «Аватара» вместо лесных джунглей, где обитали синекожие жители Пандоры, режиссер поместил их в морской мир. Как и все актеры, Уивер почти год занималась подводным плаванием под руководством тренера. И вслед за Кейт Уинслет (новая участница команды «Аватара») во время тренировок побила рекорд Тома Круза по пребыванию под водой без акваланга, задержав дыхание на 6 минут 30 секунд.

Сигурни Уивер с Ридли Скоттом
С Ридли Скоттом на съемках фильма «Чужой». 1979 г.
Фото: Legion-Media

«У вас все в порядке, мэм?»

Сьюзен Александра Уивер — так звали будущую звезду (имя Сигурни она взяла себе подростком в честь одной из героинь «Великого Гэтсби», так как не хотела, чтобы ее называли Сьюзи) — родилась в Нью-Йорке 8 октября 1949 года. Отец Сильвестр «Пэт» Уивер был известным человеком на телевидении, который вскоре после рождения дочери стал президентом крупнейшей телекомпании NBC. Он, собственно говоря, придумал формат ток-шоу — впервые в истории запустил утреннее и вечернее шоу для американцев. Уивер был новатором, первопроходцем, невероятно популярной фигурой в мире телевидения и очень креативным человеком. Мать Элизабет, полная противоположность мужу, актриса, училась вместе с Вивьен Ли в Королевской академии драматического искусства в Лондоне, много работала в театре. К кино она относилась с некоторым пренебрежением, снималась мало, зато у таких режиссеров, как, скажем, Альфред Хичкок. Типичная англичанка, выдержанная, с поджатыми губами, высоко поднятой головой, все эмоции держала в себе, как в закупоренной наглухо бутылке. Выйдя замуж за американца, переехала в США и после рождения детей — сына и дочери — стала домохозяйкой. Как и многие англичанки, Элизабет не боялась выглядеть эксцентричной. Например, она одной из первых в Нью-Йорке увлеклась бегом и в 60-е годы бегала трусцой вдоль хайвея, пугая водителей, не понимавших, от кого она бежит. Машины тормозили, и Элизабет спрашивали: «У вас все в порядке, мэм? Может, надо вызвать полицию?»

Мать Сигурни была красавицей и никогда не прибегала к пластической хирургии, убежденная, что стареть надо с достоинством. Сигурни полностью с ней согласна. «Не вижу ничего привлекательного в том, чтобы к 70-летнему телу прилагалось натянутое лицо». Уивер восхищал в матери и ее стоицизм — она ни при каких обстоятельствах не позволяла себе жаловаться. Сама принимала решения и не отступала, воспитав в детях убеждение, что все зависит только от них самих.

Сигурни провела детство и юность в дорогих частных школах, пока незадолго до 18-летия не уехала в Израиль, где несколько месяцев жила в кибуце. А когда вернулась, поступила в Стэнфордский университет на филологический факультет. Отделение драмы в Стэнфорде ее не заинтересовало, Сигурни считала его недостаточно прогрессивным и скучным. Зато с удовольствием присоединилась к независимой театральной компании, где ставили новаторские спектакли по шекспировским пьесам и комедии дель арте. И колесили с ними по Калифорнии в трейлерах, прицепленных к машинам.

Сигурни Уивер с Сэмом Уортингтоном
Уивер не могла позволить себе отстать от других членов команды («чтобы не думали, вот, мол, старая тетка взялась не за свое дело») и тренировалась с ними наравне С Сэмом Уортингтоном в фильме «Аватар». 2009 г.
Фото: Legion-Media

«Я никогда не считала себя хорошенькой. Уже в 11 лет мой рост был почти таким же, как сейчас. Естественно, успеха мне это не могло принести. Да и моя мама, надо сказать, даже не пыталась как-то меня в этом плане подбодрить. Однажды я набралась смелости и спросила ее, могу ли я считать себя симпатичной. На что она ответила: «Нет, дорогая. Ты самая обычная». Довольно тяжело было с этим жить, если даже твоя родная мать не считает тебя хорошенькой. Потом я поняла, что мама таким манером хотела отбить у меня всякую спесь. Ведь я и так находилась в привилегированном положении». Во многом благодаря росту (1 метр 82 сантиметра) и нестандартной внешности Уивер не довелось играть романтических героинь и подружек главного героя. Наверное, к счастью, ведь иначе она бы не сыграла множество необычных и интересных персонажей. «Я была слишком высокой для традиционных ролей. И надо было быть сумасшедшим режиссером, чтобы, посмотрев на меня, сказать: «Ты подходишь!»

Не звездный материал

Сигурни мечтала именно о театральной карьере и никогда о кино. Но мать не поддержала дочь, в принципе будучи против актерской профессии: «Нет, дорогая, тебя там съедят заживо». Наверное, она не хотела, чтобы Сигурни обзавелась раздутым эго, и в то же время искренне считала ее слишком чувствительной для актерской работы. Отец любил называть актерство «великолепным рэкетом». Имея в виду несерьезность и сомнительность этого занятия, а также почти неизбежно прилагающийся к нему разгульный образ жизни. «Мой папа был полностью согласен с мамой, что я — не звездный материал. А я с детства была почему-то уверена, что все отцы владеют телевизионными каналами. И все дети могут прийти за кулисы спектакля «Питер Пэн» или вести себя в телевизионной студии как у себя дома. Привыкла к тому, что отец очень знаменит и влиятелен, хотя ко мне это не имело совершенно никакого отношения. Но все же у меня было преимущество перед страждущими славы и денег актерами — родители не одобряли мой выбор профессии, но поддерживали, в том числе и финансово, уже после того, как заплатили кучу денег за мое обучение в лучших университетах Америки. Однажды случилась забавная история. Я уехала сниматься в Лондон в «Чужом». И сдуру сняла квартиру в самом центре на площади, где через каждые пять метров пабы и бары. Народ вываливался из них поздно ночью, и до утра все громко и весело прощались друг с другом. О сне можно было и не мечтать. И я сделала то, что обычно делают великовозрастные дети из так называемых хороших семей. Позвонила родителям. И они прилетели и нашли мне квартиру в тихом месте. Я была очень благодарна. Иногда помощь родителей нужна, даже если тебе уже самой немало лет».

Впервые она сыграла в кино у Вуди Аллена в его оскароносном фильме «Энни Холл» крохотную рольку. Причем Аллен предлагал ей более значительную роль, но она отказалась: «Это помешало бы моим планам играть в экспериментальном театре буйнопомешанную шизофреничку, живущую с ежиком! Я тогда искренне полагала, что не имею морального права бросить коллег и ту единственную работу, для которой я пригодна».

Сигурни Уивер с Биллом Мюррэем
Спустя десятилетия Сигурни выглядит так, словно только вышла из состояния гиперсна где-нибудь в безвоздушном пространстве, — элегантная, демонстрирующая естественную красоту, без намека на пластику С Биллом Мюррэем в фильме «Охотники за привидениями». 1984 г.
Фото: Legion-Media

Чтобы стать актрисой, после Стэнфорда Сигурни поступила в Йельский университет, где училась вместе с Мерил Стрип на отделении драмы. Родители, убедившись в ее упрямстве и одновременно в неуверенности в себе, уговорили окончить в Йеле отделение драмы и получить образование классической театральной актрисы. И она снова была им благодарна, поскольку видела свое будущее на сцене крохотных репертуарных театриков. Где вполне успешно прозябала до того момента, как в 28 лет неожиданно получила роль в «Чужом».

«Рипли смогла, и ты сможешь»

На студии изначально не решались отдать эту роль женщине. Когда же решились, то режиссеру Ридли Скотту никто не нравился. И вот пришла Сигурни. На каблуках, со своим ростом она возвышалась над ним как башня. И он сразу же увидел в ней лейтенанта Эллен Рипли. Но студия воспротивилась. Уж если женщина, то должна быть известной актрисой. «В общем, помню, как я прилетела в Лос-Анджелес и мой багаж потерялся. И я пришла на встречу на студию в том же, в чем летела. Началась обязательная светская беседа — типичная для подобных встреч. Ни о чем. Когда все притворяются с разным успехом, что, собственно говоря, собрались просто поболтать среди своих. Через неделю я полетела в Лондон, где Ридли построил для пробы декорации, практически съемочную площадку. И мы там пробежались едва ли не по всему сценарию. Когда проба была готова, пришел один из продюсеров и собрал всех женщин, сотрудниц студии, и показал им. Они аплодировали. Только после этого студия очень нехотя — ведь все сроки уже вышли! — согласилась. И я подписала контракт — на 30 тысяч долларов. Боже, как же давно это было! Но тогда я и представить себе не могла, что за этим последует. Еще три серии, где я действительно играю главную роль! Но я до сих пор уверена — получила я эту роль во многом благодаря тому, что не слишком хотела. Так всегда бывает: если видят, что ты не очень заинтересована, обязательно дают. И наоборот».

Первым делом Уивер заявила режиссеру, что сценарий совершенно безликий и к тому же неправдоподобный даже для такого жанра. К счастью, Скотт относится к тем режиссерам, кто позволяет актерам высказывать свое мнение. И Сигурни так делала всегда — и с Джеймсом Кэмероном, и с Дэвидом Финчером, и с Жан-Пьером Жене. Этому французскому режиссеру поручили снимать четвертый фильм из серии «Чужой». Именно в этой серии было, по словам актрисы, сложнее всего сниматься: «Как вспомню эти огромные танкеры с водой и в них какие-то отвратительные уродливые монстры. Темно, жутко, маску снимаешь и плаваешь под водой до тех пор, пока кислород не кончается и не подплывает человек с аквалангом, чтобы дать подышать. Продолжался этот ад шесть недель. А до тех пор нельзя всплывать. Помню, я мужу говорила, что не смогу это испытание пройти. А он мне: «Сможешь. Рипли смогла, и ты сможешь».

Сигурни Уивер
В фильме «Исход: Цари и Боги». 2014 г.
Фото: Legion-Media

Эта героиня запустила карьеру актрисы в ту вселенную, о которой она и не мечтала. Актриса, игравшая фриков и клоунесс в богом забытых театрах, дылда баскетбольного роста и к тому же образованная, — на Сигурни до этого фильма стояло клеймо аномального явления в актерской среде, неудачницы, непригодной даже для того, чтобы просто числиться в списках агентов по кастингу. Изначально Рипли был мужчиной, и его превращение из супергероя в женщину, в супергероиню, стало феерической удачей не только для Уивер, но и для многих актрис, которые пошли по ее стопам. Хотя сделано это было вовсе не из желания продюсеров и режиссера потрафить женщинам. Феминизм тут совсем ни при чем. Создатели фильма задумали всего лишь шокировать и поразить зрителей, придумав героиню, которая способна выжить — одна-единственная — в ситуации и среде, когда все мужчины вокруг погибают.

Понять и простить

Режиссеры, работавшие с этой актрисой, не в состоянии ее забыть. Ридли Скотт после «Чужого» снял Уивер в роли еще одной властной дамы, жены египетского фараона и матери знаменитого Рамсеса II, в грандиозной эпической драме «Исход: Цари и Боги». Не говоря уж о Джеймсе Кэмероне. Закончив сценарий «Аватара», он сразу вспомнил об Уивер. Но своему инстинкту сначала не последовал. Не хотел, чтобы у зрителей возникали невольные ассоциации с «Чужим». И рассматривал совсем других актрис на роль доктора-биолога Грейс Огустин. Но позже признался себе же, что «будет полным идиотом», если не позовет Сигурни, которая «идеально подходит». Актриса отлично понимала, что этот фильм станет событием и кардинально изменит мир кино: «Джим больше всего поражает меня тем, что никогда, при всей своей страсти к фантастике, не пишет и не снимает, как я это называю, научно-фантастический бред. Его герои всегда — люди, человеки, даже обитатели другой планеты Пандоры. Кстати, Кэмерон и мою Рипли в «Чужих» сильно очеловечил, и даже нежданно-негаданно дал ей родить дочку».

Уивер быстро привыкла к ни на что не похожему съемочному процессу «Аватара»: на голове специальная шапочка-камера, фиксирующая все движения и выражения лица, глаз, даже ресниц. Черные трико на теле, отражающие каждое движение и передающие его на компьютер. Кэмерон изобрел эти костюмы уже в процессе съемок, опробовав свое главное изобретение — трехмерную камеру, которая позволяет режиссеру во время съемок видеть, как сцена будет выглядеть с добавлением компьютерной графики. Актеры, несмотря на опасения изобретателя, полюбили эти «игрушки». Сигурни съемки немного напомнили театр, жизнь на сцене в ее лучших проявлениях — когда в каждый данный конкретный момент ничего нельзя вырезать и все движения тела и лица уникальны и неповторимы.

Сигурни Уивер с Кейт Уинслет и Зои Салданой
С Кейт Уинслет и Зои Салданой на премьере фильма «Аватар: Путь воды» в Лондоне. 2022 г.
Фото: Legion-Media

В отличие от многих других Уивер очень лояльно относится к известному своими суровыми методами работы и жестким нравом легендарному режиссеру. Она всегда подчеркивает его любовь и уважение по отношению к актерам. «Что ж, работать с Джимом всегда очень напряженно. Но он любит своих актеров, поверьте. Да, он может источать желчь и яд. Но только не в адрес актеров! Никогда! А знаете почему? Потому что Кэмерон умеет все. Он освоил все профессии в кино — кроме одной. Он не умеет играть сам. Понимаете? Потому очень любит и ценит актеров. И все им позволяет. Но, конечно, когда слышишь его едкие замечания в адрес кого бы то ни было, все равно чувствуешь себя не очень... Наверное, именно это имеют в виду те, кто жалуется на моего друга Джима. И я призываю всех в таких случаях вспомнить о тех захватывающих до дрожи гениальных выдумках и идеях Кэмерона, которые и создают уникальную атмосферу у него на съемках. За это можно многое отдать и простить».

«Я развалюсь на части раньше»

Сама Уивер уверяет, что на первом месте у нее всегда стоит семья — муж, театральный режиссер Джим Симпсон, и дочка Шарлотта. И нет для нее ничего и никого их важнее. Как раз во многом благодаря мужу и их невероятно успешному и благополучному (вместе почти 39 лет) браку она и сумела сделать столь невероятную карьеру. «Мне достался уникальный мужчина. Джим был только рад, что в семье есть человек, который зарабатывает деньги, и с удовольствием занимался Шарлоттой, позволяя мне спокойно сниматься. И при этом нисколько не ревновал и не завидовал моей карьере. Только благодаря ему я смогла ее сделать. Его помощь и вклад в нашу семью бесценны. Считается, что мужчины, воспитанные строгими и сильными матерями, не всегда бывают пригодны для семейной жизни. Но мой Джим вырос именно с такой мамой. И подобное воспитание очень помогло ему правильно расставлять акценты в нашем браке. Особенно если учесть, что в отличие от своей хладнокровной мамы я всегда ужасно носилась с единственной дочкой. Даже не знаю, как мне удалось не свести ее в конечном счете с ума своими приставаниями, бесконечной заботой и поведением настоящей клуши. Особенно тяжело пришлось, когда проходили съемки «Аватара» в Новой Зеландии. Дочка как раз вошла в подростковый возраст, я жутко переживала за нее. Никак не могла заставить себя отпустить уже девочку, не держать ее на привязи своей любви и страхов. К счастью, Шарлотта не злится, пережила мое неимоверное занудство и очень меня любит. Когда дочь подросла, я помогла мужу создать свой театр. Это была наша общая мечта. Теперь Джим художественный руководитель небольшой театральной компании в нашем родном Нью-Йорке. У него уже три театрика под одной крышей».

Сигурни встретила Джима на театральном фестивале в 1983 году. Одновременно с режиссерской деятельностью 27-летний Симпсон подрабатывал барменом. И однажды Уивер пришла в этот бар с актером Кристофером Уокеном, они дружили. «Пол в баре был жутко грязный, но я сняла туфли на каблуках, чтобы удобнее было танцевать. И вот Джим тихонько подошел в темноте, взял мои туфли и отнес их в укромный уголок — чтобы не испачкались и их не затоптали. И я потом подошла к нему и вежливо спросила: «Сэр, вы, случайно, не знаете, где мои туфли?» Такой миляга!» Но тогда у Сигурни был бойфренд, и к тому же ей показалось, что симпатичный Джим, пользующийся всеобщей любовью и моложе ее на шесть лет, — этакий вечный холостяк. Но где-то месяцев через шесть она позвала его на вечеринку с актерами своего театра по случаю премьеры очередного спектакля. И он помог Сигурни убрать декорации после того, как все закончилось. И тогда она не выдержала и пригласила его поужинать. Ну а спустя три месяца они поженились. Вот такая незатейливая история. Хотя, по словам Сигурни, когда Джим сделал ей предложение, она честно пыталась его отговорить: мол, она старше, всегда будет раньше него справлять какие-то юбилеи и жизненные вехи. Потеряет зрение намного раньше. И вообще развалится на части быстрее. «Когда я свою речь завершила, Джим молчал, — вспоминает Уивер. — Мне показалось, я его напугала. Но он почему-то не воспользовался моментом и не отказался от своей идеи. И мы все-таки поженились».

Сигурни Уивер с мужем
«Мне достался уникальный мужчина. Джим нисколько не ревновал и не завидовал моей карьере. Только благодаря ему я cмогла ее сделать. Его вклад в нашу семью бесценен» С мужем Джимом Симпсоном на премьере фильма «Аватар: Путь воды» в Голливуде. 2022 г.
Фото: Legion-Media

О Сигурни Уивер, как о многих звездах, ходит немало мифов. Один из них: во время учебы в Стэнфордском университете она жила… на дереве. Но актриса уверяет, что это никакой не миф. Она и впрямь ушла из общежития и, одевшись как эльф, провела некоторое время в домике на ветвях огромного раскидистого дерева. В начале 70-х Стэнфорд был очень вольным местом. И многие этой вольницей пользовались. Каждый на свой лад. У Сигурни были друзья, которые обитали в трейлерах и геодезических куполах. А жизнь в общежитии казалась ей крайне скучной. Соседки были очень милые, но страшно консервативные девушки. Вот она и покинула эту тихую обитель. А еще Уивер часто называют снежной королевой. И вот это точно миф: «Боже, как это далеко от истины! Даже в «Ледяном ветре» моя героиня Джейни на самом деле потеряна, «отключена» от окружающей ее реальности, семьи, но она не холодная ледышка! Я же смело могу назвать себя душкой — моей мягкости нет предела. И знаете, мне кажется, жизнь слишком коротка, чтобы позволить себе быть холодной, бездушной стервой...»




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая