Режиссер «Тещи»: «Когда снимали сцены драки, Гузеева говорила Харламову: «Ты меня не жалей!»

«Продюсеры, которые видели эти фамилии — Гузеева и Харламов, — один за одним крутили пальцем у...
Инна Фомина
|
29 Ноября 2023
Лариса Гузеева и Гарик Харламов. Фото
Лариса Гузеева и Гарик Харламов
Фото: Пресс-служба кинокомпании «Централ Партнершип»

«Продюсеры, которые видели эти фамилии — Гузеева и Харламов, — один за одним крутили пальцем у виска. Но я знал, что, если «непримиримость» этих двух звезд по жизни проявится на экране, — это как раз то, что нам очень нужно!» — рассказывает режиссер фильма «Теща» Аскар Узабаев.

— Аскар, в вашем новом фильме «Теща», который выходит на экраны 30 ноября, роли тещи и зятя исполняют Лариса Гузеева и Гарик Харламов. Очень необычный «дримкаст». Во-первых, Гузеева очень давно не снималась в кино...

— Да, насколько я знаю, лет десять, а главных ролей у нее не было лет двадцать. Когда Лариса согласилась на наш проект, она мне сказала: «Я увидела, что здесь есть что поиграть». По-моему, для актера это больше чем достаточно. Лариса вообще очень бесстрашная, такая авантюристка!

— Во-вторых, судя по соцсетям, эти две звезды не очень-то друг друга жалуют. Все началось четыре года назад, когда Гузеева в своей телепрограмме в запале произнесла грубоватое слово, а Харламов смонтировал с ним забавное видео. С этого момента комик регулярно троллит актрису, сделав ее объектом своих едких насмешек и ­пародий. Лариса долго не реагировала на подобные «наезды». Но со временем призналась, что Гарик, с которым она лично не знакома, ее «задолбал». И вы хотели, чтобы актеры, у которых такие непростые отношения, сыграли у вас членов одной семьи?!

Фото: Пресс-служба кинокомпании «Централ Партнершип»

— Я фанат Гарика Харламова, давно слежу за его страницей в соцсетях и, конечно, читал, как он троллит Ларису. Я также фанат Ларисы, слежу за ее соцсетями. Так что видел, как она обращает внимание на шуточки Гарика и весьма остро ему отвечает, а иногда не отвечает. Да, я в курсе этой истории, и мне она показалась безумно забавной. Я подумал, что, если такой «бэкграунд» двух актеров, их «непримиримость» по жизни проявится на экране, будет классно, это как раз то, что нам очень нужно! Острые отношения Ларисы и Гарика стали для меня тем триггером, который помог нашему кино случиться...

— Как вообще возникла идея этой комедии?

— Сюжет, где теща и зять живут в одной квартире и не могут терпеть друг друга, в принципе, не нов. Но мне пришло в голову его продолжение: оба в какой-то момент оказываются в шкуре «противника». В буквальном смысле. Мы начали продумывать эту историю в соавторстве с замечательным сценаристом Ерзией Ертлес. Написали первый драфт (черновой набросок сценария. — Прим. ред.) и стали стучаться в разные двери. Ходили с нашей историей по кабинетам и долго искали тех людей, которые поверили бы в мою идею — в кинодуэт Гузеевой и Харламова.

— Легко их нашли?

Анатолий Краснопивцев и Лариса Гузеева. Фото
Анатолий Краснопивцев и Лариса Гузеева
Фото: Пресс-служба кинокомпании «Централ Партнершип»

— Продюсеры, которые видели эти фамилии — Гузеева и Харла­мов, — один за одним крутили пальцем у ­виска. Говорили: «Да, это было бы очень прикольно. Но собрать в один проект двух таких звезд невозможно, у тебя это никогда не получится». И предлагали делать кино с другими артистами. В какой-то момент я даже опустил руки. Но тут наш сценарий попал на стол Тимуру Вайнштейну. Он его прочитал и сказал: «Такой фильм может состояться, только если в нем будут играть ­Гу­зеева и Харламов. И я для этого ­приложу все усилия». Наконец кто-то ­действительно понял, что я хочу сделать! Потом начались другие проблемы: свести расписание двух безум­но медийных актеров было очень непросто...

— Вы упомянули, что это кино — с «переселениями», когда люди меняются телами...

— Да, теща оказывается в теле зятя, а он — в теле тещи. В этом плане наше кино не уникально, такой сюжетный ход есть во многих картинах. Я сам использовал его в одной своей ленте. Однако у нас этот поворот несет особый смысл: он дает героям возможность понять друг друга. До этого они только обвиняли, критиковали, высказывали свое недовольство. Но никогда не пытались понять, почему человек ведет себя именно так, почему поступает подобным образом? Ни теща, ни зять даже не пытались встать на место «противника», а на самом деле близкого человека, члена семьи — побыть в его шкуре, вникнуть в его мысли, характер, обстоятельства жизни. 

Вы знаете, это ведь наша общая проблема, ментальный код: каждый зациклен на себе и не хочет понять другого, но при этом охотно обвиняет его во всех грехах. Мне захотелось сделать такое кино, чтобы все тещи Вселенной поняли, что зятья не настолько плохие, как они о них думают, — да, зятья ведь тоже люди! И чтобы все зятья Вселенной в свою очередь задумались о том, что теща на самом деле не враг, что она желает только лучшего и своей дочери, и ему — своему зятю. Истина на самом деле проста: в любящей семье люди должны садиться и общаться, разговаривать друг с другом. И тогда многие проблемы можно будет решить.

Александр Лыков
Александр Лыков играет мужа Ольги Николаевны
Фото: Пресс-служба кинокомпании «Централ Партнершип»

Продюсер Михаил Погосов:

«Я фанат Лыкова. В нем живет вулкан страстей. И вот этот вулкан выплеснулся. Его легкая улыбка с ухмылкой… Все сыграло. Он очень эмоционален, и финальная сцена с трубой, она, конечно, прошибает на слезу».

В нашем фильме много смешного — фраз, ситуаций. Есть и экшен. Но для меня очень важно и то, что героиня в конце концов осознает: главное — не мешать жить молодым, дочери и ее мужу. Можно очень их любить, много чего стараться для них сделать, но не мешать строить свою жизнь!

— Вам надо было отстоять дуэт Гузеевой и Харламова. А с какими еще трудностями пришлось столкнуться?

— Так получилось, что мы не­множко «вывалились» из зимы. В фильме действие происходит накануне Нового года и в новогоднюю ночь. Но съемки затянулись. Надо было снимать заснеженную Москву, когда в город уже пришла весна. Поэтому пришлось создавать зиму самим: строить целый столичный микрорайон в огромном подмосковном павильоне — «Главкино». Причем мы решили не копировать конкретный уголок Москвы, а, раз возводим локацию с нуля, соз­дать что-то оригинальное, свое. В другом павильоне — поменьше — построили квартиру, где живут наши герои. 

Мы очень внимательно, с душой подошли к этому интерьеру. Главной задачей для съемочной команды было соз­дание на экране чего-то близкого и родного, чтобы каждый, кто будет смотреть фильм, ощутил себя как дома или как в квартире у своей тещи. Мы собирались, обсуждали интерьеры, вспоминали: «у моей тещи на кухне так, а у моей в коридоре вот так». И многое из рассказанного вошло в фильм.

Лариса Гузеева, Гарик Харламов
и Толепберген Байсакалов. Фото
Лариса Гузеева, Гарик Харламов и Толепберген Байсакалов
Фото: Пресс-служба кинокомпании «Централ Партнершип»

Продюсер Михаил Погосов: 

«Лариса и Гарик — это была легендарная встреча»

«Тимур Вайнштейн звонил Гарику, я звонил Ларисе Андреевне. И мы договаривались. В результате некоторых дипломатических ходов, убеждения они встретились. Это была легендарная встреча, которую Тимур снял на свой телефон. Гарик приехал с букетом цветов на разговор с Ларисой Андреевной. Тогда встретились два человека, которых мы теперь называем Лариса Харламова и Гарик Гузеев».

— Кстати, Аскар, а что привнес­ла в картину ваша теща?

— Не знаю, что тут причина, а что следствие, но именно во время съемок «Тещи» я женился: первый раз вступил в брак, впервые ощутил на себе, что такое быть зятем и что такое теща! У меня она безумно классная, ее зовут Алия, живет в Челябинске. Люблю ее за то, что она может в один момент остановиться и спросить: «Слушай, Аскар, а тебе вообще сейчас по жизни хорошо?» В такие минуты всегда думаю: «Как же здорово, когда кто-то задает тебе такой вопрос и что это твой близкий человек!» В общем, в фильм от своей тещи я взял вот такое умение без всякого сарказма спросить родного человека: «У тебя все хорошо, ты как вообще себя чувствуешь?»

Так получается, что я, как сценарист, в ситуации «теща против зятя» побывал с обеих сторон баррикад. Понял, что у людей может быть разное настроение — и вселенская доброта, и агрессия. И мне очень хотелось донести до людей такую мысль: дорогие тещи и зятья, если вы не понимаете друг друга, обижаете и обижаетесь, вам надо просто сесть и поговорить. Потому что именно недосказанность рождает большинство проблем. Наши главные герои живут в одной квартире, но они сильно разобщены, абстрагированы друг от друга. Видят, что ситуация ненормальная, что в семье раздрай, но никто не хочет поговорить по душам. В этом и корень проблемы. А вовсе не в разнице в возрасте или в социальном статусе, профессиях...

— Кстати, а чем занимаются главные герои?

Настасья Самбурская и Александр Лыков. Фото
Настасья Самбурская и Александр Лыков
Фото: Пресс-служба кинокомпании «Централ Партнершип»

Режиссер Аскар Узабаев: «Было важно, что Настасья и Лариса похожи»

«Что касается Настасьи Самбурской, она классная актриса. Умеет играть то, что от нее требуют: эффектную красавицу на каблуках и тут же беременную женщину в гормональном стрессе. Мне было очень важно, чтобы мать и дочь были похожи внешне. Чтобы было ощущение, что это ее частичка. Что в ней есть ее характер. Настасья это дала».

— Героиню Гузеевой Ольгу Никола­евну, очень властную женщину, мы сделали начальником ЖКХ. На самом деле мне кажется, что любая теща — это руководитель коммунального хозяйства в отдельно взятой квартире. Так что тут все сошлось. Кстати, героиня Ларисы много лет работает с гастарбайтерами, нашла к ним подход, научилась понимать киргизский язык.

А персонаж Харламова Вик­тор — настоящий герой нашего времени. Молодой человек, который очень хочет заработать денег, чтобы его семья ни в чем не нуждалась. Поэтому он пробует заниматься всем подряд: то продает банные веники, то организует какой-то стартап. Витек слушает советы всевозможных коучей и тренеров, пытается придумать что-то уникальное в бизнесе. А в результате у него ничего не получается — просто так складываются обстоятельства. Ведь иногда надо отступить, подождать, и тогда после шторма наступит штиль, а после черной полосы — белая. Кто-то назовет его непутевым или неудачником. Но если присмотреться к Вите повнимательнее, то увидишь: он реально пытается сделать все для своей семьи. Просто ему, как всем нам, зятькам, нужно, чтобы в нас верили наши жены и наши тещи, чтобы они с нами пообщались по душам...

— Во время съемок Гузеева и Харламов строго следовали сценарию или могли на площадке импровизировать?

— Лариса и Гарик много своего привнесли в героев. Лариса в работе вообще очень дотошная и щепетильная, вникает во все детали. Гарик тоже безумный профессионал. Я не понимаю, как он мог запомнить такое большое количество текста и так импровизировать на площадке! Я счастлив, что два этих гениальных актера встретились у нас в кадре...

Аскар Узабаев с Александром Лыковым и Настасьей Самбурской. Фото
Аскар Узабаев с Александром Лыковым и Настасьей Самбурской
Фото: Пресс-служба кинокомпании «Централ Партнершип»

— А как на съемках проявлялся тот самый «бэкграунд», о котором мы уже говорили, — заочная «дуэль» главных актеров в соцсетях?

— Это было очень забавно! Самое классное, что они действительно познакомились только на съемочной площадке нашего фильма и сразу перешли на «ты». Лариса вообще запрещает с ней разговаривать на «вы». Нет, может быть, к ней кто-то так и обращается. Но Лариса считает, что те люди, с которыми она вместе создает фильм, должны быть с ней на «ты». Иногда я переходил на «вы», и тогда она на меня очень сильно ругалась. Говорила: «Пока не перестанешь «выкать», я тебя не слышу, я тебя не понимаю». А я переходил на «вы» просто от волнения. Для меня была большая честь поработать с легендой, которая знает, что такое кинопленка, застала великое советское кино.

Гузеева меня просто поражала и восхищала. У нас были моменты, когда какие-то движения, падения за нее мог­ли выполнить каскадеры, но Лариса всегда рвалась в бой. В одном из эпизодов Ольгу Николаевну должны были за ноги вытащить из-под кровати. Вроде бы несложный трюк, но попробуйте-ка сами его выполнить: залезть в такое узкое пространство, а потом кто-то вас будет вытаскивать оттуда за ноги! Да еще повторите это много раз — дублей ведь нужно несколько! Могут быть и синяки, и растяжения. Кстати, в этой сцене лицо героини и не особо видно. Поэтому я предложил Ларисе использовать дублера. Но Гузеева настояла: «Давайте я сама полезу под кровать...» И полезла!

А еще в одном эпизоде Лариса должна была удариться головой о деревянный бортик кровати. Предложил ей биться обо что-то мягкое, но она возразила: «Нет, не надо». Сделали первый дубль. Вижу, что она реально сильно бьется головой о кровать — звук удара многие на площадке услышали. Выскочил из-за монитора, подбежал к Ларисе: «Как ты себя чувствуешь?» И слышу в ответ: «Все нормально. Нужен еще один дубль?» — «Да нет, все хорошо получилось...» Жаль, что несколько таких сцен, где Лариса сама исполняла трюки, не вошли в фильм. Чтобы уложиться в хронометраж, какие-то эпизоды пришлось вырезать...

Гарик Харламов. Фото
Гарик Харламов
Фото: Пресс-служба кинокомпании «Централ Партнершип»

Режиссер Аскар Узабаев:

«С Ларисой и Гариком мы были как облиты бензином!»

«Это два безумно больших актера, и поэтому между ними всегда были искры. Никто не собирался друг другу уступать. Мы постоянно были как облиты бензином. В ощущении, что фитиль уже подожгли и мы ждем только взрыва».

— У Гарика были экшен-сцены?

— Конечно! Ему пришлось и прыгать, и бегать. А еще вместе с Ларисой он снимался в «зимних» сценах летом. В павильоне было очень жарко, а наши герои одеты в теплые свитера. От жары началось кислородное голодание. Пришлось привезти баллоны с кислородом, и Лариса с Гариком периодически им дышали. Посидят, подышат, в это время я объясняю следующую сцену. Они поднимаются, встают в кадр и работают.

А еще у Гарика и Ларисы в сценарии была очень большая драка. И снова мы подумали, что нужно позвать каскадеров. И вновь Лариса сказала: «Нет, не надо!» Так что в этой сцене Гарик и Лариса все делают сами: друг друга толкают, бьют, кидают. Более того, Лариса перед каждым дублем говорила Гарику: «Ты меня не жалей! Толкай так, как бы ты двинул обидчику в реальной жизни». Я ее убеждал: «Лариса, да зачем это все? Вдруг ты травму получишь?» А она: «Мне это надо, иначе я не пойму, что мне играть дальше...» Эта старая актерская школа, когда артист вот так подходит к работе, к съемкам, меня восхитила.

— Помимо Гузеевой и Харламова у вас в картине занята целая россыпь звезд. Например, Настасья Самбурская. Кого она играет?

Кадр из фильма. Фото
Кадр из фильма
Фото: Пресс-служба кинокомпании «Централ Партнершип»

— Дочь главной героини. Я очень хотел, чтобы в этой истории дочь была похожа на свою мать. Мне кажется, когда в кино наблюдаешь такое подобие, рождается классная «химия», семейственность. Героиня Самбурской глубоко беременна, находится в состоянии гормонального сбоя, радуется, а через секунду плачет. По-моему, Настасья никогда женщину в интересном положении до этого не играла. И накладной живот ее очень забавлял, она не раз шутила по этому поводу. И еще мне кажется, что Настасья в реальной жизни будет классной матерью.

Александр Лыков сыграл мужа главной героини Романа Павловича. Он работает в похоронном агентстве — трубачом в ансамбле. Наняли Александру педагога, который учил его не просто правильно держать инструмент, но и извлекать из него красивые звуки. Роман Павлович смешной, жизнерадостный человек, а еще он влюбчивый — тот еще «ходок»! С этим героем у нас связана сентиментальная, немного безумная и очень важная линия: Ольга Николаевна и Роман Павлович живут вместе тридцать лет, и, когда любовь мужа начинает угасать, он думает, что былое большое чувство уже не вернуть, что эта история закончилась. Но вдруг оказывается, что это совсем не так! Кстати, Лыков и Гузеева в свое время учились на одном курсе в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии. Но мы об этом узнали уже только на съемках...

Вы знаете, есть очень органичные, безумно классные актеры, с которыми хочется работать и в следующих проектах. Это и Александр Лыков, и Анна Уколова, которая сыграла лучшую подругу главной героини, честную, очень простую женщину, с которой Ольга Николаевна любит поговорить. Так вот, мне было очень обидно, что у таких потрясающих артистов в картине было в общем-то мало сцен. Они же просто зажигалки: заходят в кадр — и сцена начинает искриться...

Гарик Харламов. Фото
Гарик Харламов
Фото: Пресс-служба кинокомпании «Централ Партнершип»

Режиссер Аскар Узабаев:

«Шубы были натуральные — это принцип!»

«Я как-то увидел дефиле, в котором мужчины ходили по подиуму в пальто из меха, и очень смеялся. И когда писал сценарий фильма, придумал такую историю, что теще дарят шубу, которую примеряет не только она, но и ее зять. Шуб у нас было минимум три, и все они были настоящие — выглядели в кадре очень убедительно!»

В «Теще» много узнаваемых персонажей. Марк Богатырев играет парня, который живет в ногу со временем, — он классный IT-специалист. Герой Никиты Тарасова — идеальный зять для всех тещ в мире, успешный и почтительный. Он сын подруги Ольги Николаевны, и героиня Ларисы уверена, что именно за такого мужчину надо выходить замуж. В общем, у нас все как в жизни, только смешней...

— Скажите, исполнители главных ролей уже посмотрели фильм?

— Нет, они видели только те сцены, в которых сыграли, на озвучании. Так что на премьере посмотрят это кино вместе с остальной публикой. Надеюсь, что после финальных титров Гузеева с Харламовым не подерутся. (Смеется.)

Лариса Гузеева. Фото
Лариса Гузеева
Фото: Пресс-служба кинокомпании «Централ Партнершип»

Лариса Гузеева: «Тещ все терпеть не могут, и я в том числе!» 

10 лет Лариса Гузеева не снималась в кино, до того как согласилась сыграть главную роль в фильме «Теща». 

«К жанру комедии я равнодушна, поэтому сомневалась, стоит ли принимать предложение. Меня привлекло то, что мой персонаж раскрывается по-новому. Но в то же время она именно тот тип женщин, про которых слагают анекдоты и частушки. Их все терпеть не могут, и я в том числе. Создавая ее образ в кадре, я полностью доверилась режиссеру, который в начале съемок сказал мне: «Я не дам тебе плохо сыграть!» Я поверила и пошла за ним».

Гарик Харламов. Фото
Гарик Харламов
Фото: Филипп Гончаров

Гарик Харламов: «Я думала, ты меня ненавидишь», — сказала Гузеева»

«Общение зять — теща в целом нельзя назвать позитивным, но в нашем менталитете заложена способность относиться с юмором ко всем критическим ситуациям. Так легче воспринимать действительность. В первый день знакомства Лариса Андреевна сказала: «Я думала, ты меня ненавидишь». Я же ответил: «Как я могу вас ненавидеть, если мы даже не знакомы?» Так и начали работать, было весело, а в итоге получился очень крутой эксперимент».

Кстати

Никулин выдавал деньги за любовь к теще

Юрий Никулин. Фото
Юрий Никулин
Фото: РИА Новости

Однажды Юрий Никулин, который обожал травить анекдоты про тещ, на выступлении в цирке объявил зрителям: «Тот, у кого с собой окажется фото тещи, получит большую сумму денег, причем сразу же». Таковых счастливчиков в цирке не оказалось.

Интересные факты

  • «В самом начале есть сцена за столом, уже вынес­ли торт, Лариса задувает свечи, и я придумал, что было бы классно, если бы Гарик окунул ее в торт лицом. И я сходил к Ларисе, спросил, что она об этом думает. Она ответила, что если мне нужно, то она сделает. Потом пошел к Гарику. Он сказал, что, наверное, это прикольно. И мы это сделали», — рассказывает Аскар Узабаев.
  • Лариса Гузеева и Александр Лыков, сыгравшие в фильме «Теща» мужа и жену, которые живут вместе уже тридцать лет, в свое время учились на одном курсе в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии.
  • Большинство костюмов для тещи подыскивала и одобряла сама Лариса Гузеева. Она добавляла к нарядам Ольги Николаевны детали и подробности, которые делали образ героини не только смешным, но и стильным.
  • В одной сцене на теще должна была загореться шапка. К удивлению режиссера, Лариса Гузеева захотела выполнить этот трюк сама. «Не надо мне никаких дублеров, — сказала актриса. — Шапка должна гореть на мне, чтобы на экране это было видно».

Бывает и так…

Баталова обожала теща

Алексей Баталов. Фото
Алексей Баталов
Фото: Legion-Media

У легендарного актера Алексея Баталова были замечательные отношения с тещей (мамой второй супруги). Она не только мирно жила в семье актера, помогая во всем, но и трогательно ухаживала за зятем. Например, мыла ему голову и готовила завтрак. А в семейных спорах всегда становилась на сторону Баталова.

Лучшие кинотещи и кинозятья

«Родня»

Нонна Мордюкова и Юрий Богатырев

Кадр из фильма. Фото
Кадр из фильма
Фото: РИА Новости

Сценарист Виктор Мережко признавался, что образ главной героини списал с собственной тещи. Когда же Никита Михалков предложил эту роль Нонне Мордюковой, она долго отказывалась: влюбившись в режиссера, не хотела сниматься с металлическими зубами и с «химией» на голове.

«Жестокий романс»

Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков

Кадр из фильма. Фото
Кадр из фильма
Фото: Мосфильм-Инфо

Вновь, через 7 лет после «Служебного романа», соединив этих актеров в своем фильме, Рязанов был уверен в результате. И хоть Мягков на съемках чуть не утонул в Волге, оно того стоило, картина стала культовой. Кстати, в «Жестоком романсе» состоялся дебют в кино Ларисы Гузеевой.

«По семейным обстоятельствам»

Галина Польских и Евгений Стеблов

Кадр из фильма. Фото
Кадр из фильма
Фото: Мосфильм-Инфо

Стеблов сначала сыграл зятя в этой истории в Театре им. Моссовета, в пьесе Азерникова. Вскоре режиссер Алексей Коренев пригласил его на кинопробы. И Стеблов обошел Станислава Садальского, Владимира Носика и Виктора Проскурина.

«Ирония судьбы, или с легким паром!»

Любовь Соколова и Андрей Мягков

Кадр из фильма. Фото
Кадр из фильма
Фото: Мосфильм-Инфо

Соколова говорила, что от ее роли потенциальной тещи в фильме мало что осталось. По просьбе Эльдара Рязанова они с Андреем Мягковым много импровизировали. Но на монтаже эти эпизоды вырезали.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Телец: совместимость с другими знаками зодиака в любви, браке и дружбе
«Тельцы известны своей чувственностью и потребностью в физическом контакте. Для них важно не только словесное выражение любви, но и тактильные контакты, которые передают им ощущение близости. Массаж, нежные прикосновения и тесные объятия имеют для Тельцов особое значение», — говорит практикующий ведический астролог Ирина Орлова.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог