Элина Быстрицкая: неизвестные факты из жизни актрисы

«Быстрицкая открыла буклет и не увидела там своего фото. Пока дошла до сцены, уже была в таком...
Записала Анжелика Пахомова
|
04 Июля 2019
Элина Быстрицкая с Сергеем Бондарчуком
С Сергеем Бондарчуком в фильме «Неоконченная повесть». 1955 г.
Фото: Legion-Media

«Быстрицкая открыла буклет и не увидела там своего фото. Пока дошла до сцены, уже была в таком состоянии, что не могла репетировать… Схватилась за сердце, попросила воды. Говорит: «Я всю жизнь отдала этому театру, все свое здоровье я отдала этим подмосткам. А меня забыли…» — вспоминает народный артист России режиссер Андрей Житинкин.

Элину Авраамовну я знал очень давно, видел ее в театре, но знакомы мы не были. И я никогда не мог себе представить, что мне придется с ней работать, а тем более дружить. Факт, что никого из коллег она не привечает и ни с кем не сближается, был известным… Тем не менее, когда мы с Виталием Вульфом готовили для Малого театра спектакль «Любовный круг» по пьесе Сомерсета Моэма (Вульф ее переводил), я подумал именно о Быстрицкой. К своему удивлению, узнал, что у нее уже лет десять не было новых ролей. А ведь она на тот момент была единственной настоящей примой театра! 

Уже давно почили все ее знаменитые соперницы: Гоголева, Фадеева, Нифонтова… Меня занимал вопрос: почему же Быстрицкая так мало играла? Ответ я получил, уже подписывая распределение ролей у художественного руководителя Малого театра Юрия Соломина. Он так скептически улыбнулся, сказал: «Будьте осторожны, потому что предыдущий спектакль Элина Авраамовна не выпустила». Оказалось, что «на нее» поставили «Госпожу министершу», уже сшили костюмы, сделали декорации. Но на последних прогонах она не поладила с режиссером, ушла со сцены и сказала, что играть не будет. Вместо нее спешно ввели Ирину Муравьеву, но та долго не выдержала. Сказала: «Я чувствую отрицательную энергетику Быстрицкой. Играть не могу…» Так спектакль и не вышел.

Неудивительно, что после этого в Малом театре не верили, что я выпущу спектакль, где будет играть Быстрицкая. В актерском «буфетном тотализаторе» ставили на то, что она не выйдет на премьеру. Тем не менее начиналось все чудесно. На первой читке Элина Авраамовна вела себя, как школьница, как покладистая начинающая актриса. Внимательно слушала меня, задавала вопросы. В одной сцене я говорю: «Тут надо уметь бенберировать». И сразу слышу громкий голос Элины Авраамовны: «А что такое «бенберировать»?» Объясняю, что этот термин запустил Оскар Уайльд, потом его подхватили и Шоу, и Сомерсет Моэм — означает он острую словесную пикировку. Быстрицкая взяла красный карандаш и стала подчеркивать в своем экземпляре пьесы неожиданные для нее повороты, записывать мысли, слова. Потом начались репетиции, которые подчас превращались в вечера воспоминаний Быстрицкой. Мне говорили о ней как о скрытном человеке. Но этого не чувствовалось, она охотно рассказывала о себе. И я быстро понял, что, будучи безумно популярным человеком, она очень одинока. Ей не с кем поговорить и остро не хватает общения. Многие не представляют Быстрицкую трогательно сентиментальной, а я видел ее такой!

Элина Быстрицкая с Руфиной Нифонтовой
«Быстрицкая рассказала: «Нифонтова на банкете подняла тост: «Давайте выпьем за провал Быстрицкой!» — о чем мне, конечно, доложили. Вы даже не представляете, что я испытала» С Руфиной Нифонтовой в фильме «Дачники». 1966 г.
Фото: Мосфильм-Инфо

Все деньги тратила на путешествия

Самыми близкими для нее существами были две маленькие собачки. Совсем крошечные, породу точно не знаю. Она их так любила, прямо как детей! Одну часто приводила на репетиции. Собачка была прекрасно воспитана, сидела, ждала ее. Потом Элина Авраамовна отправлялась в буфет и там ее кормила. Сама актриса обожала домашнюю кухню, но я сразу понял, что она не готовит. И приходит в театр, в том числе чтобы наведаться в буфет. Потому что наши мастерицы, замечательные женщины-буфетчицы, знали все ее привычки, как ей морковочку потереть, какой температуры подать чай… Я не могу сказать, что ее обожали все актеры труппы, но простые люди — костюмеры, гримеры, буфетчицы — любили Быстрицкую и трогательно заботились о ней. У нее был «кодекс чести»: не срываться на персонале, не скандалить по мелочам. Она считала нечестным вступить в спор с человеком, который не смеет ей ответить. И, несмотря на свою вспыльчивость, сдерживалась. И люди это ценили.

В квартире актрисы, в Леонтьевском переулке, было все очень скромно, никаких богатств она не накопила, да и не было их никогда. Быстрицкая говорила, что все деньги они с мужем тратили на путешествия. Кстати, она с удовольствием рассказывала и о муже, и о том, в какие страны она с ним летала. «Почему-то все думали и писали, что мой муж чуть ли не министр, занимает крупную должность, — рассказывала Быстрицкая. — Но он, по сути, был переводчиком. Просто имел возможность часто ездить за границу». Благодаря ему еще в советское время актриса много путешествовала по миру. И в какой-то момент сказала мужу: «Стоп, хватит, мы уже облетели весь шарик земной, у меня голова кружится, я все посмотрела».

И если у многих артистов в то время были сложности с выездами, то репутация Быстрицкой в этом отношении всегда была очень высокой. Ее не боялись отпускать, потому что она всегда могла отстоять честь и достоинство страны. Причем в ее устах этот патриотизм звучал естественно, потому что был совершенно искренним. Она была патриоткой — в хорошем смысле этого слова.

Быстрицкая увлекалась бильярдом и боксом

Еще одно замечательное качество Элины Авраамовны — ее невероятное, почти детское любопытство. Именно поэтому в какой-то момент ее совершенно неожиданно для окружающих занесло в Федерацию художественной гимнастики, где она стала президентом. Быстрицкая действительно очень много билась за наших девчонок, когда их засуживали и оценки понижали. Сейчас художественная гимнастика — элитный вид спорта, а мало кто знает, что таковой ее сделала в том числе и Быстрицкая. Все началось с поездки к знакомым на тренировочную базу в Новогорск. Элина Авраамовна задалась целью продвинуть гимнастику сначала на Спартакиаду СССР, потом — на Олимпиаду. Придумала обратиться к космонавтам, которые в те годы были вхожи в любые кабинеты. Убедила чиновников сделать ставку на наших гимнасток.

Элина Быстрицкая
«Я быстро понял, что эта немолодая женщина очень одинокий человек. Ей не с кем поговорить и остро не хватает общения. Многие не представляют Быстрицкую трогательно сентиментальной, а я видел ее такой!» «Тихий Дон». 1958 г.
Фото: Legion-Media

А еще Элина Быстрицкая азартно играла в бильярд! Рассказывала, что играть ее научил отец, еще в детстве. Потом бильярдисты сделали ее почетным президентом своей федерации, стали приглашать на турниры. Актриса не только за бильярдом следила, еще увлекалась боксом. Конечно, как зритель. Но знала многих боксеров, ориентировалась в мировой табели о рангах… Думаю, если б не возраст, она бы и сама боксом занялась. Все ее увлечения были серьезными, она, как писал Пастернак, во всем стремилась дойти до самой сути. Была не из тех, кто, едва попробовав, называет себя «спортсменом» или «гонщиком». Если за что-то бралась, должна была стать ну если не лучшей, то хотя бы одной из лучших. Быстрицкая была бойцом!

А вызовов в своей жизни ей пришлось принять немало. Чего стоила история, когда в правлении театра усомнились в том, что она была на фронте, документов-то не было. Никто не мог поверить, что 13-летняя девочка работала лаборантом в госпитале. Элина Авраамовна завелась, поехала в архив Министерства обороны. Объяснила, что была вольнонаемной, просила хоть что-нибудь найти. Называла номера госпиталей, фамилии начальников лабораторий, политруков... В результате удалось найти бухгалтерские ведомости на зарплату, на паек… Ей зачислили 1,5 года боевого стажа. Быстрицкая принесла документы в театр. Ей даже вручали награды как участнику войны, хотя с ее окончания прошло уже сорок лет.

Она любила акцентировать внимание на том, что была медиком. Говорила: «Я сама медицинский работник, я все знаю про свои сосуды, про свое сердце…» Но мне признавалась: «Хорошего врача из меня бы не вышло. Я столько смертей видела в войну, столько страданий, что просто больше не могла на это смотреть… Пошла учиться на медика только потому, что этого хотел мой отец, военный врач. Но вот как-то ночью нам пришлось с ним принимать роды. Родилось четверо детей, один за другим, и все с патологиями! Я пришла домой, посмотрела на себя в зеркало и увидела седые волосы. А ведь мне было всего 19 лет! Мне стало страшно, я поняла — не могу».

Боялась пластических операций

Именно поэтому Быстрицкая, несмотря на современные достижения косметологии и медицины, никогда себе ничего не колола, не думала о пластических операциях. Она считала, что любое вмешательство в организм человека — если только это не болезнь, не ранение — губительно. Не понимала, как люди могут добровольно ложиться под нож. Сама использовала, казалось бы, смешные, чтобы быть эффективными, средства: зарядку, маски для лица, эластичные бинты, которыми обматывала голову. Но в ее случае это работало! И эта гордая осанка, и походка — все это не от природы, она их выработала. Конечно, для этого нужна была железная воля, а она у Быстрицкой была.

Элина Быстрицкая с Любовью Орловой
«Элина использовала, казалось бы, смешные средства, чтобы быть эффективными: зарядку, маски для лица, эластичные бинты, которыми обматывала голову. Но в ее случае это работало!» С Любовью Орловой в фильме «Русский сувенир». 1960 г.
Фото: Мосфильм-Инфо

При этом я не могу сказать, что актриса ограничивала себя во всем. Она любила вкусно поесть, на банкетах в театре с удовольствием выпивала несколько бокалов красного вина или пару-тройку рюмок водки. Другой алкоголь — коньяк, пиво — не признавала. Всегда говорила: «Я пью чистые напитки и поэтому прекрасно сплю». И в конце вечера всегда доставала порт­моне, чтобы за всех расплатиться. И тут же прибегали хозяйка буфета и главная повариха, махали руками: «Элина Авраамовна, денег не нужно, это вам от заведения, вы только приходите к нам почаще».

Она ценила народную любовь, привыкла к ней, и поэтому история с молодым охранником, который грубо с ней обошелся, так потрясла ее. Этот парень не узнал актрису и спросил у нее пропуск. Она посмотрела на него как на сумасшедшего и с достоинством сказала: «Я народная артистка Элина Быстрицкая!» А паренек ответил нечто типа: «Элина… Фигина… Пропуск давайте!» Быстрицкая отправилась прямиком в дирекцию и устроила там разнос. Вахтерам раздали книжечки с фотографиями и именами всех артистов театра… Ей объясняли, что парень молодой совсем, он и «Тихий Дон» не смотрел, не мог он ее узнать… Но Элина Авраамовна восприняла этот эпизод как оскорбление и в то же время как первый звонок — решила, что ее начали забывать…

Шло время, и поскольку Юрий Соломин понял, что я могу работать с Быстрицкой, он предложил мне поставить еще один спектакль с ней. Решили, что это будет «Пиковая дама» по Пушкину. И конечно, графиня — Быстрицкая. Всем казалось, что с ее стороны не должно быть капризов. Слишком их было много ранее… Актриса сама мне рассказывала, что даже с художественным руководителем, Юрием Соломиным, как с режиссером, часто случалось недопонимание. Например, она ушла из спектакля «Лес» прямо с репетиции. «Он мне показывал, как нужно сделать то или это. А я не работаю с показа. Если ты доверяешь мне как актрисе, то позволь мне сыграть так, как я это вижу», — объясняла она. Эту роль потом блестяще сыграла Ирина Муравьева. Конечно, Элина Авраамовна была глубоко обижена, потому что была уверена — ей должны были позвонить, попросить остаться. Спрашивала меня с досадой: «Разве это не странно, что мне даже не перезвонили, не поговорили, а просто заменили на другую актрису?» Я ей объяснял: «Элина Авраамовна, труппа огромная. Да, вы единственная, неповторимая. Но, понимаете, «икона» — она сразу где-то в стороне, ей не предлагают все подряд. А если при этом у такой актрисы сложный характер, то в театре ее боятся и порой не могут нормально поговорить. И тогда — возникают несостыковки».

Андрей Житинкин, Элина Быстрицкая, Борис Клюев
«Прощать Быстрицкая не умела. Возможно, это и стало причиной ее окончательного ухода из театра» Андрей Житинкин, Элина Быстрицкая, Борис Клюев и другие актеры Малого театра на премьере спектакля «Любовный круг». 2007 г.
Фото: из личного архива Андрея Житинкина

Так, например, случилось со спектаклем «Без вины виноватые». Быстрицкая очень любила эту постановку и много лет играла главную роль. Когда актрисе намекнули, что ей как бы уже не по возрасту это играть, она, конечно, тут же завелась и сумела дать отпор. Но руководство театра решило по-своему: после гастролей не стали возвращать декорации в Москву, а Быстрицкой сказали, что они-де пропали по дороге. Вот так театр расстался с этим спектаклем.

«Давайте выпьем за провал Быстрицкой!»

А история взаимоотношений с режиссером Борисом Равенских вообще была сплошной чередой обид и неудач. Работа с ним не задалась еще в Театре имени Пушкина. Быстрицкая ушла из этого театра во многом из-за него… «Мне не просто было трудно с Равенских работать, это было невозможно! — рассказывала мне она. — На репетициях он будто издевался. То просил меня запрыгнуть на стол, то лечь под кровать, то внезапно начать отплясывать. Зачем — не уточнял… Мог грубо бросить, объясняя сцену с партнером: «Это тебе не с мужем выяснять отношения!» Элина Авраамовна говорила, что, уйдя из Театра Пушкина, с облегчением рассталась и с Равенских… Каково же было ее потрясение, когда его назначили главным режиссером в Малый театр! Как назло, Быстрицкая получила главную роль в спектакле «Любовь Яровая» в постановке Петра Фоменко. Репетиции с участием Равенских проходили в атмосфере откровенной вражды. «Поэтому я даже не очень удивилась, когда он вдруг передал мою роль Нифонтовой, без объяснения причин… — рассказывала Элина Авраамовна. — Но вы даже себе не представляете, что я испытала. Ведь Нифонтова накануне на банкете подняла тост: «Давайте выпьем за провал Быстрицкой!» — о чем мне, конечно, доложили. 

Равенских воспользовался нашим противостоянием и с удовольствием отдал роль ей. Что я могла сделать? Звонить, жаловаться? Это не в моих правилах. И я вдруг успокоилась, мне стало легче. Я поняла, что дальнейшая работа с Равенских привела бы к моему уходу из театра. А это тогда для меня было равносильно уходу из жизни!» Помню, она помолчала, словно снова погружаясь в те события, потом добавила: «Я признаю, что он, возможно, талантливый режиссер, но я не могу забыть того, что было. Никогда не прощу! Его уже нет на свете, но время не стирает недостойные поступки…» Да, прощать Быстрицкая не умела. Возможно, это и стало причиной ее окончательного ухода из театра.

Элина Быстрицкая с Петром Глебовым
«Простые люди — костюмеры, гримеры, буфетчицы — любили Быстрицкую и трогательно заботились о ней. У нее был «кодекс чести»: не срываться на персонале, не скандалить по мелочам» С Петром Глебовым в фильме «Тихий Дон». 1958 г.
Фото: Legion-Media

Оставалось буквально два месяца до премьеры «Пиковой дамы». Слава Зайцев сшил для Быстрицкой пять шикарных костюмов. В спектакле были заняты все ее знакомые лица, актеры, которые играли с ней раньше: Борис Клюев, Александр Вершинин, Владимир Сафронов. Уже начали ставить декорации. Все хорошо, идут последние репетиции… И надо же было такому случиться, чтобы в это время Малый театр как раз выпускал дорогой, красивый календарь с фотографиями ведущих актеров из спектаклей. В тот день Элина Авраамовна, приехав в театр, получила этот календарь. И увидела, что ей отведено в нем очень мало места. Даже не было портрета, как у других актеров, а только одна маленькая фотография из спектакля… Конечно, она это посчитала оскорблением. Швырнула календарь на пол в приемной и отправилась на репетицию. Но пока дошла до сцены, была уже в таком состоянии, что не могла работать… Я сижу в зале за режиссерским пультом и чувствую, как на меня накатывается какая-то энергетическая волна, прямо так — вжих! Это она вошла в кулису… Села там, схватилась за сердце, попросила воды. Говорит: «Я всю жизнь отдала этому театру, все свое здоровье я отдала этим подмосткам. У меня ничего нет, кроме этого театра. А меня забыли…» 

К актрисе подбежала помреж и стала ей объяснять, что это какой-то забракованный вариант календаря. Что есть другая партия, одобренная Юрием Мефодиевичем, и там ее портрет. Как потом оказалось, это была правда. Позже ей действительно вручили замечательный большой календарь, где на всю страницу был ее портрет, текст с перечислением всех ее заслуг и регалий. Но дорога ложка к обеду… В тот вечер она ушла с репетиции, и больше я ее не видел. Элина Авраамовна накрутила себя и заявила, что берет академический отпуск: «Пусть попробуют играть без меня!» А у нее в театре было четыре работы — в «Горе от ума», «На всякого мудреца довольно простоты», мой «Любовный круг» и будущая премьера «Пиковой дамы». Неплохо для актрисы в таком возрасте! Но Быстрицкая в один момент все бросила…

Почему Быстрицкая не вернулась в театр

Я пытался Элину Авраамовну образумить. Предлагал отказаться только от старых спектаклей и хотя бы выпустить премьеру «Пиковой дамы». Она рассудила справедливо: «Нет! Или все, или ничего. Я не хочу ссорить между собой режиссеров, у одного играю, у другого — нет. Я откажусь от всего». Правда, попыталась меня успокоить: «Вы не волнуйтесь, это просто академический отпуск. Я через год абсолютно точно выйду на сцену…» Как я потом понял, Элина Авраамовна, видимо, ждала, что я на год отложу премьеру спектакля. Но времена были уже не советские, в кассах продавались билеты на спектакль, причем на Быстрицкую. Отменить ничего было нельзя. Мне пришлось срочно решать вопрос с заменой актрисы. Я понимал, что нужна персона, равнозначная по величине. И вдруг вспомнил, что как-то на «Любовный круг» приходила Вера Васильева, выходила на сцену с цветами, они с Быстрицкой обнялись…

Элина Быстрицкая
«В квартире актрисы, в Леонтьевском переулке, было все очень скромно, никаких богатств она не накопила, да и не было их никогда. Быстрицкая говорила, что все деньги они с мужем тратили на путешествия» Элина Быстрицкая у себя дома. 1958 г.
Фото: РИА Новости

 Оказалось, после совместной радиопостановки, где актрисы играли двух матерей, они тепло общались. Для Быстрицкой это крайне редкий случай… Я пошел к Соломину, предложил Васильеву и сразу предупредил: «Я знаю, что Малый театр никогда не приглашает артистов на одну роль, только в штат. Но Вера Кузьминична никогда не уйдет из Театра сатиры, она там почти 70 лет. Сделайте для нее исключение! Ведь это единственная артистка, к которой Быстрицкая относится тепло, и скандала по поводу ее ввода не будет…»

Но зависело-то все от слова Быстрицкой! Я понял, что должен быть в открытой позиции, честным, никаких хитростей. Звоню, говорю: «Элина Авраамовна, я, конечно, в шоке… Вы не изменили свое решение?» — «Андрей, я своих решений не меняю». Это было в ее характере: дав слово, даже опрометчивое, сказанное на эмоциях, она уже не могла взять его назад… Тогда я сказал: «Вы прекрасно понимаете, что театр — это производство, премьеру играть придется… У меня к вам просьба, вы можете позвонить Вере Васильевой, которую я хочу пригласить на эту роль, и попросить помочь? Иначе она не согласится…» Быстрицкая помолчала и просто сказала: «Да… Но только костюмы чтоб мои висели, не отдавать!» И эти костюмы ждали Элину Авраамовну семь лет, они до сих пор висят в ее гримерке…

Почему же Быстрицкая не вернулась в театр? Тут нужно сказать о ее неожиданном для меня увлечении: пении. Согласитесь, для 82-летней актрисы это неожиданный поворот… Я сначала не понял, почему Быстрицкая звонит мне и просит послушать, как она поет. Она овладела компьютером, сама вставляла в него флешку с минусовкой, включала и пела под музыку. И я слушал ее пение по телефону, порой 40 минут, час… Она, я так понимаю, заодно и репетировала. Первый раз я обалдел… А потом подумал: «Пусть лучше поет, чем совсем потеряет интерес к творчеству, к жизни». 

В беседах с ней я старался заводить разговор о будущих театральных работах. Все время убеждал: «Это ошибка, что вы совсем не появляетесь в театре…» Но концертная деятельность, которую она поставила на широкую ногу, отнимала все ее время. В конце концов в отделе кадров театра ей сказали, что год «академического отпуска» прошел. Ей показалось, что на нее специально давят, чтобы вынудить уволиться. Я убедил ее, что этого и в мыслях ни у кого нет, и добавил: «Вы должны вернуться в театр!»

Элина Быстрицкая с Михаилом Ульяновым
«Несмотря на достижения косметологии и медицины, Быстрицкая никогда себе ничего не колола, не думала о пластических операциях. Она не понимала, как люди могут добровольно ложиться под нож» С Михаилом Ульяновым в фильме «Добровольцы». 1958 г.
Фото: РИА Новости

Но здоровье ее уже подводило. Мы с ней тогда обсуждали пьесу Жана Сармана «Мамуре», где героине 104 года. Видя, что актрисе все тяжелее ходить, я предложил ей сыграть роль в инвалидном кресле. Быстрицкая словно окаменела: «Я в каталку не сяду!» А потом решила, что должна поехать в Израиль, чтобы опытные врачи поставили ее на ноги. Помню, как звонила и говорила: «Я должна себя привести в порядок за этот год». И опять ничего не сдвинулось с места. Врачи ей сказали, что в Израиле страшная жара и ей туда ехать нельзя. А люди, организовывавшие ее концерты, отвлекли новыми выступлениями. 

Элина Быстрицкая
«Элина, если за что-то бралась, должна была стать ну если не лучшей, то хотя бы одной из лучших. Быстрицкая была настоящим бойцом!» 1958 г.
Фото: РИА Новости

Она собирала Кремлевский дворец, пахала, отдавая все силы! Сначала выдерживала трехчасовые концерты, потом выходила и пела всего три песни, потом две, а потом всего одну, и ее уводили. Гордая Быстрицкая, которая некогда, заходя на мою репетицию, бросала свою трость в угол, уже не стеснялась стоять перед зрителем с палочкой. Я понимал, что процессы, которые начались, необратимы… Да, к сожалению, в театре ей не удалось воплотить все задуманное, ее талант был значительно крупнее. Но, как говорили древние, характер — это судьба…

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Великий пост 2024: как правильно соблюдать и меню на каждый день
В 2024 году Великий пост, который является самым строгим и главным из всех постов в православной традиции, начался в понедельник — 18 марта и заканчивается Великой Субботой — 4 мая.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог