Фрэнсис Макдорманд: «Муж должен говорить правду обо всем, даже о твоей заднице»

Эта актриса не вписывается ни в какие голливудские «ворота». Она такая единственная и уникальная....
Мария Обельченко
|
29 Ноября 2020
Фрэнсис Макдорманд, Фото
Фрэнсис Макдорманд
Фото: LEGION-MEDIA
Фрэнсис Макдорманд с мужем Джоэлом Коэном и сыном Педро
С мужем Джоэлом Коэном и сыном Педро. 2015 г.
Фото: LEGION-MEDIA

Эта актриса не вписывается ни в какие голливудские «ворота». Она такая единственная и уникальная. Всю молодость Фрэнсис играла в основном второстепенные роли в артхаусных фильмах, но к 40 годам стала безусловной звездой Голливуда — и все равно не в обычном понимании этого явления.

Фрэн, как зовут ее друзья и близкие, не пользуется мейк-апом, не красит волосы (с седой головой и своеобразной прической является даже на церемонию вручения «Оскаров») и игнорирует абсолютно все классические уловки и приемы, являющиеся обязательной рутиной для актрис ее уровня. Впрочем, ее муж Джоэл Коэн — один из прославленных братьев Коэн, режиссеров, продюсеров, сценаристов и вообще культовых персонажей, без кого трудно представить себе современный кинематограф — тоже очень необычная фигура для Голливуда. При всей своей мизантропии Фрэнсис умна и обладает феерическим, хотя и несколько специфическим чувством юмора. Последние годы она много работала — после того, как их с Коэном сын Педро «выпал из гнезда», зажив самостоятельной жизнью. В 2018 году, спустя чуть больше 20 лет, актриса вновь оказалась на сцене со статуэткой «Оскара» в руках — за выдающуюся роль в не менее выдающемся фильме «Три билборда на границе Эббинга, Миссури».

А нынче 63-летней Фрэнсис предрекают третий «Оскар» за главную роль в фильме «Земля кочевников». Премьера состоялась на Венецианском фестивале в начале сентября, и фильм получил «Золотого льва», а потом прошел с каким-то поразительным успехом по многочисленным фестивалям в Америке и по всему миру.

Что же за роль удалось «урвать» Макдорманд? Уж конечно такую, которая только ей «по зубам». Жизнь героини Фрэнсис полностью рушится после закрытия завода в ее родном городке в штате Невада, когда Америка и мир переживают очередной экономический кризис. Ферн лишается дома, живет в своем автофургончике и решает в нем же ехать куда глаза глядят. По дороге знакомится с такими же бездомными кочевниками, чьи поражения в социальной и экономической сфере объединяют их в свое­образные общины. Но Ферн сделана не­много из другого теста. Она не готова смириться с подобием такой «устроенности» в жизни. Поэтому отправляется дальше в путь — искать свет в конце тоннеля в этой чужой и равнодушной вселенной... «30 лет подряд я рассказываю историю американских женщин, представительниц рабочего класса, и Ферн — еще одна такая героиня», — говорит сама актриса.

С тех пор как Фрэнсис в 1997 году получила свой первый «Оскар» за роль в фильме «Фарго», она не очень-то любит участвовать в рекламных кампаниях. Ее PR-агент говорит, что его работа в основном сводится к тому, чтобы от имени своей клиентки вежливо объяснять журналистам, куда им следует отправиться... Но нам Макдорманд согласилась уделить время. Интервью с актрисой состоялось по видеосвязи, как почти все беседы в условиях карантина, но, возможно, это и к лучшему, поскольку Макдорманд, находясь в своей нью-йоркской квартире, не выходила из зоны комфорта и разговор вышел подробным и откровенным.

— Фрэнсис, с чего началась ваша дорога к очередной большой роли и заодно возможной номинации на «Оскар»?

— Через несколько месяцев после того, как я получила свой «Оскар» за фильм «Три билборда...», я уже сидела в трейлере у режиссера Хлои Чжао, готовясь к съемкам в «Земле кочевников». В свое время я выкупила права на документальную книжку под названием «Земля кочевников: выживающий в Америке XXI века» — о людях, которые колесят по стране в своих стареньких трейлерах в поисках работы. Мне эта книга очень нравилась, я воображала себя на месте ее героев и даже как-то сказала своему мужу Джоэлу: «Когда мне исполнится 65 лет, я поменяю свое имя на Ферн. Начну курить сигареты без фильтра, пить дешевый виски и отправлюсь кочевать в нашем домике на колесах куда глаза глядят». Что-то нашло на меня, я была уверена, что работы, кроме как в своем театре, у меня к этому времени не будет...

Фрэнсис Макдорманд с режиссером Хлоей Чжао и оператором Джошуа Ричардсом
С режиссером Хлоей Чжао и оператором Джошуа Ричардсом на съемках фильма «Земля кочевников». 2019 г.
Фото: LEGION-MEDIA

— Конечно, поразительно еще и то, что вы отдались в руки режиссера, которая в своих предыдущих двух проектах снимала обычных людей, не актеров... И вообще, можно сказать, была типичным аутсайдером. И фильм «Земля кочевников» — ее первая по сути художественная картина...

— Зато теперь ей доверили снимать марвеловский блокбастер! Не могу поверить... Хорошо это или плохо — даже не знаю. Да, я провела с Чжао и небольшой съемочной группой семь месяцев в дороге. Пол-Америки мы объездили. Сама водила машину с трейлером, нанималась на работу — то свеклу собирать, то в супермаркет меня брали где-то в Небраске, и мы все общались с реальными кочевниками, жили с ними в их общинах, подружились, стали настоящей семьей. Снимали как есть, не пытаясь каким-то образом вмешаться в их жизни... Истории этих людей чертовски любопытны, захватывающи — так всегда бывает, когда человеку приходится принимать очень сложные решения в жизни... Но если честно, в какой-то момент я почувствовала, что жутко устала. И решила, что мне больше не­обязательно делать все то, что эти люди делают. Я предпочла ночевать в мотелях с нашей группой, а не в доме на колесах. В 61 год мне оказалось проще притвориться, что я измучена до крайности, чем быть в таком состоянии в реальности. (Улыбается.) Не знаю, но мне кажется, что на моей могиле, когда я умру, и если она у меня вообще будет, можно будет прочитать «Здесь покоится Мардж из «Фарго». А внизу — и Милдред (героиня актрисы в фильме «Три билборда...»). А теперь еще, наверное, придется приписать и Ферн из «Земли кочевников». (Смеется.)

В конце концов, глубоко во мне сидит и что-то от Ферн, и от Милдред, и от Мардж. И поэтому, видимо, люди меня воспринимают в роли Ферн, словно все предыдущие мои образы послужили для нее основой, фундаментом.

— И что, вас реально брали на временную работу, не узнавая в вас Фрэнсис Макдорманд?

— Да. Мне предлагали поработать в баре в Небраске — вот, кстати, когда я осознала, что в определенном смысле уже стала своей героиней и больше мне не имеет смысла напрягаться. (Смеется.)

— А в реальности вы и правда можете сказать, что чем-то похожи на своих героинь?

— Да. Только я уехала из дома в 17 лет — получила по бедности пособие на оплату колледжа. Мое происхождение типичное для американского рабочего класса. Мать меня отдала в чужую семью в 18-месячном возрасте. Я была последним ребенком, которого удочерили Норин и Вернон Макдорманд. Вернон был пастором, и они с женой перемещались между рабочими общинами и поселениями Юга и Среднего Запада каждые несколько лет. Норин, к сожалению, сама не могла выносить ребенка, поэтому они брали к себе детей на воспитание повсюду, где только могли. И у меня, знаете, было счастливое детство. Пение гимнов, спагетти-ужины, их готовил отец, Вернон. Летние лагеря, которые он же организовывал для детей своего прихода, своей паствы. Десерт каждый вечер — Норин хоть и работала, помимо заботы о множестве детишек, все равно умудрялась каждый раз к ужину его приготовить для нас. Причем не какие-то там пироги из готового теста, нет, она пекла потрясающие торты! Многослойные, с фруктами, шоколадом... Когда же моя биологическая мамочка изъявила вдруг желание со мной встретиться, я категорически отказалась. Гнев и злость от того, что я оказалась «нежеланной», наверное, сыграли не последнюю роль в моей психологии.

Фрэнсис Макдорманд с Джорджем Клуни
С Джорджем Клуни в фильме братьев Коэн «После прочтения сжечь». 2008 г.
Фото: Outow

— Ваш муж — режиссер Джоэл Коэн, и вы с ним и его братом работали вместе над многими прекрасными фильмами... Каково это?

— Мои отношения с ними обоими складываются абсолютно идентично во время съемок. Конечно, они не полностью взаимозаменяемы, ни на работе, ни тем более в жизни, но я всегда знаю: если у меня возникает вопрос, то все зависит от того, кто из них попадется мне первым на площадке. Тот и ответит. С Итэном у меня отношения, какие бывают с деверем. Он и Джоэл целыми днями вместе работают. И только вечером муж возвращается домой. Так что я не слишком-то много его вижу. В основном мы встречаемся на фестивалях и во время отпусков. (Смеется.)

— Вы живете отшельницей — даже трудно вас в Голливуде и представить-то...

— Большую часть времени моя работа в последние 35 лет — это работа домохозяйки. Дом, сын. Организация ужинов, когда приходят гости, поиск школ для сына, устройство быта, иными словами. Ну и немного помогаю мужу в работе над его проектами. Я была ужасно рада, что в то время, когда сын покинул наше домашнее гнездо, я работала над своим собственным первым продюсерским проектом — «Что знает Оливия». И у меня просто не было времени на переживания по полной, что называется, программе. Впрочем, он живет всего лишь в нескольких кварталах от нас в Нью-Йорке, что сильно облегчает ситуацию. (Улыбается.)

— В Нью-Йорке-то вас, наверное, простите, каждая собака знает — как вы это терпите при вашем характере?

— Когда мой сынок Педро был маленьким, а попытки влезть в мое частное пространство гораздо более частыми, мне не очень нравилось, что он меня такой видит — не слишком-то любезной. Даже иногда спрашивал: «Мамочка, ну почему ты не можешь красиво себя вести с этими людьми?» Это было примерно так: «Стоп. Ближе не подходите». И я руками очерчивала вокруг себя пространство. И лет десять вообще не участвовала ни в каких публичных рекламных мероприятиях, чтобы все наконец поняли про меня и отстали. Я не потому являюсь актрисой, чтобы со мной фотографировались. Я играю, чтобы обменяться с людьми чем-то значительно более существенным, понимаете? Хотя мне очень хочется, чтобы вы получали удовольствие от моей игры. В общем, я научилась манипулировать этим процессом на своих условиях. «Можно ваш автограф? Можно с вами сделать селфи?» — «Нет, я вышла на пенсию в этой части своего бизнеса. Теперь я только играю». Потом я спрашиваю: «Как вас зовут? Меня — Фрэн!» И дотрагиваюсь до них. Протягиваю руку для пожатия. Смотрю им в глаза. Я реально с ними общаюсь таким образом. И если мне начинают говорить что-то вроде того, что «мой бойфренд ни за что не поверит, что я вас встретила», я отвечаю: «Значит, вы выбрали не того бойфренда».

Фрэнсис Макдорманд с Эдвардом Нортоном и Биллом Мюррэем
С Эдвардом Нортоном и Биллом Мюррэем в фильме «Королевство полной луны». 2012 г.
Фото: Kinopoisk.ru

Да, и вот еще что. У семейства Коэн две резиденции. Одна в Нью-Йорке, а другая — в одном неважно-как-он-называется городке далеко отсюда, на побережье Тихого океана. И я там активный член местного общества. У меня даже есть своя программа на радио. Чем я очень горжусь.

— В последние годы вы играете роли, которым могут только позавидовать голливудские звезды...

— Точно. Как раз в том возрасте, когда большинство актрис просто-напросто исчезают, растворяются в пространстве и времени из-за отсутствия подходящих ролей...

— Успех «Трех билбордов...» ирландского режиссера и драматурга Мартина Макдоны («Залечь на дно в Брюгге») — расскажите, как все было?

— Мы встретились на вечеринке по случаю премьеры его спектакля на Бродвее. Хотя я обычно на такие мероприятия не хожу. Но рада, что изменила тогда своим правилам. Я подошла к Мартину и представилась. Дело в том, что я недавно прочитала, будто он собирается снова снимать кино. Он мне сказал: «Я знаю вашу работу. Я люблю вашу работу. Подумайте над тем, чтобы сыграть в одной из ранних моих пьес — там есть прекрасные женские роли». А я ему в ответ: «Это отличная идея, но как насчет того, чтобы написать для меня роль в сценарии — вы же, я слышала, собираетесь снимать фильм?» И как только эти слова вылетели из моего рта, я пришла в ужас. Господи, я столько раз видела актеров, которые кружили вокруг моего мужа и его брата и никак не могли решиться такое вот им предложить, и уже почти начинали, но замолкали, проглатывали сказанное, как будто и не пытались... И чувствовали себя так по-дурацки. Как же я могла! Стыд-то какой. Но сказанного не воротишь. И Мартин, к счастью, согласился со мной, что это хорошая идея. Думаю, если он и представлял себе героиню «Трех билбордов...» в моем исполнении, то я этим разговором всего лишь укрепила его намерения. (Улыбается.)

И все равно я чуть было не упустила эту роль. Стала с Мартином спорить — мол, моя героиня не может быть матерью молоденькой девушки, которую убили. Слишком она старая. В том социально-экономическом срезе, откуда родом Милдред, рожать принято в 19 лет, а не в сорок. Только бабушка. Пускай она будет бабушкой. И целый год мы бодались по этому поводу. В какой-то момент мой муж велел мне заткнуться и сделать то, что Мартин меня просит. Мол, если он написал эту роль для тебя и считает, что ты ей соответствуешь, значит, он прав. И я сказала: «Мартин, забудь о бабушке. Я больше об этом и думать не стану».

— Вы сейчас готовитесь сыграть леди Макбет в новом фильме своего мужа. Вашим партнером будет Дензел Вашингтон. Должно быть очень круто...

— Надеюсь. Жаль, что пандемия наши планы несколько подпортила. Я впервые сыграла леди Макбет в 14 лет в школьном спектакле. В одной из школ была учительница литературы, она нас заставляла разыгрывать сцены из шекспировских пьес после уроков. Я-то сама читала очень много, но чтобы публично иметь дело с литературой вот так... В общем, получила в результате шанс поступить в колледж в Западной Виргинии. Ну и сразу пустилась вразнос. Составила себе списочек: лишиться невинности, попробовать алкоголь, наркотики... И галочки ставила — раз, два, три...

Фрэнсис Макдорманд с Брюсом Уиллисом
С Брюсом Уиллисом в фильме «Королевство полной луны». 2012 г.
Фото: Kinopoisk.ru

— Однако вам такой бунтарский образ жизни не помешал поступить в Йельский университет, в его самую знаменитую в Америке театральную школу, где Мерил Стрип, например, училась...

— Выходит, так. И когда я ее окончила, тут-то мне и первую роль, да еще главную, в кино предложили. Правда, только потому, что Холли Хантер отказалась. И горячо рекомендовала братьям Коэн на замену меня. (Смеется.) И я заполучила себе не только первую роль в первом фильме братьев Коэн «Просто кровь», но и мужа. Во что слабо до этого верила. Мы с Джоэлом с первого же мгновения отнеслись к особенностям друг друга с поразительным пониманием и уважением. Это стало для меня открытием. Что можно иметь возлюбленного, работать вместе и так, чтобы он при этом тебя не подавлял. Во всех своих прошлых отношениях я боролась с чувством, что являюсь всего лишь удобным, полезным, услужливым существом, попавшим в ловушку, набитую до отказа сексуальной динамикой. А с Джоэлом все было совсем иначе! Неужели? Я могу и жить, и любить — ничего не разрушая, ничем не жертвуя, ни за что не извиняясь и ничего не пряча... Он мне давал читать книги, которые любил. А потом предлагал встретиться и обсудить их. Как я могла не влюбиться по самые уши? Особенно после обсуждения эротического триллера «Почтальон всегда звонит дважды». Это стало кульминацией. Иначе говоря, Джоэл соблазнил меня с помощью литературы! (Смеется.) И мы сразу же стали вместе жить. Поженились только через десять лет и тогда же усыновили малыша. Шестимесячного Педро из Парагвая. Педро Макдорманд Коэн — наш сынок. Я хотела стать матерью давно, и мы очень старались, но так уж распорядилась природа. Я ощущала буквально физическую боль в своем чреве из-за неспособности родить... До тех пор, пока, удобно пристроившись на сгибе моей руки, не появилось это чудо. В тот самый момент я поняла — не важно, была ли я беременна, рожала ли, главное, держать ребенка на своих руках, и физически и метафорически — когда он вырастет — до конца своих дней...

— Братья Коэн сняли вас в восьми своих фильмах, включая «Фарго», «После прочтения сжечь», «Человек, которого не было», «Воспитание Аризоны»... Вы никогда не думали, что это родство могло вашей карьере и навредить отчасти? Или, напротив, уверены, что благодаря им стали звездой? Они же роли для вас специально писали — а это большая удача для любого актера...

— Ну вообще я не только у них снималась, и они отнюдь не всегда меня звали. Я снималась у других режиссеров и в хороших, и, вероятно, в не очень хороших картинах. И продолжаю, как видите. Что ж, иногда хотелось тряхнуть стариной и отвлечься от домашнего хозяйства и выпечки пирогов. (Смеется.) Кумовство! Конечно, я в него верю! (Смеется.) Сначала с этой самой протекцией и семейственностью было сложно примириться, но потом я уже не могла дождаться следующего предложения от своих родственников. (Смеется.) Вот еще почему я занялась продюсированием. Уверена, что режиссер из меня никакой. Потому что знаю, что такое быть хорошим режиссером. И в семье достаточно одного. Зато я убеждена, что я хороший продюсер. И знаете почему? Потому что я практиковалась в этом занятии более 35 лет — имея в виду мою роль домохозяйки. Это очень сложная роль на самом деле. Особенно если вы еще и работаете иногда по основной профессии. Требуется масса навыков, и мое резюме в этой сфере полностью соответствует продюсерскому. Я могу собрать в одном месте всех нужных людей, приготовить по-настоящему оригинальную еду, красиво ее сервировать, забыть о ней, если им не понравилось или, наоборот, понравилось. И у всего этого процесса работы домохозяйки есть завершение, очень похожее на съемки фильма. Я этому всему научилась, наблюдая за Джоэлом и Итэном. Они ведь делают все. Умеют все. Режиссировать, писать, продюсировать, редактировать, монтировать, рекламировать и делать все это снова и снова. А я жила и живу в этом процессе. Разве что платят мне только за игру.

Фрэнсис Макдорманд с Кираном Хайндсом
«Для меня стало открытием, что можно иметь возлюбленного, работать вместе и так, чтобы он при этом тебя не подавлял» С Кираном Хайндсом в фильме «Мисс Петтигрю». 2007 г.
Фото: OutNow

Когда на Венецианском фестивале в 2014 году показали мой первый продюсерский проект «Что знает Оливия» и Джоэл повернулся ко мне и сказал: «Очень хорошо, Фрэн», я ему поверила. Потому что если веришь кому-то, то веришь безоговорочно. Например, я могу спросить мужа: «Не слишком ли большая у меня задница в этих брюках?» — и он скажет мне правду. Ну или что-то вроде: «Может, тебе стоит поискать какие-то другие брюки? Что там у тебя есть еще в загашнике?» Потому что он знает, что я хочу слышать и знать правду. «Если я не скажу тебе правду, то чем я тогда лучше других?»

— Вы не боитесь старости совсем?

— Еще как боюсь. Иногда про пожилых людей говорят, что они как бы становятся невидимыми. Люди-невидимки. Что ж, у них тоже есть свои преимущества и своя власть. Хотя, честно признаюсь, в день своего 60-летия настроение у меня утром было препаршивое. Мне было совсем не так радостно, как в день 50-летия... И я очень боюсь физических вызовов, которые впереди. У меня уже и так-то не слишком много терпения осталось мириться со всеми этими проблемами... Но я не привыкла предаваться сожалениям. Это не в моей натуре.

— Страшно даже спрашивать: а что касается чисто внешней стороны дела, по-прежнему не хотите ничего корректировать? Ну там пластика и все прочее...

— Да, я не мутировала никогда и не собираюсь. У нас с Джоэлом было много на эту тему бесед. Ему приходилось несколько раз буквально физически меня останавливать, когда я собиралась что-то сказать нелицеприятное друзьям, проделавшим над собой эту работу. Я всегда преисполняюсь праведного гнева и страха, когда с подобным сталкиваюсь. И меня радует, что я живу с мужчиной 35 лет, он смотрит на меня и ему нравится то, что он видит.

— Все-таки вы уникальная актриса и, мне кажется, не можете не отдавать себе в этом отчет...

— Гений с завихрениями? (Смеется.) Да, невозможно понять, как это все происходит. И слава богу. Я думаю, есть только одно подходящее определение — магия. Или волшебство — как угодно. Как-то я сказала мужу, что даже во времена, когда культура распадается на свои самые элементарные частицы, все равно остается потребность в клоунах. Возможно, становятся не нужны кинотеатры и нет возможности найти сцену, но всегда можно устроить свое маленькое шоу на улице. В котором отразится все самое худшее и лучшее в нас, в человечестве. Как по мне, так именно в этом и заключается роль клоуна. Для этого они и нужны. Так что не стоит особо переживать из-за нашей актерской участи — в мире всегда будет существовать потребность в хороших клоунах.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая