Галина Волчек была в ярости узнав, что ей поставили памятник у «Современника»

«Мою пьесу для «Современника» только что не проклинали: «Барахло немыслимое! Сколько можно черпать...
Елена Костина
|
05 Октября 2017
Галина Волчек с Андреем Мироновым
С Андреем Мироновым в фильме «Берегись автомобиля». 1966 г.

«Мою пьесу для «Современника» только что не проклинали: «Барахло немыслимое! Сколько можно черпать из грязной лужи!» Помню, бегу по коридору за Волчек: «Галина Борисовна, не ставьте эту пьесу, вы подставите и себя, и театр!» Она приставляет палец к моему носу и говорит: «Запомни, серость всегда ненавидит талантливых людей!» — о «закулисье» легендарного театра рассказывает драматург и режиссер Николай Коляда.

В «Современнике» так: пока Волчек нет, все пребывают в каком-то расслабленном состоянии. И вот молнией прилетает сообщение: «Приехала! ГБ приехала!» Так в театре называют Галину Борисовну. Либо говорят «Волчок» с ударением на второй слог. И все сразу начинают бегать, атмосфера словно электризуется. Ольга Дроздова как-то среди такого переполоха несется к лифту, пулей влетает в кабину, а там Волчек кнопочку своего этажа нажимает. Запыхавшаяся Ольга с перепугу и выдала: «Здрасте, Гарила Болисовна!» Да, ее боятся, и это правильно, она требовательный руководитель: все в театре должно работать на театр — другого отношения к делу она не терпит. И вместе с тем уважают и любят ее безмерно. А могут и подшутить.

Помню, я приехал из своего родного Екатеринбурга на какой-то юбилей Волчек. И так совпало, что как раз в эти дни на Чистых прудах собирались открывать памятник казахскому поэту Абаю Кунанбаеву, там же рядом казахское посольство. Памятник уже установили, но пока не настал торжественный момент, на него накинули полотно. И Сергей Гармаш решил народ разыграть. Сказал завтруппой, мол, это памятник Волчек к ее юбилею. Та, естественно, клюнула и в восторге звонит Галине Борисовне: «Я вас поздравляю! Какая радость — вам памятник у театра установили!» Волчек восторга не разделила, даже рассердилась: «Какой памятник? Что за бред?» А слух тут же разлетелся по театру, все поверили, стали готовиться к открытию, Ольга Дроздова и Игорь Кваша должны были сдернуть полотно с памятника. Потом, когда выяснилось, кому там на самом деле будут памятник открывать, Волчек хохотала: «Вот паразиты!»

Галина Волчек и Николай Коляда
Галина Волчек и Николай Коляда
Фото: из личного архива Николая Коляды

Я с Галиной Борисовной дружу уже давно, и для меня она очень дорогой и родной человек. Познакомились мы довольно забавно. В 1987 году мою пьесу «Играем в фанты» начали ставить все провинциальные театры. Я работал литсотрудником заводской многотиражки, жил настолько бедно, что, когда потерял ключи от квартиры, дверь просто прикрывал и уходил, потому что красть у меня было нечего. А тут на меня обрушилась просто лавина денег, и я решил посмотреть мир. Но в те годы за границу просто так еще невозможно было поехать, только по путевке, в группе. И вот на наш екатеринбургский Союз театральных деятелей поступила путевка Малайзия — Сингапур — Филиппины, дорогущая, от нее все отказались, а я купил. Как выяснилось, сбор группы в Москве, в театре «Современник». 

Галина Волчек с Олегом Ефремовым
С Олегом Ефремовым. 1977 г.
Фото: РИА НОВОСТИ

Помню, стою там на вахте, смотрю, как в автобус загружаются Лия АхеджаковаЛюдмила ИвановаАнтон Табаков, Рогволд Суховерко, Игорь Кваша, Наталья Каташева, Виталий Вульф, кто-то еще из людей, которых я видел только по телевизору и в кино. И от волнения у меня ноги подкашиваются. Волчек не было, она при­ехала сразу в Шереметьево. Спрашивает меня: «Ты кто?» — «Николай Коляда из провинции». Стою один, а они все в мою сторону поглядывают и переговариваются, мол, к нам кагэбэшника приставили, теперь этот смурной с бородой будет за нами следить. А потом и вовсе перестали на меня обращать внимание. Это было зимой 1989-го, Волчек тогда ставила «Крутой маршрут». И вот она наблюдала за таможенниками, которые рылись в наших вещах: «Смотрите на их руки, как они ими туда-сюда шарят, вот и нам надо так в «Крутом маршруте», запоминайте». 

Прилетели из московских холодов в жару. Нас с Рогволдом Суховерко поселили в одном номере, утром просыпаемся: «Я не храпел?» — «А я?» Все, друганы! Потом я подружился с Натальей Сергеевной Каташевой. Замечательная была актриса, в «Современнике» все актрисы уникальные! Потом с Людмилой Ивановой, тоже светлая ей память, очень хорошо поболтали.

Лия Ахеджакова и Алиса Фрейндлих
«Волчек своих артистов всегда отпускала на съемки. У нее даже есть специальное выражение. Допустим, спрашиваю Галину Борисовну, где такая-то артистка, а она в ответ своим низким голосом: «Не жди ее, Коля, ушла за народной любовью». Что означает: снимается в каком-нибудь сериале» Лия Ахеджакова и Алиса Фрейндлих в фильме «Служебный роман». 1977 г.
Фото: LEGION-MEDIA

Накануне нашего отъезда на меня и Вульф обратил внимание: «Так ты пьесы пишешь? А где их ставят? Любопытно!» После чего сказал Вол­чек: «Это драматург, а не кагэбэшник». И Галина Борисовна заинтересовалась: «Ну пришли мне почитать». Я сразу по прилете отправил все свои пье­сы в «Современник», к тому времени уже штук десять их написал. Прошло полгода. Я сдавал сессию в литинституте, на время которой поселился в общежитии на Добролюбова. И вдруг меня зовут: «Коляда, немедленно на вахту, тебе звонят из «Современника»! Сама Волчек!» Несусь по этажам, хватаю трубку и слышу раздраженный голос Галины Борисовны: «Ты почему мне пьесы не прислал? Немедленно в мой кабинет!» И я бегом через пол-Москвы на Чистые пруды: «Я прислал еще полгода назад, как вы велели». Она вызывает тогдашнего завлита Валерия Стародубцева, тот мои пьесы получил, но читать не стал.

Оказалось, что в этот день Волчек обедала с итальянским переводчиком Норманом Моццато, очень известным, выпускником ВГИКа, он работал с Андреем Тарковским. И Галина Борисовна поинтересовалась: «Что сейчас переводите?» Он ответил: «Лучшую пьесу в Союзе последних десяти лет! Автор — Коляда». Фамилия показалась Волчек знакомой, она меня тут же вспомнила и велела разыскать. Все мои пьесы прочла за ночь и решила ставить «Мурлин Мурло». И как раз когда в «Современнике» приступили к репетиции этой пьесы, ее прочитали на театральном семинаре в Горьком, ныне Нижнем Новгороде. Думал, будут хвалить, а пьесу только что не проклинали: «Барахло немыслимое! Сколько можно черпать из грязной лужи!» Я скорей в Москву, в «Современник». 

Помню, бегу по коридору за Волчек: «Галина Борисовна, не ставьте эту пье­су, вы подставите и себя, и театр!» Заходим в лифт, я продолжаю ее отговаривать. Она все это время невозмутимо меня слушает, даже кивает, потом приставляет палец к моему носу и говорит: «Запомни, Коляда, серость всегда ненавидит талантливых людей!» А «Мурлин Мурло» до последнего времени шла в «Современнике». Раньше в этом спектакле играли Елена Яковлева, Валерий Шальных, Нина Дорошина, Сергей Гармаш, а потом сделали постановку с молодыми артистами.

Лия Ахеджакова и Вера Алентова
Лия Ахеджакова и Вера Алентова в фильме «Москва слезам не верит». 1979 г.

Пьесу «Уйди-уйди» с Валентином Гафтом и Леной Яковлевой в «Совре­меннике» я поставил сам. Гафт играл разодетый невероятно — в косухе и парике. Поначалу напялить на него все это было невозможно. Когда мы с ним поехали за этой одеждой в ЦУМ, не помню, что за день такой был, только в магазине почему-то народу почти не было. Нахожу какую-то бандану, прошу Гафта примерить, он нехотя соглашается, потом: «Нет, не мое!» Продавщицы, человек десять, столпились, пялятся на Гафта. Делаю им умоляющие глаза: «Девочки, помогайте!» Они: «Ой, как вам здорово, Валентин Иосифович!» 

Притащил ему кожаные штаны, он примерил, я опять прошу девочек: «Ну пожалуйста!» Те: «Валентин Иосифович, шикарно!» — Гафт: «Что, правда? Ладно, берем!» В общем, благодаря продавщицам, одели Гафта. Бывали моменты, когда он выходил на сцену и казалось, космос открывается. Есть в спектакле эпизод, где он появляется только что встав с постели, в каких-то подштанниках: «Бог, для чего я живу? Ну зачем я живу?» Зал просто разрывался от слез, а меня самого аж колотило. А бывали абсолютно провальные моменты, когда ничего не получалось, потому что Гафт — артист вдохновения и настроения, но великий артист!

Галина Борисовна на наши репетиции заглядывала, я тогда садился в стороночке и слушал, как они общаются: «Галь, чего-то не получается». — «Валь, ну пенсию-то недаром дают». Потом она вдруг ему кричит: «Валя, судьба! Судьба!» — «А-а-а, я понял». Вот на их птичьем языке это что-то означает. Наверное: играй судьбу другого человека. И вот уже из-за кулис выходит не актер Валентин Гафт, а какой-то другой человек, и начинает происходить что-то невероятное.

От Гафта никогда не знаешь, чего ждать. Как-то во время репетиции он мне говорит: «Коль, вчера засыпаем с Олей, и у меня такие строчки родились: «Дева с Девою лежит, она русская, он жид!» Они же с Ольгой Михайловной Остроумовой оба по гороскопу Девы. А как-то приезжаю в «Современник» через несколько дней после премьеры «Игры в джин» (пьеса американского драматурга Дональда Л. Кобурна. — Прим. ред.), где у них с Лией Ахеджаковой главные роли. Бегу по театру, вижу, Гафт сидит на диванчике. «Здрасте, Валентин Иосифович!» — «Ой, Коля, здорово! Садись, послушай стихи». Начинает читать, а я от счастья, что сижу рядом с ним и у нас такие хорошие отношения, даже смысла стихов не улавливаю. «Коль, — говорит Гафт, — сыграли мы тут спектакль». Я стал его поздравлять. Но поскольку сам тогда еще «Игры в джин» не видел, единственное, что мог сказать: «Рецензии роскошные!» «Коль, все врут!» — неожиданно прервал меня Гафт. «Да почему, Валентин Иосифович? Зачем же им врать?» — «Коля, жалеют!» Это вышло у него ужасно смешно…

Галина Волчек
Галина Волчек в фильме «Осенний марафон». 1979 г.

А вот с Леной Яковлевой отношения у меня время от времени становились напряженными. На репетициях «Уйди-уйди» она постоянно сопротивлялась: «Нет, я встану вот тут, потом там, а здесь возьму микрофон». Я сижу в зале и раздражаюсь: «Лена, а кто режиссер этого спектакля — я или вы?» Ей не нравилось то, что я предлагал, и у нас возникали конфликты. Сам виноват, потому что тогда был глуп и молод, не соображал сделать так, чтобы ей было комфортно. Потому что не тебе, а ей выходить на сцену и отдуваться перед залом на 800 мест, и ты должен это своей башкой понимать. 

В общем, так разобиделся я на Лену, что бросил репетировать и улетел в Екатеринбург. Звонит Волчек: «Ты предатель!» — «Она меня обижает! Гафт не обижает, а Яковлева обижает!» — «Коля, стыдно, возвращайся!» Вернулся, встречаемся с Яковлевой в зале: «Лена, вы меня простите, я виноват, мне надо быть терпимее». — «Да это вы меня простите». И как ни в чем не бывало приступила к репетиции. Лена играла в трех спектаклях по моим пьесам — «Мурлин Мурло», «Уйди-уйди» и «Мы едем, едем, едем...», все постановки были удачными, и все, что делала она, было удачно. Да, с Леной трудно, она непростой человек, но она большая артистка. И всякий раз, когда включаю телевизор и вижу ее на экране, у меня на сердце становится тепло.

Спектакль «Селестина» с Лией Ахед­жаковой я ставил долго — целых девять месяцев. Художник-постановщик придумал, чтобы костюмы и декорации были связаны крючком из лоскутов. А меня еще в детстве мама на­учила вязать половички, это не сложно. И вот я приносил к себе в гостиницу из «Современника» тряпки, долго их рвал, треск стоял по всему этажу, и ночами я вязал сумки, шапки, половички. А утром уборщица как-то странно на меня смотрела, потому что весь ковер на полу был в нитках. Однажды я принес в театр показать, что навязал. Говорю Волчек: «Вот такие будут костюмы». 

Елена Яковлева
«Так разобиделся я на Лену, что бросил репетировать и улетел в Екатеринбург. Звонит Волчек: «Ты предатель!» — «Она меня обижает! Гафт не обижает, а Яковлева обижает!» — «Коля, стыдно, возвращайся!» Елена Яковлева в фильме «Интердевочка». 1989 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Боялся услышать: мол, ты чего, с головой не дружишь? Галина Борисовна сидела за столом, курила. Взяла одно мое изделие, покрутила в руках, другое… И сказала: «Коляда, на премьеру мне свяжешь такую же сумку». Я удивился, Волчек же такая гранд-дама, а тут деревенские вещи. Но мне нынешний завлит Женя Кузнецова объяснила: «Волчек знаешь как ценит все, что своими руками сделано? Понимает в этих вещах толк, потому что от них идет особая энергетика».

В детстве, в эвакуации, Волчек жила в нашем городе, тогда он назывался Свердловском, на улице Белинского, в доме № 37. Там недалеко наш знаменитый Театр музкомедии, который любила ее бабушка. И чтобы напомнить Галине Борисовне об Урале, я всегда привожу ей в Москву наши уральские грибы. Покупаю на Шарташском рынке трехлитровые банки с грибами роскошного качества, перекладываю в пакеты, которых получается штук 20—30. Потом все это упаковываю в чемодан — и к Волчек. У нее в кабинете есть маленькая кухонька, там мы грибы раскладываем по баночкам, чтобы не почернели. Помню, первый раз Галина Борисовна сказала: «Я не ем грибы!» Я не ожидал: «Хотя бы один маленький грибочек наш уральский попробуйте!» В общем, попробовала Галина Борисовна и с тех пор каждый раз говорит: «Привези мне грибов». Иногда захожу к Волчек в кабинет, а она чего-то ест. И мне предлагает: «Будешь?» Я киваю, и Галина Борисовна протягивает кусочек из своей тарелки. Вот такие у нас почти родственные отношения...

Как-то раз мы вместе оказались в Германии. Это было в начале 90-х, я играл в Гамбурге в театре, а Волчек в городке неподалеку ставила спектакль «Звезды на утреннем небе» по пьесе Александра Галина, которая в то время была жутко популярной. Волчек приехала позже и говорит мне: «Ну, покажи, какие тут магазины». Пошли с ней по самым дешевым. Жуткое время, когда денег ни у кого не было, а хотелось и себе чего-то купить, и друзьям-знакомым привезти подарки. Значит, ходили-ходили мы с Галиной Борисовной, она подолгу рылась в шмотках, я ей помогал чего-то выбирать. 

Марина Неелова
«Волчек с Нееловой вылетели на сцену, как две разъяренные кошки, орали, бегали, танцевали, обе ужасно смешные. И я не мог поверить, что Волчек не хотела выходить из-за кулис...» Марина Неелова в фильме «Старая, старая сказка». 1968 г.
Фото: LEGION-MEDIA

Потом сели на улице покурить, и она говорит: «Колька, а теперь пойдем в самые дорогие магазины, купим там пакеты, переложим в них наши вещи, пусть все думают, что все это оттуда, а не с какой-то барахолки». Потом Денис Евстигнеев приехал и присоединился к нашей компании. Я в Гамбурге работал с известным немецким хореографом Вереной Вайс, она помогала мне ставить пластику. Познакомил с ней Галину Борисовну и Дениса, и вот мы ходили то к ней на спектакль, то опять по магазинам. Денис потом сказал: «Я запомню этот город как огромный супермаркет, посреди которого танцует Верена Вайс». Я тогда еще плохо говорил по-немецки и как-то пожаловался Денису: «Ой, как мне тяжело здесь работать без языка». Он спросил, сколько я получаю, говорю, что пять тысяч марок (евро тогда еще не существовало). Денис мне на это: «Слушай, Колян, я знаю в России много ребят, которые и за две тысячи согласятся тут прыгать, хоть им и будет тяжело». Конечно, он прав, потому что в те времена хлеб с майонезом считался деликатесом…

Выживать тогда, конечно, приходилось, что и говорить. Тот же мой спектакль «Мурлин Мурло» артисты, занятые в постановке, играли на стороне. Костюмы в чемоданчик — и в путь. И Волчек закрывала на это глаза, потому что понимала, им нужно как-то зарабатывать. Она и на съемки своих артистов, кстати, всегда отпускает по этой же причине. У нее даже есть специальное выражение. Допустим, спрашиваю Галину Борисовну, где такая-то артистка, а она в ответ своим низким голосом: «Не жди ее, Коля, ушла за народной любовью». Что означает: снимается в каком-нибудь сериале. Так вот, повезли мы «Мурлин Мурло» в Минск. 

Нина Дорошина от таких мероприятий всегда отказывалась, и вместо нее брали Тамару Дегтяреву. А тут у Тамары случился какой-то форс-мажор, и она не прилетела. Зал на 1000 мест полон, артистов уже вызывают хлопками. Прибегает администратор: «Идите работайте, все билеты проданы, нас всех сейчас порвут на куски». Вышли Яковлева, Шальных и Гармаш втроем на сцену и стали на ходу выкручиваться: просто пересказывали сцены, где должна быть четвертая героиня. Оказалось, что в Минске пьесу никто не знает, никто ничего не заметил, зато зал просто лежал от хохота. Потом море цветов! Влетает за кулисы счастливый администратор: «Ребята, а я не понял, что за проблемы-то у вас были? Все же прекрасно!»

Андрей Мягков, Людмила Иванова и Олег Басилашвили
Андрей Мягков, Людмила Иванова и Олег Басилашвили в фильме «Служебный роман». 1977 г.
Фото: Мосфильм-инфо

Артистов, работавших тогда в «Сов­ременнике»: Гафта, Дорошину, Яков­леву, Гармаша, Шальных, Ахед­жакову, я считаю лучшими актерами страны. А как замечательно играла сама Волчек! Помню ее в «Ревизоре», в роли Анны Андреевны — я специально приезжал в Москву, чтобы посмотреть этот блистательный спектакль Валерия Фокина. Состав был великолепный: Марина Неелова — Марья Антоновна, Гафт — Городничий. Помню, перед спектаклем иду по коридору мимо гримерки Волчек, дверь приоткрыта, она сидит перед зеркалом, в котором я отражаюсь, и машет мне: мол, зайди. И вот я захожу, а она мажет себя гримом с какой-то ненавистью, прямо хлопает себя по лицу. Говорит: «Вот видел ты когда-нибудь артистку, которая так горит желанием выскочить на сцену? Вот смотри!» И это было сказано с таким отчаянием, что я даже подумал: ей не хватит сил играть, сможет только бубнить чего-то вполголоса. Но в первую же их сцену с Нееловой из-за кулис раздался крик «Уехал! Уехал!», и они вылетели на сцену, как две разъяренные кошки, орали, бегали, танцевали, обе ужасно смешные. И я не мог поверить, что только что своими газами видел, как Волчек не хотела выходить на сцену — ее усталости как не было... Я сейчас у себя в «Коляда-Театре» играю короля Лира, Тень отца Гамлета, Кису Воробьянинова и, когда мне тоже не­охота выходить на сцену, сижу и вспоминаю Волчек. Но правду говорят, что сцена лечит, силы откуда-то берутся…

Однажды Волчек мне подсказала идею создать «Суп-театр». Когда летел в Стокгольм на премьеру своей пье­сы «Рогатка», по пути в аэропорт навестил Галину Борисовну, и она сказала: «Попроси, чтоб тебе там показали «Суп-театр». Это что-то вроде варьете, где первым делом выкатывается огромная кастрюля, и зрители за столиками сидят и едят этот суп, а потом пьют чай-кофе. А дальше начинается представление: артисты юморят на какую-то актуальную тему: что называется, утром в газете, вечером в куплете. И я сделал такой «Суп-театр» в Екатеринбурге, варю для зрителей борщ. 

Валентин Гафт, Вадим Захарченко и Анастасия Вознесенская
«Бывали моменты, когда Гафт выходил на сцену и казалось, космос открывается. Зал просто разрывался от слез, а меня самого аж колотило. А бывали абсолютно провальные моменты, когда ничего не получалось, потому что Гафт — артист вдохновения и настроения, но великий артист!» Валентин Гафт, Вадим Захарченко и Анастасия Вознесенская в фильме «Гараж». 1979 г.
Фото: LEGION-MEDIA

Пока публика ест, я чего-то рассказываю, а потом мы показываем какой-нибудь детский спектакль — то «Золушку», то «Финиста Ясного сокола», то «Карлсона», такой капустник со смешными прибамбасами, он рассчитан не на детей, а на взрослых. «Суп-театр» прижился и в Екатеринбурге, и в Москве: когда его показываем, желающих посмотреть много. Каждую зиму у нас гастроли в столице, 20 октября открываем филиал «Коляда-Театра» в Москве, в помещении Театра Труда на Петровке. Он будет называться «Театр Новых Пьес». Это я придумал для своих учеников, преподаю уже двадцать пять лет. Среди них много уже известных драматургов — Вася Сигарев, Ирина Васьковская, Аня Батурина, Олег Богаев, их ставят во многих театрах, в том числе и в «Сов­ременнике». Но у меня есть и другие молодые таланты, и хочется, чтобы их заметили в Москве. Мне повезло, потому что на меня обратила внимание Волчек, пусть им тоже повезет.

Помню, когда я в очередной раз собирался в столицу, наша народная артистка Вероника Белковская меня уговаривала: «Спроси как-нибудь у Волчек при случае, как ей удается с годами так сохранять форму, она же все хорошеет и хорошеет! Мне это важно знать для себя самой!» Поразительное дело, но Галина Борисовна и в самом деле хорошеет. Ну я и спросил. Волчек только усмехнулась: «Передай своей артистке, что я просто никогда не появляюсь в кадре как лахудра. Причешусь, сделаю грим — вот и все!»

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Китайский гороскоп с 19 марта по 4 апреля
«В китайской метафизике вторая часть марта 2024 года является очень противоречивым периодом, который «просит» нас быть тише, но «заставляет» быть громче. На самом деле это время большой проверочной работы над собой. Все обстоятельства заставляют нас проявлять грубую силу, а их большой замысел в том, чтобы открыть свое сердце и дать себе стать собой, при этом быть сильным, быть услышанным, быть заметным в легкости и простоте», — говорит практикующий астролог Ба-Цзы, создатель школы китайской астрологии, мастер фэншуй и тетапрактик Наталия Гурьянова.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог