Шарль Азнавур: «Для необразованного сына эмигрантов я неплохо преуспел»

Карьера этого артиста продолжалась около 80 лет. Более тысячи песен (большинство из них он написал...
Мария Обельченко
|
21 Августа 2022
Шарль Азнавур. Фото
Шарль Азнавур
Фото: Legion-media

Карьера этого артиста продолжалась около 80 лет. Более тысячи песен (большинство из них он написал сам), три сотни альбомов, более 180 миллионов проданных пластинок и записей, сотни гастролей, тысячи концертов и свыше 70 фильмов...

Его музыка и стиль вышли дале­ко за рамки золотого века шансона и оказали огромное влияние на французскую и мировую эстраду. Азнавур пел на французском, английском, итальянском, немецком, армянском, испанском и русском языках. Боб Дилан на вопрос о любимых музыкантах ответил: «Я очень люблю Шарля Азнавура. Услышал его первый раз на концерте в Карнеги-холле в Нью-Йорке в 60-е годы, и у меня буквально снесло крышу». Стинг говорил: «Для меня Азнавур — икона не только как певец, но и как актер, личность, мастер шансона». Азнавуром восхищались Фрэнк Синатра, Селин Дион, Эдит Пиаф. Лайза Миннелли признавалась, что именно он «научил ее петь и полностью изменил жизнь».

В 1998 году по результатам опроса, проведенного крупнейшими медиа, Шарль Азнавур был назван «артистом столетия», обойдя Элвиса Пресли, Фрэнка Синатру и Боба Дилана. Смерть 94-летнего певца, актера и композитора в октябре 2018 года для многих стала шоком. Казалось, Азнавур обладает каким-то особым знанием о жизни, дарующим ему бессмертие. С 2006 года он без устали давал концерты по всему миру — несмотря на проблемы и со зрением, и со слухом (Шарль не скрывал, что использует слуховой аппарат и телесуфлер, когда забывает слова собственных хитов). В 2014—2016 годах выступал в Брюсселе, Берлине, Барселоне, Мадриде, Праге, Москве, Бухаресте, Лондоне, Дубае, Монреале, Сиднее, Нью-Йорке, Монако, Токио, Амстердаме. В 2017—2018 годах гастрольный тур включал Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Сантьяго, Буэнос-Айрес, Москву, Вену, Сидней, Мельбурн, Гаити, Мадрид, Лондон... Концерт в Осаке 19 сентября 2018 года стал его последним выступлением...

Шарль Азнавур с Эдит Пиаф
С Эдит Пиаф. 1957 г.
Фото: Legion-media

Шарль Азнавур родился в Париже в семье армянских эмигрантов, уехавших во Францию в 1922 году. При рождении он получил имя Шахнур. Отец Миша (Мамикон), наполовину грузин и наполовину армянин, родился в Ахалцихе Тифлисской губернии Российской империи и стал певцом. Дед Азнавура по отцовской линии был поваром губернатора в Тифлисе. Мать Кнар, актриса и искусная белошвейка, происходила из армянской купеческой семьи, жившей в Турции. Шарля и его сестру Аиду с детства учили армянскому языку и культуре. Родители ставили в их небольшой квартире в Латинском квартале Парижа домашние спектакли, и Шарль в 5 лет сыграл свою первую роль. Не скрывали Миша и Кнар и своего отношения к несчастьям, которые переживала их родина. «Эта трагедия в моей крови», — однажды признался Азнавур, имея в виду геноцид армян. Они жили более чем скромно, занятия искусством дохода не приносили, пришлось открыть маленький армянский ресторанчик, где работала вся семья. А отец с сыном по вечерам пели перед посетителями. Но ресторан тоже почти не приносил денег, тем более что родители постоянно кормили кого-то бесплатно, и в конце 30-х годов закрылся. Шарль подрабатывал разносчиком газет и торговал на блошиных рынках старинным хламом и безделушками.

В 9 лет будущий шансонье бросил школу и подвизался в театре, а позже снимался в эпизодах в кино. В 11 лет он уже разъезжал по городам и весям с уличной театральной труппой. Певцом становиться не собирался: играть на сцене — вот что его занимало больше всего. Но во время войны Азнавур зарабатывал на хлеб именно пением в кабаре и ночных клубах и помогал родителям прятать от немцев армян, евреев, русских и всех, кто в этом нуждался. Отец был связан с Сопротивлением, и много позже Шарль получит специальный орден за заслуги семьи в период немецкой оккупации.

В начале 40-х Шарль познакомился с таким же, как он, молодым композитором и музыкантом — Пьером Рошем. Их дуэт пользовался успехом в клубах и кабаре Франции. Пьер играл на пианино и пел даже чаще, чем Азнавур, потому что голос Шарля нравился далеко не всем. Иногда его даже «просили» со сцены грубыми криками или улюлюканьем. В основном роль Азнавура заключалась в сочинении музыки и стихов для песен, которые исполнял его партнер. В 1946 году на «Роше и Азнавура», как именовался их музыкальный дуэт, обратила внимание Эдит Пиаф. Королева французского шансона пригласила их в свое турне по Северной Америке — они выступали у нее «на разогреве». А по возвращении заключили контракт с «Олимпией» и «Альхамбра», крупнейшими концертными залами во Франции. Вскоре Пиаф убедила Азнавура начать сольную карьеру. Но критики, да и публика, в большинстве своем далеко не сразу оценили нового протеже Пиаф. Он сочинял песни для Эдит и 8 лет жил вместе с ней в качестве секретаря. По его уверениям, их связывала исключительно «романтическая дружба» или же, как он еще говорил, «больше, чем дружба, но меньше, чем любовь». «Мы были как кузены. Сообщники. И это нас и спасло... Я лишь вытирал Эдит слезы, когда она страдала от очередной любовной драмы». На вопрос, почему все-таки Пиаф «зацепила» не известного никому Азнавура и так долго держала при себе, он отвечал: «Я принес ей свою молодость и безумие, она любила мою джазовую живость».

Шарль Азнавур с Лайзой Миннелли
С Лайзой Миннелли. 1994 г.
Фото: Legion-media

Пиаф считала, что Азнавуру мешает добиться успеха его мужская непривлекательность, и месяцами уговаривала его хотя бы исправить нос, поскольку все остальные недостатки, вроде маленького роста, нефранцузского происхождения и худосочности, исправлению, увы, не подлежали. После того как он наконец согласился лечь под нож хирурга, Пиаф посмотрела на Шарля и мрачно сказала: «Раньше ты мне нравился больше».

Позже Азнавур скажет: «Все больше и больше мужчин себя меняют. И это всегда заметно, когда их показывают по телевидению. Закрашенная седина под ярким светом приобретает голубой оттенок. Да, я поменял себе нос. Сделал так, что вместо выпавших седых волос появились новые — тоже седые. Но оставил свои морщины на месте. И я выгляжу моложе других, потому что никогда больше не пытался отретушировать работу, которую проделала природа».

Шарль Азнавур
1982 г.
Фото: Legion-media

Критики, особенно во Франции, еще долго будут называть его «уродливым и низкорослым», его голос «необработанным и ужасным», а слова песен «вульгарными». Один из критиков написал: «Зачем они выпустили калеку на сцену?» — Азнавур до конца своих дней не мог забыть этих слов. Тогда еще не все понимали, что он — современный трубадур, унаследовавший исконно французские традиции средневековых менестрелей, или жонглеров, как их именовали в Средние века. Представляя свои песни на самые запретные темы, обращаясь в том числе к не слишком образованным людям и эмигрантам, он выглядел «фривольным грубияном» и даже некоторой угрозой обществу. Но это не помешало, а, напротив, во многом и помогло Азнавуру стать одним из самых успешных артистов в мире. Его песни о любви всегда отличались рискованными сюжетами. Секс в 40-е годы был темой если не запретной, то подаваемой публике, что называется, при выключенном свете. Певицы мог­ли петь о своем разбитом сердце, но вот певцы не должны были демонстрировать отчаяние из-за превратностей любви. «До Азнавура отчаяние не пользовалось популярностью», — говорил Жан Кокто.

Шарль Азнавур с Элиасом Котеасом и Эриком Богосяном
С Элиасом Котеасом и Эриком Богосяном в фильме «Арарат». 2002 г.
Фото: Legion-media

Шарль сочинял песни и пел обо всем — о депрессии, сексе (реальном, лишенном привычного флера романтики и недосказанности), вреде предрассудков и предвзятых мнений, насилии над женщиной и ее праве об этом рассказывать, фатальных происшествиях, которые случаются с людьми... И на протяжении всей карьеры упорствовал в своей «ереси», не желая раскаиваться и продолжая рассказывать в своих песнях о том, что было не принято обсуждать вслух, не то что перед тысячами людей. Полушутя называл это свое стремление нарушать любые табу «своего рода недугом». Одна из таких песен, Apr?s l’amour, в 1955 году была даже запрещена на французском радио.

Шоу в Касабланке в 1956 году считается поворотным моментом в артистической карьере Азнавура — там пуб­лика практически впервые бурно и однозначно продемонстрировала свое принятие и обожание музыки и песен «малыша Шарля», как вскоре будут его называть во Франции. А в 1960 году свои двери распахнул перед шансонье знаменитый Карнеги-холл в Нью-Йорке. Только тогда критики признали наконец его талант и необыкновенное очарование голоса. Каждое выступление становилось событием, а билеты на концерты раскупались за считаные часы. К концу 50-х песни Шарля стали одна за другой становиться шлягерами и возглавлять музыкальные хит-парады.

Одним из первых с Азнавуром начал сотрудничать маэстро Поль Мориа со своим оркестром. На протяжении жизни Шарль выступал вместе на концертах и записывал пластинки с Фрэнком Синатрой, Элтоном Джоном, Селин Дион, Брайаном Ферри, Стингом, Патрисией Каас, оперными тенорами Лучано Паваротти и Пласидо Доминго. Еще одна его музыкальная партнерша, Лайза Миннелли, не скрывала никогда, что именно Азнавур научил ее петь. «Она сама так говорит. Иначе я бы не посмел открыть рот», — по-детски комментировал он признания Лайзы.

Шарль Азнавур с Мирей Матье и женой Уллой
С Мирей Матье и женой Уллой. 90-е гг.
Фото: Legion-media

Как и дорога к славе и признанию, его путь к счастью тоже не был легкой прогулкой в парке. Но и точно так же после всех неудач и проблем личная жизнь обернулась успехом.

Со своей третьей женой Уллой То­р­сель Азнавур прожил 51 год — до самой своей смерти. Мало кто из звезд может похвастаться столь долгим и при этом несомненно счастливым браком. Спокойно, но решительно Улла отклоняла любые просьбы об интервью, предпочитая держаться в тени мужа и редко появляясь на публике. Вокруг нее сложилась аура загадочности — множество журналистов безуспешно на протяжении десятилетий пытались разгадать тайну ее счастливого брака с известным сердцеедом Азнавуром. Сам же он уверял, что главный секрет прост и заключается в двух его неудачных первых браках. Первый раз он женился в 21 год в 1946 году на Мишлин Рюгель и развелся спустя 6 лет. «Мы были слишком молоды, и у меня не было денег, чтобы брать с собой жену на гастроли. Мы расстались друзьями, очень мирно. Я не платил алиментов, но оплатил ее вторую свадьбу и зубного врача». От этого брака у него родилась дочь Патрисия (Седа). Азнавур не раз повторял, что всегда предпочитал расставаться с женщинами по-доб­рому. Но в случае со второй женой Эвелин Плесси номер не прошел. «Этот разрыв дорого мне обошелся. Она не хотела быть за мной замужем, но и деньги терять не хотела. Мне же стремление обогащаться, иметь как можно больше денег всегда представлялось аморальным. Очень плохо мы расстались. И это печально». Впрочем, в этой истории не все так просто. В некоторых источниках говорится, что одной из причин развода с Эвелин (они были в браке с 1955-го по 1960 год) стало отсутствие детей. При этом ребенок у Азнавура все-таки родился — в начале 50-х у танцовщицы кабаре, с которой у Шарля был короткий роман, на свет появился сын певца Патрик. Судьба парня оказалась печальной. В возрасте 25 лет его нашли мертвым в подаренной отцом квартире. Были ли тому виной алкоголь и таблетки, рассыпанные рядом с телом, неизвестно, по крайней мере официально. Семья Азнавура умеет хранить секреты.

В отличие от первых двух жен-певиц, 20-летняя модель Улла Торсель, приехав в Париж из Швеции, в деньгах особо не нуждалась. С Азнавуром они встретились и познакомились случайно в одном из парижских ресторанов. Шарль обратил внимание на красивую блондинку без капли макияжа на спокойном лице и позже говорил, что больше всего его привлекла ее «скандинавская честность». Месяцем позже он снова встретил шведку в Сен-Тропе на вечеринке у своего приятеля Саши Дистеля, актера и композитора русского происхождения. Любовь модели и певца разгоралась медленно, постепенно. «Огонь хорош в любовных делах, но он имеет свойство быстро все выжигать. Чем быстрее женишься, тем быстрее разведешься», — считал Азнавур.

Шарль Азнавур с Жан-Полем Бельмондо
С Жан-Полем Бельмондо на премьере фильма «Баловень судьбы». 1988 г.
Фото: Legion-media

Он вообще не хотел жениться, разочарованный предыдущими попытками, его устраивали отношения без брака. Но Улла придерживалась строгих протестантских традиций. И когда поняла, что Азнавур не готов переступить через свое нежелание официально закрепить их союз спустя почти три года романа, уехала в Швецию, к своей семье. Будучи на гастролях в Сан-Франциско в то время, он не выдержал и, позвонив ей, попросил заказать свадебное платье. Они поженились в Лас-Вегасе в январе 1967 года. Улла родила Шарлю троих детей. Дочь Катя, как и первая дочка Азнавура Патрисия, пошла по отцовским стопам, став актрисой и певицей. Сын Миша — писатель и музыкант, младший сын Николя — специалист в области неврологии, взявший на себя управление благотворительным фондом, созданным его отцом.

Вдова певца после его смерти согласилась дать интервью — в виде исключения. Улла сказала, что справиться с горем ей помогает музыка мужа. «Я слушаю его песни дома, в машине... Я слушаю артиста, а не своего мужа. Потому что я никогда этих двоих не путала».

Среди 70 фильмов, в которых снялся Азнавур, — «Стреляйте в пианиста­» Франсуа Трюффо, дружившего с Азна­вуром и писавшего этот сценарий именно для него, «Призраки шляпника» Клода Шаброля, «Жестяной барабан», «Дьявол и десять заповедей», «Арарат». Азнавур много помогал родине своих предков Армении, получил гражданство, был ее представителем по всему миру, сразу же приехал туда после страшного землетрясения 1988 года...

Шарль Азнавур с женой и детьми
С женой Уллой и детьми Мишей, Катей и Николя. 1978 г.
Фото: Legion-media

«Не собираюсь хвастаться, но должен признать, что для необразованного сына эмигрантов я неплохо пре­успел», — говорил Азнавур.

Незадолго до смерти артист планировал турне, посвященное своему 95-летию, и выражал желание устроить грандиозное шоу 22 мая 2024 года, в день своего столетнего юбилея. «Почему я должен останавливаться? Чтобы умереть дома в кресле? Нет, спасибо», — сказал Шарль в своем последнем интервью. Присущая ему самоирония заканчивалась, когда дело касалось столь серьезного аспекта, как окончание работы и жизни...

В апреле 2018 года должен был состояться концерт Азнавура в Санкт-Петербурге. Но его отменили из-за проблем со здоровьем — 93-летний певец оказался в одной из клиник города. Выступление отменили, и Шарль обе­щал непременно вернуться в Россию в следующем году. Однако 1 октября 2018 года умер в своем доме на юге Франции...

Шарль Азнавур
«Почему я должен останавливаться? Чтобы умереть дома в кресле? Нет, спасибо» 2000 г.
Фото: Legion-media

Прощальная церемония с Шарлем Азнавуром состоялась в Доме инвалидов в Париже. Гроб с телом великого шансонье, задрапированный во французский флаг, внесли и установили под звуки народного армянского музыкального духового инструмента дудука во дворе Дома инвалидов, где похоронен Наполеон. «Во Франции поэты не умирают», — сказал президент страны в прощальном слове и назвал Азнавура одним из самых «значительных представителей Франции», чьи стихи и песни обращались к «нашей тайной хрупкости и уязвимости, служили спасительным и успокаивающим бальзамом для миллионов людей... Столько лет подряд он делал нашу жизнь приятнее, а слезы — менее горькими...».

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Прогноз на неделю 6 — 12 мая по дате рождения
«Предстоящая неделя связана с числом 8 и планетой Сатурн, которая отличается удивительной способностью создавать преграды, накладывать ограничения и вставлять «палки в колеса». А все потому, что Сатурн — самый строгий и требовательный учитель, вынуждающий проходить огонь, воду и медные трубы ради получения желаемого», — говорит практикующий ведический астролог Ирина Орлова.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог