Лиэм Нисон: «Мы, актеры, держим зеркало перед лицом человечества»

«Хорошо бы нам всем ценить своих супругов и свой брак. Потому что может наступить день, когда,...
Мария Обельченко
|
21 февраля 2021

«Хорошо бы нам всем ценить своих супругов и свой брак. Потому что может наступить день, когда, оторвавшись от своего телефона, вы обнаружите, что их больше нет... Вот что я выучил на всю оставшуюся жизнь — жить и любить надо каждый день как в последний раз», — рассказывает актер через 12 лет после трагической гибели своей жены Наташи Ричардсон.

Лиэм Нисон, согласно новому исследованию, вошел в пятерку самых сексуальных звезд кино на планете в категории 60+. Ирландский актер занял четвертое место, не сумев обойти Джеффа Голдблюма, Вигго Мортенсена и Харрисона Форда, но оставив позади Тома Хэнкса и Ричарда Гира. Самое главное, что «честные» боевики с 68-летним Нисоном оказываются своего рода антидепрессантом в наши непростые времена. Как, например, «Заступник». Этот фильм сверг с бокс-офисного трона блокбастер «Чудо-женщина: 1984» и занял первое место среди картин, вышедших на большой экран в Америке. И во многом благодаря обаянию Лиэма Нисона. Мало кто мог представить, что этот драматический актер неожиданно станет звездой триллеров и боевиков и без устали будет в них сниматься, начиная с «Заложницы» 2008 года. Но так случилось. И все что ни делается — к лучшему.

Этот статный под два метра роста мужчина, с огромными ладонями, сломанным носом («спасибо» боксерскому прошлому) и удивительно теплым и застенчивым взглядом умеет ввести в заблуждение самых прожженных репортеров, когда речь идет о его личной жизни. Лишь однажды, после гибели его жены Наташи Ричардсон, Нисона в течение короткого периода видели с женщиной. С тех пор ему — от отчаяния — с кем только не приписывали романы. Начиная с Кристен Стюарт и заканчивая британской королевой. Кстати говоря, Елизавета II еще в 1999 году удостоила Нисона звания офицера ордена Британской империи. Со Стюарт же актера «сводили» на полном серьезе, пока и Лиэм, и Кристен не высмеяли абсурдные слухи. Что бы там ни происходило в его жизни, наверняка понятно одно — он так и не сумел найти женщину, способную заменить ему жену. И возможно, даже не пытался. А работой, к счастью для Нисона, его просто заваливают...

— Лиэм, ваш но­вый фильм «Заступник», как обычно, полюбился массовому зрителю. Хотя боевиком его не назовешь — скорее, ваш герой похож на персонажей, которых любит играть Клинт Иствуд в своих картинах...

— Да, обиженных, ущемленных, травмированных людей. Вот и в «За­-

Лиэм Нисон
«Заступник». 2021 г.
Фото: VОЛЬGA

с­тупнике» мой Джим, бывший морпех, служил во Вьетнаме, жена у него трагически погибла, а теперь ему грозит потеря маленького ранчо и всего имущества. Полный набор несчастий. Вот он себя и закалил, с одной стороны, а с другой — очерствел сердцем. Но как выяснилось, не до конца. Встретив несчастного мальчишку из Мексики, Джим пытается спасти его от мафии... До него начинает доходить, что человек — не остров. Есть такая поговорка, если вы меня понимаете. Нельзя существовать одному, никого не замечая вокруг...

— Прямо чуть ли не мелодрама получилась. Что же все-таки так привлекло аудиторию в фильме, кроме вашего присутствия в нем, разумеется?

— Мне кажется, именно вот это смешение жанров. И боевик чуть-чуть, хотя экшена не много, и фильм-путешествие, когда действие происходит в дороге, в движении, и психологическая драма. Самое главное, что это очень человечная история. В ней много сердца. Кстати говоря, режиссер Роб Лоренц и впрямь почитатель Клинта Иствуда как режиссера. Что, впрочем, неудивительно — ведь он работал продюсером его фильмов на протяжении 12 лет! Было время поучиться у мастера. И снимает поэтому так же быстро, как Клинт, может прямо репетицию снять, а если нет, то не больше двух дублей, и двигаемся дальше. Мне эта школа очень по душе.

— Вы в свое время собирались стать учителем — нам повезло, что из этой идеи ничего не вышло...

— Да, еще когда в колледже учился, проходил практику в школе. Учи­тельствовал, но недолго. Меня отстранили от преподавания после одного ужасного инцидента. Я ударил 15-летнего парня. У меня и до этого с ним были проблемы. Да и не только с ним. Трудно было справиться с подростками в Северной Ирландии, в непростом районе. Я это по себе знаю. Но этот парнишка просто задался целью ставить весь класс на уши, чтобы я не мог начать урок. Ну и однажды я к нему подошел и велел покинуть класс. Постоять в коридоре. А он возьми и вытащи нож. Я и среагировал — выбил у него нож из рук... Конечно, я не должен был так делать, но почувствовал реальную опасность в тот момент... Так бесславно закончилась моя учительская карьера. Но я с огромным уважением и восхищением отношусь ко всем учителям. Две мои сестры десятки лет в школе проработали. Я ими очень горжусь.

Лиэм Нисон с сыном Майклом Ричардсоном
С сыном Майклом Ричардсоном в фильме «Сделано в Италии». 2020 г.
Фото: Legion-Media

— И боксерская карьера тоже вам светила, но опять же — нам, то есть зрителям, повезло...

— В детстве я действительно мечтал стать спортсменом. Лет в девять пришел в местный боксерский клуб, который организовал настоятель нашего прихода. У него и было-то всего две пары старых замызганных боксерских перчаток и книжка — учебник по боксу. И начал он сам с первой страницы, а уже через шесть лет клуб под его руководством стал одним из лучших в Ирландии. В 11 лет я начал участвовать в соревнованиях. И мечтал достигнуть уровня своего кумира Мохаммеда Али. (Улыбается.) Я с ним много позже два раза встречался... Но в 16 лет после одного поединка — я его, кстати, выиграл — почувствовал себя как-то странно. Явно у меня было сотрясение мозга, потому что когда тренер сказал мне спуститься вниз, в раздевалку, я даже не понял, куда мне надо идти, что значит спуститься и где это вообще находится. И я понял, что нужно с боксом завязывать — ринг перестал быть местом, где я ощущал себя комфортно, как раньше...

Потом я играл в футбол и даже из-за этого не доучился в Королевском университете в Белфасте. Так или иначе, но от судьбы не уйдешь. Прибился я к театру в том же Белфасте и стал там на постоянной основе работать. Поверьте, я никогда ничего не планировал в актерской карь­ере. И поэтому страшно благодарен всем, кто встретился мне на этом пути и помог. И своим коллегам, и зрителям. В том числе за честь и возможность играть героев в таких вот экшен-фильмах, хотя мне под 70. Так поздно меня в это братство приняли. Еще парочка картин у меня стоит в планах — дай бог, эпидемия не помешает. И наверное, все. Хотя я чувствую себя хорошо, нахожусь в отличной форме. И должен признаться, что мне по-прежнему нравится драться и побеждать парней в два раза моложе себя. Недавно закончил съемки в Австралии, и там у меня была боевая сцена с совсем юным актером. И где-то в середине нашего «боя» чувствую, что дыхания не хватает. А ему хоть бы что. Я спрашиваю: сколько тебе лет? Оказалось — 25. Ровесник моего старшего. Ну что тут скажешь... И все же я надеюсь, еще парочка-другая сражений меня ждут вперед­и...

— Удивительно, как изменилась ваша актерская карьера с выходом фильма «Заложница» в 2008 году. После «Списка Шиндлера» и нескольких европейских картин вы неожиданно стали играть секретных агентов и тому подобных типично голливудских персонажей, сражающихся с «плохими парнями» по всему миру...

— Пускай не обижается на меня мой хороший приятель Роберт Кэмен, сочинивший ту первую «Заложницу», но я был уверен, что эта работа с треском провалится. Смехотворный бюджет для триллера — ну может, пару-тройку недель его во Франции посмотрят, где действие происходит, а потом прямиком отправится на видео. (Смеется.) Фильм и впрямь неплохо смотрели во Франции, а оттуда он попал в Южную Корею и тоже собрал зрителей в кинотеатрах, и вот мне уже звонят один за другим мои племянники из Ирландии: «Дядя Лиэм, а мы твой новый фильм смотрели!» — «Каким же это образом?» — «Скачали!» Я думаю, вот черт, нарушили закон маленькие засранцы. (Смеется.) А потом решил: «Ну раз его можно скачать, значит, он уже там, в эфире, типа в небесах». (Смеется.)

— Ну, несмотря на «эфир», фильм заработал кучу денег, а вас сделал звездой экшен-фильмов. (Совершенно неожиданно эта картина с бюджетом 25 миллионов долларов заработала в прокате 225 миллионов и стала хитом, повлекшим за собой продолжение — «Заложница 2» и «Заложница 3», открыв новую веху в актерской судьбе Нисона. — Прим. ред.)

— Самое главное, что этот поворот в моей карьере помогал мне справиться с горем... (В 2009 году трагически погибла жена Нисона актриса Наташа Ричардсон. Она упала, катаясь на горных лыжах, и поначалу ничто не предвещало трагедии. Но спустя несколько часов ей стало плохо, и когда актрису привезли в больницу, она уже была в коме. Лиэм примчался со съемок, но Наташу в сознании не застал. И вскоре, после приезда ее родных — матери Ванессы Редгрэйв и сестры, врачи сказали, что мозг Ричардсон умер. И Лиэму пришлось принимать очень трудное решение — дать согласие на отключение жены от приборов жизнеобеспечения. — Прим. ред.). Мы с Наташей жили душа в душу, и я был уверен, что будем вместе до конца наших дней. Я это понял сразу же, как увидел ее на репетиции — в 1993 году мы играли вместе в спектакле на Бродвее. И хотя я нередко влюблялся и отнюдь не вел монашеский образ жизни, еще ни разу у меня ни с кем не случалось такой взрывной химии... Мы как Фред Астер и Джинджер Роджерс — каждую ночь оставались в театре и танцевали на сцене свой потрясающий танец...

У меня есть теория, уж не знаю, прав я или нет, но лично я в это верю — женщины бывают готовы к браку раньше мужчин. В том числе потому, что у них эти самые биологические часы включаются достаточно рано. А мужики лет до 35, по моему мнению, еще ни черта не соображают. Кто они, что из себя представляют. И я очень рад, что не женился раньше... (У Нисона до встречи с Наташей Ричардсон были романы с Хелен Миррен, Брук Шилдс, Барброй Стрейзанд, Джулией Робертс. — Прим. ред). Помню, на свадьбе Наташа меня потрясла. Спела нашу с ней любимую песню Моррисона Crazy Love. После свадебной церемонии мы только приступили к празднованию, как она взяла микрофон и спела. Оказывается, тайком от меня брала уроки вокала... За эти 16 лет с ней я научился безусловной, безоговорочной и абсолютной любви. Хорошо бы нам всем ценить своих супругов и свой брак. Потому что может наступить день, когда, оторвавшись от своего телефона, вы обнаружите, что их больше нет... Вот что я выучил на всю оставшуюся жизнь — жить и любить надо каждый день как в последний раз. Ведь когда-нибудь так и окажется — это и был последний день...

— Вы с тех пор так и не женились...

— Ее смерть никогда не была для меня «реальной»... И так и не стала... Бывает, когда я остаюсь в нашем с ней доме в пригороде Нью-Йорка, слышу, дверь открывается, и до сих пор жду — вот сейчас я ее увижу и услышу ее голос... Близкие друзья Наташи в первое время рассказывали мне о том, как она им снится. У меня ни разу не было такого ясного сна с ней... Но я с Наташей разговариваю, когда прихожу на могилу. Кладбище недалеко от нашего дома, я пешком хожу туда очень часто. И разговариваю с ней, как будто она рядом и меня слышит... Вот только я не слышу, что она мне отвечает...

— Сыновьям вашим Майклу и Дэниелу было 13 и 12 лет, когда вы стали воспитывать их в одиночку...

— Я старался не избегать с ними разговоров о случившемся. Мне кажется неправильным ограждать детей в такой ситуации от переживаний... Это не защищает их, а, напротив, только вредит. Они, может, умом еще и не отдают себе отчета в том, что случилось в их жизни, но со временем понимание приходит... И в такой момент очень важна поддержка семьи, близких и друзей, тех, с кем можно поговорить, на кого можно опереться. Дети, особенно маленькие, теряя родителей, часто так и не приходят в себя полностью. Срыв может случиться и через 20, и через 40 лет... Старший, Майкл, несмотря на мои усилия, все-таки пошел по пути отрицания. Сначала замкнулся в себе, запрятал глубоко все мысли о матери и своем горе, а потом начал в старших классах пропадать на всяких сомнительных вечеринках, пропускать школу, словом, пустился во все тяжкие. Жизнь продолжается — вроде так он решил. К счастью, Майкл сам вовремя понял, что ему нужна моя помощь. И я его отправил, нет, не в клинику реабилитационную, а в такое очень интересное место, где только природа вас окружает, и все, кто туда попал, сами все делают — и готовят, и обслуживают себя. Ну и конечно, с ним работали профессиональные психологи, по определенной программе, но все это совсем не похоже на медицинское учреждение... Реабилитация происходит естественным образом и всегда на улице — в буквальном смысле. Не в четырех стенах. Сын вернулся оттуда другим человеком. Я им очень горжусь.

— В 2018 году Майкл официально поменял фамилию — взял мамину, стал Майклом Ричардсоном...

— И я думаю, что он очень правильно поступил. Почтил честь своей матери — красивый жест. Мы все поддержали это решение, и семья Наташи, ее мать и сестры, были тронуты... В этом решении еще есть и желание не пользоваться моим статусом знаменитости. Ведь Майкл все-таки пошел по актерской стезе. Мне ненавистна одна лишь мысль о том, что его бы постоянно спрашивали: «О, так ты сын Лиэма Нисона?»

— Судя по всему, вы были против — я имею в виду, не смены фамилии, а актерской стези...

— Изначально был против, потому что слишком хорошо знаю, каково это — добиться признания, знаю, сколько актеров не востребованы в профессии, их гораздо больше, чем востребованных, поверьте. И конечно, я не хотел, чтобы мой сын испытал чувство унижения, узнал, как это бывает, когда тебя отвергают. Говорил ему — лучше плотником хорошим стань, только не актером.

— А как получилось, что Майкл все-таки пошел по вашим стопам, ведь он вроде бы увлекался дизайном и даже открыл галерею в лондонском Сохо?

— Верно, так оно и было. После того как сын выздоровел, пришел в себя, он жил в Лондоне и прямо-таки влюбился в мир моды. Галерею открыл, чтобы выставлять там и показывать работы выпускников знаменитого университета имени Святого Мартина, где учатся будущие дизайнеры. Организовал в качестве куратора сотрудничество этих молодых творческих людей с опытными портными, которые работают в мастерских при магазинах на знаменитой лондонской улице Сэвил-роу. Ну знаете, конечно, там еще Джеймсу Бонду всегда шьют одежду на заказ. (Улыбается.) Майкл сам там учился индивидуальному пошиву — в качестве интерна работал. И еще был подмастерьем в одном из модных домов с мировым именем. В общем, все думали, что эту свою страсть он и дальше будет развивать... Но нет. Все-таки актерские гены победили... А недавно он сыграл ирландского революционера, роль, которую я сам когда-то давно исполнил в фильме «Майкл Коллинз». Вот так он решил меня убедить... (Смеется.) Знаю, что Наташа сына бы поддерживала с самого начала. Она всегда говорила мальчикам, что они должны заниматься только любимым делом в жизни, чего бы это ни стоило.

— Ну вы же тоже поддержали в конечном итоге и даже помогли получить Майклу роль в вашем крутом триллере в духе братьев Коэн «Снегоуборщик»...

— Да, чего уж тут скрывать, я предложил режиссеру его попробовать. И после этого устранился. Майкл прошел пробу наравне с другими. Знаете, я нисколько не пожалел о своем поступке. Во время съемок «Снегоуборщика» Майклу было 23 года. И я несколько раз ловил себя на мысли, что, черт возьми, а ведь я в его возрасте еще так не умел! Я до сих пор не слишком хорошо умею импровизировать, например. А Майкл очень в этом хорош.

Лиэм Нисон с Дайен Лэйн и Майкой Монро
С Дайен Лэйн и Майкой Монро в фильме «Уотергейт. Крушение Белого дома». 2017 г.
Фото: Outnow

— И поэтому вы снялись вместе с сыном в еще одном фильме — в мелодраме «Сделано в Италии», — он в прошлом году успел выйти на экраны...

— Никто меня не уговаривал сняться в этой семейной драме с элементами комедии, чтобы «показать другую грань» моего актерского мастерства. (Смеется.) Режиссер со мной связался через моего английского агента, и она мне предложила прочитать сценарий со словами: «Может, это подходящая история для тебя и Майкла?» И я сам это почувствовал, когда прочитал. Конечно, тема деликатная для нас обоих... «Слишком близко от дома», как говорится... Я потерял жену, Майкл — мать. И мы оба до сих пор проживаем эту трагедию и не в состоянии смириться со своей потерей... Это важная часть сюжета «Сделано в Италии». Но иногда искусство помогает. Банально звучит, но там, в кино, можно с большей безопасностью затрагивать темы, которые в реальной жизни слишком тяжелы.

— Ваш младший сын Дэниел и правда стал дизайнером, не свернул с этого пути...

— Да. Открыл уже свою линию одежды. Все у него основано на экологическом подходе. Например, в его компании придумали такую штуку: сколько продали вещей, столько посадили деревьев. Уже около пяти тысяч, по-моему, высадили в разных местах. У Дэниела с детства и к экологии, и к моде был интерес. Конечно, его иногда злит, что многие думают: «Ну вот, еще один звездный сыночек модой решил заняться!» Но я-то знаю, что это действительно дело его жизни. Я самый большой фанат сына. Всякий раз, как только возможность выпадает, заглядываю к нему на работу. Такие вот у нас с Наташей выросли мальчики...

— Как сильно на вашу жизнь повлияла эпидемия?

Лиэм Нисон
«С возрастом я стал часто задумываться, зачем я жил, что сделал, что такое жизнь вообще. Мы, актеры, иногда можем заставить людей посмотреть друг на друга и задать вопросы. Потому что их нужно задавать...» «Снегоуборщик». 2019 г.
Фото: Outnow

— Честно говоря, я получил от карантина сплошное удовольствие. Сидел в своем собственном доме, знал, когда и что буду есть, и чувствовал себя очень везучим. В отличие от миллионов американцев, совсем в иных условиях оказавшихся в это время. Прочитал 30 книг или что-то вроде этого. Даже осилил «Преступление и наказание» Достоевского. (Смеется.) И в пятый раз прочитал «Улисса» Джойса — это уже я себе сам такой вызов бросил. У меня в доме отличный гимнастический зал, бассейн в саду. Когда хотел ложился спать, когда хотел вставал. В общем, по прошествии нескольких месяцев я чувствовал себя чертовски довольным, даже когда пытался все-таки понять — закончится это когда-нибудь или нет? (Улыбается.)

Один мой друг научил меня такому японскому понятию или умственному упражнению, которое означает обретение покоя в единении с природой. Точный перевод — «купание в лесу». И я ощутил в полной мере, насколько это и впрямь оздоровительная штука! Весна, лето, потом осень — три сезона прошли перед моими глазами. Когда такое бывало? Я наблюдал за птицами, как они вьют гнезда, выкармливают птенцов, потом улетают. Кролики подбегали к самой двери, потому что знали — у меня всегда для них припасена морковка или яблоко. Однажды я видел в лесу совсем рядом с домом черного медведя. Мы просто стояли и смотрели друг на друга. А потом медведь стал что-то из земли выкорчевывать и время от времени на меня поглядывать. Ну и наконец мы мирно разошлись — каждый своей дорогой пошел. Но это был потрясающий момент. Электризующий. Или пандемический, как я его с тех пор называю. (Улыбается.)

— И вы с надеждой и верой смотрите в будущее?

— Я очень сильно зол на правительство США и конкретно на тех лиц, которые должны понести личную, персональную ответственность за десятки тысяч жизней, которые мы потеряли. Но я верю, что жизнь обязательно должна вернуться в обычное русло. Вакцины сделают свое дело. С возрастом я стал часто задумываться: зачем я жил, что сделал, что такое жизнь вообще... Не то чтобы я пытался преувеличить значимость актерской профессии и нас, актеров, но мне важно знать, что я являюсь членом этого братства. Мы рассказываем истории и напоминаем людям, что такое быть человеком. Держим перед лицом человечества зеркало, в котором отражается общество. И иногда можем заставить людей посмотреть друг на друга и задать вопросы. Потому что их нужно задавать...

События на видео
Магия чисел от лотереи «Мечталлион»
Мы запускаем волшебный отсчет, где раскроем интересные факты о числах от 1 до 31.



Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая