[AD]

Неизвестный Юрий Никулин: жена и сын о великом артисте

Жена и сын Юрия Владимировича Никулина рассказали неизвестные факты из жизни великого артиста.
Анжелика Пахомова
|
20 Августа 2014
Юрий Никулин Юрий Никулин Фото: ИТАР-ТАСС

«Лишь один раз Брежнев пришел посмотреть на Никулина в цирке. Но только ступил в директорскую ложу, как погас свет: инженер сцены вырубила его «по графику», ведь начиналось представление. А там три ступеньки вверх, три вниз. И Брежнев с этих ступенек упал — прямо в ложу. Что тут в цирке началось!» — вспоминают жена и сын Юрия Владимировича.

— Про Никулина рассказывают, что он обладал поразительным даром: стоило ему оказаться с какой-то просьбой в кабинете чиновника, как тот был сразу на все согласен. При этом Юрий Владимирович никогда не просил за себя. Это правда?

Максим Никулин: Именно так и было.

С женой Татьяной. 1950 г. С женой Татьяной. 1950 г. Фото: из личного архива Татьяны Никулиной

Порой к нему обращались какие-то совершенно незнакомые люди. Бывали среди них и явные аферисты. Рассказывали истории о том, как якобы отстали от поезда, не на что купить билет. И отец тут же давал деньги. Я не выдерживал и пару раз при закрытых дверях старался разъяснить отцу: «Тебя же просто разводят! Отдал бы ты эти деньги бедным, нищим. А эти люди просто так зарабатывают!» Но он отвечал: «А что, если человек сказал правду?» Эти хлопоты — достать лекарства, кого-то устроить в больницу — отнимали у отца много времени. При этом сам он получил квартиру случайно. Отец пришел просить за какого-то очередного артиста, и вдруг чиновник его спрашивает: «А сами-то вы где живете?» — «У меня все хорошо. Я живу в коммуналке». — «Вы с ума сошли?! Быстро берите бумагу и пишите заявление!» Чиновник смотрел на него, как на полоумного, а отец и правда думал, что он нормально живет.

В старших классах школы. 1936 г. В старших классах школы. 1936 г. Фото: из личного архива Татьяны Никулиной

Вот так же и я потом жил с семьей в одной комнате — а ведь у меня уже дети в школу ходили, — но отцу и в голову не приходило сделать что-то, чтобы улучшить нам жилищные условия. На мое счастье, об этом с ним заговорил Лужков: спросил, как живут дети, внуки, и очень удивился, когда узнал — как именно мы живем. Так я получил первую квартиру. Со стороны отца это было не равнодушие. Просто он думал: «Сыну я всегда успею помочь! А вот кто поможет этим людям, которым и обратиться-то больше не к кому, кроме как к Никулину». В той коммуналке, где мы долго жили, отца называли «наша советская власть». Ведь он делал для людей то, что власть не делала, хотя, по идее, должна была. Алексей Герман рассказывал: когда снимали «Двадцать дней без войны» в Ташкенте, понадобилось какое-то сложное согласование, и никто не мог решить вопрос — только Рашидов, глава Узбекистана.

С легендарным клоуном Карандашом (крайний слева). Конец 40-х С легендарным клоуном Карандашом (крайний слева). Конец 40-х Фото: из личного архива Татьяны Никулиной

И вот они вдвоем — Герман и отец — пришли на прием. Герман потом рассказывал: «Я Никулина готов был там, на месте, убить!» Потому что, перебивая Германа, решающего серьезный вопрос, от которого зависела судьба фильма, отец все время влезал с просьбой выделить квартиру одному местному артисту, который жил в бараке. Словом, в результате такой вот деятельности набралось огромное количество людей, которым помог Никулин. Ко мне до сих пор, хоть прошло столько лет, подходят и говорят: «Спасибо, ваш отец спас нашу дочку, помог с больницей!», «Спасибо, только благодаря Никулину мы получили квартиру!» Папа, может быть, сам сразу же забыл этих людей — но они помнят и передают из поколения в поколение свою благодарность ему...

«Отец мог позвонить чиновнику любого уровня. И тот отрывался от дел — даже если у него в тот момент шло важное совещание» «Отец мог позвонить чиновнику любого уровня. И тот отрывался от дел — даже если у него в тот момент шло важное совещание» Фото: из личного архива Татьяны Никулиной

— И все-таки, в чем был секрет: почему Ни­кулину никто не мог отказать?

Максим: В нем было то, что невозможно в себе воспитать, с этим можно только родиться. У отца не было «второго плана». Совсем! Вот мы все по-разному себя ведем в разных обстоятельствах: дома, на работе, где-то в обществе. А он везде был собой. Мог позвонить чиновнику любого уровня. И тот отрывался от дел — даже если у него в тот момент шло важное совещание. Отец говорил с артистом, с министром, со слесарем, с таксистом, с президентом совершенно одинаковым образом. Его отличала искренность. И она, наверное, располагала к отцу людей — вне зависимости от их ранга.

— Это правда, что автомобиль у Никулина появился по личному распоряжению Косыгина?

«Юре не везло в личной жизни до того, как мы встретились. Девушки на него внимания не обращали — он был очень застенчивым». (Юрий Никулин с женой татьяной на отдыхе. 50-е годы) «Юре не везло в личной жизни до того, как мы встретились. Девушки на него внимания не обращали — он был очень застенчивым». (Юрий Никулин с женой татьяной на отдыхе. 50-е годы) Фото: из личного архива Татьяны Никулиной

Татьяна Николаевна Никулина: Да. Ведь купить машину просто так в магазине было нельзя. Сначала Юра научился водить ради съемок. Предполагалось, что он будет участвовать в фильме «Берегись автомобиля». Уроки брал у инструктора киностудии «Мосфильм». Рязанов в итоге Юру не взял, но мужу уже понравилось водить машину. И вот у него появилась первая в жизни «Волга», и мне не стало покоя. Автомобиль Юра обожал, но ничего в нем не понимал. Водил не очень хорошо. Да еще и машина попалась «несчастливая». Когда Юра поехал в ГАИ за номерами, ему там предложили странный номер 00-13, который никто не хотел брать. А Юра, конечно, взял: «Ерунда! В приметы не верю!» Напрасно! Сначала он въехал в хлебный фургон, потом «Волгу» кто-то помял, когда машина стояла на светофоре, в другой раз подрезали и повредили крыло…

Максим Никулин: «Когда я оканчивал школу, сам не знал, чего хотел. Лишь бы мне не мешали играть на гитаре». (Максим с отцом. 70-е годы) Максим Никулин: «Когда я оканчивал школу, сам не знал, чего хотел. Лишь бы мне не мешали играть на гитаре». (Максим с отцом. 70-е годы) Фото: из личного архива Татьяны Никулиной

Ситуация изменилась, когда в салоне появился игрушечный таракан, которого кто-то Юре подарил. Видимо, он сыграл роль талисмана. В итоге «Волга» прослужила нам одиннадцать лет.

— А в цирк к Никулину партийные чиновники приходили?

Максим: Власть никогда особо цирк не любила. Сталин не был в цирке ни разу, Хрущев тоже. Брежнев сходил, но неудачно. Он только ступил в директорскую ложу, как погас свет: инженер сцены вырубила его «по графику», ведь начиналось представление. А там три ступеньки вверх, три вниз. И Брежнев с этих ступенек упал — прямо в ложу. Потом долго разбирались, кто выключил свет, виновную уволили… Нет, нельзя сказать, что отца знали и ценили как артиста цирка. Любили по ролям в кино!

С мамой Лидией Ивановной и школьным другом Владимиром Гнедых С мамой Лидией Ивановной и школьным другом Владимиром Гнедых Фото: Фото из личного архива Татьяны Никулиной

— Да, трудно даже понять, какая профессия у Никулина основная: цирк или кино. И там, и там — огромный талант!

Татьяна Николаевна: Основная профессия, конечно, связана с цирком. Но и сниматься Юра просто обожал! Он готов был вставать в пять утра и ехать на «Мосфильм» — с тем чтобы к вечернему представлению уже быть в цирке. Но далеко не сразу Никулин нашел в кино свое место. Знаете, ведь даже наше знакомство с Юрой могло состояться раньше, чем в итоге произошло. Нас обоих пригласили на картину «Смелые люди». Меня, потому что я была прекрасной наездницей и выполняла трюк, когда девушка на лошади выскакивает из горящего дома. Юра, который в то время активно снимался в массовке и мечтал о настоящей роли, пусть даже совсем маленькой, получил долгожданный эпизод в этой картине.

«Юра не касался хозяйства, был слишком занят. Но у него была святая обязанность — доставать еду. Даже во времена дефицита ему нигде не отказывали» «Юра не касался хозяйства, был слишком занят. Но у него была святая обязанность — доставать еду. Даже во времена дефицита ему нигде не отказывали» Фото: из личного архива Татьяны Никулиной

Но так получилось, что в последний момент его забраковали и даже не посчитали нужным сообщить, чтобы он не ждал вызова. Юра не понимал, что происходит, звонил на киностудию, приходил туда, но его не пускали… Сейчас трудно представить, что к Никулину относились с таким пренебрежением. Потом еще сорвалась роль у Рязанова — в фильме «Человек ниоткуда» Юра должен был играть снежного человека. Наверное, если бы какому-нибудь другому 40-летнему артисту предложили одеться в шкуру зверя и бегать так по городу, он мог бы оскорбиться. Юра же загорелся и за одну ночь, пока мы читали сценарий, уже полностью придумал, как будет играть эту роль! Но, к сожалению, Рязанов отдал ее Игорю Ильинскому. Юре достался лишь небольшой эпизод. Впрочем, в том же 1961 году у него наконец произошел прорыв в кино: на экраны почти одновременно вышли «Пес Барбос и необычный кросс» Гайдая и «Когда деревья были большими» Кулиджанова.

— Поразительно, какие разные роли он играл.

«Юра так долго был одиноким, что его уже стали считать закоренелым холостяком. Однажды попытались его женить на гимнастке. Но когда эти двое встретились на званом обеде, между ними не возникло никакого контакта — слишком уж Юра был робким, так и не решился заговорить с девушкой» «Юра так долго был одиноким, что его уже стали считать закоренелым холостяком. Однажды попытались его женить на гимнастке. Но когда эти двое встретились на званом обеде, между ними не возникло никакого контакта — слишком уж Юра был робким, так и не решился заговорить с девушкой» Фото: east news

И комедийные, и драматические...

Максим: И при этом ни те, ни эти, по большому счету, он вообще не играл. Отец ведь к ролям никак особенно и не готовился. Он просто вел себя в кадре так, как ему было бы естественно на месте героя. Он жил в кадре! Единственные роли, от которых он всячески старался отказаться, — в военных фильмах. «Двадцать дней без войны» — исключение, это Симонов отца уговорил, так же как и Германа, который сначала хотел взять другого актера.

— А почему Юрий Владимирович не любил военных фильмов?

«Моргунов был очень своеобразным человеком. То от имени Никулина и Вицина возьмет для своих друзей пригласительные в директорскую ложу на 12 человек. То вдруг скажет на встрече со зрителями, что по всем жилищным вопросам они могут обращаться к Юре. А у него и так просителей много, не хватало еще тех, кто пошел по «наводке» Моргунова». (Кадр из фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». 1966 г.) «Моргунов был очень своеобразным человеком. То от имени Никулина и Вицина возьмет для своих друзей пригласительные в директорскую ложу на 12 человек. То вдруг скажет на встрече со зрителями, что по всем жилищным вопросам они могут обращаться к Юре. А у него и так просителей много, не хватало еще тех, кто пошел по «наводке» Моргунова». (Кадр из фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». 1966 г.) Фото: Мосфильм-инфо

Он же сам фронтовик...

Максим: Он и вспоминать про войну не любил. Об отцовском фронтовом опыте я впервые что-то узнал из его книги. Но это вообще типично для фронтовиков, одно время я работал журналистом и пытался разговаривать с фронтовиками — оказалось, что они скупы на слова о войне. Это те, кто сидел в штабах, рассказывали потом яркие случаи...

Татьяна Николаевна: Помню, я даже удивилась, когда Юра, придя со съемок, сказал: «Я сегодня фронт вспомнил!» Оказалось, что на съемках «Самогонщиков» пиротехник заложил слишком много взрывчатки, и взрыв в кадре получился слишком сильным — таким, что Юра потерял сознание.

— Татьяна Николаевна, в прошлом интервью вы рассказывали, что знаменитая «гайдаевская троица» Никулин — Вицин — Моргунов вовсе не были дружны.

«Никто не сделал для Юры в кино больше, чем Гайдай. Это благодаря ему слава Никулина стала такой огромной». (Юрий Никулин и Наталья Варлей на съемках фильма «Кавказская пленница») «Никто не сделал для Юры в кино больше, чем Гайдай. Это благодаря ему слава Никулина стала такой огромной». (Юрий Никулин и Наталья Варлей на съемках фильма «Кавказская пленница») Фото: ИТАР-ТАСС

И все-таки непонятно: что их так разъединило?

Татьяна Николаевна: С Вициным не сложилось контакта — так ведь бывает, когда люди просто разные. А Моргунов был очень своеобразным человеком. То от имени Никулина и Вицина возьмет для своих друзей пригласительные куда-нибудь в директорскую ложу на 12 человек. То вдруг скажет на встрече со зрителями, что по всем жилищным вопросам они могут обращаться к Юре. А у него и так просителей много, не хватало еще тех, кто пошел по «наводке» Моргунова. Словом, Юра вскипел и сказал своему помощнику, чтоб тот больше не приглашал Моргунова в цирк. Мол, клоуны у нас есть свои. Да что там с Юрой! У Моргунова не сложились отношения даже с собакой, снимавшейся в «Самогонщиках».

«У Юры не было какого-то особого контакта с животными. Он просто очень любил их и относился к ним с огромной ответственностью». (С домашним любимцем ризеншнауцером Федором) «У Юры не было какого-то особого контакта с животными. Он просто очень любил их и относился к ним с огромной ответственностью». (С домашним любимцем ризеншнауцером Федором) Фото: из личного архива Татьяны Никулиной

Она его, видимо, принимала за представителя своего биологического вида — пес рычал, а Моргунов отвечал тем же. Дело кончилось тем, что собаку пришлось сменить. Но и второму псу Моргунов не нравился. К счастью, не настолько.

— Тем не менее Юрий Владимирович любил сниматься у Гайдая в составе знаменитой троицы...

Татьяна Николаевна: Никто не сделал для него в кино больше, чем Гайдай. Это благодаря Гайдаю слава Юры стала такой огромной. Как-то раз после того, как он сыграл вора-домушника в «Деловых людях», к Юре на улице обратился один человек: «Ну разве так ходят на дело! Смешно смотреть!» Оказалось, что это бывший вор, который завязал. В результате он предложил Юре пойти обчистить какую-нибудь квартиру, чтобы показать, как надо.

Юра, конечно, страшно перепугался: «Я не могу… Занят! Да и я бы обязательно попался на таком деле». А тот отвечает «Ну и что! Тебя не посадят, ведь ты артист».

— В те времена всенародно любимых артистов часто звали на закрытые правительственные ­концерты.

Максим: Но только не отца! Он был для этого недостаточно «надежным». Все понимали: Никулин может что-то ляпнуть. И в те редкие случаи, когда отец попадал на «заседания», ему не терпелось, не сиделось на месте. Он видел, что говорят долго и не по делу. Сплошные «Спасибо партии!». Отец просил дать ему слово, и ему давали минут пять — чуть ли не в перерыве. Но когда он начинал говорить, слушали все, все немели. Потому что отец говорил с пронзительной искренностью. Любую аудиторию заставлял то смеяться, то сочувствовать.

Ну и резал при этом правду-матку, с которой невозможно было не согласиться. В таких случаях отцу аплодировали бурно, но руки держали внизу, чтобы не было видно, кто именно хлопает.

— Юрий Владимирович вообще ничего не боялся?

Максим: Скажу так: отец никогда не был диссидентом. Не выступал против «генеральной линии». Но он умудрялся оставаться свободным человеком при любом строе, при любом генеральном секретаре или президенте, в любой ситуации. Вот пример. Был у него знакомый — Гарик Орбелян, брат известного джазового исполнителя. Гарик когда-то эмигрировал в Америку и, живя там, почему-то захотел подарить на юбилей Брежневу ружье. Это было очень трудно сделать — в посольстве не приняли, на почте не приняли.

«По дороге на отдых у нас пробило колесо. Космонавт Герман Титов ехал мимо, узнал Никулина и остановился, чтобы помочь» «По дороге на отдых у нас пробило колесо. Космонавт Герман Титов ехал мимо, узнал Никулина и остановился, чтобы помочь» Фото: из личного архива Татьяны Никулиной

Но Гарик как-то ухитрился переслать ружье через страны третьего мира. Брежневу подарок понравился, он даже послал Гарику открытку с благодарностью. Но в итоге Орбеляна в советской прессе почему-то объявили агентом ЦРУ, что глупостью было несусветной. А тут Гарик как раз приехал в Москву. И позвонил отцу из гостиницы, предложил увидеться. Этот разговор при мне был. «Не вопрос! Приходи завтра на обед, жена сварит борщ, посидим, выпьем водки». А через минуту — другой звонок. «Юра, привет, это Толик, полковник!» — «Да, привет!» — «Есть мнение, что встречу с Орбеляном надо отменить…» — «Чье мнение?» — «Да вот генерал наш…» И тут я впервые увидел отца в гневе. Как же он кричал! «Знаешь что, скажи своему генералу, пусть он идет...» Ну и адрес, куда идти. Отец бросил трубку и начал метаться по квартире. «Ну что они мне сделают, что? Звание не отнимут — я им нужен.

С работы снимут? Нет, я им нужен. За границу не пустят? Хрен с ним, я уже все объездил!» Через пять минут звонок: «Это Толик! Ну в общем, я там все согласовал, можешь встречаться с кем ­хочешь».

— А какой стиль руководства был у Юрия Владимировича, когда он возглавил цирк? С подчиненными он был строг или демократичен?

Максим: Вы знаете, отец вообще очень мало чем-то и кем-то руководил. Его стиль — доверие к команде людей. А команда сложилась хорошая, каждый знал свое дело. Отец действовал от сердца, по интуиции, и люди это чувствовали. Могу сказать, что за те три года, что я проработал тут с отцом, я узнал его больше, чем за всю жизнь. И ни разу не слышал, чтобы он кричал на кого-нибудь. А когда отцу нужно было кого-то наказать, он краснел, бледнел, заговаривался, смущался…

И страдал больше, чем провинившийся. Я в такие моменты просто выходил из кабинета, чтоб на это не смотреть. Вот так отец и руководил!

Татьяна Николаевна: Я только один раз слышала, как Юра кричал на подчиненных. На строителей во время реконструкции цирка. Дело в том, что почти на всех работах строители были финские. И только одно помещение Юра доверил делать соотечественникам — билетные кассы. В итоге на потолке вместо двадцати болтов завернули семь. Потолок очень скоро рухнул… Как Юра ругался! Это счастье, что в тот момент в кассе не было людей. В итоге переделывали те же финны. Юра их так зауважал, что именно для них, финских строителей, было дано первое представление в реконструированном цирке. Юра умел быть благодарным за хорошую работу.

С Нонной Мордюковой на съемках фильма «Бриллиантовая рука». 1968 г. С Нонной Мордюковой на съемках фильма «Бриллиантовая рука». 1968 г. Фото: мосфильм-инфо

И со своим коллективом был очень дружен. Вот приносят ему обед — он не может есть один, зовет кого-то, угощает. У входа в его кабинет всегда стояла кружка, туда все клали деньги «на чай». Ведь чаепития в Юрином кабинете продолжались 24 часа в сутки. И никакой директорской зарплаты не хватило бы на заварку и сладости. Как ни зайдешь к Юре — у него гости, человек десять. Спорят, смеются…

— А если кто-то в стенах цирка выпивал что-то покрепче чая?

Татьяна Николаевна: В цирке при Никулине никогда не было сухого закона. Более того — начало программы и ее конец всегда отмечали банкетом. Юра сам не был ярым трезвенником и от других этого не требовал. А вот курить после почти полувекового пристрастия к сигарете бросил в один день!

Когда врачи сказали, что курение сильно сократит его жизнь, он решился. Причем меня бросать не заставлял, я могла по-прежнему курить в его присутствии.

— Вот мы заговорили о реконструкции. Все-таки удивительно, как Никулин в трудное перестроечное время, когда все кругом рушилось и ни на что не было денег, решился затеять такое грандиозное дело... Это же надо было все сломать — не будучи уверенным, что удастся выстроить заново...

Максим: Да, но выбора особенного не было. К тому времени уже несколько лет цирк находился в аварийном состоянии. Там было просто опасно давать представления! Отец ведь пришел на пост директора по сути закрытого цирка. И вот он пошел по инстанциям, пробивая реконструкцию.

Насчет все тех же финнов, его спросили: «Почему хотите, чтобы строили зарубежные строители? У нас свои хорошие, советские». «Я очень хорошо отношусь к советским строителям. Но если они будут строить, тогда на премьеру пойдут дети ваших внуков. Лет двадцать может на это уйти, а то и больше! Хотелось бы побыстрее». В конце концов, в силу своего авторитета отец настоял на своем. Он не один просил. Олег Попов, например, тоже ходил по чиновникам. В итоге все вопросы окончательно решил председатель Совета министров СССР Николай Рыжков. Мы его считаем крестным отцом нашего цирка. При подписании документов Рыжков сказал: «Пускай не построят два колбасных завода, но зато будет цирк». И выделили деньги, по тем временам сумасшедшие — 25 миллионов долларов. Проект был уникальный.

«От ролей в военных фильмах отец старался отказаться. Он и вспоминать войну не любил». (В фильме« Они сражались за Родину». 1975 г.) «От ролей в военных фильмах отец старался отказаться. Он и вспоминать войну не любил». (В фильме« Они сражались за Родину». 1975 г.) Фото: Генриетта Перьян

Рискну предположить, что наш цирк теперь — лучший в мире. Единственное, от чего пришлось отказаться — от водной арены. Оказалось, что под наше здание, чтобы его укрепить, много лет подряд нагнетали бетон под давлением. И конструкция получилась такой тяжелой, что, если добавить еще и водную арену, мы могли просто провалиться в метро.

Татьяна Николаевна: Практически все здание было построено заново. Неизменным остался только фасад и Юрина гримерка. Страшно подумать, сколько здоровья у мужа унесло это строительство, которое длилось четыре года. Раньше, вы знаете, у нас даже раздевалок не было — зрители в зале сидели в пальто... Но больше всего Юра расстарался для животных. Конюшни отстроил светлые, чистые. Слонам — специальную кухню, душевую и лифт. Морским котикам — бассейн.

Юра ведь к животным относился удивительно! Помню, однажды в Подмосковье зимой люди нашли слона. Он лежал на снегу и умирал. Вероятно, был выброшен прогоревшими хозяевами частного зооцирка… И кто-то догадался позвонить Никулину. Тут уж Юра развернул бурную деятельность. Сначала где-то раздобыл подъемный кран и железнодорожный вагон, чтобы слона доставить в цирк. Доставили. Но бедняга был очень плох. Ветеринар сказал, что ему нельзя лежать — так он точно умрет. Надо поставить слона на ноги. И Юра помчался на сталелитейный завод. Уговорил инженеров спроектировать специальную конструкцию — ее отлили и доставили в цирк. Слона на ноги подняли, но от сильной простуды он все равно скончался… Уверена: никто больше Никулина не сделал бы для него...

— А вот интересно, Юрий Владимирович мог на правах директора цирка войти в клетку к хищникам?

Татьяна Николаевна: Конечно нет! С хищниками нужно соблюдать дисциплину: им ведь все равно, на кого наброситься, хоть бы даже и на директора. Особенно опасны медведи. Потому что непонятно, что они сделают в следующий момент. Если тигр предупреждает, рычит, то медведь набрасывается мгновенно! Да что там медведь! Даже с шимпанзе шутить опасно. У нас с Юрой был случай на программе «Звезды с цирком», когда на манеж выходил Ефим Шифрин с шимпанзе. Во время номера из зрительного зала неожиданно выбежал мальчик с цветами. Я на него страшно закричала: «Назад! Сейчас же иди назад!» В последний момент билетерше удалось выпихнуть мальчика с арены, но обезьяна все-таки уже успела занервничать (все же пошло не по плану, а животные этого не любят) и хватанула Шифрина за руку.

Очень сильно хватанула!

— Съемки в кино, работа в цирке, потом должность директора... Ваш муж, наверное, и дома-то нечасто бывал...

— Это так. Помню, у нас был тяжелый период, когда Максюшка очень тяжело заболел, и мы с ним лежали в больнице. А Юра в это время вместе с цирком гастролировал в Ленинграде. И он выходил на манеж по три раза в день, а в перерывах звонил мне: «Ну как Максим?» Не каждый сможет шутить и смеяться, когда у него умирает сын, но Юра мог. Потому что был настоящим артистом. А когда у Юры внезапно умер отец, он снимался в фильме «Ко мне, Мухтар!». Телеграмму принесли прямо на съемочную площадку. Юра, даже не переодевшись, в форме милиционера и на своем «съемочном» милицейском мотоцикле помчался в Москву.

«Больше всего на свете Юра любил смешить людей — в этом для него и заключалось счастье! Но муж твердо решил, что, когда ему исполнится шестьдесят, он уйдет с манежа. Говорил: «Лучше уйти на три года раньше, чем на день позже» «Больше всего на свете Юра любил смешить людей — в этом для него и заключалось счастье! Но муж твердо решил, что, когда ему исполнится шестьдесят, он уйдет с манежа. Говорил: «Лучше уйти на три года раньше, чем на день позже» Фото: personastars.com

И успел в последний раз увидеть отца. Но это было еще до того, как Юра стал директором. А тут уж ему и вовсе пришлось справляться с лавиной дел. Многие из которых нужно было осваивать с нуля: документы, финансы, кадровая ­работа… Было тяжело. Мне даже кажется, Юра не был настоящим директором цирка. И сам себя им не чувствовал. Вот у Максима это получается лучше. Могу честно признать — он лучший директор, чем его отец.

— Юрий Владимирович планировал сына себе на замену?

Татьяна Николаевна: Никогда! Просто Юра остался без заместителя и зашивался. Тогда Максим сам предложил: «Давай я тебе помогу!» Максим: Я всегда чувствовал любовь отца.

Помню, когда я работал на радио «Маяк», он вставал в шесть утра, чтобы послушать мою передачу. После чего звонил и говорил, что понравилось, что показалось недоработанным. Но эта любовь странным образом проявилась, когда после убийства замдиректора цирка отец взял своим заместителем меня. Его спрашивали: «А вам не страшно брать своего сына на место погибшего человека?» Он отвечал: «А почему я должен рисковать чьим-то чужим сыном?»

— В последние годы Юрий Владимирович на арену в качестве клоуна не выходил...

Татьяна Николаевна: Юра ушел с манежа, когда ему исполнилось шестьдесят. Это было очень трудное решение для него. Ведь больше всего на свете Юра любил смешить людей — в этом для него и заключалось счастье!

У него самый страшный сон был: что он показывает репризы, а зрители не смеются… Но Юра твердо решил, что, когда ему исполнится шестьдесят, он уйдет. Перед ним был пример Карандаша, который работал до семидесяти с лишним лет, причем по манежу уже даже не ходил, а ползал. И это вызывало совсем не смех, а жалость… Юра говорил: «Лучше уйти на три года раньше, чем на день позже». Конечно, он мог еще работать. И в тот день, когда выступал последний раз, возможно, на минутку пожалел о своем решении. Перед началом представления Юра так разволновался, что у него вдруг прихватило сердце. Все стали искать лекарства, кто-то предложил вызвать неотложку. Но Юра отказался. Он отработал этот вечер как всегда. Знаете, я много раз задумывалась: ну за что Юру так любили люди? В чем секрет — до сих пор даже мы, близкие, не разгадали…

С внуками Юрой и Максимом. 1996 г. С внуками Юрой и Максимом. 1996 г. Фото: east news

Вот недавно одна сотрудница цирка мне рассказала замечательную историю. Идет она поздно с работы, видит такую картину: около цирка перед памятником Никулину стоит пьяненький мужичок и жалуется, что его жена не понимает, что живут плохо. Таким было отношение людей: Никулин все поймет! В цирке дух Юры до сих пор будто присутствует. А его кабинет сохранен, как был при нем. Когда-то Юра, выходя из кабинета, сажал за свой директорский стол свою картонную копию. Он называл ее «заместитель». Теперь в кресле постоянно сидит этот «заместитель». И больше туда никто не садится...

Фото Юрия Никулина


ПОПУЛЯРНЫЕ КОММЕНТАРИИ
  • Lolosha

    #
    С удовольствием прочла эти воспоминания. Эпизод со слоном - показательный. В этом был весь Юрий Владимирович: умный, добрый, сострадающий. Человек-легенда!

  • #
    Эх, какого человека мы лишились! Спасибо за рассказ о нем!

  • #
    #comment#
  • Не удалось отправить сообщение
    Ирина Шейк (Irina Shayk) Ирина Шейк (Irina Shayk) актриса, модель
    Все о звездах

    Биографии знаменитостей, звёздные новости , интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на 7days.ru. Воспользуйтесь нашим поиском по звёздным персонам.


    НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

    Загрузка...


    +