«Мистика была в моей жизни всегда. Помню, иду на прослушивание к Табакову. Подхожу к Школе-студии, вижу на втором этаже свет в окнах, и меня вдруг охватывает такая паника, как во время пожара. Не могу даже взяться за ручку двери. Руки трясутся, льет холодный пот…» — рассказывает Никита Панфилов, исполнитель главной роли в сериале «Положение вещей» на СТС.
— Никита, в сериале «Положение вещей» ваш герой Вадим обретает способность разговаривать с предметами — в реальной жизни от такого можно сойти с ума. А каким даром хотели бы обладать вы?
— Я бы хотел управлять временем, двигать его вперед, назад. Человеку отведен слишком маленький отрезок: вот я только вчера институт окончил, а мне уже 45, вчера держал на руках новорожденную дочь — такой фиолетовый кабачок, а сегодня уже школа... Единственное, что нужно каждому человеку, — это время. Говорят, что деньги тоже, но что деньги? Да, мы платим либо деньгами, либо временем, но последнее гораздо важнее, потому что оно закончится, и все. Иногда хочется хотя бы немножечко вернуться назад, жаль, что это утопия. Вот если бы был джинн в волшебной лампе, я бы его, конечно, попросил.
— А что бы вы хотели изменить в прошлом?
— Если бы я смог написать себе письмо в детство, оно бы звучало так: «Учи английский. Все! Химию, физику можешь забыть, потому что это не пригодится в жизни, филькина грамота». До сих пор не понимаю, что за сочетания цифр и букв в формулах. А вот английский стоило учить основательно. У меня было несколько ролей, которые я сыграл бы гораздо лучше, если бы знал язык, а не зазубривал реплики. Это мой косяк — маленький. А есть косяки большие — вот их убирать нельзя, тогда я был бы уже не я. Люди, которых нельзя было предавать, а я предавал. Нельзя было подводить тренера по греко-римской борьбе, который возлагал на меня большие надежды. А я подвел, потому что мне стало скучно, я неусидчивый человек, всегда хочется нового. Судьба надавала мне много подзатыльников, и все они сыграли важную роль в моей жизни.
— Ваш герой в сериале «Положение вещей» работает в антикварном салоне. Для съемок часть реквизита выкупили у коллекционеров. Были ли особые условия обращения с ценными вещами?
— Для меня это открытие. В первый раз слышу, что, оказывается, некоторые предметы позаимствовали у антикваров. Я не так активно взаимодействовал с предметами именно в салоне. Больше Артем Осипов, герой которого по сюжету постоянно проводит там время. Но мне всегда были интересны вещи с историей.
Интересный факт
Будучи студентом Школы-студии МХАТ, Никита Панфилов оказался в числе десяти претендентов на место в труппе театра. Он вошел в состав пяти счастливчиков, а остальным было отказано, потому что они, по словам актера, «сильно испугались Олега Павловича Табакова и плохо себя показали». На тот момент Панфилов уже был задействован в четырех спектаклях.
— Адаптироваться к новым способностям вашему герою помогает психотерапевт. Приходилось ли вне площадки пользоваться советами специалиста для того, чтобы лучше вжиться в роль?
— Советы, чтобы слышать вещи? Как ни старайся, не получится. Хотя если сойду с ума, то, конечно, я их услышу. Но пока дополнительной подготовки не требовалось, четырех лет учебы в институте хватило. Еще здесь шикарный сценарий, выдумывать персонажа не приходилось, потому что он хорошо прописан. И с Денисом Карро легко: он действительно тот режиссер, который знает, как работать с актерами. При этом собирает отличную команду. А еще ему присущи адекватность, спокойствие, умение доносить все с уважением к собеседнику, что вообще редкость.
— С вами, как с вашим героем из сериала «Положение вещей», случались мистические истории?
— И не раз! Господь разговаривает с нами через других людей. Однажды, когда мы расстались с одной из моих жен, я был на свидании. Развод официально оформлен еще не был, оставалась формальность — поставить штамп в паспорте, и все...
— А штампы вы не любите...
— Да, печати действительно не люблю, у меня их было три. Каждый раз, когда ты ставишь печать, человек меняется так сильно, будто в него кто-то вселяется… Ну так вот, сидим мы с девушкой в ресторане, пьем кофе в уголочке. И вдруг ко мне направляется пьяная женщина, у нее огромные черные зрачки во все лицо, и она говорит мне (я немного перефразирую ради приличия): «Ты сначала разведись, а потом с доступными девушками своими встречайся!» Охрана ее выводит, но она продолжает на ходу кричать то же самое. Минут через пятнадцать она возвращается в кафе, глаза у нее уже голубые. Подходит ко мне и говорит: «Извините, я вас, видимо, с кем-то перепутала». И снова уходит.
А однажды я весь в своих мыслях бродил по городу. Вдруг меня останавливает какой-то человек и говорит: «Все будет хорошо». Я поднимаю глаза, он продолжает: «Вы услышали меня?» — «Да». И он ушел.
— А на съемочной площадке мистика случалась?
— Однажды во время съемки чувствовал себя не очень. Сзади сидели актеры массовки, и один мужчина попросил меня сфотографироваться. Я сказал, что, как только закончим снимать сцену, обязательно сделаем фото. Неожиданно он говорит: «Вам надо быть осторожнее с алкоголем, у вас поджелудочная болит». Спрашиваю: «Откуда вы знаете?» — «Человек либо знает, либо нет». В перерыве я не увидел его, хотя актеров массовых сцен во время работы из павильона просто так не выпускают. Я даже не успел запомнить его лицо. Конечно, в такие моменты по коже бегут мурашки. И если бы это был единичный случай, но нет. Такие люди встречаются мне довольно часто, просто надо замечать то, что они говорят и делают. Если Господь разговаривает с нами, это не значит, что появляется какое-то сияние и сквозь лучи тебе говорят: «Не пей, не ходи в кино». Нет, конечно: что случится, то все равно случится. Но я верю в то, что такие встречи — это не случайность и не чушь собачья, как скажут атеисты. Сам я не могу знать все, что есть, было и будет, я всего лишь хомячок.
— Почему хомячок?
— Потому что он маленький, глупенький и живет очень мало. Вот, например, у хомячка сломалась лапка, ему больно. Ты отвозишь его к ветеринару, ему накладывают гипс, и он считает тебя полной сволочью. У него и так лапка болит, а тут еще сверху какую-то штуку наложили — наверное, чтобы было еще хуже. Вот так и у нас в жизни: мне и так больно, а еще что-то дополнительно прилетает… Так оно прилетает для того, чтобы у тебя все стало хорошо! Просто не надо сопротивляться. Я за свою жизнь понял: чем сильнее сопротивляюсь, тем сильнее мне прилетает. Кому-то да, надо плыть против течения, мне — наоборот.
— Можно ли так сказать и о вашем театральном пути? В частности, о том, как вы поступали в Школу-студию МХАТ?
— Да, я учился на курсе Игоря Яковлевича Золотовицкого и Сергея Ивановича Земцова, но за год до этого я мог бы перевестись из ГИТИСа на второй курс к Табакову — Лобанову. Но до Табакова я так тогда и не дошел. Хотя все остальные преподаватели его курса говорили: «Мы тебя берем, просто надо почитать Олегу Павловичу, и он скажет свое веское слово». И вот я иду к Табакову. Подхожу к Школе-студии, вижу на втором этаже свет в окнах, и меня вдруг охватывает такая паника, как во время пожара. Это был не просто страх, а именно паника, какой у меня не случалось никогда в жизни. Такое ощущение, что сейчас мир рухнет. Спрашивал себя, что происходит, и не находил ответа, даже за ручку двери не мог взяться. Руки трясутся, льет холодный пот. И не потому, что надо встретиться с Олегом Павловичем. Да, он великий актер, но при чем тут это… Я развернулся, и чем дальше отходил от Школы-студии, тем спокойнее становился. Оказываюсь на углу Тверской и Камергерского — все хорошо, вообще не волнуюсь. Возвращаюсь — снова паника. И так четыре раза! Это была какая-то магия, видимо, необходимая для того, чтобы я в тот раз не поступил. Зато я поступил на следующий год к Золотовицкому и Земцову.
— А потом Игорь Золотовицкий назвал вас, простите, театральной проституткой. Почему?
— (Смеется.) Это было на первом же экзамене по актерскому мастерству, когда нас пришли послушать преподаватели всех тех театральных вузов, где я уже успел поучиться. Это и ИСИ, откуда меня выгнали, потому что я, страдая от несчастной любви, ушел в армию, и «Щепка» — там тоже не сложилось, и ГИТИС — там продолжить обучение мне помешала драка. Если бы я все это рассказал при поступлении в Школу-студию МХАТ, меня бы, скорее всего, не взяли. Будущего актера трудно переучивать: стакан уже полный, туда больше не нальешь. Так что я умолчал. Но в итоге правду узнали. Тогда Золотовицкий и сказал: «Вот ты театральная проститутка! Если бы мы знали, мы бы тебя не взяли». Но вышло все так, как вышло.
— Каким преподавателем стал для вас Игорь Яковлевич?
— Он мастер, у которого многое берешь. Он как никто умеет идти по жизни так легко и гениально, что люди к нему тянутся сами. Не человек, а сплошная душа. Может быть, поэтому у меня и все однокурсники такие — нет ни одного зазвездившегося. Нас всех воспитывали с ремнем, и все выросли достойными артистами: Макс Матвеев, Антон Шагин, Катя Вилкова, Марьяна Спивак, Петя Кислов и многие другие. Это абсолютная заслуга Золотовицкого и Земцова, они в нас вкладывали все что можно, одних только педагогов по актерскому мастерству было 15 человек. И все мужчины, кстати, только одна женщина.
— А перспектива встретиться с Олегом Табаковым больше не вызывала у вас паники?
— Конечно, когда я еще был студентом, я играл с ним в спектакле «Амадей». Олег Павлович в роли Сальери, а я — лакея. Прямо во время спектакля он обсуждал меня с коллегами: «Посмотри, вот этого пацанишку хочу во МХАТ взять». — «Ну да, неплохой». — «Я тоже так думаю. Наверное, возьмем». Не передать, что я чувствовал, играя лакея, когда в конце первого акта Табаков облокачивался на авансцене на суфлерскую будку, а я сзади накрывал его халатом. Это было очень трепетное мгновение. В нем — и благоговение перед мастером, и восторг от самого факта: я стою на сцене МХТ и на меня смотрят 850 человек...
— Никита, вы служили в МХТ целых десять сезонов, но в какой-то момент уволились по собственному желанию. Почему так произошло?
— Я вдруг почувствовал себя загнанным в угол и понял: надо выбираться. Когда ты, по большому счету, находишься в массовке, это тупик, и тут нельзя бояться что-то менять только потому, что ты потеряешь МХТ. Вообще не надо ничего бояться, Боженька всегда даст что-то другое, если только не топтаться на месте. Когда мы репетировали спектакль «Конек-Горбунок» Евгения Писарева, я одновременно готовился и к роли Ивана, и к роли Сома. Когда я задал руководству вопрос, почему я репетирую только Сома, а не Ивана, меня спросили: «А чего, тебе не нравится?» Конечно, мне все нравилось, но если бы была возможность выбирать между Сомом и Иваном, я бы выбрал последнего. А дальше началась какая-то публичная порка: мне стали давать роли только в массовке. Думаю, со мной обошлись достаточно жестоко, и в конце концов я понял, что больше так не хочу и не могу. Написал заявление. Мне сказали: «Не пиши пока никаких дурацких бумажек, сезон доработаешь — и уходи». Но я бумажку подписал и оставил все равно. На тот момент я отработал в МХТ девять лет и уже для себя с ним попрощался. Каково же было мое удивление, когда вдруг меня вызывают на сбор труппы. Оказалось, что Олег Павлович мое заявление порвал, просто мне об этом не сказали. Вот так я отработал десятый, юбилейный год и ушел из театра, оставшись в прекрасных отношениях с коллегами и руководством. Я знал, что не зря иду дальше, и всегда буду благодарен бесценному опыту, полученному в МХТ.
— Что вы чувствовали в течение нескольких лет, когда уже не служили в МХТ, но еще не оказались в труппе Малого театра?
— Тоску по сцене. Такую сильную, что даже не мог просто прийти в театр на спектакль. Мне снилось, что я перед залом на подмостках, но забыл текст. Когда ты лишен сцены, начинается настоящая ломка. За шесть лет, пока в моей жизни не было театра, мне предлагали участвовать в антрепризах, но я отказывался, говорил, что сейчас не могу, а на самом деле просто не хотел. Считаю, что театр должен быть стационарным, когда у тебя есть своя гримерочка, когда всех знаешь, — мне важна стабильность. Я не готов ездить как артист шапито по другим городам. Есть люди, которым нравится. А я не могу, ничего цыганского во мне нет. И когда оказался в Малом театре, в очередной раз убедился в этом. Всему свое время.
— В кино вам тоже надо было дождаться, когда придет ваше время. В фильме «Духless», где вы сыграли роль, ставшую хорошим толчком, вы же оказались почти случайно...
— Да, это вообще какое-то провидение. Фильм был почти готов, оставалось доснять блок с Мишей Вуду. Они не знали, кого взять, потому что заболела кастинг-директор. Ждать неделю не могли и пригласили на работу нового кастинг-директора, и в пачке фотографий, которые она предложила, была моя. Ее увидел Федор Бондарчук и говорит: «Ну, пускай будет этот». Что совсем на него не похоже, Федор Сергеевич очень дотошный человек. Мы встретились, он на меня посмотрел и повторил: «Да, пусть он». Я говорю: «Это все?» — «Да, все». «Духless» стал для меня переломным моментом и в кино, и в жизни, потом уже были сериалы «Сладкая жизнь», «Мажор», и как-то дальше все закрутилось.
— Как вы выбираете роли?
— Я очень щепетильно и ответственно отношусь к сценариям. Некоторые я считаю без преувеличения великими — например, проекты «Победители» и «Столыпин». Сценарии написаны так, что даже если очень захотеть, невозможно переставить местами никакие два слова. Играть в таких проектах — истинное удовольствие. Сериал «Положение вещей» — совершенно другой жанр, но могу сказать, что я соглашался на роль, будучи абсолютно уверенным в успехе истории. Пока читал сценарий, это уже было мне понятно — написано шикарно. Хочу передать привет авторам и на всякий случай попросить у них прощения, если я сыграл не так, как они хотели, когда писали.
— Вам, кстати, тоже передают привет, правда, не сценаристы сериала «Положение вещей», а актриса Маруся Климова — ваша партнерша в проекте. Накануне премьеры мы попросили ее задать вам свой вопрос. Она поинтересовалась, что нужно для того, чтобы чувствовать себя с партнершей комфортно.
— Чтобы играть пару, влюбленность, надо как минимум дружить. Человек должен быть готов стать тебе другом. А чем старше становишься, тем сложнее друзей заводить. И если ты готов дружить ради любви на площадке — это уже профессионализм. С такими людьми, как Маруся, очень легко играть и влюбленность, и дружбу, и все остальное. Ведь бывают, знаете, такие партнеры — вот «я звезда, и все». Через эту звездность довольно тяжело пробиться. А когда человек профессиональный и открытый, как Маруся Климова, когда ты от него что-то получаешь, а не только отдаешь, — вот это круто!
— Никита, наверное, главной вашей ролью можно считать роль отца. Вы так трогательно рассказываете о том, как растет Аврора (6-летняя дочь актера от брака с Ксенией Соколовой. — Прим. ред.)…
— Я плюшевый папа, а она лучшая на свете девочка. Когда Аврора только родилась, я называл ее кабачком, потому что она была крупная, больше четырех килограммов, и фиолетовая. Пусть фиолетовый — баклажан, но она была кабачком, потом стала «молочным поросенком» со щечками и вздернутым носиком, а сейчас уже превратилась в настоящую леди.
— Вы хорошо помните момент, как дочка появилась на свет?
— У нее было две ресницы и совершенно не осталось сил кричать. Я присутствовал на родах, которые длились 24 часа, и, честно говоря, в какой-то момент чуть не потерял сознание. Было ощущение, что я сам родил... Время, конечно, летит очень быстро. Например, сейчас Аврору уже не так просто обмануть. У нас в доме есть «ловец снов», через который мы долгое время загадывали себе сны. Но сейчас она меня раскусила — говорит, что пробовала много раз, но ей еще ни разу не приснилось то, что она загадала.
— Какие еще традиции у вас есть?
— Мы регулярно воем на луну, а еще любим вместе бояться. Заходим в комнату, где выключаем свет, зашториваем окна, стоим и боимся. Я говорю: «Тебя уже пугать?» — «Нет, подожди чуть-чуть. Вот, теперь пугай!» Я делаю так: «Уа-а-а-а!» И она сразу: «А-а-а-ай!» — и убегает из комнаты. На ночь я читаю дочке сказку. Очень люблю это делать. Во-первых, я актер, во-вторых, мне нравится, а в-третьих, это единственное, что мне остается, когда я прихожу вечером. Аврора меня ждет, мы идем и читаем. Сейчас — «Семь подземных королей».
— Какие мультфильмы смотрите?
— Это она в основном сама, мультики — не моя тема, некоторые я даже запрещаю, что-то вроде «Губки Боба», «Скуби-Ду» или «Тома и Джерри». Считаю, это нехорошие мультфильмы, которые разрушают детскую психику. Как минимум, потому что там слишком быстрое перестроение кадров, это как рекламу смотреть. Психологи не зря говорят, что после таких мультфильмов ребенку хорошо бы порисовать, чтобы выйти из возбужденного состояния. Почему в Советском Союзе были мультики, в которых герои разговаривали размеренно, как, например, «Золотая антилопа»? Это делалось намеренно: специалисты рассчитывали, сколько кадров в минуту ребенок должен увидеть, чтобы уловить суть.
— Никита, хочу задать вопрос, который наверняка интересует ваших поклонниц: как так получается, что вы не любите штампы в паспорте, но уже трижды были женаты?
— Женщины — такие создания, которые умеют находить слова, удачный момент и возможности. А я был очень доверчивый человек и все время верил, вот же оно — мое счастье. Наверное, кармически я должен был пройти через три брака. Говорят, хотите узнать, каким человеком вы были в прошлой жизни, посмотрите на своего мужа или жену — вот таким. И за это вы теперь расплачиваетесь. Родители мне рассказывали, что я хотел жениться уже с трех лет. Когда меня спрашивали: «Чем ты занимаешься?» — я отвечал: «Женюсь!» «Переженился» на всех девчонках во дворе, и только одна мне отказала — Катя из 55-й квартиры. Она в свои пять лет была очень развитым ребенком и сказала: «Вот ты сейчас в Москву уедешь, — я тогда жил во Владимире у бабушки, — а я одна останусь. Так что нет». Помню, я очень удивился, подумал: «Ого!..» Меня заинтересовала ее логика.
Я до сих пор уверен: единственное, что по-настоящему прельщает мужчину в женщине, — это чувство логики. Когда она рассуждает по-мужски, это сразу ставит мужчину в ступор и съедает его, как удав кролика. Мужчина тут же идет за женщиной, потому что она сломала его представления о жизни. И все — он уже ее.
— Какое устройство семьи вам кажется самым недолговечным?
— То, в котором женщина — доминант. Это никогда не работает, потому что она все равно в этом случае будет искать того самца, который «объездит кобылицу». Если слишком сильная женщина со временем начинает считать своего мужчину ничтожеством, она в конце концов уйдет к кому-то другому. Во всяком случае, точно изменит. Равноправие в семье — вечная война. Двум сильным нельзя ужиться. Мужчина уйдет, как только появится женщина, которая скажет: «Милый, как же она тебя обижает, ты такой сильный, мужественный». И все, она может забирать этого мужчину себе. Правда в том, как жили наши отцы, деды и прадеды. У них был патриархат, при котором мужчина главный, а женщина им мягко рулит. Она подходит к нему и говорит: «Любимый, конечно, сделаем, как ты скажешь». И тогда он будет ее носить на руках. Будет знать, что это его женщина, которую он никогда никому не даст в обиду. Только она его понимает, только она его любит. Остальные придираются к своим мужьям, а его женщина — нет.
Интересный факт
У актера есть собственный сад: на загородном участке он сам высадил яблоню, вишню, черешню, орешник и даже гранат. Деревья Никита распределял по земле таким образом, чтобы они «не враждовали друг с другом». Однажды Панфилов посадил грунтовый перец, который дал сразу 200 плодов. Большая часть урожая сгнила и пошла на удобрение: артист не знал, куда деть столько перца.
— В вашей семье такие примеры были?
— У меня мать с отцом прожили всю жизнь счастливо. Бабушка с дедушкой и прадед с прабабкой. И не нужен был никакой матриархат — эта истина доказана тысячелетиями. А все эти новые представления о том, как построить счастливую семью, не работают — я же вижу. Как только женщина начинает командовать, все рушится. Многие со мной не согласятся — ну, пусть они пробуют и бьются. Я просто наблюдаю, сколько сейчас обиженных женщин, раздавленных мужчин и несчастных детей. Такого раньше не было, чтобы бедные дети становились жертвами разборок своих родителей, которые не понимают, что их уже не двое, а трое. Недаром существует выражение «Семь я: мама, папа, четыре сыночка и лапочка дочка». Семья — это единый организм, единое целое. А если ты не можешь этого понять, то просто не женись. Зачем жениться, если знаешь, что не вытерпишь и уйдешь налево? Сделай это позже — куда ты сейчас лезешь? Стало модно делать какие-то особенные предложения, организовывать красивые свадьбы, но настоящая семья и настоящее счастье — это другое.
— Вы сейчас счастливы?
— Да, я абсолютно счастливый человек. Много раз прыгал в последний вагон, и каждый раз это был СВ.
Смотрите сериал «Положение вещей» на СТС