Борис Галкин: «Юрий Никулин становился совсем другим, когда выключалась камера»

Знаменитый актер и режиссер дал откровенное интервью.
Борис Галкин. Фото
Борис Галкин
Фото: Photoxpress.ru

«Папа всегда говорил: «Я живу за своих братьев». Однажды они все мне приснились. Во сне я почему-то лежал на полу, а надо мной склонились семь мужиков. Говорят: «Вставай, хватит лежать», — и подняли меня. Я понял, что это были именно они, дядьки мои», — рассказывает актер Борис Галкин.

— Борис Сергеевич, вы выглядите таким счастливым — сразу видно, в доме живет любовь. Вашей дочке Анечке летом исполнится четыре года: какой она растет?

— Удивительно, но она похожа на все семейство одновременно, ото всех взяла понемножечку. Иногда повернется — один в один моя мама в молодости, когда ей было 17 и она уходила на фронт. Есть ее фотография с короткой стрижечкой, смотришь и видишь абсолютное сходство. И также она очень похожа на Инну (Инна Разумихина, жена Бориса Галкина. —Прим. ред.), особенно когда поет. И от тестя и от тещи тоже взяла черты.

— А как же вы?

— Ну и я, конечно! Когда знакомые на нее смотрят, то говорят: «Сразу видно — папина дочка!» Анечка очень любит петь: про крокодила Гену, «Мы едем, едем, едем, в далекие края...». «Отче наш» поет — сама запомнила, по воскресеньям мы с Анечкой ходим в храм на службу. У дочки очень хорошая музыкальная память.

Борис Галкин с Михаем Волонтиром
«Не могу сказать, что у меня много друзей в актерской среде. Творческие и жизненные интересы — они чаще всего порознь» С Михаем Волонтиром в фильме «Ответный ход». 1981 г.
Фото: Мосфильм-инфо

— Вы говорите о внешних сходствах, а что касается характера вашей дочки? На кого она похожа?

— Тоже суммировано — от меня и от Инны. Анечка необычайно щепетильна. Допустим, она решила убрать со стола, и вдруг внезапно Инна или я автоматически начинаем это делать. Сразу в слезы: «Нет, я сама, только сама!» Много вопросов задает, все ей интересно. А почему Золушка потеряла туфельку, а почему у чудовища аленький цветочек, а почему вообще он чудовище? Очень любопытная. Учится играть на флейте. Педагог говорит, что у нее есть способности — Аня быстро включается в процесс и понимает, что надо делать. Конечно, мы с Инной счастливы, правда… Я рано встаю, часов в семь, и дочка тоже. И как только я слышу ее голос, звонкий, как колокольчик, на сердце сразу тепло и радостно.

— Вы видите в Ане копию своей мамы. Она действительно ушла на фронт в 17 лет?

— Да, санитаркой, и была на фронте до последнего дня войны. Как я ни расспрашивал, мама не рассказывала мне ничего. Ни она, ни отец: молчали, как партизаны на допросе. Лишь однажды сказала мне в сердцах: «Я тебе скажу, что такое война, но после этого ты не будешь приставать ко мне с вопросами. Война, Борь, это грязь, кровь, дерьмо, это чудовищное горе. И на этом все». Больше я не приставал. Люди, которые через этот ужас прошли, не любили о нем вспоминать. Но вот Виктор Астафьев, например, правдиво написал повесть, в которой открыто рассказал об истории санитарного поезда.

— Вы ведь были знакомы лично?

Юрий Никулин
«У Юрия Никулина задача была радовать людей, и он прекрасно с ней справлялся. Но когда выключалась камера, веселый треп прекращался. Представляете, в течение стольких лет веселить людей?» 1990-е гг.
Фото: East News

— Да, и если бы лично не знал, вряд ли смог бы его сыграть в спектакле «Веселый солдат». Он, конечно, был человек с открытым ясным характером, потрясающим чувством юмора. Если смеялся, рассказывая что-то, то лежали все. Если сердился, был в гневе, то мог припечатать так, что мало не покажется. Замечательно пел, у него был отменный слух, и голос хороший, баритон. Со знанием дела пел. Когда Сергей Безруков предложил мне сыграть Астафьева — не историческую личность, я не сразу понял, как это возможно. Спрашиваю: «А что, о нем есть пьеса?» — «Нет-нет, говорит, но у нас есть материал от автора. По замыслу Астафьев в постановке читает, он отстраненная фигура». Конечно, я воспринял идею с восторгом. Но позже у нас возникли серьезные разногласия с молодым режиссером. Разногласия настолько сильные, что в какой-то момент я сказал: «Никакого спектакля не будет». У режиссера просто не было замысла. Он отдавал должное таланту Виктора Петровича и относился к нему уважительно, но этого недостаточно для того, чтобы сделать спектакль. В итоге к процессу подключился Сергей Безруков, и мы довели эту историю до ума. За 12 репетиций поставил спектакль на ноги.

— Вас можно назвать вспыльчивым в работе человеком?

— Я терпеливый, но до определенной степени. Но режиссер не был на меня в обиде. И сам понимал, что он не в теме, делает что-то не то. У него не было плана постановки, которая действительно будет интересна зрителям.

— А вообще, талантливая молодежь в профессии есть?

— Конечно. Вот в том же Губернском театре служит замечательный Илья Малаков, очень хороший актер. В этом спектакле он, кстати, играет молодого Астафьева. Очень чистый, без само­влюб­ленности.

Борис Галкин с Мариной Яковлевой
С Мариной Яковлевой в фильме «Гражданин Лешка». 1980 г.
Фото: Мосфильм-инфо

— Кстати, насчет влюбленностей. Как вы относитесь к тому, что режиссеры снимают в кино своих жен и детей?

— Я слежу за собой, а не за другими, но в целом могу сказать, что бывают случаи, когда это абсолютно оправданно. Например, Вера Алентова в картине Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Или Инна Чурикова, жена Глеба Панфилова, которую он снимал, — просто исключительная, потрясающая актриса!

— Многие актеры рассуждают о том, что, например, на фестивалях «Золотой орел» год за годом раздают награды «своим». Вы согласны?

— Здесь я не могу ничего сказать, за последние годы на этом фестивале не был, не приглашали. На «Золотом орле» Влад (Владислав Галкин, сын Бориса Галкина, который ушел из жизни в 2010 году. — Прим. ред.) получал награду за роль в сериале «Дальнобойщики». Я не был. Не могу знать.

— Борис Сергеевич, вы, как никто другой, знаете, что такое цензура. Почему до сих пор не вышел ваш документальный фильм «Смерти нет!»? Какие такие запретные темы вы в нем затронули и кто препятствовал прокату?

Борис Галкин с Владимиром Ямненко
«Образ убежденного рецидивиста я слепил с одного персонажа из детства. Получилось очень достоверно: мерзость полная, отъявленная, убежденная человеконенавистническая сволочь» С Владимиром Ямненко в фильме «Обвиняется свадьба». 1986 г.
Фото: Архив «7 Дней»

— Здесь речь даже не о цензуре… Это было решение Министерства культуры — мне не дали прокатное удостоверение. Прямым текстом сказали: «Что вы, что вы, этого не будет в эфире никогда». В фильме рассказывается без прикрас об убийстве русских людей на Северном Кавказе во время войны в 90-е годы. В частности, в Чечне. Вот, например, фрагмент — улица Весенняя, село в сорок домов. Идешь по этой улице, ветер гуляет, окна открыты, ситцевые занавески в горох или ромашку колышутся, а людей за этими окнами нет. Заходи — никого. Всех вырезали: детей, женщин, стариков — русских. Это не разжигание межнациональной розни, это историческая правда. Телевизионные начальники, вероятно, не захотели эту правду транслировать. Снимая этот фильм, я общался со многими… И даже с одним из террористов.

— Конечно, нет места для сравнения, но вы и сами часто играли в кино злодеев. Бывало такое, что роль настолько «прилипает», что зритель всерьез думает о вас плохо?

— Ну, если человек не может абстрагироваться от игры актера, то это уже его беда. Бывало, конечно. В фильме «Обвиняется свадьба» я играл убежденного рецидивиста. Интересный опыт. Как-то в Томске мы застряли со съемочной группой, не могли вылететь. И ребята мне говорят: «Галкин, ты же спецназовец, давай, найди нам где-нибудь бутылку водки». А на дворе — темная ночь. Подхожу к какому-то «жигуленку», говорю: «Доброй ночи». — «Привет». — «Мне бы желательно бутылку водки найти». Сажусь, поехали, разговорились. Говорю: «Вот я актер, мы застряли, буфет не работает, уже все на таком пределе, надо по сто граммов махнуть. А вы кем работаете?» — «Я бандит». — «Понятно, а на самом деле кто? Может быть…» — «Ничего не может быть, я бандит». То есть люди, которые прекрасно понимают, кто они такие, все про себя знают. Бандит — значит бандит. Я знал одного такого с детства: Вовка Суслик. У него был чудовищной силы удар. А я — худощавый и низкорослый, как писал Есенин, «средь мальчишек всегда герой, часто, часто с разбитым носом приходил я к себе домой». Верховодил во дворе, был резкий. Мне было 12, а ему 13, и что-то я начал его задирать, так он меня одним махом перебросил через забор. Потом, когда я переехал в другой дом, но возвращался уже в гости, друзья мне всегда рассказывали о «подвигах» Суслика. В общем, мне было откуда черпать фактуру, чтобы играть в кино хулиганов. В фильме «Обвиняется свадьба» я слепил образ своего героя с него. Это было очень достоверно: мерзость полная, отъявленная, убежденная человеконенавистническая сволочь. Я вложил туда столько возмущения, что моя мама была в шоке: «Боря, ты что?» — «Мама, это такая роль». — «Да какая же это роль, что ты творишь?» (Смеется.)

Борис Галкин с Ниной Усатовой
С Ниной Усатовой в сериале «Сделано в СССР». 2011 г.
Фото: Ruskino.ru

— Несколько недель назад у вас появилась новая «роль»: вас назначили президентом «Московского Фонда Мира». Огромная ответственность!

— И я осознаю ее в полной мере. Когда-то этот фонд возглавлял Юрий Никулин. Юрия Владимировича я знал лично — наверное, это было единственное основание думать обо мне как о преемнике. Я не сразу согласился. Попросил оформить меня как исполняющего обязанности, для начала. Меня спросили: чем вы в первую очередь будете заниматься? Я сразу подчеркнул, что, по моему мнению, задача любого благотворительного фонда — это помощь самым незащищенным слоям населения. По моему мнению, это дети и старики. Конечно, принято считать, что на наши пенсии можно жить, а в детских домах благополучная обстановка, но очевидно, что это совсем не так. Что ж, будем заниматься.

— Борис Сергеевич, вы упомянули Юрия Никулина. Это правда, что в жизни он был довольно грустным человеком, хоть и почти всегда веселым на экране?

— Как сказать?.. В те минуты, когда он оставался наедине с собой, наверное, да. Представляете, в течение стольких лет веселить людей? Конечно, теневая сторона его сердца наверняка грустила. Я участвовал в его «Белом попугае» дважды, и однажды спел в студии свою песню «Верноподданный казак». Ему понравилось, хотя очень такая грустная вещь, там финал печальный. Но он обрадовался, как-то ему легло это на сердце. Мне кажется, что вот такой он, верноподданный казак Никулин. Не знаю, но скажите, кто из наших ветеранов Великой Отечественной войны веселый-развеселый?

— Никто.

— Ну вот о том и речь. Так что, конечно, эта грусть-печаль сердечная осталась у Юрия Владимировича.

— Когда в студии «Белого попугая» выключалась камера, Никулин оставался таким же веселым?

Борис Галкин с Марией Шукшиной и Борисом Щербаковым
«Я написал пьесу, дерзкую, с острыми характерами. Сейчас ищу смелого продюсера, если снимать фильм, и бесстрашного художественного руководителя, если ставить ее в театре» С Марией Шукшиной и Борисом Щербаковым в сериале «Старые кадры». 2020 г.
Фото: Пресс-служба НТВ

— Нет. Его задача была радовать людей, и он прекрасно с ней справлялся. Но когда выключалась камера, веселый треп прекращался.

— Скажите, а у вас много друзей среди артистов?

— Старинными моими друзьями были Леонид Филатов и Владимир Качан. Лени уже давно нет, а Володю мы похоронили 12 мая. Он не дожил 11 дней до 74-летия. Царствие ему небесное. Много лет моей дружбе с Александром Михайловым. С Александром Яковлевичем мы подружились на съемках фильма «Белый снег России», он играл российского шахматиста Александра Алехина, а я — чехословацкого гроссмейстера Сало Флора. Это случилось в 1980 году. Вот с тех пор мы и дружим. А так… Не могу сказать, что у меня много друзей в актерской среде. Творческие и жизненные интересы — они чаще всего порознь.

— Так говорил и Сергей Есенин, которого называют вашим любимым поэтом. Это правда?

— Мои любимые поэты, причем в равной степени, — и Есенин, и Пушкин, и Набоков, и Гумилев. Но Есенин, конечно, гениальный. Он ушел из жизни таким молодым, 30 лет… Лич­ность непознанная, до конца не открытая. В своей любви и боли к родине он говорил: «Если не был бы я поэтом, то, наверно, был мошенник и вор». Он мечтал о другой судьбе для своей страны. Но при его жизни так ничего и не поменялось, он остался поэтом золотой бревенчатой избы. Зато за этой простотой сохранилось самое главное — потрясающая искренность и настоящая теплота и любовь.

Борис Галкин с Сергеем Безруковым
«Писателя Виктора Астафьева я знал лично. Когда Сергей Безруков предложил мне его сыграть, воспринял идею с восторгом» С Сергеем Безруковым во время сбора труппы Московского Губернского театра. 2016 г.
Фото: РИА Новости

— Поэзия с детства была вашей страстью. Как так вышло, что, пока мальчишки во дворе играли в ножички, вы читали стихи?

— Как-то само собой, артистов в нашем доме не было. До того, как это произошло, я серьезно увлекался спортом: акробатика, гимнастика, футбол, плавание. Мне все время нужно было двигаться. А любовь к стихам появилась где-то в классе пятом. В восьмом я уже состоял в студии чтеца, декламировал Рождественского, Евтушенко, Вознесенского.

— А ваши родители одобряли это увлечение?

— Они видели, что я, слава богу, не болтаюсь во дворе и не вожусь с плохой компанией. И были за меня спокойны. Папа работал не покладая рук. Я просыпался, его уже не было — он уходил на работу в пять утра. Когда я приходил после своих тренировок и занятий, папа уже спал. Мама вела хозяйство, но тоже работала. Сначала кастеляншей, потом заместителем директора в доме отдыха. Я, окончив школу экстерном (хотелось быстрее покончить с учебой), какое-то время проработал у нее садовником. А перед этим два сезона трудился спасателем.

— Пришлось кого-то действительно спасать?

Борис Галкин с Даниилом Страховым
С Даниилом Страховым в фильме «Мы из будущего». 2008 г.
Фото: Kino-teatr.ru

— При моем участии — четверых. В основном это были выпившие мужики. Одного из них я тащил лично. Станция находилась на берегу Рижского залива, и, помню, я опоздал на службу, за что меня позже уволили, выплатив компенсацию в 35 рублей. Тем не менее свою работу я выполнил, хотя спасти жизнь человека, к сожалению, не удалось. Было слишком поздно. Начало июля, погода теплая, но ветер, и по поверхности воды — рябь, даже маленькая волна. И вот мы идем на рыбацкой лодке, вижу — красное пятно, это его плавки. И обручальное кольцо сквозь воду блестит. Говорю рыбакам: «Стойте». Ныряю, вижу — мужик огромный, руки свесил, глаза открыты, и медленно идет ко дну… Я ныряю, опускаюсь вместе с ним, нужно было торопиться. Тащу к берегу, а он тяжелый, зараза, меня топит. Как-то доплыли до берега, дальше подробности грустные… Вывод один — не стоит купаться выпивши. Не надо гневить Бога.

— Борис Сергеевич, вы верующий человек. Однажды даже сказали, что хотели бы быть ближе к монастырю. Почему?

— Каждый верующий человек с годами все больше понимает свою греховность. Поэтому и возникает желание собраться с мыслями и разобраться в своей судьбе. А это может дать только сосредоточение и молитва. К вере меня привела моя драгоценная бабуленька Анна Малафеевна, мама моего отца. Она была такой сверчок, росточком, наверное, 140 сантиметров. При этом у нее было десять детей — две дочки и восемь сыновей. Семеро из них погибли в Великую Отечественную войну, погиб и мой дед, вернулся только мой папа. У него не было ни одного серьезного ранения, хотя он прошел три войны: финскую, Великую Отечественную и японскую. Он всегда говорил: «Я живу за своих братьев и за отца». Деда Михаила я тоже никогда не видел. Как и братьев папы — но однажды они мне приснились. Во сне я лежал не в кровати, а на полу, а надо мной склонились семь мужиков и говорят: «Вставай, хватит лежать». И поднимают меня. Я понял, что это были именно они, мои дядьки.

— Когда вы пришли к вере?

— Еще будучи подростком. Это было в селе Маклаково, сейчас там женский монастырь, в котором находится собор Александра Невского. Тогда он был разрушен и использовался не по назначению. Я шел с танцев — часов десять вечера. Смотрю, среди церковных развалин какие-то тени. Подхожу ближе: это моя бабушка и две ее подруги. Говорю: «Бабуль, а что вы тут делаете?» — «Молимся, не видишь? — И продолжила: — Вот ты счастливый, Борька. Я-то помру, а ты увидишь, как этот храм стоять будет». Теперь уже и я думаю о будущем — своей дочки Анечки, и делаю это с большим волнением. Беспокоюсь, в какой атмосфере она будет жить, в чем будет интерес ее жизни, уж слишком много искушений. Надеюсь дожить до ее замужества, тогда на сердце будет спокойнее.

Борис Галкин с  женой Инной
«Бывают удивительные моменты во время наших совместных концертов, когда мы с Инной вдвоем на сцене. Душа взлетает от радости, и я снова знаю, что все просто хорошо» С женой Инной
Фото: Татьяна Пустынникова

— Многие признавались, что жизнь в режиме самоизоляции далась им непросто. А что вы делали на удаленке?

— У меня наконец-то появились выходные. (Улыбается.) И я написал пье­су. По жанру это фантастический реализм, как выразился бы Евгений Вахтангов. Я назвал эту вещь «фантастическая история с романтическим прорывом». Пьеса дерзкая, с острыми характерами. В данный момент я занимаюсь тем, что ищу смелого продюсера, если снимать фильм, и бесстрашного художественного руководителя, если ставить ее в театре.

— Тем не менее вы не теряете бод­рости духа, да и тела. Все моло­деете!

— Стараюсь следить за собой и заниматься здоровьем. Правильно питаюсь, не пропускаю утренние прогулки в парке. Практически сумел соблюсти пост — за исключением того, что понял, что не могу обходиться без кисломолочных продуктов. Поэтому пил кефир.

— Ну не свиную же рульку!

— Вот и батюшка мне сказал: «Не курочку же, Боря, не курочку».

— Говорят, человек молодеет, когда любит. Вы с Инной до сих пор по-студенчески влюблены друг в друга, как это выглядело на свадьбе восемь лет назад? Или вы уже все-таки «успокоились»?

— Не то что успокоились, но в целом, да. Бывают такие удивительные моменты во время наших совместных концертов, когда мы вдвоем на сцене, звучит какая-то пронзительная нота, и душа моя взлетает от радости. И я снова знаю, что все просто хорошо. Приходит время какого-то терпения, может быть, понимания ценностей отношения друг к другу. Наверное, так.

Мужской вопрос: что нужно знать о простатите и аденоме при встрече с ними
Каждый мужчина в своей жизни слышал эти 2 слова: простатит и аденома. Чаще всего — в кабинете специалиста, от друзей или в рекламе по телевизору. Заболевания рано или поздно приходят к большинству, но мало кто готов к этой встрече. Эта деликатная тема вызывает страх, недопонимание и стыд, заставляет откладывать визит к специалисту, усугубляя проблему.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая