Евгений Ткачук: «Когда я приезжал с очередных съемок, дочь меня не узнавала»

«Маковецкий встал в лодке, сказал: «Как бы здесь не упасть…» — и тут же оказался в воде. Когда я...
Наталья Николайчик
|
05 Декабря 2019
Евгений Ткачук с женой Мартой
Евгений с женой Мартой и одним из своих питомцев
Фото: Александра Гаврилова

«Маковецкий встал в лодке, сказал: «Как бы здесь не упасть…» — и тут же оказался в воде. Когда я его вытащил, два бутафорских носа наперегонки плыли по Дону», — рассказывает актер Евгений Ткачук.

— Сегодня вы один из самых востребованных российских актеров. При этом карьера ваша началась в Ашхабаде?

— Да. Я там родился и жил до десяти лет. Папа служил в Русском театре драмы, и я, как актерский ребенок, с шести лет уже выходил на сцену. В спектакле «Чонкин» изображал теленка. Вернее, его зад (теленок у нас был из пегой ткани, которую на палках несли два мальчика). При этом я очень серьезно к роли отнесся и даже попросил отца со мной позаниматься. И папа со мной занимался ритмикой. Я уже понимал, что работаю в театре и мне нужно про профессию знать и понимать больше. За выходы даже какие-то деньги платили, и мне доставалась своя честно заработанная порция мороженого. Счастливое время! Отец был на взлете, вместе с братом Вячеславом и другими артистами-экспериментаторами делал спектакль по Зощенко. Помню совершенно семейную постановку «Дом, который построил Джек». Вокруг царила творческая атмосфера. Все родное, благополучное, и все получается! Часто вижу это во сне и ощущаю абсолютное счастье…

Родители познакомились в народном театре. Ставили «Антигону», у мамы была главная роль. Она мечтала стать актрисой и даже ездила поступать в Москву, но ее не приняли. Тогда она вернулась в Ашхабад и поступила в мединститут. А у папы, который работал на тот момент электриком, все сложилось иначе. В народном театре его заметили, пригласили в Русский драматический театр имени Пушкина. К сожалению, счастье — категория непостоянная. Наступили сложные времена. Развалился Советский Союз, в нашей залитой солнцем родной Туркмении мы стали ощущать себя чужаками. 

Евгений Ткачук с Дарьей Урсуляк
С Дарьей Урсуляк в сериале «Тихий Дон». 2015 г.
Фото: Россия 1

Отец начал добиваться второго, российского гражданства. Чтобы его получить, долго стоял в очередях в паспортный стол в Ашхабаде. Каждое утро в 7 часов, словно зэк, он приходил к конторе на перекличку: унизительно и тяжело. Но надо. Потому что, если ты не отметился, попадаешь снова в конец очереди, даже если до этого полгода ходил… В театре платили гроши, выживать стало сложно. Некоторое время папа работал челноком. Талантливый артист забросил творчество и в клетчатых баулах таскал дезодоранты и какую-то дребедень. Героический человек! Но культуру не оставлял и через театральную биржу попал в Кимры, где проработал полгода. Так же, через биржу, он познакомился с главным режиссером сызранского драмтеатра Андреем Ермолиным и директором Сергеем Салминым. И его пригласили туда работать, дали квартиру, чтобы была возможность семью привезти. И мы приехали, бросив роскошную трехкомнатную квартиру в Ашхабаде, где для русских стало невыносимо. В документах у нас значился статус: беженцы… 

Я до сих пор с теплом вспоминаю фантастическую природу с барханами, переходящими в оазисы… Если честно, Россия совершенно не понравилась после Туркмении. Холодно, мало солнца, а люди не так открыты. Но в Сызрани на вокзале на театральном автобусе нас встречал сам главреж, Андрей Ермолин, и я, воспользовавшись случаем, спросил: «А работа для меня будет?» Он пообещал: «Найдем». И не обманул. Я сразу стал работать в театре, играл в итоге в восьми спектаклях. А в школе в одиннадцатом классе мне доверили вести театральный кружок.

— Вас, наверное, девочки очень любили? Они же любят артистов…

— Я вам могу сказать, что в детстве я никогда не пользовался успехом у девочек… А вот сам влюблялся постоянно и на всю жизнь. Но весь мой пыл заканчивался через две недели. Зато в эти две недели было все: я орал под балконом, дарил цветы, котиков и плюшевых зверушек. Потом видел: отклика нет, я человеку не нужен, значит, не в этот раз. И тут же влюблялся в другую девочку…

Евгений Ткачук с Еленой Шамовой
С Еленой Шамовой в сериале «Жизнь и приключения Мишки Япончика». 2011 г.
Фото: Первый канал

— Когда вы поняли, что надо перебираться в Москву?

— Я думал: ну а где еще на актера учиться? Даже не представлял, что могу стать кем-то другим. И вообще, все к этому шло. В сызранском драмтеатре с 1997-го по 2001 год я сидел за гримерным столом, за которым в 1981-м сидел Алексей Серебряков. И мне все говорили: «Тот, кто посидит за этим столом, всегда уезжает в Москву».

— Кстати, это правда, что «великий и ужасный» Серебряков бесплатно снимался в фильме «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» только ради того, чтобы поработать с вами на площадке, познакомиться?

— Правда, что он снимался бесплатно. Но мы и до этого были шапочно знакомы. А теперь вообще близкие друзья. У нас общее стремление к честному отношению к профессии. И к жизни. Мы не часто встречаемся, но с удовольствием общаемся. И мне очень было лестно и приятно, что мы еще поработали в фильме «Ван Гоги». Это он предложил режиссеру Сергею Ливневу меня пригласить. Причем я играл отца в молодости, а Алексей — сына в зрелом возрасте.

— И все-таки, как вас встретила Москва, когда вы приехали из Сызрани поступать в ГИТИС?

— К счастью, она мне не смогла отказать. Я поступал не только в ГИТИС, а во все актерские вузы. Но провалился везде, только в ГИТИСе с горем пополам проходил с тура на тур. Помню, я жил у дяди и репетировал безостановочно степовый номер в специальной обуви. Я все прекрасно отрепетировал, снял туфли, положил их в отдельную сумочку, ее в рюкзачок и пошел в институт. А от дома дяди надо было еще долго идти до метро «Выхино». И вот я где-то на середине пути понимаю, что стер себе ноги в кровь и ботинки для танца надеть не смогу. Но меня это не остановило. Я был целеустремленным. Переобулся в обычные тапки и так пошел в институт. На ходу придумал другой танец — танец дыхания, который до сих пор вспоминают все педагоги. Они, правда, сказали, что это не танец вовсе. Я тогда от отчаяния экспромтом присоединился к танцевавшей танго паре абитуриентов. Получилось что-то оголтело-сумасшедшее, танец дикой страсти. Все на грани фола. Но я был готов врываться во все номера. Мне важно было поступить во что бы то ни стало!

Евгений Ткачук
«Годунов». 2018 г.
Фото: Россия 1

Когда я увидел свою фамилию в списках, было очень странное ощущение: как будто я под колпаком и смотрю на себя со стороны, и еще, что вот именно сейчас моя жизнь стала другой. Дверь открылась. Я подпитывался от людей, которые находились в таком же фантастическом состоянии. Все время обучения нас не покидало потом ощущение, что мы одно счастливое целое. В какой-то момент я даже поселился в ГИТИСе. Спал в аудитории. Никаких неудобств не испытывал, там есть душ, кипятильник, чтобы чай сделать. Единственное, нужно было прятаться от охранника, когда тот совершал ежевечерний обход после одиннадцати часов. У меня был способ, чтобы остаться незамеченным. Я ложился в кучу ботинок и переставал дышать.

— В институте вас отметили — дали премию имени Михаила Царева за особый талант. А после диплома сразу стали предлагать вам фантастический материал. Одна из первых ваших ролей — у знаменитого Эймунтаса Някрошюса в «Калигуле». Потом вас в театре увидел Александр Сокуров и позвал сниматься…

— После спектакля «Федра. Золотой колос» в Театре Наций за кулисами подошел ко мне мужчина и сказал: «При­езжайте ко мне на пробы в Санкт-Петербург». Я подумал: о, классно, Петербург! Сокурова я не узнал, просто порадовался возможности погулять по Питеру. А потом ко мне подошел прекрасный художник Паша Каплевич, я у него спросил: «А кто это?» — «Ты дурак, что ли? Это же Сокуров». И тогда у меня просто паралич случился. Потому что Сокуров — гений.

— Счастье дебютировать у такого режиссера. Но популярность и зрительскую любовь вам принесла главная роль в сериале «Жизнь и приключения Мишки Япончика».

— Зрители полюбили фильм и персонажа. Но настоящее узнавание началось после фильма «Чужая». При этом, когда люди слышали про «Мишку Япончика», спрашивали: «Подожди, а кого ты там мог играть?» Так же было первое время и после «Тихого Дона». В этих сериалах я брюнет, а в «Тихом Доне» у меня и нос орлиный. Никакого внешнего сходства…

Евгений Ткачук
На съемках сериала "Обитель". 2019г.
Фото: Россия 1

— Может, дело не в гриме? О вас режиссеры говорят как об уникальном артисте, который может легко стать другим человеком. Кем становиться было сложнее всего?

— Наверное, Верховенским в фильме «Бесы», который снял Роман Шаляпин. Это были уже вторые «Бесы». Сначала я сыграл Шатова в многосерийном фильме у Хотиненко. Верховенский сложнее Шатова. Он манипулирует людьми, все его воздействие проходит на низких энергиях, на страхах людей. Он высасывает человеческие соки, забирает у людей легкость, дыхание, ощущение счастья. Когда я погрузился в эту роль, для меня самого счастье стало практически невозможным. Я его не ощущал. Мы работали над фильмом три года, и это состояние усугублялось. Я понимал, что застрял там, где мне совсем не место… Я тогда жил на заброшенном парфюмерном заводе, у меня был свой лофт. Я его, можно сказать, самовольно занял и прожил там пять лет. И это было... Волшебно! Но... 

Счастливая жизнь в лофте стала рушиться, во время съемок «Бесов» пространство, где мы прекрасно существовали, стало наполняться другой, тяжелой энергией. Я просто не мог туда войти: начиналось какое-то сума­сшедшее сердцебиение, дрожали руки. Никогда, ни до ни после, со мной такого не случалось... Чтобы этот кошмар прекратить, я совершил один из самых странных своих поступков — прыгнул с Бережковского моста… Попал в Склиф. И вот лежу я на больничной койке, открываю «Бесов» и читаю эпиграф: «Тут на горе паслось большое стадо свиней, и они просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. 

Бесы, вышедши из человека, вошли в свиней; и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло»… Это из Евангелия цитата… Я думаю: «Ну все! Нужно заканчивать эту историю и начинать жить по-новому». Идея по поводу новой жизни у меня уже зарождалась. Я с детства любил коней, в студенчестве даже представления с ними ставил. На гонорар от «Мишки Япончика» купил себе трех коней. Сначала они жили в Самаре, потом переехали в Москву, потом в Киров, Вешенскую, и, наконец, в 2016 году организовался конный театр «ВелесО» на базе «Спутник» под Санкт-Петербургом.

Евгений Ткачук
В конном театре «ВелесО»
Фото: Алексей Костромин

— Примерно в то время на экраны вышел сериал Сергея Урсуляка «Тихий Дон», где много сцен с лошадьми… Вы сыграли там грандиозную роль Григория Мелехова. Правда, что чуть не лишились этой роли из-за того, что просто-напросто не читали роман?

— Да. Я пришел на встречу, Сергей Владимирович Урсуляк спрашивает меня: «Читал?» — «Нет». — «Ну иди, читай, прочитаешь — звони. Обрати внимание на Гришку». Я пришел через месяц или полтора. Быстро прочитать не получалось. Я примерял роль на себя и не мог понять, есть ли у меня силы на такое? И решил, что для фильма есть. А вот в театре я бы Гришку не взялся играть. Это же надо каждый спектакль умирать.

— А вас не смущало, что вы внешне не похожи ни на Григория, ни вообще на казака?

— Для меня перевоплощение — это смысл профессии. Пока я читал, с меня сняли мерку, изготовили нос… Грим на площадке начинался в полпятого утра. Заканчивался в шесть. К этому времени уже светало и можно было снимать. Первый блок был страшно сложным. Мошка там озверевшая, съедает человека живьем, никакие мази и спреи не помогают. Но это было бы половиной беды. Казаки на Дону не верили в третьего или четвертого Григория Мелехова. Особенно после того, как в сериале Сергея Бондарчука его сыграл Руперт Эверетт. Его они терпеть не могли. 

Вел он себя странно и везде ходил со своей маленькой собачкой… Во мне казацкой стати они, видимо, тоже не увидели. Мы с другими артистами частенько бывали на казацких застольях, они сами нас приглашали. И постоянно я там кому-то не нравился, меня гнали: «Иди отсюда! Кто ты такой вообще?» Им говорили: «Тихо, тихо, это артист, Григория Мелехова играет». — «Кого?! Вот этот — Мелехова?! Да пошел он…» Но мне кажется, через год съемок на Дону я стал похож на казака. И меня зауважали. Особенно после того, как я своих коней в Вешенскую привез. Они принимали участие в съемках сериала.

Евгений Ткачук с Натальей Швец
С Натальей Швец в сериале «Бесы». 2014 г.
Фото: Россия 1

— Вашего отца играл Сергей Маковецкий. Это правда или байка, что вы спасли его на съемках, когда он чуть не утонул?

— Спас, конечно, громко сказано. Тонул он молча, только смотрел на меня отчаянно. Я нырнул за ним даже не задумываясь. Мы снимали сцену, с которой планировали начинать сериал. Шел второй час нашего неподвижного сидения в лодке посреди ре­ки. Операторы высчитывают кадр, лодочка покачивается, а она же очень неустойчивая, как пирога: вот-вот готова перевернуться. Сергей Васильевич сидел, придремав в тепле в двух шинелях. В какой-то момент ему стало зябко, он проснулся, хотел устроиться как-то по-другому, обнаружил, что он в шаткой лодке. Встал, чтобы немного прийти в себя. Сказал: «Как бы здесь не упасть…» — и тут же оказался в воде. Когда я его вытащил, два бутафорских носа наперегонки плыли по Дону.

— Еще несколько лет назад вы говорили, что с вами режиссеры второй раз не хотят работать, потому что вы отстаиваете свой взгляд на роль. Но Урсуляк снимал вас несколько раз. И режиссер Александр Велединский тоже, на канале «Россия» скоро выйдет его сериал «Обитель», в котором вы у него в очередной раз снялись…

— Это история о Соловецком лагере. Очень сложный материал, в котором переплетены и боль, и унижение, и катастрофа, и в этом аду рождается любовь.

— А какая у вас методика, чтобы играть любовь? Говорят, Михаил Ефремов во время сцены с поцелуем считает реснички у партнерши — так выходит естественнее.

— Надо попробовать думать в этот момент про ресницы… Не знаю, я просто стараюсь любить, никакой методики особой нет — максимально погружаюсь в то чувство, которое играю.

— То есть целоваться — значит целоваться?

— Целоваться — значит целоваться. Любить — значит любить, ровно как и наоборот. Все чувства и положительные и отрицательные — это прожитые эмоции в конкретной роли.

Евгений Ткачук с Алексеем Серебряковым
С Алексеем Серебряковым в фильме «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов». 2017 г.
Фото: Первый канал

— Жена не ревнует?

— Нет, конечно. Работа есть работа, она и я, и коллеги по площадке это прекрасно понимаем. А вообще, если на улице или в кафе кто-то проявляет ко мне знаки внимания, вот прям откровенно, Марта может и нагрубить. (Смеется.) У нее такой характер, вспыльчивый.

— Как вы встретили свою любовь?

— С Мартой мы познакомились в интернете. Общались примерно год. А потом на очередных съемках в Санкт-Петербурге решили встретиться… Все, что происходило в этот день, это череда безумных и геройских поступков, значение которых трудно переоценить. Началось еще с поезда, притом что мы еще ни разу не виделись, я попросил Марту: «Купи мне зубную щетку и пасту». И она купила… Утро... кафе... попугаи-неразлучники... гостиница «Русь», где я тогда остановился, — все это символы нашей жизни вот уже 5 лет. А мне ведь казалось, что вот посидим в кафе и разойдемся. Я даже не заметил, как стал в Марте нуждаться. 

А сейчас я уже не представляю жизни без нее… Во время второй нашей встречи мы гуляли по Петергофу. Задержались там на полтора дня. Именно там мы поняли, что нужны друг другу. И на Ольгином пруду, рядом с собором Петра и Павла, на иве, которая стелилась над водой, мы поцеловались в первый раз. Прямо над водой… Поженились мы несколько лет назад, а венчались этим летом там же, в Петергофе, в соборе Петра и Павла. Вопреки моим ожиданиям было легко, свободно, тепло и в то же время трепетно, а главное — появилось ощущение, что Бог благословляет и поддерживает.

— Сейчас вашей дочке Еве четыре года. Заботы по воспитанию вы с Мартой разделяете?

— Марта сразу взяла это на себя, потому что я все время в работе и на тот момент выпускал в Театре Наций «Идиота». Вообще, иметь мужа или отца-артиста почти то же самое, что космонавта. Бывало, Ева после долгой экспедиции меня не узнавала. Приезжаешь какой-нибудь чрезмерно волосатый или, наоборот, лысый совсем — и она боится как чужого дядьку… Это не раз и не два случалось. Но сейчас все реже. Она взрослеет. «Строит» нас с Мартой дома. Рулит процессом, разыгрывает какие-то выдуманные ей самой истории: папа — туда, мама — сюда, здесь стоим, туда идем. По моим ощущениям, у нее есть режиссерские задатки. А внешне она просто вылитая я.

Евгений Ткачук с женой Мартой и дочерью Евой
С женой Мартой и дочерью Евой на отдыхе. 2019 г.
Фото: Александра Гаврилова

— На сцену вы готовы ее так же вывести, как вас выводил отец?

— Она уже выходит. В конном театре «ВелесО» Ева участвует в спектакле «Осторожно, Гулливер!», в финальной сцене… Она там счастливая девочка в идеальном мире, где есть только любовь, гармония и взаимопонимание… Наш театр обосновался под Питером. Зрительный зал на 90 мест, а в спектаклях наравне с людьми выступают кони. Сейчас на краудфандинговой платформе Planeta мы собираем средства для того, чтобы построить зимнюю площадку для тренировок и спектаклей. Только об этом сейчас думаем. Наш сезон закрыт, но мы не перестаем работать и делаем спектакли-квесты для детей и взрослых. Это так здорово — на выходные с семьей съездить в «ВелесО», отдохнуть, поиграть. 

Евгений Ткачук с женой Мартой
«Мне казалось, что мы посидим в кафе и разойдемся. А сейчас я уже не представляю жизни без Марты»
Фото: Александра Гаврилова

Мы с Мартой видим в «ВелесО» единственный путь нашего совместного семейного движения. Слава богу, мы вместе и счастливы. Сначала пытались жить в Москве. Но город нас душил, и тогда решили переехать в Питер, откуда родом Марта. И здесь началась совсем другая жизнь. Мне переезд дал новое дыхание. И опять же, к Достоевскому возвращаюсь, который писал, что самая главная духовная потребность русского человека — это потребность в страдании. Но мы доказываем обратное, вопреки всему будем жить счастливо.

Вдохновляющие подарки к Новому году от Newby Teas
Подарочный набор «Селестиал» – приглашение в мир античных легенд. Его роскошное оформление в сине-золотых тонах переносит в эпоху богов Олимпа. Внутри вас ждет 12 уникальных купажей Newby, среди которых Нефритовый Улонг, Верхний Ассам, Масала Чай и другие. Подобно олимпийским богам, каждый сорт обладает собственным, ни на что не похожим характером – от цветочной нежности до выразительной терпкости. Как и Апполон, Зевс и Афродита, чьи образы вдохновили дизайнеров Newby на создание набора, каждый чай олицетворяет вневременные ценности. Особое внимание заслуживает экологичная упаковка каждой пирамидки из биоразлагаемого материала, компостируемого даже в домашних условиях.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая