Новости Звезды Красота Здоровье Мода Развлечения Стиль жизни Видео Скидки

Как Олег Ефремов делил МХАТ

Коллеги и близкие Олега Ефремова рассказывают о его уходе из «Современника» и попытках реформировать МХАТ.
Олег Ефремов Олег Ефремов. Конец 70-х гг. Фото: east news

«В середине спектакля Брежнев закричал на весь зал умоляющим голосом: «Я ничего не понимаю! Что они говорят?» А потом вдруг встал и вышел из зала. Почему ушел? Куда? Ефремов, наблюдавший за всем происходящим из-за кулис, похолодел от ужаса», — рассказывают коллеги и близкие Ефремова.

«Многие до сих пор гадают: почему в 1970 году отец бросил «Современник», который сам же и создал? — говорит дочь Ефремова, Анастасия Олеговна. — Ведь все было так хорошо, театр на вершине успеха! Но отцу было необходимо движение, решение глобальных задач. «Современник» уже был рожден и вскормлен, оставалось следить за репертуаром. Хотелось идти дальше, преодолевать новые трудности. Отец был воин по сути. Воин-созидатель, если угодно. Он предложил своим актерам влиться, так сказать, в труппу МХАТа — они отказались. Думаю, этого он не ожидал от соратников. Убеждал, уговаривал. Многие пошли за ним, но а тем, кто остался, отец махнул рукой — до свидания, ребята, мы идем дальше! В первые годы во МХАТе оказались Евстигнеев, Козаков, Калягин, позже Лаврова. Неожиданно для Ефремова с ним отказались перейти две актрисы. Папина первая жена, Лиля Толмачева, а ведь он ей первой сделал такое предложение, сказал: «Лиля, тебе выпадает большая честь, ты первая актриса, которую я зову во МХАТ!» Для Лили, как и для многих «современниковцев», Ефремов на всю жизнь остался главным учителем и лидером. Но тогда она за ним не пошла... Отказалась и Нина Дорошина, по-настоящему близкий отцу человек: как известно, их роман тянулся всю жизнь. Несмотря на это, она встала на собрании и произнесла пламенную речь: «Олег Николаевич, если вы в помойное ведро вольете бутылочку чистой воды, там не станет чище! Так и мы будем в труппе МХАТа!» Достаточно часто потом в жизни папы получалось так, что он не находил понимания у людей, казалось бы, самых верных. Конечно, это было больно, но никогда не влияло на его решения».

Позвали спасать театр

«Олег Николаевич шел во МХАТ с идеей о том, как он проведет там реформы, — рассказывает Анатолий Миронович Смелянский, служивший при Ефремове завлитом МХАТа. — Собственно, за тем его туда и позвали — спасать театр. На тот момент — а это был 1970 год — труппа составляла 150 человек, и многие годами ничего не играли, хотя и получали зарплату актера МХАТа. Публика во МХАТ ходила плохо — билеты туда продавали «в нагрузку» к «Таганке», «Современнику» или «Ленкому». И Ефремов взялся за дело! Сколько раз поначалу на собраниях мхатовской дирекции ему строго говорили: «Что вы, Олег Николаевич, этого нельзя…» — «Что значит нельзя? Почему нельзя? — кричал Ефремов. — Если вы во что-то верите, то нет этого понятия «нельзя». Позже его обвиняли, что он, мол, игнорировал учение Станиславского. Ничего подобного. Ефремов начал именно с подробнейшего изучения отцов-основателей. Прочел все: протоколы и стенограммы театра начиная с 1900-х годов. И понял, что больше всего Станиславский и Немирович-Данченко опасались, что их система превратится в нечто застывшее, мертвое. То есть именно того, что и случилось со МХАТом к 70-му году.

Нашли опечатку? Сообщите нам: выделите ошибку и нажмите CTRL + Enter

Загрузка...


Написать комментарий



Любовь Толкалина Любовь Толкалина актриса театра и кино
Все о звездах

Биографии знаменитостей, звёздные новости , интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на 7days.ru. Воспользуйтесь нашим поиском по звёздным персонам.