Денис Клявер: «Долг папе я отдал через год, это было делом чести»

«Отец давал нам деньги совершенно бескорыстно, считая, что они ему не вернутся. Для него деньги...
Денис Клявер
Фото: Пресс-служба Дениса Клявера

«Отец давал нам деньги совершенно бескорыстно, считая, что они ему не вернутся. Для него деньги никогда не были смыслом жизни — скорее, способом помогать людям. Мне этот подход кажется очень правильным», — рассказывает сын легендарного Ильи Олейникова музыкант Денис Клявер.

— Денис, мы с вами сейчас находимся в Санкт-Петербурге — городе, где вы родились и выросли. Какие остались воспоминания о питерском детстве 80-х?

— Потрясающие. Мне кажется, у любого человека, если он живет в благополучной среде, детство потрясающее. Была улица, где кипела жизнь, и все это, конечно, связано с Питером. С другой стороны, я мог бы родиться в любом другом городе, и у меня бы осталось такое же впечатление о детстве. Мне просто повезло с родителями, вот что главное. А Питер я оценил, когда переехал оттуда в Москву. Возвращаясь, открывал для себя город заново, какой он фантастический, уникальный. Очень приятно приезжать в Питер уже не в роли местного жителя, а в роли туриста, потому что на все смотришь по-новому. Представьте, это как с девушкой: потерял ее, а потом через 30 лет встретил — и понимаешь, что был не прав, и у вас опять любовь. Вот так же примерно и здесь.

Конечно, мне повезло, что я родился в городе-музее. Когда каж­дые выходные мама тебя водит в Эрмитаж — такая обыденная история, ну пришел в музей. Вырастаешь и понимаешь: это же счастье! Повезло родиться в то время, в той стране, в том окружении. Ты попал в ноль целых ноль десятых процента из общего числа людей на планете... Питер очень теплый, уютный, счастливый для меня. Но я же еще и в Пушкине много времени провел. Сейчас уже Пушкинский район, а тогда был отдельный городочек, дедушка с бабушкой там жили, и я до восьми лет только на выходные возвращался в Питер к родителям, а так и в садик в Пушкине ходил, и в школу, и в музыкальную тоже. Все мое детство прошло около Екатерининского дворца, рядом с Екатерининским парком, около Пушкинского лицея, я этим всем дышал, впитывал красоту.

— Что скажете о знаменитом питерском снобизме?

Илья Олейников и Юрий Стоянов
«До того как в 1990 году они со Стояновым решили что-то делать вместе, отец никогда не работал в дуэте, он человек театральный, много лет провел в составе большой труппы. Но оказалось, что это судьба» Илья Олейников и Юрий Стоянов. 2007 г.
Фото: Юрий Белинский/ТАСС

— Вы знаете, то, что воспринимается как снобизм, на самом деле просто принципиальность, и она оправдана, потому что Москва — город-рынок, биржа труда, а Питер — это место вдохновения, где реально принципы дороже денег.

— Вы сказали, вам повезло с родителями. А каким отцом был Илья Олейников?

— Замечательным, очень заботливым и простым. Он не погружался в какой-то психологический анализ, в любых ситуациях действовал по интуиции, так же, кстати, как и мама. В каких-то моментах отец был очень принципиален, но считаю, что это и правильно. Высказывая свое родительское мнение, папа прислушивался и к моему, детскому. Для меня это было, безусловно, важно, я потом так же всегда поступал и поступаю со своими детьми. Все-таки дети должны с определенным пиететом относиться к взрослым, тем более к своим родителям. Он был мегапопулярным, но при этом совершенно простым человеком. Я большой почитатель его таланта, он для меня и родительский, и творческий пример. Мама всегда ласково называла его Кляша, душевно так, с любовью. А какой-то семейной истории, о которой можно было бы слагать легенды, у нас не было, а может, я просто многого не помню. Ссорились родители редко и, как правило, из-за какой-нибудь ерунды. Мама после этого долго отходила, она у меня эмоциональная, а папа, на­оборот, всегда был отходчивым, и я наблюдал со стороны этот забавный диссонанс.

— А из-за чего именно они могли поругаться?

— Ой, да из-за фигни какой-то творческой, каких-то вкусовых моментов. Мама у меня тоже очень серьезная творческая личность, и это логично, когда две творческие личности начинают спорить… Просто папа был ею официально, а мама неофициально.

Денис Клявер с отцом
«По большому счету, папа смог себя реализовать только после 45 лет. Испробовал много путей и в итоге нашел свой» Денис с отцом Ильей Олейниковым перед премьерой антрепризного спектакля «1002-я ночь». 2010 г.
Фото: Юрий Феклистов/Архив «7 Дней»

— Вы как-то рассказывали, что, когда отец уезжал на гастроли, вы нюхали его свитер. Это трогательно…

— Я очень скучал по нему, когда был маленький. А свитер, помню, пах табаком и парфюмом. У папы, кстати, всегда был отменный вкус. В то время отец не был еще столь популярным, и ему приходилось за три копейки мотаться по всей стране, чтобы количеством концертов обеспечить семье пропитание, в прямом смысле слова. И он отсутствовал по два, по три месяца. Ну, все мы переживаем сложные периоды, бывает. Другой разговор, что папа занимался любимым делом, профессия доставляла ему огромное удовольствие.

Илья Олейников был принципиальным человеком?

— Он очень толерантный, непритязательный и не погружающийся в лишние дрязги человек. Знаете, есть люди, которые откуда угодно выкопают причину для обиды. Например, звонишь человека поздравить, а он тебе в ответ высказывает все, что накопилось, пока вы не общались. Вот это не про папу. Он всегда и все делал по воле сердца и души, у него никогда не было с людьми хоть сколько-то «бартерных» отношений. Папа всегда был бескомпромиссен со своей совестью. Грубо говоря, его невозможно было подкупить монетой. Есть люди, ход действий которых зависит от суммы сделки, но это точно не про него. У него всегда были принципы, которым он не изменял никогда.

— То есть мог отказаться даже от больших денег?

Илья Олейников с сыном
Илья Олейников с сыном Денисом. Конец 1970-х гг.
Фото: Photoxpress.ru

— И отказывался. От рекламных съемок, которые ему не нравились. Или когда его пытались перекупить по концертам: «Мы заплатим вдвое больше». Он отказывался. Хотя в это время было много артистов, которые ловко шантажировали организаторов. Однажды, во времена перестройки, один богатый кооперативщик предложил папе за большие деньги выступить у него дома. И отца это так резануло… Это советское воспитание, когда артист должен выступать только на сцене, но никак не у кого-то на кухне. Помню, я тогда спросил: «Почему ты отказался, раз предлагали такие деньги?» Он ответил, что само это предложение для него было унизительным. Спустя лет двадцать, возможно, он стал смотреть на такие ситуации немного по-другому, но все равно отец, как большой артист, не рассматривал подобное ни за какие деньги. И правильно делал.

— Чему папа научил вас в первую очередь?

— Тому, что любое достижение — промежуточный момент. И ни в коем случае нельзя его расценивать как повод для гордыни или ставить себя выше кого-то, надо просто хорошо делать свое дело. Победой можно насладиться, но не более того, расслаб­ляться — нельзя. Наоборот, надо потратить еще больше сил, чтобы достичь новой победы, а иногда и чтобы просто остаться на том твердом месте, которое ты занял. По большому счету, папа смог себя реализовать только после 45 лет. Испробовал много путей и в итоге нашел свой. Теперь и для меня любые трудности дают лишь возможность понять, что если один путь неверный, то надо пойти другим.

— Денис, вы наверняка как никто другой знаете, насколько близки были Илья Олейников и Юрий Стоянов.

— Конечно, они действительно были лучшими друзьями. В лице Юры отец нашел единомышленника…

Денис Клявер с родителями
Денис с родителями. Начало 2000-х гг.
Фото: из личного архива Дениса Клявера

— Вы его так и называете — Юра?

— Да, с 16 лет. Он мне, помню, при знакомстве сигаретку предложил, спросил: «Куришь?» И сказал, чтобы я называл его Юрой. Пошел, так сказать, на контакт с тинейджером. Что удивительно, папа и Юра — два совершенно разных по темпераменту человека, но они идеально дополняли друг друга. Мне кажется, что папин возраст (они родились в один день, но с разницей в десять лет) давал ему какую-то фору мудрости, он гораздо менее эмоционально воспринимал любые удары. Юра просто отдавался весь работе, он трудоголик, «топ-менеджер», которому надо делать все одновременно. Папа это быстро понял, принял, доверился. Оказалось, что это судьба. (Илья Олейников и Юрий Стоянов встретились на съемочной площадке фильма Виктора Титова «Анекдоты» в 1990 году и с тех пор уже не расставались. — Прим. ред.) Вот так все сложилось. Чем дальше живешь, чем больше наблюдаешь истории людей — артистические, творческие, человеческие, тем больше убеждаешься, что просто так ничего не бывает, во всем чувствуется рука судьбы. Как иначе объяснить, что два гениальных актера, родившихся в один день, на тот момент совсем не реализованных, оказались в одном проекте, да еще в те времена, когда не было никакой цензуры и позволялось говорить, о чем только захочется? Ведь что такое цензура? Она нужна для того, чтобы дураки не несли всякую ахинею. А тогда общество было в чем-то более воспитанное, понимало, что есть грани доз­воленного, безо всякой навязанной цензуры. Вот Юра с папой никогда не опускались до какой-то пошлятины, поэтому уже несколько поколений до сих пор смотрят «Городок», в котором всегда был свой, особенный, но в то же время всем понятный юмор.

— А ваши дети тоже смотрят?

— Конечно, обязательно.

— И все-таки, как такие разные люди и артисты смогли так крепко ужиться в дуэте?

Юрий Стоянов и Илья Олейников
«Мне кажется, что папин возраст (они со Стояновым родились в один день, но с разницей в десять лет) давал ему какую-то фору мудрости, он гораздо менее эмоционально воспринимал любые удары. Юра просто отдавался весь работе, он трудоголик, «топ-менеджер», которому надо делать все одновременно» Юрий Стоянов и Илья Олейников на съемках программы «Городок». 2004 г.
Фото: Юрий Белинский/ТАСС

— Папа был достаточно консервативным человеком, не любил соперничества, интриг. Прожив на десять лет больше, чем Юра, он быстро понял, какой у него появился талантливый и надежный партнер, которому можно доверить все что угодно. То есть в их дуэте у него не возникало желания быть первым, он легко отдал Юре пальму первенства как партнеру. По сути, он потом делегировал Юре и всю историю с режиссурой, сценариями. Стоянов стал основным автором программы, а отец участвовал в ней просто как актер. Я в этом плане на папу похож: тоже легко и с пониманием делегирую какие-то вещи, но все равно нахожусь на острие современности. Папа был консерватором в музыке и никогда не пытался понять новых веяний и того, как и что от них можно взять. Он в этом смысле был человек простой: нравится — не нравится. Юра другой — целеустремленный, очень любит жизнь, у него горят глаза, он азартный человек в любых проявлениях. Особенно в профессии. Когда года три назад я был у него на «Женитьбе» в МХТ, я для себя узнал многое… Не буду врать, до этого я не видел его в театре, как-то не совпадало. И в первый раз мы пришли на спектакль с сыном, с Тимохой. Это была какая-то феерия красок, двадцать эмоциональных психотипов в одном человеке, настолько органично и настолько круто, что я даже загордился — я дружу с этим большим артистом! Я видел, как Стоянов прямо купается в своих возможностях менять образы, эмоции, при этом все органично, с невероятным вкусом! Мой Тимоха Юру очень любит, уважает и, конечно, берет с него пример, ­поскольку сейчас учится в театральном вузе.

— Денис, а правда, что Стоянов любит дарить подарки, которые сам делает?

— Да! Вот мне он лично кое-что пообещал, и я, если вы не против, через вас ему об этом напомню. У него своя столярная мастерская с компьютерным станком, он там творит невозможные вещи, и очень кайфует. Стоянов — человек техники. Если папа мой был как обезьяна с дрелью, то Юра просто мастер — золотые руки. Мне он пообещал сделать этими руками подставку для виниловых дисков. Очень жду. Давайте зафиксируем это в журнале: мало ли, забудет. (Смеется.)

— Давайте зафиксируем еще и вот что: в начале вашей карьеры папа помогал финансово?

— Безусловно. Но мы со Стасом (Стас Костюшкин, солист группы «Чай Вдвоем». — Прим. ред.) при первой возможности — примерно через год — все вернули, это было делом чести. Хотя отец давал нам деньги совершенно бескорыстно, считая, что они ему не вернутся. Для него деньги никогда не были смыслом жизни — скорее, способом помогать людям заниматься творчеством или просто делать приятное. Мне этот подход кажется очень правильным, потому что именно таких людей деньги и любят. Ты отдаешь — тебе вернется больше. Если кто-то не вернет долг — ну, потеряешь ты немного, зато не испортишь с человеком отношения, если он тебе важен. Это все бытовуха.

Денис Клявер и Станислав Костюшкин
«Мы пришли в шоу-бизнес со светлыми помыслами и высшим музыкальным образованием. С желанием и задачей делать качественный продукт, а не заниматься обманом населения и финансовыми махинациями» Денис Клявер и Станислав Костюшкин на премии RU.TV. 2023 г.
Фото: Пресс-служба премии RU.TV

— Отец легко принял деньги об­ратно?

— Да, а почему нет? Я бы тоже принял. Мне кажется, это нормально. Подождите, если вы хотите вырастить самодостаточного человека, то глупо, наверное, воспитывать его в каких-то других традициях. Он должен ­понимать свою ответственность. А если его все время баловать, холить и лелеять, из него и вырастет что-то непонятное.

— Как ваша мама, Ирина Викторовна, простите за такой личный вопрос, пережила уход самого близкого человека — вашего папы?

— Непросто, конечно, но у нее есть я, у нее есть любовь к жизни. Конечно, сейчас я у мамы единственный мужчина, теперь это моя ответственность. Но она — совершенно независимая женщина и на большинство моих попыток о ней позаботиться отвечает: «Не надо, я сама. Не расслаб­ляй меня, у меня должен быть стержень». У нее очень сильный характер. И только иногда, крайне редко, она делает исключение и разрешает за собой поухаживать. Нет, конечно, я могу всегда подарить маме красивый букет, и это будет ей приятно. А вот дорогие подарки она до последнего времени делать не разрешала.

— От каких именно подарков она отказывалась?

Станислав Костюшкин и Денис Клявер
«Нам сразу выпал такой карт-бланш, что мы как-то даже не очень понимали, что делать с внезапно свалившейся на нас популярностью» Станислав Костюшкин и Денис Клявер — дуэт «Чай Вдвоем». 1999 г.
Фото: Владимир Яцина/ТАСС

— Слушайте, да от любых. Я каждый раз уже не знаю, что ей подарить… Она слишком самостоятельная. Подарил посудомойку, спрашиваю: «Почему ты ей не пользуешься?» — «Да зачем она мне нужна, что я, две тарелки не помою?» Она у нее в итоге сломалась, я взял поменял, она приехала и говорит: «Ой, сынок, спасибо, не надо было». А еще через пару недель: «Сынок, все-таки спасибо, так удобно теперь!» Мама во всем такая.

— Кстати, про посуду и еду. Правда, что Илья Олейников был совершенно непритязателен? Напри­мер, признавал только самые дешевые котлеты?

— Так оно и есть. Отец взращен пельменными и котлетными студенческими голодными годами, для него это самый цимес. Пельмени, которые делала моя бабушка, фантастические, с мясом, он их ненавидел. Для него самые вкусные пельмени были советские, где одна мука и полграмма сое­вого мяса. Он с ума по ним сходил! Котлеты из настоящего мяса он категорически не воспринимал, для него это было невозможно и невкусно. Он в любом ресторане заходил на кухню к шеф-повару и говорил: «Можно мне, пожалуйста, положить туда побольше хлеба?» Мне кажется, это голодная студенческая пора повлияла, у каждого из нас свой «вкус детства». Вот у него — котлеты с хлебом.

Денис Клявер
Денис Клявер на концерте премии «Золотой граммофон». 2021 г.
Фото: Пресс-служба Дениса Клявера

— На другие его ипостаси этот «народный» вкус распространялся?

— В его дипломате даже в дефицитное советское время всегда лежал красивый румынский костюм. Для папы было очень важно хорошо и модно выглядеть. Смешная история была, когда Стоянов ему говорит: «Илюш, как ты оделся? Желтый галстук, синие туфли, красные штаны, зеленый пиджак, белая рубашка, коричневые запонки, ну это что такое?» Он отвечает: «Слушай, так это все по отдельности фигня, а вместе — ансамбль». Такой вот врожденный молдавский вкус.

— Где Илья Львович покупал все эти вещи, у фарцовщиков?

— В советское время были базы, куда привозили дефицитный товар — одежду, галантерею. И вот на этих базах в небольшом количестве был очень крутой импорт, который, как правило, не доходил до обычного покупателя. Задача была познакомиться с директором такой базы в любом гастрольном городе, где они находились. В этом не было никакого преступления, все покупалось официально. Другое дело, что это нельзя было купить в обычном магазине.

Денис Клявер с сыновьями
Денис с сыновьями Даниэлем и Тимофеем. 2021 г.
Фото: из личного архива Дениса Клявера

— Если говорить о финансах: как вы переживали 90-е, которые многие называют не только лихими, но и голодными?

— Соглашусь, время было непростое, люди нищие, артистов мало, аферистов много. Как-то разбирались, ничего. В принципе, до сих пор мало что поменялось. Мы пришли в шоу-бизнес со светлыми помыслами и высшим музыкальным образованием. С желанием и задачей делать качественный продукт, а не заниматься обманом населения и финансовыми махинациями. Были, конечно, редкие подкаты от бандитов, куда от этого деваться! Но крышевать нас никто не пытался. Мы в свою очередь никому никогда не платили, все всегда было в рамках нормальных человеческих отношений.

— Говорят, главным петербургским «бандитом» от шоу-бизнеса той поры считался Дмитрий Нагиев.

Денис Клявер с мамой
«Мама — совершенно независимая женщина и на большинство моих попыток о ней позаботиться отвечает: «Не надо, я сама. Не расслабляй меня, у меня должен быть стержень» Денис с мамой Ириной. 2022 г.
Фото: Филипп Гончаров

— Такого я не слышал. Его, безусловно, можно назвать авторитетом в творчестве, но не более того. В свое время они вместе с Сережей Ростом были актуальными, яркими, дерзкими в своей программе «Осторожно, модерн!». Это уже потом появились разные стендапы и другие комические шоу. Тогда была особая атмосфера: я не про малиновые пиджаки, а про иное отношение артистов к своему зрителю.

— Кого вы могли назвать своими конкурентами в 90-х?

— Сложно сказать, нам сразу выпал такой карт-бланш, что мы как-то даже не очень понимали, что делать с внезапно свалившейся на нас популярностью. Никогда не забуду, как в 2000 году к нам подбежал какой-то чувак и сказал: «Ой, ребята, вы «Чай Вдвоем», да? А дайте автограф! Только я никак не могу вспомнить, а что вы вообще поете». И пока не появилась запоминающаяся песня «Ласковая моя», люди действительно не могли разобраться в нашем репертуаре. Особенность жанра... Уже много лет как ситуация изменилась. Со временем тебе хочется быть взрослее не только в жизни, но и в музыке. Сольным артистом быть очень комфортно: это совершенно другая история. Я могу себе это позволить, чему безумно рад. Мне нравится то, что я сейчас делаю. Каждый день просыпаюсь и благодарю судьбу за то, что у меня есть возможность выходить на сцену и заниматься любимым делом.

Как правильно обрезать кусты малины в октябре — увеличите урожай в 4 раза
Многие дачники сталкиваются с проблемой слабого плодоношения малины в сезон. Автор Дзен-канала «Хозяюшка» открыла многим глаза на важность осенней обрезки кустов, которая напрямую влияет на объем урожая.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая