Почему Татьяну Самойлову не пустили сниматься в Голливуд

О браках и о судьбе кинозвезды рассказывает её близкая подруга из мира кино.
Павел Соседов
|
17 Января 2019
Татьяна Самойлова и Валентин Зубков
Татьяна Самойлова и Валентин Зубков в фильме «Леон Гаррос ищет друга». 1960 г.
Фото: Fotodom.ru

«Все Танины браки оказались довольно краткосрочными — только со вторым мужем, Осиповым, она прожила около шести лет. Однажды, когда мы с Таней заговорили про любовь, она мне призналась: «Ты знаешь, а ведь Валерий много значил для меня… Я больше всех любила именно Осипова», — рассказывает подруга Татьяны Самойловой сценарист Эльга Лындина.

Мы с Таней Самойловой познакомились, когда ее гражданским мужем был Семен (по пас­порту — Соломон) Шульман — человек интересной судьбы. Сам он родился и вырос в Бобруйске, окончил горный институт, но поехал покорять Москву и поступил во ВГИК на режиссерский факультет! В качестве курсовой работы Семену предложили сделать документальный фильм про образцовый Дворец культуры в далеком Таджикистане. Он приехал на место и обнаружил, что под вывеской Дворца культуры скрывается подпольная мечеть. И стоят за этим люди из ЦК республики. 

В общем, Шульман снял разоблачающий фильм. Во ВГИКе комиссия оказалась в неловкой ситуации: не знали, что с этой картиной делать и как ее оценивать. Кто-то предложил показать ее Сергею Владимировичу Михалкову — он человек авторитетный, пусть и решает. Михалкову фильм очень понравился, он даже дал рекомендацию на фестиваль документального кино в Германии, где фильм получил «Серебряного голубя» — второй приз. Шульман вернулся героем. В этот момент они с Таней и познакомились, это произошло на всесоюзном фестивале в Ленинграде. Отношения развивались стремительно, и вскоре Таня с Семеном стали называть друг друга мужем и женой.

Я встретила их в гостях у своего кузена Георгия — сына моего дяди, зам­министра черной металлургии. У дяди была большая квартира на Поварской, куда Георгий — а он тоже занимался документальным кино — как-то раз пригласил гостей: Семена с Татьяной и меня. Я просто обожала Самойлову по ее ролям, восхищалась ее талантом и красотой. Шел 1964 год, Таня выглядела потрясающе: у нее была совершенно изу­мительная кожа цвета слоновой кости, очень красивая, изящная длинная шея, прекрасный бюст (тогда Таня еще носила глубокие декольте) и прямые темные волосы. А у меня волосы вьются, но я всегда хотела прямые. И простодушно сказала: «Таня, я так хочу такие волосы, как у тебя!» Она мне ответила: «Дурочка, у тебя замечательные кудри. Просто люди всегда хотят то, чего у них нет». Вот умела она точно оформить мысль. Таня, конечно, заметила, с каким обожанием и восхищением я на нее смотрю, и проявила ко мне расположение. Пригласила на спектакль своего однокурсника Владимира Корецкого в «Ленком». Это был спектакль по пьесе Эдварда Радзинского «104 страницы про любовь» — о нем говорила вся Москва. Таню узнавали все: и зрители, и артисты подходили со словами восхищения.

Татьяна Самойлова
«Клод Лелуш сказал о ней: «В Самойлову нельзя было не влюбиться, она была совершенна. Картина «Летят журавли» меня потрясла, может быть, именно поэтому я стал режиссером» В фильме «Летят журавли». 1957 г.
Фото: LEGION-MEDIA

Близких друзей у Самойловой вообще не было

С тех пор мы с Самойловой стали общаться. Не стану употреблять слово «дружить» — у нее близких друзей вообще не было. Ведь дружба подразумевает взаимность, а она уставала от людей и не умела сопереживать чужим проблемам. Но были люди, с которыми Таня общалась всю жизнь. Например, с Люсей Овчинниковой. Я мало знала Люсьену, но человек она была очень талантливый и безумно добрый, ее любила и мать Тани Зинаида Ильинична.

С мужчинами, в силу характера, Самойловой тоже было непросто. С Семеном Шульманом она рассталась довольно быстро, они не продержались вместе и трех лет. Я до сих пор не вполне понимаю, что их вообще связывало. Красавцем он не был, правда, имел хорошую крепкую мужскую фигуру и был явно склонен к авантюризму — мечтал экранизировать один американский роман, главную героиню которого сыграла бы Таня. Шульман даже сценарий по нему написал, но ничего не состоялось. В последние годы он жил в Австралии, скончался год назад.

С четвертым мужем Тани Эдуардом Машковичем я была незнакома. Он был моложе ее, работал главным администратором в Театре киноактера, где играла Таня. Красивый, воспитанный. От Машковича Таня родила своего единственного сына — Митю. Через две недели после их выписки из роддома мы с кузеном Георгием поехали поздравить Таню. Купили цветы. Таня с мужем и новорожденным Митей поселились в квартире ее родителей. Она встречает нас, ведет к себе... Но прошло совсем немного времени, и в Танину комнату вошла Зинаида Ильинична, ее мама, которую все боялись. Она сказала: «Таня, тебе пора кормить ребенка». И мы поняли — надо уходить.

Зинаида Ильинична была очень красивой женщиной, похожей на французскую маркизу, — высокой, еще не старой, но абсолютно седой, с маленьким орлиным носом. Как-то я спросила Таню, почему у ее матери такая седина, и узнала, что Зинаида Ильинична поседела в одночасье во время войны, когда узнала, что ее мать — Танина бабушка — умерла в самолете, в котором их с мужем перевозили из блокадного Ленинграда в Архангельск. Танин дед умер уже в Архангельске… А ее отцом был популярный талантливый артист Евгений Самойлов. Когда-то он работал у Мейерхольда, потом в Театре имени Маяковского, но при Андрее Гончарове перешел в Малый театр. Знаменит Самойлов был прежде всего по кино. В Киеве даже стоит памятник Щорсу, а лицом он очень похож на Евгения Валериановича, который сыграл главную роль в одноименном фильме Александра Довженко. 

Татьяна Самойлова
«И зрители, и артисты подходили к Тане со словами восхищения. Но близких друзей у нее вообще не было. Ведь дружба подразумевает взаимность, а она уставала от людей и не умела сопереживать чужим проблемам» На съемках «Анны Карениной». 1966 г.
Фото: РИА НОВОСТИ

Самойлов был уроженцем Санкт-Петербурга (кстати, у него в блокаду от голода умерла вся семья), наполовину он — англичанин. Об этом мало кто знает, потому что в советские годы о таком происхождении лучше было молчать, и в анкетах Евгений Валерианович указывал просто «сын потомственного рабочего», без лишних подробностей. Так оно и было, только рабочий этот — отец Евгения — переехал из Англии. В конце ХIХ века в России активно строились заводы, а своих специалистов в некоторых отраслях не хватало, поэтому их выписывали из-за границы. По приглашению приехал и отец Самойлова, стал работать на Путиловском заводе, освоил русский язык и женился на русской. От отца Евгений Валерианович унаследовал золотые руки. У его сына Алексея (младшего брата Тани) сохранилась изумительная коллекция вещей, вырезанных из дерева отцом.

Брат Алексей появился у Тани после войны, в 1945 году. Поэтому первые 11 лет своей жизни Таня оставалась единственным ребенком в семье и выросла абсолютно неприспособленным к бытовой жизни человеком. Она ничего не умела делать, но быт ее и не интересовал. Зинаида Ильинична закрывала Таню от всех забот — она была ее опорой. Авторитет мамы был непререкаем. Естественно, все хлопоты о новорожденном внуке Зинаида Ильинична тоже взяла на себя. Митя был еще маленьким ребенком, когда Таня разошлась с его отцом — Эдуардом Машковичем. 

Вообще, все Танины браки оказались довольно краткосрочными — только со вторым мужем, Осиповым, она прожила около шести лет. Однажды, когда мы с Таней заговорили про любовь, она мне призналась: «Ты знаешь, а ведь Валерий много значил для меня… Я больше всех любила именно Осипова». Он был талантливым писателем, и Таня очень переживала, что его имя забывают, а произведения больше не экранизируют. Ведь именно по повести Осипова режиссером Калатозовым и оператором Урусевским был снят фильм «Неотправленное письмо», в котором Таня Самойлова получила свою вторую главную роль. Но этот фильм не имел такого зрительского успеха, как «Летят журавли».

Татьяна Самойлова
«В Каннах за свою роль Самойлова получила специальный приз как самая скромная и обаятельная актриса. Я видела архивную хронику. На сцене во время награждения стоит растерянная Таня и не знает, куда деть руки...» В фильме «Летят журавли»
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

«Самойлова не подходит, у нее квадратные руки»

В судьбоносный фильм «Летят журавли» Татьяна попала, будучи еще студенткой Щукинского училища. В этой картине в главной роли уже снималась актриса Елена Добронравова, она была утверждена худсоветом и нравилась автору сценария Розову. Однако по каким-то причинам ее сняли с роли. В срочном порядке стали искать новую актрису. На «Мосфильме» нашли фотографию Самойловой, пригласили начинающую артистку на пробы, Таня понравилась, и ее утвердили. Во время съемок случился драматический эпизод. Таня мне рассказывала, что ей не давалась сцена, когда после грехопадения Вероника и Марк приходят к отцу Бориса. Марк говорит, что они женятся, а Вероника во время этого разговора сидит и молчит. Самойлова никак не могла найти нужные краски для этой сцены. А если у Тани что-то не шло, она обычно впадала в ступор. Словом, режиссер сказал съемочной группе: «Идите пока на перерыв, я сам буду с ней репетировать». В конце концов Калатозов предложил: «Таня, давай еще раз попробуем. Если не получится, придется снимать тебя с роли» — и вышел. Таня вспоминала: «Сидела я и уже прощалась с ролью, оплакивала мысленно свою неудавшуюся судьбу. И машинально от нахлынувших эмоций закусила губу. В это время Калатозов тихо вошел в павильон и сказал: «Таня, не меняй лицо. Зовите Палыча!» — так в группе звали Урусевского. Пришел оператор, и Таню сняли в этом состоянии.

В прокате фильм «Летят журавли» прошел триумфально, собрал рекордное число зрителей. Но когда его посмотрел товарищ Хрущев, он сказал: «Что за картина? Главная героиня — шлюха». Факт известный. Вслед за генсеком фильм раскритиковали и в газете «Советская культура». В те годы такая статья в центральной газете была равносильна приговору, и картину ожидала незавидная судьба. Но произошло невероятное событие. На «Мосфильме» практиковался начинающий оператор Клод Лелуш (тогда он еще и не думал становиться режиссером). Он даже два дня в качестве ассистента оператора присутствовал на съемочной площадке картины «Летят журавли». Посмотрев фильм, Клод пришел в неописуемый восторг. А в Самойлову просто влюбился. 

Татьяна Самойлова с Василием Ливановым
«Все Танины браки оказались краткосрочными — только со вторым мужем, Осиповым, она прожила около шести лет. Именно по повести Осипова был снят фильм «Неотправленное письмо» С Василием Ливановым в фильме «Неотправленное письмо». 1959 г.
Фото: РИА НОВОСТИ

Когда мы делали документальный фильм о Тане, то взяли интервью и у Лелуша. Он сказал о ней так: «Я понял, что такое звезда, — это когда все мужчины мира хотят жениться на этой женщине. В Самойлову нельзя было не влюбиться, она была совершенна. Картина «Летят журавли» меня потрясла, может быть, именно поэтому я стал режиссером». Когда Лелуш вернулся во Францию, то рассказал о фильме директору Каннского кинофестиваля. И «Летят журавли» пригласили в конкурс. В итоге картина получила «Золотую пальмовую ветвь», а Самойлова — специальный приз как самая скромная и обаятельная актриса. Я видела архивную хронику этой церемонии. На сцене во время награждения стоит совершенно растерянная Таня и не знает, куда деть руки...

За день до показа Самойлова с Урусевским были в гостях у Пабло Пикассо, их к нему повез режиссер Сергей Юткевич. Пикассо советских кинематографистов хорошо принял, показал свою гончарную мастерскую. Он вообще к русским с большой симпатией относился, может быть, потому, что его первая жена — русская балерина Ольга Хохлова. Весь вечер Пикассо Таню внимательно рассматривал, а на прощание сказал: «Завтра вы проснетесь звездой». Так и случилось. Я спросила Таню: «Тебе было страшно перед показом?» Она ответила: «Нет». — «Почему?» — «Тогда у меня ничего не было. И я ничего не ждала». Во Франции Самойлову очень полюбили, стали часто приглашать на фестивали. Ее обожали Симона Синьоре и Ив Монтан. У Тани были очень красивые дамские золотые часы, которые Симона подарила. А когда великая французская актриса приезжала в Москву на кинофестивали, Таня ее сопровождала на мероприятиях. Я сама была свидетелем, как они шли под руку — кстати, у них очень похожие были фигуры.

После триумфа в Каннах Самойловой сделали предложение сыграть Анну Каренину в Голливуде. Но советские чиновники написали потрясающий ответ, что актриса Самойлова еще не имеет законченного высшего образования, и поэтому такую сложную роль ей будет сыграть очень трудно… Ответ был циничен еще и потому, что высшего образования у нее не было по единственной причине: из Щукинского училища Таню отчислили за съемки в «Летят журавли» — фильме, благодаря которому о ней и узнали во всем мире. Тогда существовал строгий запрет студентам театральных вузов сниматься в кино. Я нашла текст приказа об отчислении Самойловой, подписанный ректором Щукинского училища Борисом Захавой. Там в довольно резкой форме говорится о том, что студентка Самойлова не приходит сдавать зачеты, имеет задолженности и так далее. Хотя надо сказать, что некоторые студенты, например тот же Василий Лановой, прекрасно совмещали учебу и съемки в кино. Просто о разрешении Лановому сниматься в роли Павки Корчагина ходатайствовал ЦК комсомола.

Татьяна Самойлова
«Таня выглядела потрясающе: у нее была совершенно изумительная кожа цвета слоновой кости, очень красивая, изящная длинная шея, прекрасный бюст и темные волосы» 1964 г.
Фото: Александр Коньков/ТАСС

Вместо учебы в институте Самой­лову на родине ждала работа сразу в двух проектах: в советско-французской комедии «Леон Гаррос ищет друга» и в «Неотправленном письме». На мой взгляд, Таня и комедия понятия несовместимые. В «Леоне Гарросе…» она играла эстрадную певицу. Ни фильм, ни эта роль зрительского успеха не имели. Зато большие надежды руководители «Мосфильма» и чиновники от культуры возлагали на картину «Неотправленное письмо». Видимо, рассчитывали, что на Западе триумф Калатозова и Самойловой повторится. Картина должна была отразить одновременно красоту сибирской природы и энтузиазм советских молодых ученых. Изначально по сценарию все герои картины погибают. Но цензура потребовала, чтобы хотя бы одного героя оставили в живых. Авторы «позволили выжить» герою Смоктуновского. Съемки эти стоили Тане очень дорого — у нее обострился туберкулез. Оператор Урусевский был перфекционистом, поэтому даже небольшую сцену могли снимать несколько дней. И все это на натуре: тайга, ветра, снега и пожары — все в этой картине настоящее.

Через десять лет Тане все-таки довелось сыграть в «Анне Карениной», правда, уже советской, а не голливудской. Утверждение Самойловой на эту роль проходило очень сложно и сопровождалось нешуточными баталиями. Вообще, Таня в силу каких-то странных обстоятельств лишилась многих знаковых ролей. Печальная история произошла с фильмом «Воскресение». Рассказывали, что Михаил Швейцер писал сценарий специально на Самойлову, она должна была играть Катюшу Маслову. Я нашла пробы Тани к этой картине, играет она там на разрыв аорты. Почему Швейцер в итоге не утвердил Таню? Никто теперь не скажет… Мой друг режиссер Вадим Абдрашитов высказал предположение, что своей игрой она перекрыла бы в картине всех остальных артистов…

Как бы то ни было, тот же Швейцер уже в качестве члена худсовета на обсуждении проб к «Анне Карениной» сказал: «Самойлова не подходит — у нее квадратные руки». А Таня действительно была ширококостная, и руки у нее были не аристократические. Но в кино такие моменты всегда можно обойти. Тем более в картине с историческими костюмами. Другой член комиссии пошел еще дальше: «У нее не русское лицо». Но режиссер Александр Зархи видел в роли Карениной только ее и за ее кандидатуру стоял как скала. И отстоял Таню.

Татьяна Самойлова с отцом Евгением Самойловым
«Ее отец был талантливым артистом. Знаменит он был прежде всего по кино — в Киеве даже стоит памятник Щорсу с лицом Евгения Валериановича, который сыграл главную роль в одноименном фильме» С отцом Евгением Самойловым. 1950 г.
Фото: RUSSIAN LOOK

После развода с Лановым сохранили хорошие отношения

Ее партнером по этой картине стал первый муж Василий Лановой. После развода они сохранили хорошие отношения, так что работать в паре им было комфортно. Василий Семенович проявлял мудрость, и Таня чувствовала поддержку с его стороны.

Каренина играл артист Николай Гриценко. Лично мне он в этой роли не понравился — слишком уж театральным был его герой. В архивах Госфильмофонда мне удалось найти кинопробы пятерых основных претендентов на роль Каренина: Иннокентия Смоктуновского, Евгения Евстигнеева, Николая Черкасова, Андрея Попова, ну и Гриценко. Все они пробовались в паре с Самойловой, но с каждым из актеров она играла по-разному! Андрей Попов мне понравился больше всех. Он сыграл поразительно — в его исполнении Каренин был мягким, по-настоящему страдающим. А для Николая Черкасова эта кинопроба стала последней съемкой в жизни. Он там уже очень старый и больной. Но как же они с Таней сыграли! Она кладет голову ему на руки, и они оба плачут...

В итоге картину, как когда-то «Летят журавли», взяли в конкурсную программу Каннского фестиваля. Но новому триумфу Тани помешали непредвиденные обстоятельства: в 1968 году во Франции начались студенческие волнения, изменившие общую политическую атмосферу. И фестиваль решили закрыть досрочно. «Анну Каренину» поставили в конец конкурсной программы. В итоге ее не показали, и советская делегация вернулась в Москву ни с чем.

Не милостива к Самойловой была судьба: всего 22 роли в кино, и из них лишь четыре — главные: «Летят журавли», «Неотправленное письмо», «Анна Каренина» и «Альба Регия». Последняя картина — венгерская, 1961 года, про советскую разведчицу, которую и сыграла Таня. Ради роли в «Альбе Регии» Самойлова выучила очень трудный венгерский язык — она всегда ответственно относилась к работе. У главной героини фильма был реальный прототип — советская разведчица Лидия Мартыщенко. По сценарию у нее трагическая судьба, но на самом деле разведчица осталась жива. Она была медицинским работником, после войны жила в Евпатории. Таня нашла эту женщину, поехала к ней, чтобы лучше узнать ее биографию и выстроить образ роли. На съемках в Венгрии Таня была счастлива — ее очень любили и уважали в съемочной группе. А на солидный гонорар купила машину. В Венгрии Самойлову очень любят и почитают до сих пор.

Таня не отказывалась от работы — просто ей мало предлагали сниматься. Правда, был один случай, когда Самойлова «показала характер». Мой большой друг и замечательный режиссер Николай Лебедев рассказывал, как пригласил ее на роль матери-призрака в свою первую картину «Змеиный источник». Тане в ту пору было 63 года. Она охотно согласилась сниматься. Пока ее гримировали, Лебедев по­думал, что для образа очень хорошо подошел бы седой парик. Попросил такой найти, и парик принесли в гримерную. Таня его молча надела, посмотрела на себя в зеркало, потом сняла и сказала: «Я не буду сниматься» — встала и ушла. Не хотела она еще в тот момент переходить на роли старух.

Татьяна Самойлова
«После развода Самойлова и Лановой сохранили хорошие отношения, так что работать в паре им было комфортно. Василий Семенович проявлял мудрость, и Таня чувствовала поддержку с его стороны» С Василием Лановым в фильме «Анна Каренина»
Фото: РИА НОВОСТИ

С возрастом Таня все больше стала уставать от людей, даже от простого общения. Лично я, бывая у нее в гостях, всегда чувствовала, что наступает тот момент, когда надо вставать и прощаться. Может быть, поэтому наша дружба продлилась так долго. А те, кто пытался навязать ей свое общение и свои проблемы, надолго рядом не задерживались.

Татьяна Самойлова ушла совершенно мистически — в день своего 80-летия. Я хорошо помню нашу последнюю встречу. Это было примерно за месяц, мы пересеклись в Доме кино, туда Таня ходила обедать, ей очень помогала Гильдия актеров кино России. Я стала делиться с ней своими радостями — рассказала, что наш с Александром Прошкиным фильм «Искупление» получил международное признание. Я поняла, что увлекла ее рассказом, потому что у Тани как-то загорелись глаза. В этот день она была в шапке-ушанке, которая ей очень шла. Когда Таня надевала такую шапку, на ее лице как бы проступали черты и красота той, прежней Самойловой, которую я знала много лет назад. Она заметила мой взгляд и спросила: «Чего ты на меня так смотришь?» Я говорю: «Тань, я так люблю твое лицо, знаешь, я хочу картину про тебя сделать». — «Я плохо выгляжу». — «Тань, мы тебя накрасим, причешем, все, что захочешь, сделаем! Сейчас твой юбилей, снимем тебя на красной дорожке. Как раз и Митя прилетит». И она так ожила сразу, разулыбалась. Но жизнь распорядилась иначе...

Я сделала этот документальный фильм (его режиссером стал Павел Мирзоев), исполнила свой долг перед подругой, но уже без нее, и назвала его просто «Таня...». А Митя попал не на юбилей, а на прощание с мамой. Он уехал в Америку получать заново медицинское образование и, соответственно, выстраивать свою жизнь за океаном. Раньше, на одном из Таниных юбилеев, я спросила Митю, почему он не стал актером и не продолжил династию Самойловых. Мне показалось, что его данные вполне соответствуют этой профессии. Он коротко ответил: «Я не хотел маминой судьбы». Хотя Митя, конечно, гордится матерью, недаром свою дочку, родившуюся в Америке, назвал Татьяной. Фотография внучки, которую Самойлова никогда не видела, стояла у нее дома на почетном месте. Это удивительно, но Таня-младшая — точная копия Тани-старшей...

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог