Гитана Леонтенко: «Я не ждала от Алеши красивых жестов — он мне просто нравился»

Эксклюзивное интервью с вдовой Алексея Баталова.
Анжелика Пахомова
|
Наталья Николайчик
|
21 Ноября 2019
Алексей Баталов и Гитана Леонтенко Алексей Баталов и Гитана Леонтенко в поездке в Венецию. 1960-е годы Фото: из личного архива Алексея Баталова

«Баталов приходил на мои выступления несколько раз, потом мы встречались за кулисами. Но виделись как-то урывками. Дело в том, что я постоянно была занята. На меня ходили, как на Майкла Джексона, и поклонников было много. Но если бы я хоть минутку на них тратила, когда бы я репетировала все мои трюки?» — рассказывает вдова Алексея Баталова Гитана Леонтенко.

Прошло больше двух лет, как с нами нет Алексея Баталова. 20 ноября, в день его рождения, вся страна вновь вспоминает актера. В октябре на доме, где жил Алексей Владимирович, открылась мемориальная доска, а возле могилы Баталова на Преображенском кладбище установлен памятник. Оба этих события прошли при непосредственном участии дочери актера Марии и вдовы Гитаны Леонтенко, в прошлом известной цирковой артистки, которая пожертвовала карьерой ради семьи.

— Гитана Аркадьевна, расскажите немного о себе. Ваша мама действительно была цыганкой? Где-то я читала, что даже таборной…

— Да нет, не таборной… И доподлинно не известно, цыганкой ли. Моя мама, которую, кстати, тоже звали Гитаной, была удивительным человеком! Все, что было до того, как она оказалась в цирке, она помнила смутно и не любила об этом рассказывать. Похоже, она попала в цыганскую семью на границе с Молдавией. Я думаю, это связано с революцией, когда разлучались семьи, дети терялись. Если внимательно на маму посмотреть, видно, что, скорее всего, она итальянка или француженка. Какое-то время мама действительно находилась с цыганами, совсем маленькой попала в Москву, увидела цирковую афишу и сказала: «Я хочу быть наездницей!» Ее отвели в цирк, и так она осталась в Москве… К 18 годам мама стала звездой манежа. 

Алексей Баталов Москва, 1968 г. Фото: Валентин Мастюков /ТАСС

За потрясающую внешность — иссиня-черные волосы, огромные глаза, точеную фигуру — она получила красивый псевдоним Ночка. Работая в цирке, вышла замуж за воздушного гимнаста Аркадия Леонтенко и взяла его фамилию. Мама боялась своего прошлого, никогда не говорила, кто она, откуда. Может, это связано с дворянскими корнями? Тогда в цирке прятались многие люди, чья родословная могла привлечь внимание органов. И когда я маму напрямую спрашивала: «Мама, от кого я?», она молчала. В цирке ходили слухи, что мой отец не Леонтенко, а какой-то итальянец, который попал в лагеря. Я родилась в 1935 году. Выходила на манеж с четырех лет. Для меня, как и для мамы, не существовало мира за барьером. Когда я уже сама стала артисткой, она дрессировала моих лошадей, а последние годы прожила с нами, посвятив себя воспитанию внучки.

Алексей Баталов и Гитана с Федерико Феллини Алексей и Гитана с Федерико Феллини. Венеция, 1960-е годы Фото: из личного архива Алексея Баталова

— Получается, вы с четырех лет на манеже, а как же школа?

— Я нигде не училась, кроме циркового техникума. В школу, конечно, цирковые дети бегали, но так, лишь бы отвязались… Можно сказать, что у меня есть среднее образование, но больше я нигде никогда не училась. И жалею об этом, конечно. Образование очень важно! Часто, когда люди делают другому человеку больно, они этого не понимают, потому что не развиты, не образованны. Поэтому я так упорно учила нашу дочь Машу. К ней домой приходили педагоги, она с отличием окончила сценарный факультет ВГИКа. Маша в нашей семье — самая образованная. Столько книг прочитала! Самостоятельно французский выучила. Алексей Владимирович всегда в интервью говорил: «Моя дочь гораздо образованнее меня!» И не думаю, что он шутил.

— Расскажите, как вы познакомились с Алексеем Баталовым…

— Это было в 1953 году, в Ленин­граде. Он меня увидел на манеже, думаю, это сыграло свою роль. В жизни на меня не часто обращали внимание. А на манеже, когда я с развевающимися косами в цыганском наряде неслась на лошади, это, конечно, привлекало взгляды. (Улыбается.) Когда мы познакомились с Алешей, я работала в цирке в качестве гротеск-наездницы: лошадь идет почти карьером, а ты выполняешь трюки, стоя на ней, демонстрируешь джигитовку… Многие номера, которые мне удалось сделать, до сих пор не может никто повторить. С одним из таких номеров я вместе с советским цирком ездила на почетные гастроли во Францию.

— Как продолжилось ваше общение после знакомства?

Гитана Леонтенко Гитана Леонтенко в фильме «Арена смелых». 1953 г. Фото: из личного архива Алексея Баталова

— Алексей Владимирович снимался в Ленинграде, в фильме «Дело Румянцева», а я там была на гастролях. Он приходил на выступления несколько раз, потом мы встречались за кулисами. Но виделись как-то урывками. Дело в том, что я постоянно была занята. На меня ходили, как на Майкла Джексона, и поклонников было много. Но если бы я хоть минутку на них тратила, когда бы я репетировала все мои трюки? Мама научила меня серьезному отношению к своему делу. Цирковое мастерство требует каждодневных репетиций, и когда вечером я возвращалась домой, хотела только одного — выспаться! В общем, никаких мыслей о поклонниках, а тем более о том, чтобы выйти замуж, у меня не было. Поэтому, наверное, на тот момент я не восприняла это знакомство как большое событие в жизни. И по воле судьбы мы с Алексеем Владимировичем расставались несколько раз. Понимаете, цирк — это совершенно особая атмосфера, люди, безгранично преданные своему делу. К тому же мы не можем долго выступать в одном городе — программа сложная, меняется не часто. Вот и приходится постоянно жить в дороге, гастроли могут длиться больше года! И мы с Алексеем Владимировичем подолгу не виделись.

Алексей Баталов и Людмила Савельева «Я не то что не хотела выходить замуж, а я просто никогда с Алешей об этом не заговаривала. Может быть, он всегда возвращался ко мне потому, что я не настаивала?» Алексей Баталов и Людмила Савельева в фильме «Бег». 1970 г. Фото: Мосфильм-инфо

Что касается ухаживаний, их, в сущности, и не было. Во-первых, как уже говорила, я много гастролировала, видеться получалось только урывками. А во-вторых, как мог ухаживать начинающий актер? На момент знакомства Алексей Владимирович снимался в одном из своих первых фильмов «Дело Румянцева», жил в маленькой комнате без удобств, с окнами во двор. Иногда мы, цирковые артисты, устраивали небольшие вечера в своей гостинице. Накрывали стол, звали гостей, на этих вечерах бывал и Алеша. И он шутил, что у меня, как у примы цирка, шикарные условия, какие ему и не снились. На самом деле мы, цирковые артисты, порой жили очень скромно…

И я не ждала от него никаких красивых жестов, подарков. Он мне просто нравился... Алеша был потрясающим! Голубые глаза, стихи, которые он мог читать часами, его воспитание, интеллигентность — все это производило на меня большое впечатление. Баталов был совершенно не похож на тех мужчин, которые тогда меня окружали.

— Почему же Алексей Владими­ро­вич женился на вас только через 10 лет после знакомства, в 1963 году?

— Я не думала о семье. Тогда для меня главным в жизни была моя работа. Мысль о том, что придется уйти из цирка, посвятить себя мужу, казалась мне безумной. Ну как я уйду из цирка, что я буду делать? Для меня мир за барьером был чужим, я его боялась. Что я должна, сидеть дома, обед готовить? Играть в кино, театре? Этому надо учиться, а годы уже ушли. Я не то что не хотела выходить замуж, а я просто никогда с Алешей об этом не заговаривала. Может быть, он всегда возвращался ко мне ­потому, что я не настаивала? Свадьба у нас была, но очень скромная. На нее пришли наши близкие и актеры «Современника», Алеша тогда с ними дружил.

Алексей Баталов с Нелли Подгорной С Нелли Подгорной в фильме «Дело Румянцева». 1955 г.

— Где вы поселились после свадьбы?

— Первое время нам приходилось жить в родительской квартире Алексея Владимировича, и, к счастью, его мама, актриса Нина Ольшевская, и отчим, Виктор Ардов, с радостью приняли меня в семью. И с моей мамой у Алеши дружба сложилась с первого дня знакомства и продолжилась до ее смерти в 1997 году. Не помню ни одного конфликта между ними, наоборот, в наших молодых спорах мама могла принять сторону мужа, а не мою. Потом мы переехали в Ленинград, потому что Алеше нужно было там сниматься. Именно в Ленинграде мы и получили нашу первую отдельную квартирку, с кухней и ванной. Это было счастье. Правда, в те времена Алеша день и ночь пропадал на киностудии, а я постоянно уезжала на гастроли, которые длились месяцами. Никакого налаженного быта, устоявшегося распорядка у нас не было. И всех это устраивало. Либо работа, либо встречи с друзьями и близкими. Даже если появлялось свободное время, дома мы не сидели. А еще у Алексея Владимировича была страсть — чинить свой автомобиль. Он любил повозиться в гараже, что-нибудь разобрать, а потом собрать. Я даже как-то пошутила, у нас был юбилей совместной жизни, я Леше сказала: «Мы так долго прожили вместе, потому что ты половину времени провел под своей машиной, в гараже».

Алексей Баталов с Натальей Вавиловой и Верой Алентовой С Натальей Вавиловой и Верой Алентовой в фильме «Москва слезам не верит». 1979 г.

— Самый известный герой, созданный Баталовым, Гоша из фильма «Москва слезам не верит», сильно переживал, что жена сделала карьеру и зарабатывает больше. А как относился ваш муж к тому, что вы известная артистка, у которой море поклонников и приличная ставка? Ревновал ли он вас к профессии, поклонникам?

— После свадьбы я работала еще пять лет, пока не родилась Маша. Действительно, я зарабатывала прилично, так как давала по два представления в день, а в Новый год и по три. Леша тогда снимался мало... Но потом ситуация изменилась, он стал звездой мирового уровня. В 80-е годы все опять перевернулось. Алеша не хотел сниматься в низкопробных фильмах, все больше увлекался преподавательской работой. А я занималась подработкой. Ездила выступать с группой других артистов, там были Шульженко, Гуляев и многие другие. Когда меня пригласили, я сказала: «Да, я соскучилась по работе, поеду». Мы выступали по стадионам. Я танцевала в цыганской одежде. В каких-то городах давали лошадь, и я скакала на этой лошади. Но, конечно, будущего как у артистки у меня не было, ведь у танцовщицы есть предельный возраст.

Что касается ревности, Алеша вообще никогда не интересовался моими поклонниками и ничего о них не знал. И никогда бы не стал следить за своей супругой, Алексей Владимирович был очень интеллигентным человеком. Да я никаких поводов для ревности и не давала. Конечно, и у нас случались ссоры. Но никогда не было сцен — дочь Маша этого не выносила. И мы не хотели ее расстраивать.

— Гитана Аркадьевна, знаю, что вы, как артистка, могли помогать мужу в его работе. Например, учили его ходить по канату, когда это было необходимо для съемок в «Трех толстяках», где он играл гимнаста Тибула…

— У Алексея Владимировича ушел примерно год на то, чтобы этому на­учиться. Канат был натянут и дома, и на киностудии. Ему пришлось самому выполнять этот цирковой номер, потому что тогда техника комбинированных съемок была очень несовершенной. Да и работа дублера Баталову не понравилась. Когда был назначен день съемок, мы все очень волновались. Помню, погода в тот день была отвратительная, Алексей Владимирович рисковал поскользнуться буквально на каждом шаге. Я стояла возле кинооператора и не сводила с мужа глаз. В тот день у меня появились первые седые волосы… Еще Алексей Владимирович обращался ко мне, когда готовился к съемкам картины «Живой труп». Я исполняла роль цыганки Маши, когда Алеша репетировал, учил текст. А в фильме Машу сыграла актриса Светлана Тома. Еще мы вместе с мужем снимались в картине «В городе С.». У Алексея Владимировича там была небольшая роль в самом начале фильма, а я с удовольствием сыграла акробатку в массовке. Эти съемки дали нам возможность побывать вместе в Болгарии.

Гитана Аркадьевна с дочерью Марией Гитана Аркадьевна с дочерью Марией. 1980 г. Фото: из личного архива Алексея Баталова

— В 1968 году у вас родилась дочь Маша, к сожалению, с тяжелым заболеванием. Сейчас, спустя годы, вы понимаете, почему это произошло?..

— Да, конечно, мы давно это знали. Я из Ленинграда поехала рожать в Москву, в очень хорошую больницу, мы обо всем договорились заранее. Алексей Владимирович в это время снимался в Ленинграде, в «Живом трупе». Роды начались ночью, и врачу надо было принять решение: делать ли кесарево сечение. Дело в том, что тело у меня было как у профессиональной спортсменки — одни мышцы. И когда я рожала, они держали ребенка. Мне надо было делать кесарево, я умоляла врачей, но в роддоме ночью не было операционной сестры… Это случилось 27 января 1968 года. Нашу беду доктора заметили не сразу. Сначала Машенька, казалось, была как все обычные дети. Но через полгода стало ясно — что-то не так… 

Выяснилось, что из-за кислородного голодания во время родов у ребенка пострадал мозг. Поправить ничего уже было нельзя. Когда оставались слабые надежды на излечение, мы пытались, а потом… Не дай бог никому пережить то, что мы пережили… Но почему-то ведь Бог решил, что такие дети должны появляться на свет? И если уж это случилось, хорошо, когда они попадают в семьи, где их никогда не бросят. Наша семья — именно такая… С тех пор, как родилась Маша, и я, и Леша делали все для нее. Особенно в последнее время, Алексей Владимирович не раз говорил: «Я живу ради Машки. Все, что у меня есть, принадлежит ей...» И мы всегда старались, чтобы дочь себя чувствовала полноценной. Она училась в школе, в институте, и когда в дом приходили новые люди, мы не предупреждали их, что что-то не так. Не демонстрировали свое горе. Мы всю жизнь боролись за то, чтобы дочь жила полной жизнью.

— И вы, не задумываясь, пожертвовали ради больного ребенка своей карьерой в цирке…

— Да, после рождения Маши я стала просто мамой и женой. Было много предложений работать, я могла не вылезать из-за границы. Но я все силы бросила на дочь. Конечно, я сильно изменилась, стала намного осторожней. Боялась, что, если со мной что-то случится, Маше и Алеше придется тяжело. И все-таки я смелая женщина, ведь, чтобы воспитать такого ребенка, нужно много сил, терпения и любви... Алексей Владимирович работал в Доме дружбы с народами зарубежных стран без зарплаты, только чтобы Маша могла ездить с ним. И они были в Чехословакии, Черногории, Германии, в Париже три раза, в Греции два раза... Он выступал, собирал залы, а потом ходил с Машей в музеи, гулял по улицам. Маша с детства ходит на балет, в театр, научилась печатать на компьютере одним пальцем, пишет рецензии. Она, слава богу, пошла в отца. Я не так умна, как Алексей Владимирович, но что-то соединилось, и она такая получилась. Я считаю, что, родившись в нашей семье, Маша не могла вырасти другим человеком!

— Нет сожалений, что так сложилась жизнь?

— Да что вы, столько интересных людей встретилось на моем пути! Я работала в программе у знаменитого клоуна Карандаша, дружила с Юрием Никулиным и его женой. А благодаря Леше познакомилась чуть ли не со всеми известными советскими актерами и режиссерами. Я не обижена судьбой… В молодости была тщеславна и очень любила аплодисменты. А теперь нахожу радость в достижениях своей дочери…

— Летом на книжном фестивале «Красная площадь» была представлена книга Алексея Баталова с пре­дисловием Марии и с ее прекрасными рассказами. А чуть больше года назад организован фонд имени Алексея Баталова. Чем сейчас он занимается?

— Фонд многое сделал. Например, кроме памятника, который был установлен на Преображенском кладбище, на доме, где жил Алеша, появилась мемориальная доска. Спасибо большое Национальному фонду поддержки правообладателей и лично Никите Сергеевичу Михалкову, без чьей помощи это бы не произошло. Кстати, идея дизайна мемориальной доски принадлежит Маше. Еще фонд имени Баталова участвовал в очень важном событии. Мало кто знает, что Алексей Владимирович 15 лет был ректором Университета культуры при Академии управления МВД. И там к его 90-летию провели выставку живописных работ Баталова. Мы с Машей отобрали его самые лучшие картины для этой выставки. На открытии состоялся праздничный концерт. 

Нам в фонде помогают прекрасные люди Наталия Дрожжина и Михаил Цивин. Они выполнили одну из последних просьб Алеши. Он обещал свозить Машу в Венецию и не успел. Но это случилось, мы в Венеции побывали. И сейчас Маша заканчивает рассказ об этом путешествии. А 20 ноября, в день рождения Алеши, мы с дочерью отправимся во Владимир, откуда родом ее отец. Там с 20-го по 23 ноября будет проходить кинофестиваль «Журавли» имени Алексея Баталова. Мы надеемся, что он станет ежегодным. Туда приедут замечательные артисты, многие из которых знали Лешу лично. Всеволод Шиловский будет председателем жюри. Вера Алентова получит особую награду. На фестивале, конечно же будут ученики Баталова, в воспитание которых Леша вкладывал всю свою душу. Да, его нет, а память о нем, имя и дела живут...


ПОПУЛЯРНЫЕ КОММЕНТАРИИ

  • #
    Спасибо, что не забыли про эту дату. Алексей Баталов -это не просто актер, это честь и совесть нашей эпохи. И, конечно, это прекрасные работы в кино. Спасибо!

  • #
    Прекрасное интерью!! редко сейчас прочитаешь такое, тем более здесь, в изменившемся издании 7 дней... Очень достойная Жизнь! Спасибо Гитане Аркадьевне за возможность быть ее современницей и испытывать гордость за таких Людей как Она!

  • #
    Честно говоря, не поняла, что могло быть общего у интеллектуала и циркачки...

  • #
    #comment#
  • Не удалось отправить сообщение
    Бен Аффлек (Ben Affleck) Бен Аффлек (Ben Affleck) актер, продюсер, режиссер, сценарист
    Все о звездах

    Биографии знаменитостей, звёздные новости , интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на 7days.ru. Воспользуйтесь нашим поиском по звёздным персонам.


    НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

    Загрузка...

    +