Лариса Лужина: «Под Самойлову девушки в СССР красились, а под меня — стриглись»

«Актрисы часто ходили в баню при бассейне «Москва», когда он еще был на месте храма Христа...
Наталья Николайчик
|
27 Декабря 2020
Лариса Лужина
Лариса Лужина 1974 г.
Фото: РИА Новости

«Актрисы часто ходили в баню при бассейне «Москва», когда он еще был на месте храма Христа Спасителя. Мы сидели, парились, сплетничали, делились, кто какую кофточку купил… И тут заходила Нифонтова, похожая на сфинкса в своей темно-зеленой, почти черной маске. Садилась и громовым голосом актрисы Малого театра командовала: «Молчать!» И все замолкали», — рассказывает Лариса Лужина.

— В юности, когда вы работали в Таллине, в доме моделей, вас называли «улыбающаяся манекенщица» — вы были ослепительно хороши собой. И вот я думаю: война, послевоенные годы, жизнь очень сложная, но люди умудрялись улыбаться и прекрасно выглядеть.

— В наше советское время ничего не было, иногда гуталином мазали ресницы. В лучшем случае — тушь «Ленинградская»: нужно было поплевать на щеточку, прежде чем краситься. Но при этом действительно хорошо все выглядели. И одеваться умели. Казалось бы, откуда, ведь ничего нельзя было купить? Но каким-то способом умудрялись. Люся Гурченко какая была фантазерка! Все собственными руками делала: вышивала, перешивала. И Алла Ларионова точно так же. Покупала какую-нибудь вещь — как говорится, основу. И начинала: подол юбки бисером вышьет, рукава — блестками, и получался красивый наряд. Вот и я научилась шить и вязать для себя. Когда снималась в Германии, купила модные круглые спицы — на них можно было свитера и платья сверху начинать вязать, «английская вязка» называется. И еще я себе сшила шикарный джинсовый костюм. Сейчас смотрю на фотографии и удивляюсь: неужели я это смогла?

И никто не страдал, что чего-то не хватает, хотя не было ни еды нормальной, ни одежды. Когда нас с мамой из блокадного Ленинграда эвакуировали в Ленинск-Кузнецкий, нас обокрали в дороге, после чего в буквальном смысле надеть было нечего. И женщина, которая нас приютила, отдала мне тужурку мужа, который ушел на фронт. Тужурка висела на мне до земли, и в таком виде я ходила по улице. Мне было около четырех лет, но я помню — рукава длинные, и рукавичек не надо. Мы прыгали с крыши избы в сугроб. У меня не было ни трусиков, ни рейтуз — задница голая и вся в снегу... Из эвакуации вернулись в Ленинград, и оказалось, что нам негде жить: наша квартира была занята. Мы поехали к тете Ане, жене маминого дяди Карла. Он сам эстонец, но женился на ленинградке. Позже тетя Аня с дядей Карлом разошлись, она в Ленинград уехала, а он остался в Таллине. Тетя Аня нас приняла. Помню, она сшила мне белое платье в красный горошек. Когда я уже была в Таллине, попросила маму, чтобы мне там сшили такое же платье, только синее в красный горошек. В пионерском лагере мне мальчишки говорили: «Красный горошек», в тебя все мальчики влюблены!» Я, собственно, до сих пор люблю горошек, недавно опять купила такое платье.

Лариса Лужина
На показе в Таллинском доме моделей
Фото: из личного архива Ларисы Лужиной

Дядя Карл был прокурором города, а потом преподавал на кафедре марксизма-ленинизма в Таллинской художественной академии. К этому времени у него уже была другая жена — эстонка. Мама же, когда мы в Таллин пере­ехали, стала работать на мясном комбинате, затем на кондитерской фабрике. Зарабатывала она очень мало. Дядя нам помогал с питанием, комнату отдал маленькую, шестиметровую, раньше она предназначалась для прислуги. Я на стульях там спала. Когда дедушка с бабушкой умерли, мы пере­ехали в их большую комнату. Ну и что мама могла мне покупать в такой ситуации? У меня не было даже школьной формы, чтобы идти в первый класс. И вот жена дяди Карла принесла с работы (а она работала на заводе «Пунане РЭТ», где делали радиоприемники) темно-синий халат. И перешила его для меня, украсив белым воротничком. В этом халатике вместо положенного коричневого платья с белым передничком я и ходила первое время в школу. Позже мне коричневое платьице все же сшили из штапеля.

Как-то летом между 6-м и 7-м классом произошла вот какая история: мы с подружкой поехали в лес за черникой на велосипедах — она на своем, а я на велосипеде мальчика Витьки. Он был хороший, только его дразнили «Витька-пьяница за рюмкой тянется», почему — непонятно. В лесу мы положили велосипеды в овражек около шоссе и пошли за ягодами. А когда вернулись, то почему-то ее велосипед был на месте, а мой нет — украли. Мы пошли в милицию и написали заявление. Ну а мне же надо возвращать или велосипед, или деньги за него. И подружка моей матери предложила: «Давайте, девочки, я устрою вас к себе в железнодорожное депо уборщицами, заработаете деньги и вернете этому Витьке». Мы и пошли работать. Подметали депо, но больше баловались.

Поезд въезжал, а мы заскакивали в вагон, пытались дверь держать рукой, а дверь автоматическая, сломала мне кисть, я потом в гипсе ходила. Но все равно меня не уволили, из жалости держали еще месяц. Я получила необходимую сумму, нужно было отдать ее маме Витьки. И вдруг милиция находит велосипед! Как же я обрадовалась, что деньги-то у меня остались. И вот тогда я купила себе роскошное платье темно-зеленого цвета в комиссионном магазине. Материал был тонкий-тонкий, типа кашемира. Фасон такой: длинный рукавчик, тоненький поясок, спереди складки плиссе, а сзади юбочка узкая.

В общем, красивое платье, я очень его любила. И естественно, школьное выпускное тоже удалось на эти деньги заказать. Мне портниха его шила: розового цвета, с удлиненной талией и модной юбкой-колоколом, а сбоку на бедре бант. На выпускной никто тогда не красился. С этим было строго. Помню, раньше меня чуть не исключили из школы за то, что я волосы чуть подтонировала. Просто мы жили на одной улице с Виталием Коняевым, будущим народным артистом. И он сам, и сестренка его, с которой я дружила, были рыжими, и я просто влюбилась в этот цвет. Мама сказала: «Давай хной тебе голову помоем, и будет у тебя рыжина». Я так и сделала, и в школе был серьезный конфликт, но, слава богу, обошлось. Нам даже челку не разрешалось обрезать, заставляли косички носить. И в шелковых чулочках нельзя было ходить, только в фильдеперсовых.

Лариса Лужина
Кадр из фильма «На семи ветрах». 1962 г.
Фото: РИА Новости

— И после такого «монастыря» вы вдруг оказываетесь в доме моделей...

— Да, когда меня взяли туда работать, это был восторг и сказка. Я демонстрировала потрясающе красивые туалеты и чувствовала себя принцессой. Вообще, Таллин считался практически заграницей. Люди там очень хорошо и со вкусом одевались. Если были деньги, открывался доступ к хорошим вещам. Это же порт, моряки ходят по загранкам, привозят шмотки, сдают в комиссионки…

— Вы помните свой первый показ в доме моделей? Что вы там демонстрировали?

— Сначала меня взяли показывать одежду для подростков, потому что я худенькая была, плечи достаточно широкие, грудь небольшая, бедра узкие. Такая мальчишеская фигура. А потом стали шить на меня вечерние наряды. Вот вечерние я помню хорошо: очень красивые платья в пол. Однажды случился конфуз. «Язык», то есть подиум, был устроен так, что сзади сидит оркестр, ты идешь под музыку, потом разворачиваешься, возвращаешься, а перед оркестром — ступенька, на которую надо подняться и уйти за кулисы. И вот я, вся такая радостная, улыбающаяся, шла в шикарном парчовом платье, оно было открытое: декольте, без рукавов. Мне осталось всего пару шагов сделать и скрыться за кулисами, но я забыла про ступеньку, наступила на подол, и платье с меня сдернулось. А там же ничего — никакого бюстгальтера. Я оказалась по пояс обнаженная перед оркестром. Ребята, конечно, глаза вылупили. Хорошо, что зрители ничего не увидели — я быстро успела подхватить платье и уйти в кулисы.

Лариса Лужина
«Это фото в журнале «Пари матч», где я танцую твист на Каннском кинофестивале, чуть не погубило мою карьеру актрисы». 1962 г.
Фото: из личного архива Ларисы Лужиной

— Наверняка же за вами ухажи­вали, ведь манекенщицы — это всегда самые красивые девушки.

— Да, ухаживали. Больше других я запомнила офицера-подводника Рустама. По отцу армянин, по маме — русский. Очень красивый! Он фотографией увлекался, у меня много его снимков, целый альбом. А еще нам с подружкой часто дарили цветы после выступлений, особенно в Ленинграде, куда мы приезжали с показами. Там всегда много финнов приходило на демонстрацию. Думаю, мы им нравились, потому что только мы вдвоем улыбались, а другие ходили мрачные.

— А какими тогда были манекенщицы? Худыми, как сейчас?

— Да, и тогда тоже брали худеньких. У меня талия была 60 или 59 сантиметров. Но рост раньше не требовался такой высокий, как сейчас, — во мне 172 сантиметра, на каблуках получалось где-то 180. Сейчас это считается мало, нужно 186, а лучше под 190.

В то время, когда я работала в доме моделей, мода была очень хорошая для поддержания формы: каждое платье обязательно имело твердый пояс шириной 6—7 сантиметров. Им затягивалась талия, будто корсетом. А потом, когда я уже в институте училась, пошла мода на свободные свитера английской вязки, на джинсы. Но с такой модой человек сразу распускается.

Лариса Лужина с Игорем Ледогоровым
С Игорем Ледогоровым в фильме «Небо со мной». 1974 г.
Фото: Мосфильм-Инфо

— В чем вы были одеты, когда по­ехали поступать к Сергею Герасимову во ВГИК? Наверное, тщательно выбирали наряд?

— Конечно. Взяла с собой все самое модное. На первую встречу я надела муаровую черную юбку, муаровую кофту серебристо-серого цвета с «огурцами», черный широкий пояс. Ботиночки красивые на каблучке, в комиссионке купленные… Увидев меня, Герасимов сказал: «Ну, мать, ты такая рослая». Говорю: «Да это у меня каблуки». — «Ну-ка, сними каблуки!» Мне пришлось мои симпатичные ботиночки снять, и я всю программу читала босиком. Сам Герасимов и его жена Тамара Федоровна были невысокие, и курс у нас был низкорослый: Коля Губенко, Сережа Никоненко, Галя Польских, Жанна Прохоренко. Только Жариков примерно как я, а Витя Филиппов — 176, выше всех.

Я жила в общежитии, и там было очень много иностранцев. На каникулы они уезжали домой и оттуда всегда привозили шмотки. Поляки — джинсы. Весь ВГИК ходил в польских серых джинсовых костюмах. Еще на нашем курсе учились три индонезийца — Усхара, Шума и Суботра, у них я купила дубленку: очень хорошую, легонькую, красивую, цвета какао, а мех — белый. Мы жили в комнате с режиссером Долорес Хмельницкой. И Долька меня все время умоляла, чтобы я ей отдала эту дубленочку. Но я не сдавалась: «Доля, ну не могу, мне она самой нравится». Еще я шикарный шелковый халат купила у индонезийцев: в пол, малинового цвета. Ну а платья я себе привезла из Таллина.

Лариса Лужина
Юность в Таллине
Фото: из личного архива Ларисы Лужиной

— А к поездке в Канны вы как готовились?

— Мне прислали два вечерних наряда из Таллинского дома моделей. И еще кое-что пошил Затирка, лучший портной студии Горького. От СССР в Каннах были две девочки — я и Инна Гулая. Остальные — мужчины-режиссеры: Герасимов, Райзман, Чухрай, Ростоцкий, Кулиджанов. И они все были одеты одинаково: в костюмы цвета маренго, которые для них сшил Затирка. У меня от него был пляжный костюм — шорты и красивая рубаха с погончиками… А из Канн я привезла прекрасное платье, которое мне подарила Надежда Леже, жена известного французского художника: из брюссельских кружев.

— Вам повезло с подарком.

— Это точно. Надежда Петровна Леже, которая опекала нашу делегацию, — персона удивительная. Она русская художница, начинала учиться живописи в Смоленске, продолжила в Варшаве и завершила в Париже. Еще в юности ей очень нравился французский художник Фернан Леже, она хотела за него выйти замуж и поставила перед собой эту цель. В Париже открыла свою лавочку, где продавала батистовые платочки. Постепенно она стала знакомиться с художниками, потому что и сама все-таки художницей была. Жила в гражданском браке с другим учеником Леже — Жоржем Бокье. А после смерти своей жены Леже начал ухаживать за Надей, и тогда она вышла замуж за него.

Лариса Лужина и Инна Гулая
Лариса Лужина и Инна Гулая на набережной Круазетт в Каннах. 1962 г.
Фото: из личного архива Ларисы Лужиной

Когда Леже умер, она снова вернулась к Бокье. Вместе они основали музей Фернана Леже. И нас они опекали вместе. Когда нам предстояло по красной дорожке идти, Надежда посмотрела и сказала: «У Инны Гулая нет ничего. Нужно ей купить платье для показа». А ее муж ответил: «Если ты покупаешь Инне, должна купить и Ларисе». Инне купили красное платье с красным шарфом, а мне — голубое кружевное, на чехле. Про меня французские журналисты писали: «Русская актриса была в платье, достойном Мэрилин Монро». Мое фото в этом платье попало на разворот «Пари матч». Причем там я самозабвенно танцевала твист — буржуйский танец. Министр культуры Фурцева, которая увидела это фото, была в ярости и решила больше меня никуда на фестивали не выпускать. Но за меня заступился Герасимов. Он сказал, что сам велел мне танцевать, когда меня пригласил иностранный журналист. Вскоре после этого я улетела в Карловы Вары. Потом были другие поездки.

— И везде нужно было выглядеть достойно...

— Я старалась. Во Франции в 1962 году купила очень красивые атласные длинные-длинные, до плеч, перчатки. Они мне пригодились через год, на Неделе советского кино в Иране. Я надевала их с американским белым в зеленый цветочек платьем на бретельках, которое купила у своей однокурсницы Тани Гавриловой. В этом платье я танцевала с самим шейхом. Произвела на него впечатление.

— Вам подражали...

Лариса Лужина с Натальей Бондарчук
С Натальей Бондарчук в фильме «Небо со мной». 1974 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

— Как и многим актрисам в СССР. Но больше других подражали Тане Самойловой. Это от нее пошла мода на стрелки: чтобы глаза стали раскосыми, как у Тани, нужно было их подрисовывать. Ну а под меня девушки коротко стриглись — в фильме «На семи ветрах» у меня очень короткая прическа. Я сама в Таллине носила челку под Марину Влади, посмотрев «Колдунью». И до сих пор, собственно, так стригусь, только покороче.

— Скажите, а это правда, что Герасимов, по сути, выбил повышенную зарплату для студенток и аргументировал, что эта «добавка» — на чулки?

— Так и было. Он возглавлял квалификационную комиссию. Когда стали обсуждать, какие давать ставки Жанне Прохоренко и Владимиру Ивашову за «Балладу о солдате» (а оба были еще студентами), возник вопрос: сколько вообще полагается платить тем, кто еще учится? Нам же давали сколько придется. Кто-то 10 рублей за смену, кто-то 13.50, в зависимости от того, как захочет директор картины.

Например, в фильме «На семи ветрах» мне 16.50 сделали ставку, а в «Тишине» я получала 13.50. И когда зашел разговор про это, многие не хотели обсуждать, мол, не полагается. А Герасимов сказал: «Как так не полагается? Они что, не работают? А потом, вы знаете, сколько стоят шелковые чулки? Всем студентам надо ставку дать 25 рублей!» А это была уже первая актерская категория. Так что мы окончили институт с хорошей ставкой. А про чулки Сергей Аполлинариевич отлично знал. Тамаре Федоровне все время их покупал, у нее постоянно «дорожка бежала». Заденет каблучком и говорит: «Ой, Сережа, опять у меня чулок порвался». А он: «Тамара, но сколько же я могу деньги тратить на твои чулки?»

Лариса Лужина с  Тамарой Макаровой и Сергеем Герасимовым
С Тамарой Макаровой и Сергеем Герасимовым на Неделе советских фильмов в Иране. 1963 г.
Фото: из личного архива Ларисы Лужиной

— Я слышала, что для известных артистов в ГУМе в Москве была специальная секция.

— Да, двухсотая секция для партийный работников и самых популярных актеров. Например, там обслуживались Ларионова, Смирнова, Ладынина, Хитяева. А я в этой секции была всего один раз — меня провела Клара Лучко. Там хорошие вещи продавались — дубленки, сапоги, туфли. Но доступ имели только избранные. Когда мы с программой «Товарищ кино» приехали в Молдавию, в Кишинев, нам жена первого секретаря местного ЦК партии сделала такой подарок — тоже повезла в двухсотую секцию, ее филиал в Кишиневе.

— Недавно на Первом канале шел сериал «Доктор Преображенский» про то, как в СССР развивалась пластическая хирургия. Говорят, прототипом главного героя стал хирург Александр Шмелев, который оперировал Орлову и многих других звезд.

— Да, как в фильме показывали — так и было. Он оперировал звезд. Актрисы ходили на Калининский проспект, который потом стал Новым Арбатом, в Институт красоты. Но я все это пропустила. Да у меня и денег таких не было. Знаете, как-то на встрече со зрителями Орлову спросили: «Любовь Петровна, как вы так хорошо выглядите?» Она ответила: «Ой, деточка, это очень дорого стоит».

Лариса Лужина
Кадр из фильма «Ярослав Домбровский». 1975 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

— Тогда как же вам удавалось так прекрасно выглядеть все время?

— Ну, я делала то, что могла, — у нас был крем «Янтарь», например. И еще крем ленинградской фабрики. Очень хорошие кремы, такие жирные, ночные. Потом, мы с юности все следовали совету Тамары Федоровны Макаровой — на ночь подвязывать подбородок бинтами, чтобы кожа на шее не обвисала. Но мы, правда, в общежитии подвязывали подбородок платочками… Чего только не придумывали, чтобы хорошо выглядеть при минимуме возможностей. Вот вы фильм «Москва слезам не верит» видели? Там показано, как в наше время делали маски из клубники, из огурца. Так все и было! А, например, наша прекрасная актриса Руфина Дмитриевна Нифонтова, когда на гастролях заселялась в гостиницу, брала мыльницу, наливала в нее воду и просила горничную положить мыльницу в морозилку.

У нас же в номерах холодильников не было. Еще Нифонтова покупала сметану. Утром вставала, льдом обтирала лицо, потом намазывалась сметаной. Вечером проделывала то же самое. Я за этим наблюдала, когда две недели гастролировала с ней в Магадане. Она вообще была мастером по уходу за собой. Делала какую-то маску из странного темно-зеленого вещества. Это я уже в Москве увидела. Актрисы, и она в том числе, часто ходили в баню при бассейне «Москва», когда он еще был на месте храма Христа Спасителя. Мы сидели, парились, сплетничали, делились, кто какую кофточку купил… И тут Нифонтова заходила, похожая на сфинкса в этой темно-зеленой, почти черной маске. Садилась и громовым голосом актрисы Малого театра командовала: «Молчать!» И все замолкали. Вообще, если ты хотел хорошо выглядеть, возможности были. В Театре киноактера, где я служила, в 70—80-е были и занятия йогой, и гимнастика, и танцы, и иглоукалывание — все для поддержания формы. Но потом театр развалился и все закончилось. А затем и страна развалилась...

— Когда СССР не стало, многие артисты остались не у дел. Кто-то пошел на стройку, как Ивашов, кто-то торговал на рынке, кто-то преподавал или выращивал огурцы на даче. А вы как выживали?

Лариса Лужина с Кларой Лучко
С Кларой Лучко. 2003 г.
Фото: Андрей Эрштрем

— Тяжело. Но как-то выкручивалась. Один мой знакомый, который стал заниматься нефтяным бизнесом, дал мне 500 долларов. Я отнесла их в кассу нашего театра, который еще существовал, мы сделали спектакль «Курица» и стали ездить с ним по стране. Получали копейки, но тем не менее держались. 90-е были тяжелыми, но с голоду мы не помирали и не ходили побираться.

— Закалка у вашего поколения была. Ну а как насчет настоящего времени? Знаете, ваших ровесников я лишь изредка вижу в соцсетях. Блог есть у Андрея Кончаловского и у вас. Больше не вспомню никого… Вы сами ведете свою страничку или вам внуки помогают? Они ведь у вас технари?

— Кто как. Старший внук Даня окончил МГУ с красным дипломом. Младший, Прохор, учится в музыкальной школе, ходит в театральную студию. А средний, Матвей, поступил в Российский технологический университет, занимается компьютерами. Он взял мою фамилию и теперь Шувалов-Лужин. Недавно он научил меня пользоваться видеосвязью. Я провела целое интервью с Лондоном перед Российско-британским Сочинским фестивалем, разговаривала с директором. А с блогом никто мне не помогает, справляюсь сама. Научилась выставлять фото, делать подписи.

Лариса Лужина
«Я открыта всему новому. А как иначе?»
Фото: Марк Штейнбок

Была в Венеции, сфотографировала чайку на гондоле. Почему не выставить в соцсети? Я по-прежнему много езжу, общаюсь, встречаюсь с людьми. Только что вернулась из Великого Новгорода, с фестиваля исторических фильмов «Вече». Через несколько дней еду в Ижевск по приглашению местного министерства культуры. После того как режим само­изоляции закончился, я много где побывала — в Евпатории у Димы Харатьяна на фестивале «Солнечный остров», потом в Керчи, в Челябинске на творческой встрече, в Сочи на Российско-британском фестивале. Только за последний месяц посетила шесть или семь городов.

— Как вы сейчас поддерживаете форму?

— Прежде всего надо же как-то двигаться, а я очень ленивый человек и не люблю ходить в фитнес-клуб. Но занимаюсь дома. Купила себе массажный матрас, тренировочный снаряд для ног, беговую дорожку. Хоть и сложно уже, но я все это использую. Лицом тоже, конечно, нужно заниматься. Помогают всякие кремы, а иногда мне подкалывают «гиалуронку». В прошлом году думала сделать круговую подтяжку, но испугалась общего наркоза и отказалась в последний момент. Как выгляжу, так и выгляжу. Говорят, что хорошо, и слава богу.

— Думаю, главный секрет, почему вы так прекрасно и молодо выглядите, — вам интересно жить.

— Конечно, интересно! Я открыта всему новому. А как иначе?

Как не опозориться при выборе подарка на Новый год — об этом надо помнить
Новый год — время радости и ожидания приятных сюрпризов. Однако некоторые подарки могут не только оказаться непрактичными, но и вызвать недоумение или даже обиду у получателя. Важно помнить, что существуют вещи, которые не принято дарить, и они могут испортить атмосферу праздника.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая