Сергей Маковецкий об Алексее Балабанове, его фильмах, актерах и друзьях

«В июне обязательно буду в Питере, приду на могилку и скажу: «Прости, Леша! Если в чем виноват...»
Алексей Балабанов создал портрет своего поколения в своем времени и месте Алексей Балабанов создал портрет своего поколения в своем времени и месте Фото: Андрей Федоров

21 мая в Петербурге простились с Алексеем Балабановым. Фильмография режиссера насчитывает два десятка лент, среди них — «Брат», «Брат-2», «Про уродов и людей», «Война», «Жмурки», «Мне не больно», «Груз-200», «Морфий»... Народный артист России Сергей Маковецкий снимался в пяти его картинах — чаще остальных коллег по цеху. Сегодня он вспоминает о совместной работе и делится мыслями о том, кем был ушедший для отечественного кинематографа и почему так тяжела утрата...

Про первую встречу

— Мы познакомились в 95-м.

Нас представили друг другу в московском арт-клубе, название которого за давностью лет не вспомню. Фамилия Балабанов мне ничего не говорила, но мы были ровесниками и легко нашли общий язык. Алексей предложил сразу два сценария — короткометражки «Трофимъ» для альманаха, посвященного столетию кинематографа, и полновесного фильма «Про уродов и людей». Он хотел снимать обе картины без паузы, одну за другой. В новелле мне отводилась роль деревенского мужика, из ревности зарубившего топором родного брата и ударившегося в бега. На вокзале в Петербурге полиция арестовала Трофима, но тот прежде успел, сунув из любопытства нос в объектив, помешать стоявшему на перроне оператору снять прибытие поезда.

Несчастный французик только махал рукой и беспомощно кричал: «Атанде! Атанде!» Балабанов сделал очень талантливое и стильное кино. Сергей Астахов, работавший с Алексеем на многих его картинах, снимал на камеру эпохи братьев Люмьер, предварительно реанимировав древний аппарат. Эти кадры и вошли в фильм.

«Про уродов и людей»

— С ходу приступить к съемкам картины о хозяине подпольного фотоателье Иогане у Балабанова не получилось, и он снял малобюджетного «Брата», имевшего оглушительный успех у зрителя. После этого Алексей вернулся к замыслу фильма «Про уродов и людей», сценарий которого несколько лет лежал в его рабочем столе. Честно говоря, после первого прочтения я мало что понял о своем будущем герое, не мог объяснить словами этого человека.

По фильмам Балабанова можно изучать историю нашей страны последней четверти века: наши комплексы («Про уродов и людей»),... По фильмам Балабанова можно изучать историю нашей страны последней четверти века: наши комплексы («Про уродов и людей»),... Фото: Photo12/AFP

Леша успокоил: «Ничего-ничего, разберемся в процессе». Единственное, что я сразу почувствовал: глаза у Иогана должны быть другого цвета, не моего. Балабанов сначала отмахнулся: глупости! Но я все-таки затащил его в подвернувшуюся по дороге питерскую оптику. Попросил продавщиц: «Девчонки, умоляю, подберите какие-нибудь линзы». Те стали что-то предлагать, но все было мимо. Алексей занервничал: «Серега, поехали, не теряй время». И тут я примерил последнюю пару... Не знаю, что за диоптрии стояли в линзах, но я видел не Балабанова, а его размытый силуэт. Начал таращиться изо всех сил, и в тот же момент Леша произнес: «Пожалуй, ты прав, в этом что-то есть...» Потом для съемок мне сделали «нулевые» черные линзы, что придало взгляду Иогана весьма необычное выражение.

Анатолий Папанов: в каком фильме лучшая роль актера?
«Бриллиантовая рука» (1968)
4717
28%
«Берегись автомобиля» (1965)
1149
7%
«12 стульев» (1976)
1027
6%
«Живые и мертвые» (1963)
1956
12%
«Холодное лето пятьдесят третьего...» (1987)
6850
41%
«Ну, погоди!» (1969)
925
6%



ПОПУЛЯРНЫЕ КОММЕНТАРИИ
  • thebestya

    #
    интересный материал, спасибо...

  • #
    #comment#
  • Не удалось отправить сообщение
    Любовь Толкалина Любовь Толкалина актриса театра и кино
    Все о звездах

    Биографии знаменитостей, звёздные новости , интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на 7days.ru. Воспользуйтесь нашим поиском по звёздным персонам.



    НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

    Загрузка...