Аросева узнала семейную тайну, разыскав дневники отца

Неизвестные факты из жизни знаменитой актрисы.
Записала Анжелика Пахомова
|
19 Апреля 2018
Ольга Аросева
В фильме «Берегись автомобиля». 1966 г.

«Аросеву ничего не смущало. Она была уверена, что по-прежнему привлекательна. А почему ей так не думать, если у нее было четыре мужа и в театре она могла завести роман с актером на двадцать лет моложе ее? Она не обладала канонической красотой, но ее невероятное женское обаяние многих сводило с ума», — рассказывает друг актрисы — режиссер, народный артист России Андрей Житинкин.

«Что вы там делаете с Аросевой? Вы вообще репетируете? Почему так ти­хо?» — как-то спросил меня Александр Шир­виндт, идя по коридору. Ничего необычного в этом вопросе не было. Ведь когда Аросева появлялась в театре, слышно было сразу. Шумная, яркая, энергичная, она не могла просто сидеть и ждать начала репетиции. Без анекдотов и веселых историй не обходилось и пяти минут. За это ее обожали гримеры, костюмеры и женщины с вахты. Обычно Ольга Александровна заходила в театр с объемными сумками, которые за ней нес водитель. Прямо-таки хозяйственными! Я удивлялся — что она там приносит? Оказалось, она многим сослуживцам — и актерам, и сотрудникам дирекции — привозила свои разносолы. Варенья, соленья, пироги. Высшим пилотажем было сделанное собственноручно вино. У нее хранились свои, испробованные несколькими поколениями рецепты еще XIX века. И вообще она все делала вкусно. Готовила вкусно, играла вкусно, так же и жила!

Но не могу сказать, что в театре ее все обожали, некоторые Ольгу Алек­сандровну побаивались. Когда я взялся ставить с Аросевой спектакль «Идеальное убийство», меня директор театра предупредил: «Будь осторожен! Не надо идти у нее на поводу». Оказалось, многие режиссеры в «Сатире» не могли с ней справиться, она их подавляла. А потом обвиняла в «некомпетентности», и постановка закрывалась. Я подумал: «Ну вот еще, я с Гурченко работал, с Быстрицкой. Я — режиссер! Я решаю…» Но искры полетели на первых же репетициях… 

 Андрей Житинкин
Режиссер Андрей Житинкин
Фото: Вадим Тараканов/ТАСС

Во-первых, выяснилось, что она, по цирковой привычке, «учит текст ногами». То есть запоминает свои реплики через движение, расставляя ритмические акценты. Обсуждение роли, так называемый «застольный» период у нас очень быстро закончился словами Ольги Александровны: «Мне скучно!» Потом на одной из репетиций случилась между нами пикировка. У меня есть привычка любовно называть своих артистов «ребятишки», независимо от возраста. В какой-то момент Аросева вдруг завелась и как закричит мне со сцены: «Какая я вам ребятишка! Я народная артистка!» На что я очень серьезно сказал: «Ольга Александровна, ну, вы понимаете, что это же не я придумал». Она кричит: «А кто? Называть меня ребятишкой — кто это придумал?» Я говорю: «Константин Сергеевич Станиславский… Он говорил, что актеры — как дети. Если они сохранили внутри детскость, тогда они настоящие, большие, крупнейшие артисты…» — «Он написал это в своей книге?» — «Да, это часть системы Станиславского — сохранить детскость в себе». Она мне поверила на сто процентов, потому что всего Станиславского она, конечно, не перечитывала, у нее была своя система. Ольга Александровна работала над ролью, как над цирковой репризой: тут мне похлопают, тут будет смех, тут — овация. Она ведь училась в цирковом училище. 

Ольга Аросева с Евгением Евстигнеевым и Юрием Никулиным
«Ее шутки, тонкие наблюдения словно заряжали людей энергией. Аросева говорила: «Ко мне приходят, чтоб подключиться, как к электророзетке!» С Евгением Евстигнеевым и Юрием Никулиным в фильме «Старики-разбойники». 1971 г.

При этом, несмотря на возраст, проделывала вещи, которые не получались у молодых. Например, могла мгновенно упасть на спину, и сделать это правильно, не повредившись. В сущности, она была клоунессой, а актрисой ее делал огромный опыт, понимание людей; она никогда не играла «с холодным носом». Кстати, однажды ее даже пригласили преподавать в эстрадно-цирковое училище. Она выпустила всего один курс, учеников, кажется, у нее было немного, но и из них выросло как минимум два больших артиста — Геннадий Хазанов и Илья Олейников. Первый сразу стал очень известен, второму она помогала, кандидатуру Олейникова на роль в нашем спектакле предложила именно она. На сцене они смотрелись ровесниками. Так случилось, что Олейников ушел из жизни раньше своего педагога…

Незаконные дворянские корни

После той пикировки репетиции пошли как по маслу. Мы все ближе общались и часто не расставались после репетиций, а ехали ужинать. Вскоре я узнал тяжелую семейную историю Аросевой. Произошло это случайно. Я попросил ее в конце первого акта взять в руки нож — орудие совершенного кем-то убийства — и показать его зрителям. Вот, мол, нашла доказательство! Аросева наотрез отказалась сделать эту, как мне казалось, простейшую вещь, разнервничалась и ушла с репетиции. Потом призналась, что не спала ночь и не успокоилась, пока я не придумал, что нож берет другая актриса, а Аросева говорит: «Вот он!» И вдруг в перерыве Ольга Александровна тихонько подходит ко мне и говорит: «Андрей, я просто психологически не могу взять в руки какую-то вещь, которая лишает человека жизни, меня начинает трясти… Даже по телевизору не могу смотреть, как кого-то в кино убивают… Сразу плачу…» 

И рассказала историю своего отца, расстрелянного в 1938-м. Как часами сидела в архивах Лубянки, изучала его путь, читала протоколы допросов… Что бы Ольга Александровна ни вспоминала о детстве, у нее все начиналось с фразы «Мой папа…». Она говорила, что от мамы ей достались только «незаконные дворянские корни и хорошее имя». Папа действительно записал в метрике девочку как Варвара, мама через несколько дней пошла и поменяла имя на Ольгу.

Ольга Аросева
«Аросева заходила в театр с объемными сумками, которые за ней нес водитель. Оказалось, она многим сослуживцам — и актерам, и сотрудникам дирекции — привозила свои разносолы. Варенья, соленья, пироги» В фильме «Яблоко раздора». 1962 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Отец Аросевой, дипломат, с которым она и сестры остались, когда мать, влюбившись, сбежала из Стокгольма на Сахалин, подарил ей золотое детство за границей. Да и переехав в Москву, до 37-го года они не бедствовали. Квартиру в Доме на набережной и дачу на Николиной Горе отобрали после ареста отца, а Ольга так бы никогда и не узнала, что с ним произошло, если б не сохранились дневники Аросева. Эти листочки много лет прятала ее тетя, которая служила актрисой в Александринке. Прочитав их, Аросева, как она говорила, «получила удар ножом в сердце на всю жизнь». Она не могла себе простить детских выходок, неуважения к папе, ссор с ним. После ареста отца Ольга с сестрами переехали к матери. Как я понял, особого присмотра за ними не было. Например, во время войны Аросева буквально сама добывала себе пропитание, сдавала кровь как донор и вспоминала, что злоупотребляла этим, потому что давали деньги и паек. Ей пришлось бросить школу и пойти в цирковое училище — там платили стипендию и выдавали продуктовые карточки. К тому времени она уже жила со старшей сестрой Еленой, которая училась в Московском городском театральном училище. Туда же поступила и Ольга.

Так случилось, что Акимов, руководитель Ленинградского театра комедии (который в то время был в Москве на гастролях), увидел Елену на дипломном спектакле и пригласил в труппу. А она пристроила Ольгу в театр бутафором, опять же ради еды и заработка. Довольно быстро Ольга поняла: театр — то место, где она бы хотела остаться на всю жизнь. Попавшись несколько раз на глаза Акимову, Аросева привлекла его внимание. Остальное для нее было делом техники, Ольга Александровна обладала удивительным умением внушить собеседнику все что угодно. Аросева взяла документы сестры и убедила Акимова, что она — дипломированная артистка. В итоге Ольгу приняли в труппу Ленинградского театра комедии. А Елена поехала работать в провинцию. Игру Аросевой-старшей я видел в Омске, она была сильной драматической актрисой. Я, кстати, долго не мог понять и спрашивал Ольгу Александровну: «Как же Акимов не заметил, что имена разные? Вы — Ольга, в дипломе написано — Елена». — «А я ему доказала, что это одинаковые имена, — отвечала Аросева. — Врала вдохновенно, что и меня, и сестру в семье зовут Леля!» Несмотря на подмену, сестра ей не завидовала, не обижалась. У них сохранились близкие отношения, Аросева всю жизнь помогала Елене Александровне. Она дожила до 93 лет, до последних дней играла на сцене. И ни разу не попросила свою знаменитую сестру устроить ее в столичный театр.

Ольга Аросева
«Огонек хулиганства и искра импровизации не покидали Аросеву даже в преклонном возрасте. С ней было жутко интересно» В фильме «Невероятные приключения итальянцев в России». 1973 г.

Позже именно с любимой сестрой Ольга Александровна совершила путешествие в прошлое. Вместе они поехали в Прагу и разыскали особняк, в котором в детстве жили с отцом. Пережить такие потрясения и возродиться, как птица феникс, не каждый бы смог… Когда Ольге Александровне было девять лет, ее снимок, где она беседует со Сталиным, опубликовала «Комсомольская правда». Отец был еще в фаворе у вождя, а через несколько лет бесстрашная Аросева уже писала письмо Сталину с просьбой освободить папу, не ведая, что к тому времени его уже не было в живых. Когда она, как и все, узнала правду, не было никаких оправданий для кумира детства. Ольга Александровна чуть ли не первая прочла самиздатовские книжки Солженицына, Шаламова, гонялась за такими вещами. Если честно, она была настоящей антисоветчицей. Но избежать серьезных проблем ей помогал образ балагура, клоунессы. Рискованные выходки — публично рассказать политический анекдот или изобразить Брежнева на банкете, — за которые другой мог серьезно пострадать, ей прощались. Аросевой всю жизнь можно было то, что другим нельзя. Почему? Не знаю…

С Ширвиндтом они были очень похожи

Когда мы выпустили долгожданную премьеру, Александр Ширвиндт с облегчением сказал: «Слава богу! Надо ей давать побольше работы, а то Оля что-то стала грустить…» Совершенно непонятная непосвященному логика. Человеку, который порой за кулисами садится в инвалидную коляску, а на служебном входе для нее иногда дежурит «скорая», — «побольше работы». Ширвиндт понимал Аросеву без слов, и вообще они были по натуре очень похожи. Оба остры на язык, даже порой циничны. Как-то мы сидели на юбилее Ольги Александровны, и вдруг объявили, что ей в дар преподнесли американский автомобиль. Вероятно, некоторые коллеги не смогли скрыть зависти, потому что Ширвиндт произнес: «Посуровели лица товарищей…» — а Аросева захохотала. Потом, кстати, с этой машиной Аросева страшно мучилась. Оказалось, запчастей к ней не достать, машина капризная, постоянно ломается. Но она принципиально ее не продавала… 

Андрей Миронов и Анатолий Папанов
«Папанов мог и нахамить в пылу спора. Доказывая что-то, мгновенно взрывался, топал ногами, выражался. А потом говорил Аросевой: «Леля! Ну прости меня! Я добрый. У меня в душе цветут незабудки...» Андрей Миронов и Анатолий Папанов в фильме «Бриллиантовая рука». 1968 г.
Фото: РИА НОВОСТИ

Как-то Александр Анатольевич в минуту слабости пожаловался Ольге Александровне: «Не могу больше! Устал… Так хочу уйти из театра». — «Ну, ты подожди, не уходи, пока я не помру», — невозмутимо прокомментировала это сообщение Аросева. «Ну, ты сильно не задерживайся…» — так же невозмутимо продолжил Ширвиндт. Никто, кроме них двоих, не воспринял бы такого юмора. И я, подружившись с Ольгой Александровной, понял, что она не «стерва», как говорили некоторые, а просто прямой человек. Ненавидящий притворство, штампы, лицемерие… Помню, как после худсовета она сказала одному актеру: «Ты знаешь, а тебе бы надо похудеть». При всех. Он сначала обиделся, а потом взялся, сбросил килограммов пятнадцать, и его стали чаще снимать в кино.

«Умоляю, никому больше не рассказывай», — просил Рязанов

Я застал в Театре сатиры и 90-летнего Валентина Плучека, которого Аросева винила в своем многолетнем простое. Под конец жизни Плучек многое переосмыслил, просил прощения у тех актрис, которым раньше не давал главных ролей. Извинился перед Верой Васильевой, помирился с Ольгой Аросевой. Она его простила… Понимала, что неприязнь была вызвана в основном бешеной популярностью «Кабачка «13 стульев», передачи, успеха которой Плучек не понимал, но терпел. «Я ведь осознаю, что именно потому, что Миронов снимался у Гайдая, а теперь наши актеры торчат в телевизоре, к нам в театр народ бежит…» — говорил мне Валентин Николаевич. Парадокс же в том, что, играя мало, Аросева все равно считалась примой Театра сатиры, и Плучек не мог с этим ничего сделать. Он ей давал маленький эпизод, а она срывала такие овации, что забывали об исполнителях главных ролей. А еще у Аросевой был бешеный график гастролей по стране со своими мини-постановками на тему «Кабачка», скетчами, спектаклями. Поэтому ее знали и любили. И снималась она довольно много, но больше всего запомнились два фильма: «Берегись автомобиля» и «Старики-разбойники», оба рязановские­…

Как-то Ольга Александровна рассказала мне удивительную историю, произошедшую после съемок «Ста­риков…». Картину снимали во Львове, там не было снега, Рязанов же хотел, чтобы в последней сцене, когда Аросева, Евстигнеев и Никулин идут по улице, кружились снежинки… По версии Аросевой, из специальной «пушки» стреляли и манной крупой, и мелкими макаронами, пытаясь достичь нужного эффекта. Об этом Ольга Александровна говорила в интервью. В результате вышел скандал, по мощности сравнимый с «ленинградской гостиницей» Пугачевой. Рязанова разнесли в газете «Правда», вызвали куда следует, обвинили в том, что он разбрасывается хлебом, выращенным советскими колхозниками. Рязанов в ярости позвонил Аросевой: «Я тебя умоляю! Ничего никому не рассказывай больше! Я клянусь, что буду снимать тебя во всех своих фильмах…» И слово свое сдержал. В следующей картине «Невероятные приключения итальянцев в России» дал Аросевой роль мамы героя Андрея Миронова.

Ольга Аросева с Федором Добронравовым
«Некоторые Ольгу Александровну побаивались. Когда я взялся ставить с Аросевой спектакль «Идеальное убийство», меня директор театра предупредил: «Будь осторожен! Не надо идти у нее на поводу» С Федором Добронравовым в спектакле «Идеальное убийство». 2009 г.
Фото: RUSSIAN LOOK

Андрей и правда относился к ней как к матери и доверял все тайны. Однажды Ольга Александровна взялась похлопотать, чтобы после смерти его отца Менакера осиротевшую Марию Владимировну приняли в «Сатиру»… Но реакция Андрея ее остановила. Он честно сказал Аросевой: «Конечно, нужно сделать все, чтобы она работала здесь. Но тогда я буду несчастен. Она не даст мне жизни!» В отличие от Марии Владимировны, Аросева относилась к романтическим похождениям Миронова с юмором. Когда после его смерти актриса Егорова издала скандальную книгу, Аросева, прочитав ее, сказала: «Подумаешь! Такую книжку могла бы написать чуть не каждая актриса нашего театра!»… В последний выход на сцену Миронова Ольга Александровна была в театре, она играла Марселину в «Женитьбе Фигаро». Последние слова Андрея, обращенные к ней: «Прощайте, матушка!» Потом, когда он упал, Аросева прямо в сценическом костюме побежала разыскивать знакомого врача…

Ольге Александровне тогда пришлось особенно тяжело, ведь за девять дней до этого умер Папанов, с которым она тоже очень близко дружила. Аросева была с ним знакома с дворового детства, прошедшего на Усачевке, и поэтому называла Анатолия Дмитриевича «усачевская шпана». Папанову, как вспоминала Аросева, действительно не хватало воспитания, он мог и нахамить в пылу спора. Доказывая что-то, мгновенно взрывался. Кричал, топал ногами, выражался. А потом говорил Аросевой: «Леля! Ну прости меня! Я добрый. У меня в душе цветут незабудки…» «За Лелю» Папанов мог и убить. Аросева уверяла, что однажды он залепил пощечину актрисе, которая нехорошо о ней высказалась. «Проводив в последний путь Толю и Андрея, я поняла, что останусь в этом театре навсегда, — рассказывала мне Аросева. — Потому что здесь живет их дух…»

Как я уже говорил, огонек хулиганства и искра импровизации не покидали Аросеву даже в преклонном возрасте. Как-то захожу в зал во время спектакля, а зрители просто лежат в креслах. Оказалось, Ольга Александровна в шутку показала танец стриптизерши у декорации, напоминающей шест. Я ее об этом даже не просил! На спектакле же у Романа Виктюка она согласилась сбросить верхнюю одежду, оставшись в очень откровенном для ее возраста костюме. Ее ничего не смущало. Она была уверена, что по-прежнему привлекательна. А почему ей так не думать, если у нее было четыре мужа и в театре она могла завести роман с актером на двадцать лет моложе ее? Она не обладала канонической красотой, но ее невероятное женское обаяние многих сводило с ума. С Аросевой было жутко интересно. Я знаю самых разных ее поклонников — политиков, бизнесменов, военных. Почтенных людей, которые настойчиво искали общества актрисы. 

Ольга Аросева с Борисом Рунге
«У Аросевой было много поклонников. Но почему ни одна любовная история не закончилась браком на всю жизнь? Думаю, дело в том, что она была ведущей в любом союзе» С Борисом Рунге в передаче «Кабачок «13 стульев». 1970-е гг.
Фото: PERSONASTARS.COM

Ее шутки, очень тонкие наблюдения, ее витальность словно заряжали людей энергией. И многие, я заметил, ради этого и общались с ней. Аросева говорила: «Ко мне приходят, чтоб подключиться, как к электророзетке!» И ведь она всю жизнь дружила только с мужчинами, подруг почти не было. Ольга Александровна жаловалась мне, что женщины не умеют хранить тайны. Но были исключения. Ее связывали теплые отношения с Аллой Будницкой, Лией Ахеджаковой, Верой Васильевой… Сложилась дружба с Еленой Образцовой, которая появилась в театре, чтобы сыграть одну роль у Виктюка. Правда, мудрая певица сначала наладила отношения с песиком Аросевой, привезла ему целый чемодан подарков: косточки, игрушки, лакомства… Образцова сама обожала собак и знала, что Ольга Александровна перед таким отношением к ее Коле Аросеву (так звали пса) просто не устоит. Да, Аросева дала песику свою фамилию, как бы подчеркивая, что он ей как сын… Так получилось, что детей у нее не было, о чем Ольга Александровна в последние годы жалела.

«Я не понимала, чего он от меня хочет»

У Аросевой было много увлечений, поклонников, четыре официальных мужа и несколько гражданских. Но почему ни одна любовная история не закончилась браком на всю жизнь? Думаю, дело в том, что она была ведущей в любом союзе. И даже иногда так шутила об очередном кавалере: «Ой, что-то мой мужчина быстро устал». У нее всегда было больше энергии, больше желаний, отношения превращались в постоянную игру, это утомляло партнера… А она тянулась к теплу, ей не хватало заботы, внимания сильного мужчины. Но не случилось... Аросева признавалась, что даже замужем чувствовала себя одинокой.

Хотя об одной истории Ольга Алек­сандровна рассказывала как об особенной. Прошло более полувека, возможно, в ее рассказах была изрядная доля вымысла. Но то, что за ней, 20-летней актрисой, красиво и настойчиво ухаживал известный драматург Алексей Арбузов, — правда. Сохранились его любовные письма к Аросевой, ни на одно из которых она так и не ответила. «Я просто не понимала тогда, чего он от меня хочет, я была такой молодой, — говорила Ольга Александровна. — А это была страстная любовь взрослого человека. Может быть, только сейчас, на старости лет, пройдя такой огромный путь, я могла бы достойно ответить на такое чувство».

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Хочу похудеть, но заедаю стресс
Как справиться с лишним весом, когда все идет наперекосяк



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог