Наталья Хорохорина: «Я ходила на пробы, а потом отказывалась от ролей»

«Я отснялась в пробах с Галиной Макаровой, она играла мою маму, и с Михаилом Кокшеновым, который пробовался на роль моего жениха».
Инна Фомина
|
26 Января 2025
Наталья Хорохорина. Фото
Наталья Хорохорина
Фото: Fotodom

«Я отснялась в пробах с Галиной Макаровой, она играла мою маму, и с Михаилом Кокшеновым, который пробовался на роль моего жениха. И уехала в Москву с четким пониманием, что в этой картине работать не буду. Я заметила, что понравилась режиссеру не только как претендентка на роль, но и как женщина. Он дал мне это понять, а я ему отказала», — рассказывает Наталья Хорохорина.

— Наталья Николаевна, в этом году исполняется 45 лет с выхода на экраны легендарной картины «Пираты ХХ века», которая стала самым кассовым фильмом в истории отечественного кино.

— Начну с того, что этот фильм не только принес мне первую популярность. Благодаря Станиславу Говорухину, написавшему сценарий «Пиратов...» (режиссером картины был его друг Борис Дуров — они в свое время вместе учились), для меня открылась дверь на Одесскую киностудию, на которой тогда делалось много больших картин. Во время съемок «Пиратов…» там начал работу над своей лентой «Вторжение» режиссер Вилен Новак — тоже по сценарию Говорухина. Новак все никак не мог найти актрису на одну из юных героинь. Станислав Сергеевич порекомендовал ему мою кандидатуру, и меня вызвали в Одессу.

Наталья Хорохорина с Михаилом Кокшеновым
«У Кокшенова роли были такие — простака, даже дурачка. А в жизни он был начитанным, интеллигентным человеком» С Михаилом Кокшеновым в фильме «Белые росы». 1983 г.
Фото: из личного архива Натальи Хорохориной

Но на киностудии не было моей фотокарточки — это сейчас мгновенно делаются и пересылаются фото и видео. И вот спускаюсь я по трапу, а ко мне сразу подходит женщина (как я потом узнала — второй режиссер у Новака) и говорит: «Наташа, привет!» Я вытаращила глаза: «А как вы меня узнали?!» Она достала лист, на котором Говорухин нарисовал для нее мой портрет. Всего несколькими росчерками, штрихами, но получилось очень похоже!

— А как вы попали в «Пиратов ХХ века»?

— Как обычно — прошла пробы наравне с другими претендентками. До этого снялась в небольших ролях в нескольких картинах. А вот проб у меня было множество. Во время учебы в училище имени Щепкина меня очень часто приглашали сниматься, прежде всего на студию имени Горького. Но руководитель нашего курса Виктор Иванович Коршунов не разрешал своим студентам работать в кино. Помню, оканчивала первый курс, и меня пригласили сниматься — летом. Я подумала, что об этом никто не узнает. А киностудия прислала на имя ректора училища бумагу, что, мол, студентка Хорохорина утверждена на такую-то роль. Тогда мой любимый педагог сказал: «Это что? Либо вы учитесь, либо снимаетесь. Выбирайте». Я сказала: «Учусь!» И не обманула: во время учебы действительно не снималась. Но на пробы тайком бегала.

Интересный факт

Наталья родилась в семье, далекой от искусства. Ее папа был водителем грузовика, а мама работала в полевой бригаде. Еще до рождения дочери они перебрались из Тамбовской области в Подмосковье, в совхоз «Московский» неподалеку от Внуково, — там и прошло детство будущей актрисы. Семья жила небогато, и в качестве подарка маленькая Наташа в день зарплаты родителей получала конфеты.

Наталья Хорохорина с Павлом Ремезовым
С Павлом Ремезовым в фильме «Пираты XX века». 1979 г.
Фото: из личного архива Натальи Хорохориной

— Зачем, если сниматься все равно нельзя?

— Хотелось соприкоснуться с кино хотя бы таким образом. Я с детства любила смотреть фильмы, ходить в театр, даже посещала Студию художественного слова при Дворце пионеров на Ленинских горах. Поступать «на актрису» не думала. А потом все-таки рискнула. Первый год не прошла, но на второй год поступила, причем меня брали и в Школу-студию МХАТ, и в Щепкинское. Выбрала второе. Училась, а в свободное время регулярно ездила на кинопробы — чтобы потом от роли... отказаться. Бывало так: иду по коридору киностудии со вторым режиссером на очередной кастинг, а навстречу — ассистент режиссера с другой картины. Увидит нас и улыбается: «Ну и зачем ты Хорохорину ведешь? Она все равно вас продинамит».

Например, я отказалась сниматься у замечательного режиссера Юрия Егорова (среди его фильмов — знаменитые «Добровольцы») в картине «За облаками — небо» о летчиках-испытателях. А так хотелось, ведь там были заняты замечательные актеры: Владислав Дворжецкий, Юрий Назаров, Сергей Никоненко, Михаил Глузский, Всеволод Сафонов, а в главной роли — Геннадий Сайфулин. И вот через какое-то время на худсовете студии Горького обсуждали очередные мои пробы — как раз на «Пиратов ХХ века». И Юрий Павлович сказал режиссеру Дурову: «Ну, если Хорохорина, наконец, бросит своего Коршунова, то утверждайте ее».

— К моменту, когда вам предложили попробоваться в «Пиратов ХХ века», училище вы уже окончили?

— Да! Кстати, в сценарии помимо моей буфетчицы Маши была еще и повариха. Но актрису, которая ее играла, в последний момент не отпустили из театра. И тогда мою героиню соединили с работницей кухни: на экране я то обслуживаю экипаж как официант­ка, то готовлю...

Виктор Гордеев и Николай Еременко
«Когда впервые увидела Еременко на съемках, для меня он был просто одним из артистов, а не мужчиной мечты. Коля, по-моему, офигел, что я на него не реагирую, как остальные девушки» Виктор Гордеев и Николай Еременко в фильме «Пираты XX века». 1979 г.
Фото: Legion-Media

— Говорухин сыграл важную роль в вашей творческой судьбе. А каким он был?

— Прекрасным, роскошным, вальяжным и очень щедрым на общение, на эмоции. Когда мы с ним шли по широким коридорам Одесской студии, ни одна встречная женщина не могла удержаться, чтобы не посмотреть на него, не улыбнуться, не пококетничать. У Станислава Сергеевича была потрясающая мужская энергетика. И такое внимание со стороны дам Говорухину, конечно, нравилось! Он любил женщин и умел их очаровывать.

Помню, мы пришли в небольшой зал, чтобы посмотреть какой-то отснятый киноматериал. У Станислава Сергеевича почему-то в этот момент в руках был кусочек проволоки. Мы смотрим отрывки фильма, а он потихоньку проволоку вертит. Крутил, крутил и в результате сделал кольцо в виде цветка и тут же вручил его мне — было очень приятно. А после просмотра Говорухин предложил подвезти меня до гостиницы и по дороге чуть-чуть прокатил по городу: помню, показал мне Тещин мост. У гостиницы выхожу из машины, а Станислав Сергеевич и говорит: «Завтра утром я за тобой заеду и покажу тебе Одессу». Но я на ту встречу не явилась, а днем у меня был самолет в Москву.

— Значит, и Говорухина продинамили?

— Немножко испугалась... Сейчас-то я уже по-другому на все это смотрю. А тогда была молодая, с очень строгими представлениями о жизни, боялась всего. Хотя на самом деле все эти мои страхи были глупостью. Наверняка Станислав Сергеевич просто покатал бы меня по городу и показал свои любимые места. Кстати, мне в Одессе о Говорухине и его авто такую историю однажды рассказали. Утром он выходит из дома — а колес на его машине нет, их ночью украли! Станислав Сергеевич невозмутимо произнес: «Ну и ладно». Развернулся и пошел. Он вообще какой-то широкий человек был...

Всеволод Санаев и Николай Караченцов
«Мы, молодые актеры, не настолько ценили свои роли, думали: столько всего впереди будет! А старики — Санаев, Новиков — понимали, что судьба вряд ли еще преподнесет им такой подарок» Всеволод Санаев и Николай Караченцов в фильме «Белые росы». 1983 г.
Фото: Национальная киностудия «Беларусьфильм»

— В «Пиратах...» главную роль сыграл Николай Еременко, в то время безусловный секс-символ Советского Союза.

— У меня часто спрашивают: не влюбилась ли я на съемках в Еременко? По Коле сходила с ума женская половина СССР после того, как на экраны вышел фильм «Красное и черное», в котором он сыграл Жюльена Сореля. Девушки ему проходу не давали, вокруг нашей гостиницы кругами ходили. Самые сумасшедшие, узнав, где проходят съемки картин Еременко, тут же отправлялись за ним. Когда снимали «Пиратов...», они слетелись в Ялту со всей страны! Спрашиваю про одну, очень яркую девицу: «Коль, кто такая?» И он тут же: «А, эта из Киева прилетела...» То есть некоторых своих фанаток он знал лично. Ну а у меня с ним вот что произошло. Я старательно училась, и фильм «Красное и черное» пропустила, не видела. Поэтому, когда впервые познакомилась с Колей в Ялте, в каких-то ангарах, где шли съемки, он для меня был просто одним из артистов, а не мужчиной мечты. Мы с ним долго ждали нашей сцены и все это время разговаривали, прогуливались между павильонами. Он, по-моему, офигел, что я на него не реагирую, как остальные девушки. И спустился с небес на землю — к себе, обычному парню Коле Еременко. Помню, он все время вертел у себя в кармане какую-то вещицу. Спрашиваю: «Что там у тебя такое?» А он: «Да это игрушка Оли, моей дочки». Я удивилась: «Ой, у тебя дочка есть? Как здорово!» Коля стал рассказывать о дочке, и тут выяснилось удивительное совпадение: и у его Оли, и у меня день рождения

5 мая! В общем, с первого разговора у нас с Еременко установились ровные, дружеские отношения. Через какое-то время я решила вступить в Союз кинематографистов. А Коля там уже состоял, и не рядовым членом. Когда в разговоре я упомянула про свои планы, он сразу сказал: «Наташа, да я за тебя всеми руками и ногами проголосую. Это даже не обсуждается — всегда тебя поддержу!»

— Некоторые называли Еременко высокомерным...

— Да, у него иногда случался такой «взгляд сверху». Но это скорее защита — от чужих людей, чужих взглядов. С близкими он был добрым и заботливым. На съемках «Пиратов...» меня потрясла одна ситуация. Мы сидели небольшой компанией в гостинице «Ялта», в номере у второго режиссера, который собирался на следующий день лететь в Москву. Вдруг Коля говорит этому мужчине: «Слушай, в Москве по дороге из аэропорта, пожалуйста, купи цветы и завези их моей жене — Вере». Я обалдела: «Вот это да...»

Интересный факт

В «Пиратах ХХ века» впервые в советском кинематографе отчетливо продемонстрированы приемы карате. С 1973 по 1978 год этот вид боевых искусств в СССР (наряду с культуризмом) был под запретом. Однако в 1979 году состоялись первые официальные соревнования, через два года — первый чемпионат СССР. Но в 80-х годах в прессе все равно шла кампания по дискредитации карате.

Петр Вельяминов и Тадеуш Касьянов
«Однажды в перерыве съемки на набережной Вельяминов берет меня под руку: «Пойдем погуляем?» — «Я? С вами?» А он улыбается: «Ничего, давай привыкай», — имея в виду внимание публики» Петр Вельяминов и Тадеуш Касьянов в фильме «Пираты XX века». 1979 г.
Фото: Пресс-служба Киностудии им. М. Горького

— В «Пиратах...» Еременко поразил зрителей своей потрясающей физической формой, владением карате...

— К карате его приобщил Талгат Нигматулин, который сыграл главного злодея. Талгат занимался этим боевым искусством профессионально, участвовал в соревнованиях, имел какой-то пояс. Кстати, вот кто за мной пробовал ухаживать — так это он. Но я вела себя так целомудренно, что Нигматулин мне прямо сказал: «Наташа, ты настолько чистая, что я не имею права тебя обижать»…

Коля и Талгат подружились задолго до съемок — они жили в одной комнате в общежитии ВГИКа. Поэтому с огромным удовольствием снимались вместе. Еременко очень хотел сыграть в «Пиратах…», но его не сразу утвердили, в кастинге на роль старшего механика участвовало множество актеров. Режиссер Дуров даже спрашивал меня: «Кто тебе из мужчин-артистов нравится? Кого еще позвать на пробы?» Он хотел найти идеального героя, который расположил бы к себе и всех женщин, и всех мужчин, настоящего советского супермена. А Коля рвался на эту роль, чтобы перебить образ суперлюбовника Жюльена Сореля — не хотел застревать в таком амплуа. Еременко повезло в том смысле, что он был штатным актером Киностудии Горького и мог проходить пробы в проекты студии не по одному разу. В итоге он добился своего, и страна получила супергероя. Правда, в конце съемок «Пиратов…» Еременко мне сказал: «Слушай, я так по словам соскучился!» Потому что в этом фильме текста в принципе немного, в основном драки и трюки.

— В «Пиратах...» вы снимались и с Петром Вельяминовым.

— Петр Сергеевич был очень заботливым, теплым человеком, чудесным... Работу в фильме я начинала в статусе замужней женщины. Съемки шли долго, это, к слову, оказалась моя первая киноэкспедиция. Когда же у меня выдался перерыв, я полетела в Москву. А там узнала про измену мужа и решила развестись — вот такой молодой максималисткой была. Дико нервничала, не могла есть, но никому о своей семейной трагедии не рассказывала. Возвращаюсь в Ялту на съемочную площадку и виду не показываю, что мне плохо, улыбаюсь как обычно. Снимается сцена из начала фильма — на палубе корабля, моя героиня одета в белую поварскую курточку. И вдруг Петр Сергеевич внимательно смотрит на меня, подходит, приобнимает, оттягивает курточку сзади и тихонько говорит: «Ушить надо...» То есть он был единственный, кто заметил, что со мной что-то не так, что я сильно похудела.

Интересный факт

Маленькая Наташа талантливо читала стихи, посещала Cтудию художественного слова во Дворце пионеров, выступала на разных конкурсах. А однажды благодаря своему звонкому голосу участвовала в параде на Красной площади: стоя на трибуне Мавзолея, приветствовала пионеров. После этого девочку приглашали на радио вести детские передачи, но Наташа не захотела бросать любимую студию.

Наталья Хорохорина с Вадимом Андреевым
С Вадимом Андреевым в спектакле «Здравствуйте, я ваша теща!». 2009 г.
Фото: Photoxpress/Legion-Media

А через несколько дней снимали сцену на набережной Ялты, прямо у воды. Площадку огородили, вокруг скопился народ — смотрит, как снимают кино. В перерыве Петр Сергеевич вдруг берет меня под руку и говорит: «Пойдем погуляем?» Я удивилась: «Я? С вами?» А он улыбается: «Ничего, давай привыкай», — имея в виду внимание публики. Он-то уже был очень популярен — после съемок в сериале «Вечный зов», а меня еще никто не знал. К слову, когда мы месяц снимали в Судаке, все артисты жили в гостинице. А Вельяминов с семьей — женой, ребенком и, кажется, даже с собакой — поселился в частном секторе, в отдельном домике. Там было потише, поспокойнее.

— Еще один очень популярный фильм с вашим участием — «Белые росы».

— Его снимали в Белоруссии. Совсем недавно, кстати, отмечали столетие белорусского кино, и меня пригласили в Минск, на большой концерт, чтобы я рассказала о тех съемках... Помню, я отснялась в пробах с народной артисткой СССР Галиной Мака­ровой, она играла мою маму, и с Михаилом Кокшеновым, который пробовался на роль моего жениха. И уехала в Москву с четким пониманием, что в этой картине работать не буду.

— Почему?

— Я заметила, что понравилась режиссеру Игорю Добролюбову не только как претендентка на роль, но и как женщина. Он дал мне это понять, а я ему отказала. Подумала: «Я не замужем, никому ничем не обязана. Но я... не могу. Ну значит, это не моя роль». Вот такие представления о морали у меня были.

Наталья Хорохорина с Сергеем Никоненко
«Никоненко всегда поражал тем, что мог мгновенно отключиться: садится в автобус, растягивается на сиденьях и тут же засыпает. Это качество для артиста — счастье» С Сергеем Никоненко на его юбилее в Доме кино. 2021 г.
Фото: Photoxpress/Legion-Media

И как же я удивилась, когда через несколько дней мне позвонили из Минска и сказали, что меня утвердили! Оказывается, отснятый материал показали худсовету и я очень понравилась. В частности, меня похвалили Ян Френкель и Михаил Танич, которых пригласили написать композицию для этого фильма (песня «Обломал немало веток, наломал немало дров» в исполнении Николая Караченцова после выхода картины стала очень популярной).

На съемках я, конечно, чувствовала себя некомфортно, не могла забыть ту неловкую ситуацию. И когда вскоре снималась в другом проекте «Беларусьфильма», заметила, что в кабинете Добролюбова висят фотографии актеров, участвовавших в «Белых росах», а моего портрета нет. Но прошло какое-то время, и моя фотография появилась. Потом одна близкая знакомая Добролюбова из Минска подошла ко мне и сказала: «Наташа, а Игорь Михайлович о вас так тепло отзывался!» И в своем интервью Добро­любов сказал обо мне хорошие слова. Вероятно, сильная обида из-за моего отказа у него со временем прошла, он все понял. Тот мой выбор оказался правильным: я не пошла против своей совести, но все-таки попала в замечательный фильм. А может, это и есть то, что называют судьбой…

В этой картине съемочная группа работала не по-советски быстро и четко. Отечественное кино снималось очень хорошо, но слишком долго — много смен, много дублей. А «Белые росы» сделали стремительно. Оказывается, Добролюбов осенью отмечал 50-летие. И группа решила, что надо успеть сделать фильм к его юбилею, и работала на редкость слаженно.

— Как сложились отношения с партнерами?

— Самое сильное впечатление на меня произвели два наших замечательных старика — Всеволод Санаев и Борис Новиков. Наблюдала за ними с наслаждением! У обоих за плечами была большая человеческая и творческая биография, и они очень многое в этот фильм вложили. Вот мы, молодые актеры, не настолько ценили свои роли, думали: столько всего впереди будет! А старики понимали, что судьба вряд ли еще преподнесет им такой подарок. Сценарист картины Алексей Дударев рассказывал мне, как Санаев и Новиков вели себя на озвучивании. Отработают сцену, режиссер говорит: «Все хорошо». А они: «Нет, можно лучше». Записывают еще один вариант. Режиссер: «Отлично! Все идеально!» А они: «Давай еще попробуем...» «Потом мы поняли, — говорил Дударев, — что они просто не хотят расставаться: со студией, с ролью, друг с другом. Потому что вот закончат они озвучивание, и... все. Другой работы уже может и не быть».

Интересный факт

Профессор Щукинского училища Виктор Коршунов был очень строгим и требовательным педагогом, но Хорохориной по актерскому мастерству всегда ставил 5. А сразу после получения Натальей диплома предложил ей остаться в училище преподавать в его мастерской, а также вести занятия в театральном классе подшефной Малому театру 232-й мос­ковкой школы.

Станислав Говорухин
«Ни одна встречная женщина не могла удержаться, чтобы не посмотреть на Говорухина, не улыбнуться. У Станислава Сергеевича была потрясающая мужская энергетика» Станислав Говорухин. 2007 г.
Фото: Архив «7 Дней»

Сниматься с Санаевым было замечательно. Помню сцену, когда он говорит моей героине: «Замуж тебе надо, родить...» И я вижу, что у него в глазах огоньки загорелись, такие живые, молодые. Видя, как по-доброму Всеволод Васильевич ко мне относится, Борис Кузьмич Новиков мне говорил: «Ты у него проси что хочешь!» Ведь Санаев в течение двадцати лет был секретарем Союза кинематографистов СССР, руководил Бытовой комиссией. Но я отвечала: «Да мне ничего не надо». Ну молодая была, глупая, непрактичная...

— Подружились с вашим экранным мужем — Михаилом Кокшеновым?

— Когда первый раз с Мишей ехала в поезде, он почему-то сразу спросил: «Знаешь, сколько мне лет?» Говорю: «Не представляю». Он не успокаивается: «Нет, ты скажи...» — «Ну не знаю я». И тут он называет свой возраст. Оказывается, Миша был на 18 лет старше меня, хотя по фильму мы практически ровесники. Когда я удивилась: «Да ты что?» — Миша был очень доволен произведенным эффектом. А еще он много раз у меня спрашивал: «Ты думаешь, я дурак?» Я отвечала: «Нет, Миша, я так не думаю...» У него роли были такие — простака, даже дурачка. А в жизни Кокшенов был начитанным, интеллигентным человеком. И, кстати, очень следил за своим здоровьем...

— Какое впечатление у вас осталось от Николая Караченцова?

— Коля в тот момент много снимался, был на пике популярности. Притом что играл в «Ленкоме», выступал с концертами. И я поражалась, как он вот так все успевает… За несколько лет до этого, когда я училась на четвертом курсе, Захаров решил сделать в своем театре «Три минуты молчания» по роману Георгия Владимова (потом Марк Анатольевич называл эту работу в числе двух несложившихся постановок, о которых очень сожалел). Предполагался мужской спектакль — роман-то о моряках, в нем Захаров хотел занять «первачей» театра. А на одну из немногих женских ролей искал студентку училища, его помощники прошлись по всем театральным вузам. Когда меня пригласили на прослушивание в «Ленком», я, конечно, побежала с радостью — в те годы этот театр гремел. Как всегда, показывалась тайно, чтобы Коршунов не узнал. Сначала показала отрывки (в партнеры взяла будущего мужа), потом Марк Анатольевич попросил меня почитать. А затем сказал: «Мы вас берем в театр! Приходите на репетиции».

Наталья Хорохорина с Сергеем Колесниковым и Анной Варпаховской
С Сергеем Колесниковым и Анной Варпаховской в спектакле «Счастливый случай». 2022 г.
Фото: Fotodom

— Как вы сказали об этом Коршунову?

— А мне не пришлось. Я уже собиралась пойти к Виктору Ивановичу, но как раз в это время у Владимова начались неприятности с властями (поз­же он эмигрировал на Запад), и работу над спектаклем прекратили. Вот так совпало. Ну значит, не судьба, значит, не надо было... Так вот, встретившись с Караченцовым на съемках «Белых рос», я ему рассказала эту историю.. А он мне — как идут репетиции «Оптимистической трагедии», которую тогда ставил Захаров...

— Наталья Николаевна, вы застали еще советский кинематограф и продолжаете сниматься до сих пор. Что изменилось в кино за эти годы?

— Изменилось многое, индустрия сильно развилась. Недавно снималась в картине «Конец славы» Марюса Вайсберга. Главную роль там играл Паша Деревянко (он сделал с Марюсом уже не одну картину, поэтому они понимают друг друга с полуслова), а я сыграла его маму. Организация съемок была как в Голливуде! Меня потрясло, когда на пробе грима и костюма я увидела целую вешалку дорогих нарядов и батарею обуви — все закупили специально для меня. А в качестве образцов для грима на столике лежали фото шикарных Мерил Стрип и Хелен Миррен, потому что режиссер хотел, чтобы моя героиня выглядела в их стиле. Кстати, сейчас в кино очень распространен термин «референс», который означает отсылку к определенным образцам — фильмам, актерам. Жаль только, что мою роль в этой картине почикали. И самая интересная для меня сцена — драматическая, с которой я и пробовалась, к сожалению, в фильм не вошла.

— Какие-то неожиданные для вас проекты нынешние режиссеры вам предлагают?

Наталья Хорохорина с Аленой Кузовкиной, Максимом Авериным и Марией Куликовой
«Макс мне рассказывал, что задолго до нашей встречи он попал к Марии Порошиной домой и увидел там мое фото. Так что мы познакомились заочно» С Аленой Кузовкиной, Максимом Авериным и Марией Куликовой в сериале «Склифосовский». 2023 г.
Фото: Телеканал «Россия»

— Когда пятнадцать лет назад Ольга Логинова — второй режиссер, с которой до этого я работала в нескольких проектах, — позвала меня в картину «Наша Russia. Яйца судьбы», я изумилась. Где Comedy Club и где я?! Но согласилась, и оказалась в совершенно новой для себя среде, эстетике. Я вообще не понимала, что мы такое снимаем. Привыкла, что надо психологически вжиться в персонаж, а тут не требовалось никаких особых переживаний — просто «жжешь». Но все равно было интересно.

— Среди ваших сериальных работ и такой популярный проект, как «Склифосовский»...

— Да, я играла няню маленькой дочки героев Максима Аверина и Маши Куликовой. Аверин очень талантливый, разносторонний человек. Мы с ним быстро нашли общий язык еще и потому, что он учился с Машей Порошиной на одном курсе, а я несколько лет проработала с ее мамой Наталией Красноярской в театре «Сфера». Макс мне рассказывал, что за много лет до нашей встречи он попал к Порошиной домой и увидел там мою фотографию. Так что мы познакомились заочно.

Я поражалась, как Макс умудряется столько работать: у него полный съемочный день, а вечером спектакль, и еще он преподает и руководит театром в Сочи! А ведь съемки начинались очень рано, в восемь часов, значит, надо встать в пять, доехать до площадки (снимали не в павильоне, а в арендованной квартире в новостройке за МКАД), загримироваться. А потом вечером на сцене еще выложиться перед зрителем на все сто…

Сама иногда попадаю в такие ситуации и знаю, как это тяжело. Недавно снималась в сериале «Метод уборщицы», а параллельно у меня было много спектаклей. Несколько смен меня отпускали с площадки пораньше. Но зато когда в театре у меня наконец был выходной, меня снимали двенадцать часов подряд — только партнеры менялись. Работать пришлось на износ...

Наталья Хорохорина с Мариэттой Цигаль-Полищук
С Мариэттой Цигаль-Полищук в сериале «Метод уборщицы». 2024 г.
Фото: Телеканал «ТВ Центр»

— Кстати, как сейчас складываются ваши отношения с театром?

— После училища я работала в театре «Сфера» — им руководила Екатерина Еланская, жена моего педагога Коршунова, потом много играла в антрепризе. А последние годы работаю в Театре комедии, у которого в городе целых восемь площадок. Порой играю каждый день (у меня три названия — «Теща с сюрпризом», «Счастливый случай», «Идеальный муж»), а по субботам и воскресеньям у нас по два спектакля. И каждый раз может произойти что-то непредсказуемое. Недавно играем «Тещу...» в огромном зале. В одном из первых эпизодов стою на сцене, а Дима Белоцерковский, который играет моего зятя, исполняет песню и спускается в зал. Зрители ему подпевают, и вдруг на сцену поднимается некий мужчина, подходит ко мне и начинает снимать на телефон! Не выходя из образа мегеры, тихонько рычу на него: «Ты чего сюда пришел, у меня своего добра — зятя-дурака — хватает. Уходи сейчас же!» Он испугался и убежал.

А «Счастливый случай» по пьесе Валерия Мухарьямова — она про эмигрантов — играли в маленьком зале, в Доме Высоцкого на Таганке. Выхожу на сцену и обращаюсь к герою, которого играет Сергей Барышев: «Марк, что ты там застрял в дверях, проходи». Вдруг зритель в первом ряду громко говорит: «А почему вы играете иностранную пьесу?» В большом зале можно было бы это проигнорировать — ну да, бывают нездоровые люди. Но тут невозможно! В общем, зал замер. Я поворачиваюсь к этому мужчине и говорю: «Это русская пьеса, ее драматург Мухарьямов написал. Ну что, мы продолжим!» Вернулась к тексту роли, хотя сердце у меня долго еще колотилось.

А до этого играли «Счастливый случай» в огромном Дворце на Яузе. Ближе к концу спектакля у нас с Олегом Акуличем сцена, в которой я ему говорю: «Пойдемте, сядем…» — потому что жду от него объяснения в любви. Идем мы по сцене, зритель с нетерпением ждет развязки. Вдруг в полной тишине раздается телефонный звонок. И тут женщина, которая явно прониклась нелегкой судьбой моей героини, на весь зал говорит: «Дебилы, выключите телефон!» Зал ей зааплодировал! А я почувствовала, что публика — со мной, с моей героиней…

— Антреприза предполагает гастроли...

Интересный факт

Хорохорина снялась более чем в 120 картинах. Самой сложной сценой считает эпизод в фильме Новака по сценарию Говорухина «Вторжение». По сюжету действие происходит летом, но в положенное время снять эпизод не успели. Доснимали в декабре. «Одесса, с моря дует ледяной ветер, а я в легкой юбке, — вспоминает актриса. — И режиссер кричит: «Дыши в себя!» Потому что у меня изо рта пар вырывается...»

Наталья Хорохорина с Павлом Деревянко
«На примерке костюмов я увидела целую вешалку дорогих нарядов и батарею обуви — все закупили специально для меня. А в качестве образцов для грима на столике лежали фото роскошных Мерил Стрип и Хелен Миррен» С Павлом Деревянко на съемках фильма «Конец славы». 2023 г.
Фото: Централ Партнершип

— Да, за свою жизнь я объездила всю страну, и не по одному разу. Выступала и в миллионниках с огромными залами и замечательными сценами, и в маленьких городках в небольших домах культуры. Сейчас уже везде почти приличные площадки, а раньше бывало всякое. Много лет назад в рамках фестиваля «Амурская осень» повезли спектакль в какой-то райцентр. Приехали, а там Дом культуры с маленькой сценой и прозрачной занавесочкой. Туалет на улице — жуткий, полуразвалившийся скворечник довольно далеко от здания! Мужчины туда сбегали, а я сказала: «Не пойду!» Пришлось терпеть…

Кстати, между городами люблю передвигаться не на машине, а в автобусе, чтобы обсудить с коллегами прошедший спектакль, что-то порепетировать. Особенно это нужно, если постановку играем нечасто и надо что-то повторить, уточнить. Так что порой в автобусе идет работа. В машине так не пообщаешься, совсем другая ситуация: кто-то рассказывает анекдоты, кто-то спит. Организм у людей по-разному устроен. В свое время я участвовала в очень удачном антрепризном спектакле «Пока мой муж ловил треску». В нем были заняты Вячеслав Шалевич, Сергей Никоненко, Игорь Старыгин, Анатолий Васильев. Так вот, Никоненко всегда поражал меня тем, что мог мгновенно отключиться: садится в автобус, растягивается на сиденьях и тут же засыпает. Это качество для артиста — счастье.

Сейчас московских артистов практически везде принимают очень хорошо, возят на лимузинах. А лет двадцать и авто были другие, и дороги. Однажды где-то в Сибири переезжали из города в город. Я, как всегда, села на переднее сиденье. Вижу, что дорога раздолбанная, яма на яме. Едем, и водитель каждую минуту то яму объезжает, то на ухабе подскакивает. Мои коллеги начинают шофера костерить — мол, водить не умеешь! А я-то знаю, что он не виноват, и говорю: «Да вы не представляете, какие там ямы!»

Когда переезд очень большой — километров 500, — бывает, попадаешь из одного времени года в другое. На гастролях по Уралу мы выехали из Миасса рано утром зимой — на улице снег. Ехали в Чусовой целый день. Приехали, когда уже было темно, и в городе явно еще осень. Мы задержались, но зрители в зале не роптали. А нам же надо было еще декорации поставить, костюмы погладить, загримироваться. И зал нас терпеливо ждал...

Вот это — самое главное! Во все времена неизменной остается любовь актеров к своей публике и публики — к любимым артистам. Когда в зале возникает та самая внимательная тишина и я, кажется, слышу биение собственного сердца — вот тогда я счастлива!

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Дети Киркорова снова покинули Россию — подальше от скандалов короля
Филипп Киркоров желает своим детям только лучшего, поэтому постоянно находится в поиске лучших предложений в сфере образования. Прошлый год дочь певца Алла-Виктория и сын Мартин провели в Дубае, где учились в международной школе-пансионе Swiss International Scientific School. Год обучения в этом заведении стоит около 64 тысяч долларов. Осенью 2024 года СМИ писали о том, что Киркоров забрал детей обратно в Россию из-за проблем с поведением — за время учебы за границей они отбились от рук и начали хулиганить.

Звезды в тренде

Дмитрий Нагиев
актер, телеведущий, шоумен
Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Ирина Орлова
астролог