Михаил Марфин: о спорах с Масляковым, обиде на Рязанова и лучшей шутке в КВН

«Будучи членом жюри, Рязанов снизил нам оценку. Он не поверил, что мы сами могли написать текст в...
Нелли Скогорева
|
07 июля 2024
Михаил Марфин. Фото
Михаил Марфин
Фото: Personastars.com

«Будучи членом жюри, Рязанов снизил нам оценку. Он не поверил, что мы сами могли написать текст в стиле Жванецкого. И напрасно моя тогдашняя супруга орала из зала: «Нет, я видела, как он это писал на кухне!» Эльдар Александрович прозрачно намекнул, что нам наверняка помогали профессионалы», — вспоминает телеведущий, сценарист, бард и многолетний редактор Высшей лиги КВН Михаил Марфин.

— Михаил Наумович, вас называют правой рукой Александра Ва­силь­евича Маслякова. Как вы с ним познакомились?

— Я впервые попал на ТВ еще в 1983 году. Был в то время командиром ССО (студенческих строительных отрядов) Московского химико-технологического института, который незадолго перед этим окончил. На телевидении тогда выходила передача «Молодежный вечер в Останкино». Меня вызвали в Центральный штаб ССО и сказали: «Поскольку ты у нас самый поющий сэсэошник и самый сэсэошный из певцов, то не мог бы ты в рамках этой передачи со своими ребятами спеть какую-нибудь сэсэошную песню?» Я бодро ответил: «Конечно!» Гордо выхожу из кабинета и вдруг понимаю, что про ССО ни одной приличной песни не знаю. И с перепугу, пока ехал домой в метро, такую песню сочинил. Называлась она «Время выбрало нас», и потом ее даже выпустили на диске с таким же названием, где она оказалась между Иосифом Кобзоном и Сергеем Никитиным. Мы благополучно выступили, но потом мне позвонили и сказали: «А еще песню про ССО вы знаете?» На старом опыте отвечаю: «И не одну». И так я писал песни четыре раза. Последнюю мы исполняли на заключительном этапе этого цикла, который вел Масляков. Так и состоялось наше знакомство. А через три года, в 1986-м, когда после четырнадцатилетнего перерыва КВН снова выпустили в эфир, я волею судеб оказался капитаном ко­­манды КВН нашего института, которую в последний момент пригласили в сезон в качестве спарринг-партнера для «Одесских джентльменов».

Команда КВН Московского химико-технологического института имени Д. И. Менделеева
«Когда после четырнадцатилетнего перерыва КВН снова выпустили в эфир, я волею судеб оказался капитаном команды КВН нашего института, которую в последний момент пригласили в сезон в качестве спарринг-партнера для «Одесских джентльменов» Команда КВН Московского химико-технологического института имени Д. И. Менделеева во время выступления. 1987 г.
Фото: РИА НОВОСТИ

— Это были те самые три года, за которые наша страна изменилась…

— Да, случилась перестройка, гласность, и телевидение стало более прогрессивным, смелым. Смелее даже тех людей, которые его смотрели. Например, уже перед полуфиналом секретарь парткома потребовал принести на утверждение сценарий нашего выступления. А когда я принес, он говорит: «Вы что, собираетесь это показывать на Центральном телевидении?!» Отвечаю: «Все это на Центральном телевидении уже утверждено». Пар­тийный деятель смутился: «Ну я не знаю, не знаю…» В то время кто-то из членов жюри сказал, что «кавээнщики исхитряются быть даже острее газет». И никакой нашей личной заслуги, как это мнится многим кавээнщикам той поры, на мой взгляд, в этом не было. Мы просто очень хотели выиграть. И выиграть можно было только так. А еще боролись за прямой эфир, чтобы ничего нельзя было вырезать в импровизационных конкурсах. Правда, случился он гораздо позже.

— И как долго он оставался прямым?

Интересный факт

В первом сезоне, в котором играла команда КВН МХТИ им. Менделеева (одним из участников которой был Марфин), редактором программы выступал сам А. В. Масляков. Поэтому в будущем для Михаила, как редактора КВН, главным критерием осталось «понравится ли эта шутка Александру Васильевичу». Бывший капитан «Новых армян», а ныне известный юморист Гарик Мартиросян рассказывал: «Если на шутку Александр Васильевич хотя бы улыбнется, значит, зрительный зал после нее просто ляжет».

Александр Масляков
Александр Масляков на Всесоюзном фестивале «КиВиН-90»
Фото: РИА НОВОСТИ

— Прямые эфиры за всю историю КВН были всего два раза — на полуфиналах в 1990-м и в 1991 годах. И оба раза прошли с приключениями. На одном в разминке выдали шутку, которая вызвала неудовольствие посольства иностранного государства. А на следующий год случилась техническая неполадка — не пошло видео. И Масляков целых четыре минуты заполнял паузу в полутемном зале, поскольку включить снова огромные софиты не так просто.

— А какой была тогда цензура?

— Что касается цензуры, в первом сезоне она еще была вполне советская: нам указывали, что мы можем говорить только об отдельных недостатках в отдельных местах. Нельзя было критиковать, например, партию. И редактура была достаточно суровой. Мало того что из эфира вырезались целые эпизоды, но однажды потребовали поменять текст в уже снятой передаче! Масляков, который в первом сезоне был редактором, в ужасе пришел к начальству и говорит: «Что значит «вставить»? Передача записана месяц назад!» А ему отвечают: «Вы же находчивые, вот и вставьте».

Эльдар Рязанов
«Рязанов, будучи членом жюри КВН, не поверил, что мы сами могли написать текст в стиле Жванецкого. И напрасно моя тогдашняя супруга орала из зала: «Нет, я видела, как он это писал на кухне!» 1988 г.
Фото: РИА НОВОСТИ

— И что — вставили?

— Конечно! Приехали специально двое одесситов и переписали на крупном плане подводку к своему конкурсу, в котором была пародия на выборы в заводском цеху, так, чтобы получились выборы комсомольской организации. Мол «резвитесь там, в своем комсомоле». Вырезалось много. Запись занимала в среднем четыре часа, в итоге оставалось часа полтора-два. А на игре один только капитанский конкурс шел полчаса и состоял из трех отдельных частей. Мне потом целый год каждую ночь снилось, что на капитанской разминке я не расслышал вопроса, но мне неудобно переспросить, ведь скажут: «Глухой, что ли?» И все отведенные на ответ тридцать секунд я стою и думаю: как бы мне ответить, чтобы это был ответ на любой вопрос? И вдруг слышу: «Время! Надо идти!» И в этот момент я всякий раз просыпался в холодном поту…

— Невозможно сказать — не знаю? Такого никогда не было за историю КВН?

— Нет, потому что это не смешно. Хотя, признаться, часто бывали такие ответы, что лучше было бы сказать «не знаю».

— Михаил Наумович, за что вы в то время обиделись на Эльдара Рязанова?

— Я обиделся, потому что он, будучи членом жюри, снизил нам оценку. Он не поверил, что мы сами могли написать текст в стиле Жванецкого. И напрасно моя тогдашняя супруга орала из зала: «Нет, я видела, как он это писал на кухне!» Эльдар Александрович прозрачно намекнул, что нам наверняка помогали профессионалы. Но через много лет мне, уже в качестве ведущего какого-то корпоратива, где Рязанов присутствовал, удалось вызвать его улыбку. Что позволило мне отыграться, сказав: «Вот видите, а вы мне тогда четверку поставили».

Интересный факт

У Михаила Марфина две любимые команды, те, с которыми и на которых как редактор он учился, — команда Харьковского авиационного института и «Махачкалинские бродяги». Обе не понравились Александру Маслякову, но Марфин говорил: «Вот увидите, они станут чемпионами!» И действительно обе команды стали чемпионами Высшей лиги КВН.

Михаил Марфин с Ларисой Вербицкой
«Любой формат так или иначе находит свою аудиторию. Люди ведь разные. Более образованные склонны к большей парадоксальности и новизне. А кто-то готов каждый день смеяться над одним и тем же простеньким анекдотом. И более сложный юмор он просто не поймет, парадокс не раскусит» С Ларисой Вербицкой и участниками отборочного тура телевикторины «Счастливый случай». 1989 г.
Фото: РИА НОВОСТИ

— Кстати, а «судьи кто»? Как их отбирали?

— Это был довольно длительный и сложный процесс. С одной стороны, чтобы объективно оценить происходящее на сцене, надо взять человека с улицы — вот он будет однозначно объективным. С другой стороны, по законам жанра в жюри должны сидеть люди известные. И хотелось, чтобы они еще и разбирались в юморе. Уже в первом сезоне был скандал, когда вскрылось, что некоторые члены жюри — кавээнщики 60-х — помогали готовиться одной из команд и откровенно засудили их соперников. Писатели-сатирики частенько самоутверждались за счет команд, упрекая самодеятельных актеров и авторов в непрофессионализме. Некоторые актеры не столько следили за игрой, сколько придумывали себе речь, с которой они в конце игры блеснут в кадре. Найти оптимальный на тот момент вариант помог случай. В конце 1993 года мы сняли «Александр-шоу» к 30-летию творческой деятельности Александра Васильевича Маслякова, которое было построено в форме КВН. И приветствие играли телеведущие. Выступление оказалось настолько удачным, что Александр Васильевич пригласил всех его участников (кроме меня, поскольку я был редактором) в жюри. Так в кавээновском жюри впервые появились Константин Эрнст, Леонид Якубович, Леонид Ярмольник, Иван Демидов, Леонид Парфенов и Влад Листьев, некоторые из них оставались в нем многие годы. Потому что оказалось — это и есть наилучший вариант. Ведь телеведущие — люди с юмором и с формулированием мыслей проблем не испытывают, а кроме того достаточно независимы в отношении своего мнения.

Александр Ширвиндт и Андрей Миронов
«Успех подавляющего большинства остроумных людей основан на каком-то приеме. У Ширвиндта никакого приема не было. Он просто говорил чистыми репризами, каждая из которых имела самостоятельную ценность. Вот этому, думаю, нельзя научиться, это дар» Александр Ширвиндт и Андрей Миронов. 1980 г.
Фото: РИА НОВОСТИ

— Кстати, члены жюри получали зарплату?

— Нет, членство в жюри не оплачивалось. Редактора зарплату, конечно, получали, но не очень большую.

— Как раз редактором вы к тому моменту уже и стали по приглашению Маслякова…

— После окончания института меня сильно бросало. Проработав на кафедре всего несколько месяцев, я на два года ушел на освобожденную комсомольскую работу, продолжая урывками заниматься наукой и сдавая кандидатский минимум. Потом поступил в аспирантуру, но на другую кафедру, так что пришлось заново изучить с десяток учебников. Уже играя в КВН, я завершал работу над диссертацией и защитил ее между записью финальной встречи и ее эфиром. Моя популярность как капитана команды КВН стала причиной того, что следующие два года я провел в кресле секретаря комитета ВЛКСМ института. Вскоре после этого я должен был ехать на стажировку в Лондон. Но к началу 1990 года мы с моим другом, товарищем по команде и будущим постоянным соавтором Леонидом Мазором, уже написали порядка 40 сценариев для телевидения, и я уже полгода вел программу «Счастливый случай» на Первой программе ЦТ. Словом, к Новому году я принял решение уйти из института в «свободные художники», а в мае Масляков предложил мне стать редактором КВН.

— За время вашей работы вам предлагали взятки за победу ­коман­ды в КВН?

— Мне — нет. Но в истории КВН был случай, когда человек брал деньги, якобы за то, чтобы команду взяли в телевизионный сезон. При этом на самом деле ни на что повлиять он не мог, а всего лишь знал список счастливчиков немного раньше его официального оглашения. Обман, разумеется, быстро раскрылся со всеми вытекающими последствиями. Думаю, ваш вопрос вызван тем, что в начале 90-х в эфир действительно нередко попадали за деньги довольно странные персонажи. Но продюсеры быстро осознали, что их благосостояние в гораздо большей степени зависит от качества передачи, чем от сомнительных махинаций.

— Михаил Наумович, из КВН выросло множество проектов: Comedy Club, «Уральские пельмени». Кавээнщики уходили в другие шоу, и это рождало конфликты с Масля­ковым. А вас такое обижает?

Юрий Саульский (за роялем), Дмитрий Дибров, Константин Эрнст, Леонид Парфенов, Михаил Марфин, Леонид Якубович и Леонид Ярмольник
«В конце 1993 года мы сняли «Александр-шоу» к 30-летию творческой деятельности Маслякова, которое было построено в форме КВН. И приветствие играли телеведущие. Выступление оказалось настолько удачным, что Александр Васильевич пригласил всех его участников (кроме меня, поскольку я был редактором) в жюри» Юрий Саульский (за роялем), Дмитрий Дибров, Константин Эрнст, Леонид Парфенов, Михаил Марфин, Леонид Якубович и Леонид Ярмольник. 1993 г.
Фото: Борис Кавашкин/ТАСС

— Меня — нет. Я прекрасно понимал логику событий. Что кавээнщикам было делать после КВН? Куда деваться? К старой профессии уже не вернуться, это сложно. Ты уже, по сути, приобрел другую. Что касается Александра Васильевича, то какое-то время его действительно раздражало нарушение монополии КВН на молодежный юмор. Но, с другой стороны, он всегда отвечал отказом на предложение делать «посткавээновские проекты» под его крылом. И в свое время я услышал от него формулировку причины: «То, что они сделают в других форматах, будет хуже, чем то, что они делали в КВН».

— Какие из этих проектов вам нравятся?

— За 20 лет их было несколько, но предпочтение, пожалуй, отдам «Пельменям...». Потому что они знают, зачем выходят на сцену. Я не люблю простого зубоскальства. Может быть, я уже старый, но это мое личное мнение. А любой формат так или иначе находит свою аудиторию. Люди ведь разные. Более образованные склонны к большей парадоксальности и новизне. А кто-то готов каждый день смеяться над одним и тем же простеньким анекдотом. И более сложный юмор он просто не поймет, парадокс не раскусит.

— В вашем «романе» с КВН случился большой перерыв. Вы ушли из-за конфликтов с Масляковым?

— Нет. Хотя разногласия определенные были. Но ушел я, честно сказав Александру Васильевичу, что мне стало неинтересно. Я проработал четырнадцать лет, и восторженное освоение нового ремесла превратилось в рутину. А КВН — такая штука, которую можно делать только с горящими глазами. Расстались мирно. Он просил меня кого-то порекомендовать на мое место и воспользовался моим советом, а я спросил его, куда, по его мнению, мне надо идти. Он ответил, и я тоже воспользовался его советом.

— Однако через 15 лет вы вер­нулись…

Интересный факт

В 1989 году Михаил Марфин стал ведущим викторины «Счастливый случай», которая шла по Первой программе ЦТ. Две семейные команды отвечали на вопросы из самых разных областей, а победитель получал главные призы. Как-то одной из участниц стала популярная в 60-х автор и исполнительница эстрадных монологов Елизавета Ауэрбах, к 90-м уже основательно подзабытая. За кулисами Михаил почти полностью процитировал один из ее монологов, заставив писательницу разрыдаться.

Михаил Марфин
Михаил Марфин на съемках телепередачи «Счастливый случай». 1989 г.
Фото: РИА НОВОСТИ

— В 2016 году Александр Васильевич пригласил меня писать сценарий фильма, посвященного его очередному юбилею. Первый канал уже сделал к тому времени два фильма, и Масляков сказал: «Боюсь повторения — давай придумаем что-то новое». И мы придумали показать его жизнь через множество передач, которые он вел за эти годы, — благо, Гостелерадиофонд многое сохранил. А когда я вышел из кабинета Александра Васильевича, сразу встретил Александра Александровича Маслякова, который радостно сообщил, что скоро начнет работать телеканал «КВН-ТВ». Я посмотрел предполагаемую сетку вещания и раскритиковал ее. На что Сан Саныч напомнил пионерский закон «Отвергая — предлагай, предлагая — делай». Через два дня я принес ему предложения по принципиально новой сетке, и сразу услышал: «А не хотите ли вы в принципе этим заняться?» Я подумал и понял, что в принципе хочу. И, кстати, занимаюсь им уже до сих пор.

А в 2019 году я вернулся в КВН в качестве редактора Высшей лиги. Но, признаюсь, мне пришлось года два адаптироваться, пока я не включился по-настоящему.

— Юмор изменился за это время?

— Конечно. Хотя законы те же. Но пришло другое поколение. Изменился стиль подачи. Сейчас молодежь что-то знает, чего не знаем мы, но, к сожалению, гораздо больше не знает того, что мы знали. У нас было какое-то понятие драматургии, люди писали стихи, много читали. В том числе таких классиков жанра, как Ильф и Петров, Чапек, Гашек, Джером. А сейчас приходят мальчики, которые не читали, скажем, «Двенадцать стульев» и даже кино не смотрели. Они учатся играть в КВН на одном КВН. А это неправильно. Если проводить аналогию с музыкой, когда ты пишешь попсу, то должен слушать как минимум джаз, если пишешь джаз, то должен подпитываться из классики. В творчестве тоже есть КПД, и он никогда не равен ста процентам. Я всегда говорю: «Читайте, не надо только смотреть кино и уж тем более зацикливаться на юмористических передачах. Иначе вы никогда не сделаете не то что лучше, но даже так». И читать надо не только юмор, но и серьезную литературу.

Зато нынешнее поколение гораздо артистичнее. Когда я начинал редакторствовать, людей надо было учить держать микрофон. Изменилась и скорость подачи материала, потому что цифровое поколение быстрее живет и думает.

— А цензура как изменилась?

Михаил Марфин с сыном Михаилом и Дмитрием Дибровым
«Сейчас молодежь что-то знает, чего не знаем мы, но, к сожалению, гораздо больше не знает того, что мы знали. У нас было какое-то понятие драматургии, люди писали стихи, много читали. В том числе таких классиков жанра, как Ильф и Петров, Чапек, Гашек, Джером» С сыном Михаилом и Дмитрием Дибровым на съемках шоу «Кто хочет стать миллионером?»
Фото: из личного архива Михаила Марфина

— Цензура — это когда кто-то правит твой текст прежде, чем ты его произнесешь. Сейчас этого нет. Но есть самоцензура. И если ты работаешь на Первом канале, должен учитывать его позицию. Не хочешь — работай в интернете или хотя бы на негосударственном телевидении. Все это понимают.

— Михаил Наумович, предлагаю небольшой блиц-опрос. Самый долгий смех за всю историю КВН?

— Самой смешной шуткой, наверное, можно считать шутку команды Новосибирского государственного университета из домашнего задания в полуфинале 1988 года — «Партия, дай порулить!» (Парафраз советского лозунга «Партия — наш рулевой!» — Прим. ред.) Через десять лет мы проводили опрос, и эта шутка была признана лучшей за десятилетие. Реакция на нее в зале длилась минуты полторы. Но все это не идет ни в какое сравнение с той истерикой, которая случилась, когда в 2003 году на Александра Васильевича на сцене упала выгородка. Закон актуальности юмора работает — «здесь и сейчас» всегда смешнее любой самой изысканной шутки.

— Самая экстремальная ситуация...

— Вот эта самая упавшая выгородка.

— Самый большой скандал…

Михаил Жванецкий
«Люблю и уважаю многих. И все же — есть Михаил Михайлович Жванецкий и все остальные» Михаил Жванецкий. 2001 г.
Фото: Photoxpress.ru

— Наверное, самой обидной была ситуация с проектом «Игра» в 2021 году. И дело даже не столько в том, что формат программы откровенно копировал КВН. Александр Васильевич очень надеялся, что эфиры передачи начнутся после ноября, что позволило бы ему позвать ее участников на 60-летний юбилей КВН. Но они почему-то с сентября все же запустились. Я знаю, что у «Игры» было немало поклонников. Это и немудрено — там же собралась большая часть чемпионов КВН за последние 15 лет. Но я, честно говоря, ожидал, что команды попробуют найти какое-то новое качество. Однако это попыталась сделать только «Сборная нулевых». Остальные, по сути, эксплуатировали то, что когда-то придумали в КВН. Причем далеко не всем удалось удержать свою же планку. Это же касается и нынешнего проекта «Звезды». Это общая проблема: ребята не придумывают ничего принципиально нового, а эксплуатируют то, что было. Если бы они так продолжали играть в КВН, они бы давно проиграли новичкам. Почему больше трех сезонов мало кто играет? Потому что надо или кардинально менять все, или вы надоедаете.

— Вы занимаетесь еще и детским КВН. Какая ваша любимая детская шутка?

— «Родители меня отправили на все лето к бабушке, а сами уехали в Крым. Они так и сказали: «Крым наш, Мытищи твои!»

— Какая самая актуальная тема для шуток?

— А какая тема является в принципе самой актуальной для людей всех возрастов и во все времена?

— Мужчины и женщины?

Максим Ярица, Юлия Михалкова, Илана Юрьева, Ксения Корнева, Дмитрий Соколов, Вячеслав Мясников (стоят), Андрей Рожков и Дмитрий Брекоткин
«Что кавээнщикам было делать после КВН? Куда деваться? К старой профессии уже не вернуться, это сложно. За 20 лет было несколько проектов, которые создали кавээнщики, но предпочтение, пожалуй, отдам «Пельменям...». Потому что они знают, зачем выходят на сцену. Я не люблю простого зубоскальства» Участники шоу «Уральские пельмени» Максим Ярица, Юлия Михалкова, Илана Юрьева, Ксения Корнева, Дмитрий Соколов, Вячеслав Мясников (стоят), Андрей Рожков и Дмитрий Брекоткин (сидят). 2016 г.
Фото: СТС

— Ну конечно! Вот только кроме критериев актуальности и парадоксальности, о которых мы уже упоминали, у юмора есть еще и критерий новизны. Повтор воспринимается как банальность, синоним которой — пошлость. А между тем, я думаю, что в тот самый момент, когда Адам и Ева надкусили известное яблоко и поняли, что происходит, они сразу же обменялись по этому поводу шутками. Вполне внятная реприза на эту тему есть уже в «Лисистрате» Аристофана. И последующие две с половиной тысячи лет все продолжали шутить по этому поводу. Понятно теперь, почему юнцы с удовольствием перекидываются шутками, которые им кажутся новыми, а взрослым — пошлыми. И нетрудно себе представить, насколько сложно пошутить про это «по-взрослому»!

— Женский юмор — это…

— Женщины — существа гораздо более интересные, чем мужчины. Женщина умеет думать по-мужски, а мужчина по-женски думать не умеет. И по утверждению социологов, смешанная аудитория реагирует по-мужски. Поэтому для того, чтобы выйти и пошутить, дама вынуждена думать о том, как это воспримут мужчины. Женский стендап сначала меня заинтересовал, но, увы, скоро стал приедаться из-за того, что весьма остроумные дамы, на мой взгляд, искусственно ограничили себя в тематике.

— Кстати, а ваша жена понимает ваш юмор?

— Не всегда. Иногда обижается на шутки, которые кажутся мне вполне невинными. Впрочем, это нормально, учитывая, что мужчины не умеют думать как женщины. А сама она, будучи хореографом, шутить вовсе не обязана.

— У вас два сына, как вы думаете, передается ли чувство юмора по наследству или ему можно научиться?

Интересный факт

В начале 90-х Михаил был приглашен работать в международный молодежный театральный проект в США в качестве сценариста. Но когда композитор постановки неожиданно уехал, бросив все, Марфин за несколько дней научился писать инструментальные фонограммы, а потом даже ­написал партитуру для симфоничес­кого оркестра.

Михаил Марфин
«В творчестве тоже есть КПД, и он никогда не равен ста процентам. Я всегда говорю: «Читайте, не надо только смотреть кино и уж тем более зацикливаться на юмористических передачах. Иначе вы никогда не сделаете не то что лучше, но даже так»
Фото: Personastars.com

— Михаил Чехов утверждал, что научиться можно. Но, боюсь, до определенной степени. Все-таки должно быть от природы парадоксальное мышление. Так что, с одной стороны, чувство юмора передается по наследству, а с другой — его можно развивать. Что я и пытался сделать в отношении сыновей. И у меня с папой была манера перешучиваться, что мама называла «школой злословия». Папа, кстати, в свое время играл в студенческом театре вместе с Михаилом Шатровым, будущим драматургом.

— КВН — это наше русское изобретение, как водка. Оно не прижилось нигде, кроме постсоветских стран. Почему?

— Оно привилось еще в Израиле, где, впрочем, постсоветских людей тоже предостаточно. И вообще везде, где есть обширная русскоязычная диаспора. Недавно, вот, отмечали тридцатилетие американского КВН. Но в целом вы правы. Я думаю, дело в ментальности. Коллективное творчество для нас естественно, а для западных цивилизаций — нет. Им непонятно, кому платить авторские. С другой стороны, даже знакомая нам форма анекдота встречается далеко не у всех народов.

— Михаил Наумович, кого из наших юмористов вы любите?

— Люблю и уважаю многих. И все же — есть Михаил Михайлович Жванецкий и все остальные. И я счастлив тем, что мне несколько раз удалось с ним пообщаться и даже удостоиться его комплиментов. Еще один кумир — Александр Анатольевич Ширвиндт, с которым я тоже был немного знаком. Дело в том, что успех подавляющего большинства остроумных людей основан на каком-то приеме. У Ширвиндта никакого приема не было. Он просто говорил чистыми репризами, каждая из которых имела самостоятельную ценность. Вот этому, думаю, нельзя научиться, это дар.

— Кроме дара юмора, которым и вы обладаете, природа вас не обделила и другими способностями. Вы — сценарист, ведущий, продюсер, бард, пишете либретто мюзиклов и опер…

Михаил Марфин с женой и сыном
«Женщины — существа гораздо более интересные, чем мужчины. Женщина умеет думать по-мужски, а мужчина по-женски думать не умеет» С женой Ириной и сыном Михаилом
Фото: из личного архива Михаила Марфина

— Желание усидеть на нескольких стульях у меня было всегда. Моим первым увлечением стала музыка. Но папа убедил меня в том, что быть средним инженером можно, а средним музыкантом нельзя. А мама рассказала историю, как директор Москонцерта, с которым она пересекалась по общественной работе, узнав, что его дочь хочет стать артисткой, поколотил ее настольной лампой. В результате я стал химиком и даже кандидатом технических наук. Но судьба вырулила по-другому… Бардом меня, конечно, можно назвать очень относительно. Хотя у меня около 200 песен. По молодости к студенческим спектаклям сочинялось легко. Но и потом, например, для музыкального ситкома «Два Антона» я написал 60 песен — причем молодежным сленгом, что непросто, когда тебе уже за пятьдесят. 

Это, кстати, был уже третий сериал, над которым мы работали с соавтором и режиссером Леонидом Мазором после возобновления совместной работы в 2005 году. Первым стал ситком «Люба, дети и завод...» — 70 серий за полгода. Это было испытание! Впрочем, в соседних павильонах «Амедиа» снимали «Не родись красивой». Эта группа просто уже жила на студии: они там ели, пили, женились… У них даже стиральная машина стояла, поскольку домой попасть просто не успевали. Через пару лет Леня предложил идею перенести в наше время и в нашу страну «Американскую трагедию» Драйзера. И получилась наша первая мелодрама «Жизнь, которой не было». И потом до 2015 года было еще несколько сценариев сериалов и фильмов, большинство из которых было снято Леней.

— Михаил Наумович, как сейчас развиваются ваши отношения с КВН?

— С этого сезона подход к созданию передачи было решено кардинально поменять. Что-то в результатах этих реформ мне симпатично, что-то вызывает сомнения. Но солидная история КВН, значительная часть которой состоялась уже на моих глазах, доказывает, что это явление удивительным образом самонастраивается и в результате все равно движется в нужном ему направлении.

А мне, я думаю, уже невозможно «развестись» с КВН. Меня зовут в жюри, и пока приглашают, буду «журить». Не оставляю и проект с детским КВН, с ним я связан уже 20 лет — сначала в жюри, потом в редактуре. И лекции читаю, поскольку считаюсь главным теоретиком КВН. Продолжаю общаться и взаимодействовать с Масляковыми: и со старшими — которые по-прежнему «держат руку на пульсе», были и остаются моими учителями, и с Александром Александровичем, осуществляющим теперь непосредственное руководство телекомпанией.

— Представьте себе, что сейчас капитанский конкурс и я задаю вам вопрос: «Что общего между журналом «7 Дней» и Михаилом Марфиным?»

— И тому, и другому отдает предпочтение моя жена.

События на видео
Нагиев, Рожков, Минекаев, Журавлев и другие звезды в трейлере новых «Ёлок»
В российский прокат стремительно несется главный символ кинопраздника! Кинокомпании Bazelevs, «НМГ Кинопрокат» и Toomuch Production обнародовали первый трейлер юбилейной, двенадцатой части всенародно любимой новогодней саги «Ёлки». Премьера намечена на 18 декабря 2025 года, и, судя по кадрам, зрителей ждет мегаполная россыпь звезд, трогательных историй и фирменной магии.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая