Алла Демидова: «Я всегда любила эксперименты»

«Когда Марине с Володей дали квартиру на Малой Грузинской, я однажды зашла по какому-то делу. Влади...
Павел Соседов
|
09 Января 2020
Алла Демидова
Алла Демидова,1980-е гг.
Фото: Legion-Media

«Когда Марине с Володей дали квартиру на Малой Грузинской, я однажды зашла по какому-то делу. Влади встретила меня с дрелью. Я ее спросила: «Марина, вы что, сами сверлите эти стены? А где Володя?» — «Ну, как настоящий русский мужик, валяется на диване и читает книгу», — с иронией ответила она», — рассказывает актриса Алла Демидова.

— Алла Сергеевна, в декабре вы презентовали три первых тома вашего собрания сочинений, и это отличная новость для ваших поклонников! Но мне жаль, что туда не вошла ваша книга об Иннокентии Смоктуновском, которая, к сожалению, не переиздавалась…

— Во второй части собрания сочинений, которая выйдет в этом году, будет том «Портреты друзей», и в нем большая глава посвящена Иннокентию Михайловичу. Сегодня Смоктуновский — это миф и, само собой, легенда. Со временем некоторые известные личности становятся легендами, а потом некоторые легенды превращаются в мифы. А миф — это уже надолго. Так, например, на моих глазах складывались мифы Смоктуновского, Высоцкого, Ванги, которую я знала еще относительно молодой…

Когда я снималась в «Дневных звез­дах» и часто ездила на съемки в Ленинград, мне посчастливилось увидеть в БДТ спектакль «Идиот». Иннокентий Михайлович играл князя Мышкина гениально. Что значит гениально? Просто он играл не так, как все, но очень убедительно. Вот это — «не так, как все, но очень убедительно» — и есть базис, на котором потом возникает легенда или миф. У меня в биографии тоже есть один такой момент — Раневская в «Вишневом саде» Эфроса. Я сыграла ее на сцене, как писали критики, не так, как все, но очень убедительно. И после меня Раневскую стали играть по-другому — оказалось, что классическую чеховскую героиню можно играть по-всякому. А у Смоктуновского таких моментов было несколько, например, «Идиот», «9 дней одного года».

— А «Гамлет»?

— Нет, фильм «Гамлет» Григория Козинцева мне не нравился. Инно­кентию Михайловичу он тоже не нравился. Этот фильм оценили на Западе, потому что на съемки было затрачено очень много сил, денег, других ресурсов. Такое мощное кинопроизводство, что на Западе очень ценят. Ну и конечно, сама роль располагает к появлению мифа. Как сказал Бернард Шоу: «Эта роль не знает неуспеха, кто бы ее ни играл». И это правда. Я ведь тоже трижды пробовала себя в роли Гамлета. Впервые — еще в годы учебы в Щукинском училище, потом репетировала эту роль с Николаем Охлопковым в Театре Маяковского. И, в конце концов, греческий режиссер Теодорос Терзопулос сделал со мной спектакль, который назывался «Гамлет — урок».

Алла Демидова с Юрием Яковлевым
«Почти ни один сценарий не проходил мимо меня. Но я была очень разборчива, а в результате оказалась «ни с чем». Потому что сегодня смотрят именно те фильмы, от которых я в свое время отказалась. А многие картины с моим участием забыты» С Юрием Яковлевым в фильме «Чайка». 1970 г.
Фото: Мосфильм-Инфо

Несмотря на то что со Смокту­новским у нас не меньше восьми общих картин, близкое общение между нами началось не на съемках, а на даче. Идея построить на Икшинском водохранилище дачный кооператив принадлежала именно Иннокентию Смоктуновскому и Всеволоду Санаеву. В результате для кинематографистов построили большой дом с одинаковыми однокомнатными и двухкомнатными квартирами. В каждой имелась лоджия, с которой открывался потрясающий вид на водохранилище, поле и лес. В то время там было уникальное соседство: Смоктуновский, Рязанов, Катанян, Таривердиев, Крюч­ков, Этуш, Чурикова, Глаголева, Хитя­ева, я и многие другие. Каждому полагался небольшой участочек при доме. И Иннокентий Михайлович учил ме­ня копать грядки, сажать овощи и цветы — он считался у нас главным огородником. Из разных стран мира Смоктуновский привозил семена. У него в огороде все было по науке и с размахом. В то время как на моей единственной маленькой грядке рос­ло все вперемешку — от ноготков до картошки. Дом наш был построен буквой «Г», квартира Смоктуновского — угловая на последнем, четвертом этаже, так что на балконе Иннокентий Ми­хай­­лович появлялся, как капитан на мостике своего корабля.

И вот однажды под окнами — фактически в поле — Смоктуновский начал копать клумбу, он задумал ее в форме латинской буквы «S» — первой буквы его фамилии. Но этой инициативе обрадовались далеко не все — разразилось собрание! Все люди творческие, поэтому собрание проходило бурно. Соавтор Эльдара Рязанова сценарист Эмиль Брагинский кричал: «Я хочу видеть дикую природу, а не какую-то клумбу!» И так далее. Но уже на другой день, как и во все последующие, Иннокентий Михайлович с невозмутимым видом, в майке и шортах, с перекинутым через плечо полотенцем после купания, шел поливать свою клумбу. Я жила на первом этаже, поэтому стала его сообщницей, тайно поставляла ему воду для полива.

В первый год на клумбе вырос единственный подсолнух. Он гордо возвышался над полевыми ромашками, которые росли под окнами в избытке. И опять все стали говорить, что подсолнух портит горизонтальный вид, что его надо срубить. Мы с Иннокентием Михайловичем встретились на очередных съемках, и он с большой нежностью и тревогой говорил про этот подсолнух, а я его успокаивала: «Подсолнух — это же так прелестно на фоне полевых ромашек! Так на однообразном фоне нашей актерской братии вырастает один подсолнух — вы, Иннокентий Михайлович. Он — такой же, как ромашка, но только по-другому окрашенный». — «Как-как вы сказали? — довольно переспросил Смоктуновский. — Это потрясающе! Я их (соседей) буду всегда теперь этим раздражать. А в следующем году посажу два подсолнуха, и мы будем раздражать их вместе с вами, Алла!» Мой приятель, художник Шушкалов, однажды заставший Смоктуновского за поливом, сделал его портрет. Клумба, стоит Иннокентий Михайлович, с наивными глазами врубелевского Пана, с перекинутым через плечо полотенцем, а рядом с ним — большой подсолнух в человеческий рост. На следующий год ромашки не уродились, поле покрылось красноватым клевером. Иннокентий Михайлович опять копает, что-то сажает, я ему поставляю воду для полива и с нетерпением жду, когда же вырастут два подсолнуха — один имени Смоктуновского, второй имени меня. И наконец, вырастает… один красный мак. Один! Я разочарованно говорю: «Ну, Иннокентий Михайлович, как же так…» На следующий год выросла одна белая лилия. И так далее.

Алла Демидова
«Я много снималась. Даже иногда не шила себе выходное летнее платье, потому что понимала: буду все время в игровом костюме. Съемки же почти всегда были летом, когда в театре нам давали отпуск» 1969 г.
Фото: РИА Новости

Смоктуновский хорошо понимал, кто он есть. Вот наш с ним диалог: «Иннокентий Михайлович, а вы думаете, что вы гений?» — «Да». — «По-моему, не очень хорошо так про себя говорить». — «Ну, Алла, дорогая, назовите мне хотя бы одного актера, за плечами у которого были бы князь Мышкин, Гамлет, царь Федор». — «Конечно, Иннокентий Михайлович, такого второго артиста нет — вы правы». — «Да, с этим не поспоришь!» — улыбался он.

Смоктуновский очень любил давать советы. Иногда мы с ним даже ссорились из-за этого. Когда столкнулись в кадре на фильме «Дети солнца», он мне «выдал»: «Алла, дорогая, вы неправильно произносите текст — это все ваша таганковская, московская скороговорка! Это же Горький, начало века, тут совершенно другой ритм». Я пробовала возражать, говорила, что начало века — это всегда перелом ритмов. Но он не соглашался, очень индивидуальный у него был взгляд на все.

Я тоже могла себе кое-что «позволить» по отношению к нему. Помню, идет Смоктуновский мне навстречу, улыбается, а у него нет ни одного зуба. Он тогда делал зубные протезы. Я ему говорю: «Ну, Иннокентий Михайлович, наконец-то у вас появилась индивидуальность». И в ответ — довольный хохот Смоктуновского.

— Говорят, что в жизни он иногда «играл блаженного».

— Нет, в общении он был абсолютно адекватным, очень умным и естественным человеком. Блаженного он мог сыграть, например, когда надо было выступить на собрании. Он «выбивал» и наш кооператив — надевал все свои ордена и ходил по кабинетам, разыгрывая эдакого Актер Актерыча. А так он был вполне земным человеком. Помню, я собиралась на гастроли в какой-то город, и он мне вдруг говорит: «Алла, дорогая, в этом городе такие вкусные конфеты!» И ни слова о театре или кино. Я ему, кстати, привезла эти конфеты. Конечно, и сама попробовала — самые обычные конфеты.

Когда я закончила книгу о Смокту­новском, решила ему ее прочитать. Он тогда жил у Никитских Ворот. Я пришла и прочла всю книгу вслух. Воцарилось молчание. А после паузы Иннокентий Михайлович сказал: «Алла, дорогая, по-моему, я тут у вас каким-то дурачком получился». Но его жена Суламифь Михайловна заступилась за меня: «Нет, ты очень похож, и очень правильно все написано — интонации твои». Кстати, до меня про него уже пытались написать книгу, но Смоктуновскому не понравилась, и он запретил ее издавать.

Алла Демидова с Анастасией Вертинской
«В общении Смоктуновский был абсолютно адекватным, умным и естественным человеком. Блаженного он мог сыграть, например, когда надо было выступить на собрании» С Анастасией Вертинской в фильме «Гамлет». 1964 г.
Фото: РИА Новости

— Вместе со Смоктуновским и Баталовым вы снимались в очень популярном фильме «Живой труп»…

— Да, и роль Ивана Петровича в «Живом трупе» я считаю одной из гениальных работ Смоктуновского в кино. А ведь Иннокентий Михайлович по ряду причин не хотел сниматься в этой картине. Его просто очень сильно попросили, и он согласился.

У меня там тоже могла случиться очень интересная работа. Когда я уже была утверждена на Лизу Протасову, все еще искали актрису на роль цыганки Маши. Как-то я сидела в гримерной, о чем-то разговаривала с гримером и вдруг обратила внимание на черный парик Маши. От нечего делать надела его. Сделали соответствующий грим. Мне это показалось забавным, и я попросила принести костюм Маши. Оделась. В это время на грим пришел Баталов. И он меня не узнал, хотя до этого у нас уже были совместные репетиции и съемки. Когда же понял, что я — это я, посоветовал снять мою пробу в этом образе — получилось неплохо. Я тогда была упорной, любила разные теории, и стала доказывать режиссеру Владимиру Венгерову и исполнителю главной роли Баталову, что мужчина всегда любит женщин одного типа. Они могут быть даже не похожи, могут быть блондинками и брюнетками, но типаж всегда один. И я так вскружила своей идеей им голову, что режиссер почти согласился снимать меня в двух ролях. Это было бы очень интересно не только для меня, но и для фильма. Но в это время кто-то подсказал пригласить на роль Маши Светлану Тома, у которой во внешности есть что-то цыганское, и ее пробы утвердили.

— Сложилось ли у вас общение с экранным супругом Алексеем Баталовым?

— Про Баталова я в свое время тоже написала маленькую книжечку, но он, в отличие от Смоктуновского, очень закрытый человек. Мы с ним играли в нескольких картинах и даже встречались несколько раз на отдыхе в Сочи, в санатории «Актер». Узнаваемость у Баталова была бешеная, поэтому по пляжу Алексей Владимирович всегда ходил в сопровождении кого-нибудь. Таким образом он ото всех отгораживался. Однажды я приехала в «Актер» и увидела Баталова на пляже. Когда я подошла, почувствовала, как он «подставляет» вместо себя своего спутника. Хотя потом он меня пригласил на свой творческий вечер в Сочи и даже очень интеллигентно ухаживал. Но все равно эти закрытость, отгороженность от вмешательств извне всегда в нем присутствовали. Думаю, что и болезнь дочери Маши могла отразиться на его характере. Они с супругой Гитаной жили особой закрытой жизнью — все было подчинено здоровью дочери. Например, они никогда не летали вместе одним самолетом. Потому что, если вдруг что-то случится, нельзя, чтобы случилось с ними обоими одновременно, иначе с кем же останется Маша?

Алла Демидова с Василием Ливановым
С Василием Ливановым в фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей». 1981 г.
Фото: Архив 7Дней

Смоктуновский — театральный актер. А Баталов — киноактер. Это совершенно две разные профессии — разные манеры игры и разная манера существования. Со Смоктуновским на съемках можно ссориться, ругаться, «трепаться» и пить чай в перерывах, а с Баталовым — ничего подобного! Это всегда уединение, это всегда концентрация на себе. Кстати, я Баталову свой текст о нем даже не давала читать и не знаю его мнение.

— А дети Высоцкого на вашу книгу о Владимире Семеновиче как-то отреагировали?

— Первая книга, которая была написана о Высоцком на русском языке, была именно моя. Отзывов на нее со стороны детей Володи я не слышала. Но знаю, что они отреагировали на книгу воспоминаний Марины Влади о Высоцком (Никита Высоцкий выступил с резкой критикой. — Прим. ред.). Тогда обсуждалось создание музея Высоцкого, под проект открыли маленький фонд. И свой первый гонорар за эту книгу я, естественно, вложила в этот фонд. После выхода книги мне приходило много писем, иногда с неизвестными фотографиями Владимира Семеновича — и все это я отдавала в фонд будущего музея. Кстати, книга о Высоцком переиздавалась несколько раз и в декабре вышла отдельным томом в собрании моих литературных произведений.

— Помните ваше знакомство с Мариной Влади?

— Само личное знакомство не помню. Но Влади ведь тоже легенда, которая просто еще не превратилась в миф. Мы все в СССР смотрели «Колдунью». И исполнительница главной роли, и сама картина произвели на советского зрителя ошеломляющее впечатление — все девушки стали носить волосы под «колдунью», и вообще Влади была у всех на устах. Кстати, у Высоцкого до Марины была продолжительная любовная история с Таней Иваненко — актрисой нашего театра, так у нее тоже волосы и прическа были как у «колдуньи». Это к моей теории о том, что мужчины любят один тип женщин.

Когда прошел слух, что у Высоцкого роман с Мариной Влади, многие просто не поверили. Представить себе, что твой коллега, не слишком уж знаменитый актер, вдруг ухаживает за такой звездой, было сложно. Конечно, на кинофестивалях случались всякие истории, но так чтобы серьезно?! Однако вскоре слухи о романе подтвердились, и все закончилось браком. Володя с Мариной. Какое-то время они жили у моего друга Вани Дыховичного в районе метро «Парк культуры». И однажды Марина, Володя, Ваня, мой муж (сценарист Владимир Валуцкий. — Прим. ред.) и я поехали в ресторан «Архангельское». Тогда посещение этого ресторана считалось признаком «сладкой жизни». В какой-то момент мы оказались с Мариной вдвоем, и она вдруг мне призналась: «Трудно, очень трудно… Надо, наверное, как-то менять жизнь, потому что отношения с Володей — это что-то очень хлипкое, это не стенка, на которую можно было бы опереться в старости». Я спросила: «Ну и как можно поменять жизнь? Что, разводиться?»

Алла Демидова с Алексеем Баталовым
«Узнаваемость у Баталова была бешеная, и он ото всех отгораживался. Эти закрытость, отгороженность от вмешательств извне всегда в нем присутствовали» С Алексеем Баталовым в фильме «Время отдыха с субботы до понедельника». 1984 г.
Фото: East News

Потом, когда им дали квартиру на Малой Грузинской, я однажды зашла по какому-то делу. Влади встретила меня с дрелью. Я ее спросила: «Марина, вы что, сами сверлите эти стены? А где Володя?» — «Ну, как настоящий русский мужик, валяется на диване и читает книгу», — с иронией ответила она. Сама Марина — абсолютная француженка по менталитету. Помню, была первая годовщина смерти Володи. А на другой день мы с Влади случайно оказались в одном самолете. Я летела к друзьям в Париж, а она с поминок домой. Этим же самолетом летела французская туристическая группа. И Марину, как ни странно, никто не узнавал. Она сидела с краю, а я около окна. А французам не сиделось на месте, они все время бегали по салону и задевали Маринины волосы. Она терпела-терпела и выругалась: «Знали бы они, кто я вообще, сейчас бы уже на коленях приползли». Вышли мы в аэропорту, спускаемся по эскалатору, стоим лицом друг к другу. И Марина вдруг на моих глазах начинает меняться: она хорошеет, она светлеет, она становится красавицей — превращается в легенду Марину Влади. Я первый раз в жизни увидела такое удивительное перевоплощение. Мы спустились, и она меня познакомила с невысоким, некрасивым мужчиной, который ее встречал. Им оказался знаменитый онколог, который впоследствии стал ее мужем и, кстати, лечил Тарковского.

В Париже я жила практически каждый год по два месяца, у меня там были хорошие друзья. Но в гости мы с Мариной друг к другу не ходили — мы с ней антиподы. Правда, время от времени встречались. В 1977 году Театр на Таганке впервые приехал на гастроли в Париж. И Володя Высоцкий пригласил Юрия Петровича Любимова, Ваню Дыховичного, Веню Смехова и меня в гости к сестре Марины Влади Одиль Версуа — тоже знаменитой актрисе. Версуа — ее актерский псевдоним, а в семье ее звали Таней. Она была замужем за графом. У них был прекрасный огромный дом, как во французских исторических фильмах, с каменным двором и прочими атрибутами роскошной жизни. Я представляла себе, что иду на званый ужин в дворянском стиле с красивым изысканным столом… И каково было мое изумление, когда Таня, чтобы нас порадовать, приготовила… большую лохань русских котлет.

Благодаря Влади Володя много поездил по свету — побывал в разных странах. И с каких-то пор стал меняться. Помню, Боря Хмельницкий сказал мне: «Ты посмотри, у Володи даже волосы стали совершенно другие...» Постепенно Володя стал отделяться от театра… В последний год жизни Высоцкого, когда мы с ним репетировали спектакль по Теннесси Уильямсу «Игра для двоих», я многое про него поняла. И не очень удивилась, когда на прогон первого акта нашего спектакля никто из актеров не пришел. В зале сидели только два человека: Давид Боровский, художник нашего спектакля, и его друг. Кто же мог знать, что этому спектаклю не суждено будет выйти — Володя Высоцкий не доживет до премьеры. Спектакль был про двух актеров — брата и сестру. Сестра по сюжету принимает наркотики. Я, сказать честно, не знала, как играть зависимого человека. И Володя мне подробно стал про это рассказывать. Так я и узнала о его болезни. В театре, естественно, никто об этом и не подозревал. Думаю, что, кроме меня, знали только два человека: его ближайший друг Ваня Бортник и администратор, который помогал Володе наркотики доставать.

Алла Демидова с Олегом Басилашвили
«На съемках «Живого трупа» я стала доказывать, что мужчина всегда любит женщин одного типа. Они могут быть не похожи, могут быть блондинками и брюнетками, но типаж один. И я так вскружила своей идеей им голову, что меня почти согласились снимать в двух ролях» С Олегом Басилашвили в фильме «Живой труп». 1968 г.
Фото: РИА Новости

— С Высоцким вы не только работали в театре, но и снимались в кино в фильме «Служили два товарища».

— С нами в этой картине еще снимался директор нашего театра Николай Лукьянович Дупак. Он играл командующего армией. Это Высоцкий «втащил» его в картину. В то время нас очень неохотно отпускали из театра сниматься в кино. Но если с нами снимался сам директор, то он же нас и «покрывал». Хотя вообще у Володи была манера «тащить» в картины своих друзей и знакомых. Например, в фильм «Место встречи изменить нельзя» Высоцкий порекомендовал Ваню Бортника, очень хотел, чтобы и я там сыграла, правда, не знаю, какую роль. Но я тогда категорически не хотела ездить на Одесскую киностудию. Как известно, результат превзошел все ожидания — картина стала кинохитом.

— Это ведь не единственный случай, когда вы отказались сниматься, а фильм стал суперпопулярным?

— В семидесятые годы я очень много снималась. Даже иногда не шила себе выходное летнее платье, потому что понимала: буду все время в игровом костюме. Съемки же почти всегда были летом, когда в театре нам давали двухмесячный отпуск. Почти ни один сценарий не проходил мимо меня. Но я была очень разборчива, а в результате оказалась «ни с чем». Потому что сегодня смотрят именно те фильмы, от которых я в свое время отказалась, а многие картины с моим участием забыты. Например, мой сосед по даче Эльдар Рязанов меня приглашал сниматься в «Служебный роман» и в «Гараж». Но я никогда не играла бытовые роли и всегда от них отказывалась. Я любила эксперименты. А эксперименты, как известно, надолго в памяти не остаются.

— К экспериментальному кино, думаю, можно отнести картины Рустама Хамдамова и Киры Муратовой. А почему вы сыграли только в двух поздних картинах Муратовой?

— А раньше мы просто не были знакомы. Мы с ней случайно встретились на банкете на каком-то кинофестивале в Прибалтике. Ни я, ни она не любим такого рода мероприятия, поэтому и оказались в одном углу, где скрылись от суеты. Разговорились о кошках и о собаках и друг другу понравились. После этой встречи прошло довольно много времени, и вдруг мне поступает предложение от Муратовой сняться в фильме «Настройщик». Я даже удивилась, что Кира вдруг позвала меня.

Алла Демидова
«Я была очень модной девочкой. Слава Зайцев с удовольствием меня одевал, говорил: «Какая Аллочка! Одни плечики — и больше ничего, на нее легко шить все что угодно» 1969 г.
Фото: Legion-Media

— И вы снялись в этой картине вместе со своей собачкой?

— Собака оказалась в фильме случайно. Кира приезжала в Москву для репетиций и жила в здании украинского посольства за мэрией Москвы. Это недалеко от меня, поэтому к ним на репетиции я ходила пешком со своим пекинесом Микки, чтобы заодно он и погулял. Микки сидел с нами на репетициях и всех очаровал. Тогда я предложила Кире: «А давайте я буду сниматься вместе с Микки, смотрите, какой он милый». — «Ну да, Алла, а потом при монтаже мне надо будет думать не об актерах, а о собаке. Где именно Микки находится в предыдущем кадре: в кресле, на полу или на руках. Снимать животных — это целая проблема, никогда в жизни я этого делать не буду», — ответила Кира очень нервно. Потом она уехали домой в Одессу и вдруг мне звонит: «Алла, я придумала, ты будешь носить Микки все время на руках! И все — мне не придется думать о монтаже». А пекинес мой уже старенький был, облезший, поэтому мне приходилось в кадре прикрывать его проплешины руками. Помню, как-то в Одессе иду я по улице, несу Микки. И какая-то женщина незнакомая останавливает меня и спрашивает: «Это у вас кошка или собака?» Я говорю: «Собака». — «А какой породы?» — «Пекинес». — «Пекинес? Пекин, китаец… А глаза русские!» Это потрясающе — то, что мы называем одесским юмором, на самом деле просто их манера говорить!

— Вспоминая о ваших фильмах, странно было бы не упомянуть «Щит и меч». Он был очень популярен. Что можете рассказать о работе со Станиславом Любшиным?

— В Любшина мы были все тайно влюблены. Потому что он на площадке был такой красивый, мягкий и пушистый… А в жизни он другой — ершистый, знает себе цену. Но, кстати, когда Любшин стал режиссером и снимал фильм «Три года» по Чехову, он меня позвал на главную женскую роль. Однако его сорежиссер Дмитрий Долинин был настроен категорически против меня, и я не сыграла. Также, например, у меня не сложилось с фильмом «Двадцать дней без войны». Герман хотел меня снимать, но воспротивился автор сценария Константин Симонов… А Станислав Любшин еще хотел перетянуть меня во МХАТ, все время зазывал. Но дружеского общения у нас не сложилось, хотя мы и соседи по даче.

— А где снимался «Щит и меч»?

— За границей. Помню, как я прилетела в Берлин, вышла из самолета и вдохнула берлинский воздух… Он пах другим бензином, другим табаком, дезодорантом... А мы тогда слова «дезодорант» даже и не знали. Мне потом сказали, что есть такие духи, «Берлинский воздух» — так и называются. Еще вспоминаю маленький городок Баутцен, мы снимали там массовую сцену праздника, когда люди на площади пьют пиво и веселятся. В качестве массовки были задействованы чуть ли не все жители городка. Им разливали настоящее пиво. Они были так этим довольны, что вошли в раж и пустились в воспоминания о старых временах, получился настоящий праздник!

Владимир Высоцкий и Марина Влади
«Когда прошел слух, что у Высоцкого роман с Влади, многие не поверили. Представить, что твой коллега, не очень знаменитый актер, вдруг ухаживает за такой звездой, было сложно. На кинофестивалях случались всякие истории, но так чтобы серьезно?!»

Однажды в перерыве мы с Олегом Янковским отправились прямо в наших эсэсовских костюмах в ближайшее кафе попить кофейку и перекусить. Когда мы вошли, все посетители и персонал с открытыми от изумления ртами развернулись на нас — наступила неловкая тишина… Людям и в голову не могло прийти, что в таком виде мы пришли со съемочной площадки. После этого случая нам стали выдавать какие-то длинные плащи, чтобы мы закрывали ими в перерывах наши эсэсовские костюмы.

— Как вам платили там?

— Суточные платили марками, а гонорар был мизерный рублевый. Все эти байки о том, как актеры возили с собой за границу запасы еды и готовили в номерах, не про меня. После фильма «Щит и меч» я много ездила за границу, в том числе и с Таганкой, и никогда в жизни ничего с собой не вози­ла. Я человек безбытный, никогда не готовлю впрок и не люблю ходить по магазинам. Поэтому мне приходилось суточные тратить на еду.

— А одежду из-за границы привозили? За вами давно закрепился титул стильной артистки.

— Да, раньше я была очень модной девочкой. Слава Зайцев с удовольствием меня одевал, говорил: «Какая Аллочка! Одни плечики — и больше ничего, на нее легко шить все что угодно». Я ходила в зайцевских платьицах, и была в этом смысле очень избалованная. Поэтому всегда удивлялась, что люди за границей покупали такие же маечки или джинсы, которые носят на родине, только другого цвета.

— Я слышал, что вы покупали одежду от знаменитой Сони Рикель и даже были с ней знакомы.

— В Париже на бульваре Сен-Жермен есть два прекрасных кафе: «Дё маго» и «Де флёр», а напротив находился магазин Сони Рикель. Однажды я сидела в кафе «Дё маго», вся в белом и в белой же шляпке, которую недавно где-то купила. И вдруг вошла Соня Рикель и стала пристально на меня смотреть — я отличалась от остальных посетителей. Кто-то нас представил, она подсела за наш столик, и мы пообщались. После этого у меня появилась скидка в двадцать процентов в магазинах ее фирмы. Потом эта же шляпка удивила Сергея Параджанова. Когда были гастроли Театра на Таганке в Тбилиси, он пригласил всех наших артистов к себе в гости. Я где-то задержалась и пришла, когда веселье было уже в разгаре. Посреди двора стоял колодец, заполненный вместо воды вином, а в нем плавали гранаты и другие фрукты. Гости, как в сказке, просто зачерпывали вино из колодца… А с неба свисал черный кружевной зонт. «Ой, какой красивый зонтик!» — восхитилась я. 

Алла Демидова с Николаем Гринько и Маргаритой Тереховой
С Николаем Гринько и Маргаритой Тереховой в фильме «Зеркало». 1974 г.
Фото: Мосфильм-Инфо

Хозяин тут же спустил его с небес на землю и вручил мне. «Отрежь его ручку и носи на груди, как талисман! Видишь, какая уникальная работа, это сделали саксонские мастера». А про мою шляпку Параджанов сказал: «Алла, как же это красиво — шляпы… Теперь все наши кикелки (девушки. — Прим. ред.) будут так ходить! Я заставлю их носить шляпы». И вскоре он сделал свою знаменитую коллекцию шляп, которые экспонировались отдельной выставкой. Сергей знал, что с Эфросом мы репетируем «Вишневый сад». И однажды ночью у меня в Москве раздался звонок. Звонил молодой грузинский священник, который сказал, что привез от Параджанова для меня шляпы и их нужно срочно забрать. И хотя была ночь и гроза, я бросилась по названному адресу… И шляпы, и коробки из-под них были просто невероятные, а история каждой из них заслуживает отдельного рассказа.

— В вас, советской актрисе, всегда поражало умение все это носить, держаться аристократически… Алла Сергеевна, а из какой вы семьи, где родились?

— В Москве, на Балчуге. В квартире жили две семьи: соседи в трех комнатах, и в одной комнате — мы. Когда мама приехала в Москву из Владимира, жила у родственников. А папа — коренной москвич. И он, видимо, сильно в нее влюбился. Мама поставила условие: «Я выйду за тебя замуж, только если ты мне купишь комнату». А в начале 30-х годов в Москве еще можно было ее купить. Так появилась наша комната на Балчуге. После свадьбы мама повезла папу во Владимир знакомить с родителями, потом она осталась там на несколько дней. А отец уехал в Москву, его ждала учеба. И на вокзале его арестовали — это был 1932 год. По сути, его арестовали ни за что, может быть, за фамилию. По фотографиям и по воспоминаниям родственников я понимаю, что папа действительно был особой кости. Многие в их роду были высокие, красивые, поджарые. А еще отец, видимо, отличался дисциплинированностью, не было в нем анархии, бунтарства, поэтому из ссылки он вернулся раньше на год. Он приехал неожиданно, когда у мамы уже был другой человек на примете. Но она рассказывала, что пожалела супруга, и через год родилась я. А в начале войны папа записался добровольцем на фронт, откуда не вернулся. Погиб зимой 1945 года при освобождении Варшавы.

Алла Демидова
«Мой сосед по даче Эльдар Рязанов меня приглашал сниматься в «Служебный роман» и в «Гараж». Но я не играла бытовые роли. Я любила эксперименты. А эксперименты, как известно, надолго в памяти не остаются...» В фильме «Стакан воды». 1979 г.
Фото: Мосфильм-Инфо

Помню послевоенные елки в Ко­лонном зале Дома союзов. Карна­вального костюма у меня не было, потому что семья жила, мягко говоря, аскетично. После представления дети выстраивались в очередь за подарками, которые в сказочных домиках выдавали волшебница, факир… Я всегда простаивала в очереди к волшебнице-сказочнице. Меня тянуло почему-то именно к ней... А на вопрос взрослых: «Кем ты хочешь стать?» — всегда отвечала: «Великойактрисой», именно так, в одно слово, называлась профессия моей детской мечты.

— А была ли традиция празднования Нового года в вашей семье?

— Нет, у нас в семье такой традиции не было. В детстве я была предоставлена в основном самой себе. На каникулы меня отправляли к бабушке под Владимир. Семья бабушки была старообрядческой. А старо­обрядцы ведь не очень чтят такой светский праздник, как Новый год. Зато у бабушки мы отмечали Рождество, Святки, Крещение — январские праздники, это я очень хорошо помню. Мы, дети, рядились, катались с горок, ходили по избам, и нам давали какие-то сладости… Кстати, мне недавно это аукнулось. Я была в Стокгольме как раз под Новый год. И вот там я увидела абсолютно хрестоматийное Рождество: освещенные окна, в которых горели свечки, новогодние венки на дверях, все украшено игрушками… И дети, которые по вычищенным улочкам бегали из дома в дом и поздравляли друг друга. Эта атмосфера напомнила мне празднование Святок в моем детстве. И хоть у нас все было совершенно другое, но по духу и сути — то же самое. С мужем Владимиром Валуцким на Новый год мы чаще всего ходили в гости, обычно отмечали в компании. И только последние годы, когда Володя уже болел, мы оставались дома вдвоем.

— Алла Сергеевна, а в кино вы сейчас снимаетесь?

— Последней на сегодняшний день моей ролью в кино стала Баба-яга. Я сыграла ее в картине Рустама Хамдамова «Мешок без дна». В сложном костюме и гриме, с тачкой в руках, сгорбившись, я ковыляла по лесам и болотам. Но фильм того стоил! С Рустамом мы дружим уже давно. Помимо того что он уникальный режиссер, он еще и потрясающий художник. И я очень благодарна Рустаму Хамдамову за то, что он мне помог в оформлении обложек моих книг. Уже вышли первые три тома: «Ахматовские зеркала» — мои комментарии к «Поэме без героя»; «Гастрольные заметки» («Письма к Тому») и третья книга — о Владимире Высоцком. А в этом году выйдут еще три тома: одна книга об Анатолии Эфросе и «Вишневом саде», другая — о друзьях и третья — «Вторая реальность» — заметки о профессии. Приглашаю всех читателей журнала «7 Дней» на презентацию этих книг с моим участием 16 января в 19:00 в книжный магазин «Москва».

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Как коронавирус изменил мир и медицину
Пандемия коронавируса, начавшаяся в конце 2019 года, изменила мир, и не только медицинский: многие компании отправили своих сотрудников на удаленку, стремительно стали развиваться различные онлайн-сервисы, люди начали более трепетно относиться к своему личному пространству, повысился уровень личной и общей гигиены и т. д.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог