Александр Иншаков: «Владимир Высоцкий интересовался карате и не любил милицию»

«Андрей Миронов больше всего волновался перед сценой, в которой его должны были избивать наемники....
Павел Соседов
|
02 Октября 2022
Александр Иншаков. Фото
Александр Иншаков
Фото: Александр Саверкин/ТАСС

«Андрей Миронов больше всего волновался перед сценой, в которой его должны были избивать наемники. Дело в том, что в студенческие годы во время зачета по сцендвижению они с товарищем демонстрировали заранее отработанную драку. Уж не знаю, что пошло не так, да только одногруппник со всей дури засандалил Андрею по лицу. Миронов попал в больницу», — рассказывает президент Ассоциации каскадеров России, артист, режиссер и продюсер Александр Иншаков.

— Александр Иванович, этот год для вас юбилейный — 75 лет! А любимой всеми комедии «Человек с бульвара Капуцинов», в которой вы выступили постановщиком трюков, исполнилось 35 лет. Двойной юбилей!

— Когда я пошел к Алле Ильиничне Суриковой на переговоры по поводу «Человека с бульвара Капуцинов», у меня уже была команда каскадеров из моих учеников. С Суриковой мы засели смотреть зарубежные ковбойские боевики — вестерны. Задача была: снять картину о Диком Западе, но в комедийном ключе, с юмором. Поэтому все трюки, которые мы с режиссером запланировали, требовалось сделать еще и смешными. Алла Ильинична грозилась: «Завтра придешь без смешного трюка, разговаривать не буду!»

Под Феодосией мы принимали участие в строительстве декораций захудалого американского городка. Поэтому нам, каскадерам, был известен каждый гвоздик. Мы заранее продумывали, где и какие трюки будем исполнять. Мне очень жаль, что начальству, от которого зависела судьба этого «городка», не хватило ума его по завершении съемок сохранить. Наш «городок» мог бы послужить и другим киношникам, и стать туристической достопримечательностью.

— В этом фильме вы сыграли множество эпизодических ролей.

— Но главное, что от меня требовалось, — ставить драки и трюки и дуб­лировать актеров в сложных сценах. Пришлось даже в женское переодеваться. В картине есть сцена, как горожанки несут героя Андрея Миронова на руках. Миронов был достаточно тяжелым парнем, не очень спортивным. И крепких женщин, способных его поднять, было не найти. Поэтому нас, четверых каскадеров, переодели в дам. Конечно, мы дурачились, смеялись. У Андрея было безмятежное настроение: самые сложные сцены, которых Миронов опасался, оказались позади.

— А чего именно он опасался?

Андрей Миронов, Александра Яковлева и Александр Иншаков
«У Миронова после больницы остался рефлекс. Он боялся постановочных драк. Для убедительности я выбил ногой у товарища изо рта сигарету, даже не коснувшись его, и тогда Андрей успокоился» Андрей Миронов, Александра Яковлева и Александр Иншаков в фильме «Человек с бульвара Капуцинов». 1987 г.
Фото: Legion-media

— Он волновался перед сценой, в которой его ночью должны были избивать наемники. Их, конечно, играли мы. Потом появлялся герой Караченцова и всех раскидывал. Коля, кстати, приехал на съемки с травмированной ногой, он же теннисом увлекался… Его дублировал наш каскадер Вася Шлыков. Когда мы его переодели в костюм Караченцова, все поразились их сходству. А Миронов боялся этой сцены. В студенческие годы, когда он учился в Щукинском училище, во время зачета по сцендвижению они с товарищем демонстрировали заранее отработанную драку. Уж не знаю, что пошло не так, да только одногруппник со всей дури засандалил Андрею по лицу. Миронов попал в больницу. И у Андрея рефлекс остался. Боялся он постановочных драк. Мы объясняли, что каскадеры будут предельно аккуратны. Для убедительности я выбил ногой у товарища изо рта сигарету, даже не коснувшись его, и тогда Андрей успокоился. А уж когда мы сцену сняли благополучно, Миронов проникся к нам самыми дружескими чувствами.

Пришлось поволноваться и Олегу Табакову. По сценарию его герой, хозяин салуна, приходит к герою Боярского с предложением убить мистера Фёста и протягивает бандиту порт­моне с деньгами. Но как этот кошелек забрать? Я говорю: «Очень просто, кнутом». — «Как это кнутом?» — изумились все. Я показываю, как с помощью хлыста можно захватить и выдернуть портмоне. Тут уже занервничал Олег Павлович. «Не беспокойтесь, — говорю, — я этот трюк буду сам делать». Переодели меня в костюм Черного Джека и на общем плане я забрал кошелек из рук Табакова. А на крупном плане уже было лицо Боярского.

— Как себя вела на съемках Александра Яковлева? Говорят, она была очень капризная…

— Ну да, она взбалмошной девчонкой была. Но со мной дружила, я же ее на руках носил. В сцене, когда на город нападают индейцы, она первая влетает на коне на площадь, кричит: «Каманчи!» И без чувств падает мне в руки. Мне поставили задачу: ловить Яковлеву, но не сказали, что делать после. И вот первый дубль: ловлю Александру, начинаю с ней бежать, а куда — не знаю. «Вашу мать, кричу, — куда ее тащить?!» Она потом смеялась: «Хорошо ты со мной: куда ее тащить…»

— Трюки с лошадями тоже были в вашей ответственности?

— Это была коллективная работа. В съемках принимали участие четыре группы каскадеров: из Москвы, Ленинграда, Прибалтики и Киева. Мы все старались друг друга переплюнуть — а здоровая конкуренция всег­да порождает хороший результат. В помощь Суриковой командировали кавполк. Но командир оказался с гонором, что-то ему не понравилось — он отдал команду сворачиваться, и кавполк уехал. Группа осталась без лошадей. В итоге мы стали ловить одичавших лошадей, которых приходилось объезжать, или отнимали у ­конокрадов.

— Да вы что! Как это было?

Александр Иншаков с Леонидом Ярмольником и Владимиром Машковым
С Леонидом Ярмольником и Владимиром Машковым на съезде Союза кинематографистов. 2009 г.
Фото: РИА НОВОСТИ

— Помогали местные пацаны. Они знали, где живут конокрады, а мы приходили и забирали у них лошадей «в пользу государства». В этом фильме много моих личных и наших командных ноу-хау. Например, мы первые придумали, как падать с крыши с высоты 5—7 метров на голую землю. Мы зарывали в землю мат, полностью засыпали его, и в кадре все выглядело, как будто человек падает на твердую поверхность. В такой сцене я дублировал Леню Ярмольника — он по сюжету падал с башни. С Леней мы подружились еще раньше. Встретились на музыкальной картине «Про кота...». Ярмольник играл этого самого кота, которому приходилось скакать по деревьям. А меня как раз и пригласили «скакать» — дуб­лировать главного героя.

Оператор «Капуцинов...» Гриша Беленький стал моим товарищем. Мы с ним постоянно на что-то спорили. Говорит: «В следующей сцене ты должен томагавком попасть в ту форточку. Спорим на ящик шампанского, что не попадешь?» — «Спорим». Кидаю топорик и попадаю. А за этим окошком, как оказалось, сидел наш пиротехник. А мы его предупредить забыли. Тот от неожиданности чуть дара речи не лишился. А я выиграл шампанское.

— А посиделки на съемках были?

— В свободное время мы собирались в местном ресторанчике. Правда, с продуктами все было печально — эпоха дефицита. А сотрудницы этого заведения ко мне очень хорошо относились. Поэтому, когда нужно было что-то заказать навынос, Андрей Миронов мне говорил: «Саша, давай, тебя там любят!»

Смешная история со мной случилась по окончании съемок. «Отходной день» — вечером гуляем группой. Я особенно не выпивал — бокал вина, и достаточно. А народ загулял. Я уже спал, когда в дверь номера постучали. Открываю. Стоят три девчонки из нашей группы: «Саша, можно мы у тебя переночуем? А то у нас все напились и все кровати в номере заняли». У меня двухместный номер, говорю: «Хорошо. Оставайтесь». Легли спать. Ночью просыпаюсь и слышу разговор: «Девочки, мы где?» — «У Иншакова». — «Ой, стыд какой… Пошли отсюда!» Девушки уходят, а через полчаса возвращаются: «Саша, негде спать…» Я говорю: «Оставайтесь, больше не бегайте».

Утром я, оператор и директор картины пошли на рынок. И там одна торговка молодая, такая разбитная, спрашивает: «А кто у вас в таком-то номере живет?» И называет мой номер. Уточняю: «А что такое?» — «Ой, там у вас та-а-а-кой мужик. К нему часа в два ночи пришли три девушки — так он с ними до пяти утра развлекался. А в пять они ушли, но через полчаса еще три пришли». Я, наивный, даже не понял, что она имеет в виду. Говорю: «А что тут особенного? Это мой номер». У продавщицы бровь поползла вверх. «Ребят, у нас сегодня вечеринка будет — приходите», — сказала она. И многозначительно посмотрев на меня, добавила: «И вы тоже».

— Вам повезло поработать и с другим выдающимся комедиографом — Леонидом Гайдаем. Вы были постановщиком трюков на двух его последних картинах: «На Дерибасовской хорошая погода…» и «Частный детектив, или Операция «Кооперация»…

Владимир Высоцкий и Владимир Конкин
«Я говорю: «Это к нам, Высоцкий, пустите его». — «А мы не знаем никакого Высоцкого», — отвечают двое в милицейской форме. И вдруг меня осеняет: «Идиоты, это же Жеглов». Они: «Да? Товарищ Жеглов, проходите!» Владимир Высоцкий и Владимир Конкин в фильме «Место встречи изменить нельзя». 1979 г.
Фото: Kino-teatr.ru

— Да, я официально работал у Гай­дая на этих фильмах. Но, честно признаюсь, работы там для меня особой и не было. Для первого фильма нужно было драку поставить для Димы Харатьяна — он все-таки супермена играл, а во втором научить его же красиво пробивать стену ногой. Зато мне, как члену съемочной группы фильма «На Дерибасовской…», предоставилась возможность полететь в Америку. Это был мой первый выезд за рубеж. Так случилось, что я оказался в одном самолете с Леней Ярмольником, Сашей Абдуловым, Андреем Макаревичем и Ларисой Удовиченко — моими товарищами. Они летели в Нью-Йорк на заработки. Наши артисты выступали там в школьных актовых залах, в синагогах, в ресторанах. Зарабатывали за вечер по 100—200 долларов и были счастлив­ы.

В аэропорту артистов встречал их импресарио, он заказал в аэропорт лимузин. А так как жить нам выпало в одной гостинице, ребята взяли в машину и меня. Едем мы, ничего не подозревая, в лимузине, болтаем, отдыхаем после долгой дороги. А оказалось, водитель вез нас по хайвею по встречной полосе. Узнали мы об этом, когда нас тормознул ошалевший полицейский. Тут и выяснилось, что водитель не местный и, не зная дороги, он выехал на хайвей. Шокированный страж порядка сопроводил нас до безопасного места без последствий для водителя.

Так как работы в Америке на съемках у меня почти не было, я ездил с товарищами на их выступления. В районе Брайтона, где жила русская община, складывалось полное ощущение, что я нахожусь в СССР, достигшем-таки времен изобилия, — кругом продуктовые магазинчики с уникальными советскими товарами, пельменные, блинные… В ресторане «Одесса» собиралась вся местная «мишпуха». Помню, Ленька Ярмольник, подготавливая сцену к выступлению, бегал по залу с проводами, а помогал ему маленький, усатый, худенький человечек. Ленька его там гонял. А я смотрю, и лицо его кажется знакомым. Говорю: «Леня, по-моему, ты горячишься. Парень этот вроде известный шансонье...» — «И правда, — пригляделся Ярмольник. — Хорошо, пинка ему не дал». Это был Вилли Токарев.

— А как вы стали каскадером?

— Я был профессиональным спорт­сменом, занимался гимнастикой, борьбой, боксом. Чтобы подзаработать, мы с товарищами-спортсменами бегали сниматься в массовках. Так что тропинки на киностудии были хорошо известны. А еще я подрабатывал в Суриковском институте натурщиком. Там познакомился с Сашей Рукавишниковым — он учился на скульптора. Саша занимался карате и привел меня на тренировку в школу «Фрунзенец» на Маяковке. Мне очень понравилось. И атмосфера, и отношение ребят друг к другу, да и драться мне в то время было, честно говоря, интересно. Так, с начала 70-х, я начал заниматься карате. Как раз в то время в СССР появились фильмы с Брюсом Ли, в них подкупало все: дух, техника боя, благородство. И мы учились приемам, укрепляли свой дух.

В нашу школу карате посмотреть на тренировки иногда приходил Володя Высоцкий, бывало даже с Мариной Влади. Он не занимался, но интересовался. Поражался: «Как вы ломаете доски эти?» Я говорю: «Тебе пробовать не стоит». Высоцкий мечтал снять фильм «Зеленый фургон». Хотел пригласить меня и Сережу Шаповалова (впоследствии выдающегося каратиста) поработать с ним. Ему, конечно, не дали это снять. И позже появился фильм «Зеленый фургон» с Харатьяном.

А в 1979 году в «Лужниках» проходил первый чемпионат Москвы по карате (Александр Иншаков стал абсолютным чемпионом. — Прим. ред.). Высоцкий мне позвонил: «Саша, завтра приеду к вам на чемпионат, встречай». В тот день к залу было не пройти — нагнали со всей страны силовиков, милиционеров — было усиление перед Олимпиадой. В зале подбегает кто-то из ребят: «Слушай, там Высоцкий приехал, а его не пускают». Выхожу прямо в кимоно, стоит Володя с сыном Аркашей. Я говорю охране: «Ребята, это к нам, Высоцкий». — «А мы не знаем никакого Высоцкого», — отвечают двое в милицейской форме. Я говорю: «Вы чего, обалдели?! Володя, проходи» Они: «Нет-нет». Думаю: сейчас я им заряжу обоим. И вдруг меня осеняет, говорю: «Идиоты, это же Жеглов». Они: «Да? Товарищ Жеглов, проходите!» Когда Высоцкий появился — весь зал встал!

Владимир Кузьмин
«Однажды, когда наши «страсти» c Сотниковой поутихли, она ко мне обратилась: «Саша, а можешь дать материал наших исторических сцен? Хотим клип сделать». У Веры тогда в разгаре был роман с Володей Кузьминым»
Фото: Personastrars.com

Не прошло и года, как летней ночью в четыре утра у меня раздался телефонный звонок: «Вовы нету». Я ничего не понял, кладу трубку, но думаю: а голос-то знакомый, похоже на Севу Абдулова. Мы с Всеволодом приятельствовали, а с Высоцким они были лучшими друзьями. Перезваниваю, никто не берет. А утром выясняется, что Володя умер. Коллектив нашей центральной школы карате попросили организовать охрану театра в день похорон. Дело в том, что милицию Высоцкий не любил, поэтому следить за порядком в театре и попросили нас — милицию в зал мы не пустили. Всю церемонию прощания я простоял в ногах у Володи. Меня потрясло, сколько людей пришло проститься, и какие люди, и какая была реакция. Только тогда я осознал, кого мы потеряли... Когда вышли с гробом на улицу на свет, глазам не поверил: люди сидели на крышах, висели на фонарных столбах. И вдоль всего пути катафалка до кладбища стояли толпы…

А год спустя в СССР запретили карате. Незадолго до этого Алексей Бо­рисович Штурмин, президент Феде­рации карате Советского Союза, попросил меня: «Саша, моему товарищу, который работает в кино, нужно помочь». Так я попал на площадку картины «Санта Эсперанса», которую в СССР снимал чилийский режиссер Себастьян Аларкон. Режиссеру нужен был человек, владеющий единоборствами, который мог бы поработать с актерами. Все от меня зависящее я сделал. Даже привлек на съемки товарищей-спортсменов. На этой картине на меня обратила внимание ассистент по актерам Галя Бабич и уговорила продолжить работу в кино. Помню, ко мне на тренировку заявилась съемочная группа картины «Ответный ход» Михаила Туманишвили. Они пришли всем коллективом меня уговаривать. Я говорю: «А зачем меня уговаривать? Я с удовольствием поработаю!» На этой картине я уже как постановщик участвовал в процессе с самого начала. И кинопроцесс меня захватил. Я стал практически через день появляться на «Мосфильме». С Михаилом Иосифовичем поработал и на следующих его картинах: «Полоса препятствий», «Одиночное плавание».

— Вашим режиссерским и продюсерским дебютом стал фильм «Крестоносец». И уже вы пригласили Туманишвили сорежиссером.

— Как актер я много работал с режиссером Сергеем Тарасовым. Одна из картин называлась «Цена сокровищ» — у меня была главная роль. По завершении съемок Сергей Сергеевич сказал: «Саша, хочу, чтобы в следующем проекте ты был моим сорежиссером». Я, конечно, согласился. И появился сценарий «Граф Роберт Парижский». С этим фильмом мы запустились на Телевизионном объединении «Экран», я сорежиссер, продюсер и исполнитель главной роли. Это начало 90-х — в стране начались печально известные события, финансирование прекратилось. Я стал думать, как выйти из ситуации, обратился к друзьям, товарищам, кто занимался бизнесом. У моего приятеля была авиакомпания, которая с турками работала, и нашей группе предоставили возможность бесплатно летать в Турцию на съемки. Мы с Сергеем Сергеевичем от­правились в Стамбул на выбор натуры. Места нашли сумасшедшие — я никогда не думал, что в Турции такое увижу. Собрали великолепную актерскую команду: Виктор Павлов, Василий Лановой, Вера Сотникова, Люба Поли­щук, Коля Еременко — и вылетели на съемки. Дни идут, а я чувствую, что снимаем что-то не то — во мне продюсер проснулся — актеры как будто ряженые. А все потому, что им играть нечего — сценарий слабый. Он был написан по роману Вальтера Скотта, не самого подходящего для кино автора. Я пытался поговорить с Тарасовым, высказал сомнения, но он крепко стоял на своем. Возникла неразрешимая ситуация, и мы разошлись. К этому времени основные съемки в Стамбуле завершились, я, как продюсер, забрал материал, и мы вернулись в Москву. А что делать дальше — не знаю, надо сценарий переписывать. Стал обращаться за советом к известным режиссерам, и слышал: «Саня, тебе легче снять новую картину, чем переделывать эту». Но на моем пути появился Валера Приемыхов. Он посочувствовал: «Давай посмотрю, что там». В результате написали новый сценарий: «Крестоносец». И Валера сыграл в фильме одну из главных ролей — авторитетного вора. Его многие не узнали в этом образе. Когда фильм вышел, спрашивали меня: «А кто так классно сыграл?»

В «Крестоносце» мы оставили роскошную историческую часть, снятую в Турцию, но основное действие перенесли в современное время. Запараллелили две эпохи — и сделали переходы из одной в другую. Пришлось поменять и главную героиню. Пригласили Олю Кабо. Оля оказалась человеком отважным — «нашей крови». Чего только ей не пришлось испытать на этих съемках, правда, под моим прикрытием. Картине нужен был эффектный финал, и мы с Мишей Туманишвили, которого я пригласил сорежиссером, в последний момент придумали: наши с Кабо герои будут прыгать из окна гостиницы, взявшись за руки. Сообщили Оле — она так загорелась! А это четвертый этаж! Конечно, мы все тщательно подготовили. Прежде чем прыгать вдвоем, я сам прыгнул пару раз из окна в коробки — продемонстрировал Оле, что все безопасно. Потом вместе взобрались на подоконник. Оля говорит: «Ой, страшно». Я говорю: «Ну давай присядем на окно». Сели. «Теперь не так страшно?» — «Нет». Но первый дубль получился неудачным. От волнения Оля съежилась в прыжке. Я говорю: «Оля, нужно еще раз. Давай шампанского выпьем, и все пойдет». И Кабо прыгнула второй раз — очень эффектно получилось.

— Почему на месте Сотниковой оказалась Кабо?

— А мы разругались с Верой на съемках «Графа…» в одну из последних смен в Стамбуле. Я договорился, чтобы нам разрешили поснимать в храме Святой Софии. Разрешение дали на один день, потом храм закрывался на реставрацию. На съемках в Софии Вера была не в настроении, и мне пришлось ее довольно жестко осадить… Начинаем съемку, а главной героини нет. Вера ушла с площадки. Я был готов ее загрызть. Сняли без нее — красивый материал получился. А на другой день у нас с ней любовная сцена в дупле дерева. Как вы понимаете, после вчерашнего партнершу я просто ненавижу. Она тоже обиженная. Но наши эмоции дали удивительные плоды. Когда сняли сцену, все были поражены: «Слушайте, а у вас что — любовь, роман?» А просто минус на минус дал плюс. У нас в кадре стрелы из глаз летели — и на экране это выглядело страстью.

Александр Иншаков с Ольгой Кабо
«Оля оказалась человеком отважным. Чего только ей не пришлось испытать на съемках «Крестоносца». Мы даже прыгали с четвертого этажа, взявшись за руки» С Ольгой Кабо на праздновании ее 45-летия. 2013 г.
Фото: Personastrars.com

— Когда вы заменили Сотникову на Кабо, переснимали общие сцены?

— Да, опять полетели в Турцию. Некоторые сцены переснимали с Кабо, некоторые снимали с новыми героями.

— Фильм «Крестоносец» получился гимном профессии каскадера!

— Все лучшее, все самое сложное, что есть в нашей профессии, я включил в этот фильм. Такие трюки в кино до нас никто в мире не исполнял. Важно, что в картине нет компьютерной графики. Каскадеры горели идеей фильма, сами предлагали Валере Приемыхову трюки, которыми можно было бы украсить сценарий. И фильм получился!

— «Крестоносец» окупился или пришлось квартиру продавать, как вашему герою?

— Обошлось без долгов, но денег не заработали. Тогда проката не было, кинематограф в стране умирал. Но я считал вопросом чести закончить картину. А потом даже вывез «Крестоносца» на кинорынок Каннского фестиваля. Прилетаю в Канны, меня встречает лимузин и везет в гостиницу «Карлтон». По стечению обстоятельств передо мной едет машина с Джоном Траволтой, а следом везут Квентина Тарантино. По дороге с удовлетворением замечаю афиши «Крестоносца» с моим портретом в доспехах. Въезжаем на территорию гостиницы — там толпятся репортеры с камерами, ждут приезда голливудских звезд. Одновременно останавливаются три машины, из которых выходят Тарантино, Траволта и я. Стрекот камер, вспышки фотоаппаратов… Я невольно оказался в эпицентре внимания. И вдруг среди встречающих замечаю три изумленных знакомых лица: Никита Михалков, Сережа Соловьев и Рустам Ибрагимбеков. Ни­кита Сергеевич на этот фестиваль привез фильм «Утомленные солнцем», и, кстати, получил Гран-при фестиваля, а Та­рантино за «Криминальное чтиво» — «Золотую пальмовую ветвь».

На этом совпадения не закончились. Вечером — пати, и меня представляют мадам Ротшильд, которая является учредителем фестиваля. Она очень заинтересовалась знакомством: оказалось, что в молодости у нее была любовь с русским морским офицером. Мадам взяла меня под руку и стала предаваться воспоминаниям — так мы с ней и ходили весь вечер. Правда, третьим в нашей компании был переводчик — мой товарищ, прилетевший со мной из Москвы. На фуршете встречаю Михалкова с Соловьевым: «Ребята, знакомьтесь: мадам Ротшильд!» Это было уже слишком! Вы бы видели их лица! До сих пор смеюсь, когда вспоминаю.

Владимир Вдовиченков, Сергей Безруков, Павел Майков, Екатерина Гусева и Дмитрий Дюжев
«Когда приступили к «Бригаде», видели в главной роли только Безрукова. Но у канала была своя кандидатура. Сергей пришел расстроенный. Я говорю: «Не волнуйся. Сниматься будешь ты! Остальных актеров будем пробовать под тебя» Владимир Вдовиченков, Сергей Безруков, Павел Майков, Екатерина Гусева и Дмитрий Дюжев в сериале «Бригада». 2002 г.
Фото: Телеканал «Россия»

— Закончили вы с «Крестоносцем», и у вас осталось желание доснять «Граф Роберт Парижский»?

— Однажды, когда наши «страсти» с Сотниковой поутихли, она ко мне обратилась: «Саша, а можешь дать мне материал наших исторических сцен? Хотим клип сделать». У Веры тогда в разгаре был роман с Володей Кузьминым. Я, конечно, дал, все равно материал лежал мертвым грузом. Примерно через неделю Вера мне говорит: «Слушай, я посмотрела сцены, это же практически готовый фильм!» И она меня уговорила вернуться к этой работе. Я репу почесал и решил доснимать. Нужен был режиссер в помощь, но не знаменитый, а работяга, который хорошо профессией владеет. И в это время, по воле случая, к нам в кинокомпанию пришел Леша Сидоров — он искал работу. И процесс пошел. Вместе переписали сценарий и досняли картину, которую назвали «Рыцарский роман».

Работать с Сидоровым мне понравилось — парень толковый, землю носом роет. И я предложил: «Леша, у меня есть мысль снять «Однажды в России» по аналогии с «Однажды в Америке». Он аж подпрыгнул, говорит: «Я мечтаю снять триллер! Я бесплатно готов работать на этой картине!» Так начиналась «Бригада»… Писали вместе сценарий: я Леше что-то рассказывал, он мне предлагал свои идеи. Взяли в помощь еще сценаристов. Они накидывали идеи, а мы с Алексеем корректировали. Как оказалось, работали не зря!

— Как проходил кастинг?

— Кастинг мы делали под Сережу Безрукова. Он у меня уже снимался в одной из главных ролей в «Крестоносце». Правда, на эту роль (младшего каскадера) мы с Михаилом Туманишвили рассматривали Женю Миронова. Но Женя был занят на съемках «Утомленных солнцем» у Никиты. И тогда Миша посоветовал взять Сережу Безрукова… Мы не ошиблись. Поэтому, когда приступили к «Бригаде», и я, и Алексей Сидоров видели в главной роли только Безрукова. Но у канала была своя кандидатура. Сергей узнал и пришел ко мне расстроенный. Я говорю: «Не волнуйся. Моя картина, я генеральный продюсер, автор идеи, соавтор сценария — поэтому сниматься будешь ты! А остальных актеров будем пробовать под тебя».

Изначально мы задумывали восемь серий. Но я поставил задачу снимать не телесериал (не «мыло»), а телевизионно-художественный многосерийный фильм. То есть отношение к работе должно было быть максимально высоким! Многие сцены снимались в моих интерьерах, в моих ресторанах. Герои ездят на моих машинах. Или я договаривался с товарищами, чтобы мы снимали на их объектах бесплатно: например, в казино, которым владели мои друзья. Я как продюсер таким образом экономил. Ведь каждая серия обходилась нам в 200 тысяч долларов. А серий в итоге получилось пятнадцать. Результат превзошел все ожидания. Правда, многие фильм сразу приняли в штыки — мол, романтизация мафии, пособие для бандитов и т. д. Журналист Савик Шустер, про которого я доброго слова сказать не могу, собрал эфир, где планировалось «потопить» картину. Конечно, пригласили меня. Я обзвонил актеров, но приехали только Катя Гусева и Дима Дюжев, остальные перестраховались. По дороге в студию мы случайно «поймали» Федора Бондарчука. Спрашиваю: «Федя, ты фильм смотрел?» — «Смотрел». — «Пойдем на эфир. Сейчас нас будут трамбовать, а ты скажешь свое мнение». Он не отказал, спасибо ему, хотя и выступил дипломатично. Когда вошли в студию, увидели наших оппонентов: Майю Плисецкую с супругом Родионом Щедриным, нескольких депутатов и режиссера Вик­тюка. И началось… Обсуждение было горячим, но я оппозицию «утоптал»: «Знаете, друзья, у меня родилась идея этой картины после двух замечательных фильмов: «Крестный отец» и «Однажды в Америке». И вы хотите сказать, что после выхода этих картин в США началась преступная жизнь? Или что у нас в России до выхода «Бригады» криминальная жизнь отсутствовала? Наша картина — отображение действительности. А показали мы лишь толику того, что в нашей стране происходит». Зрители в студии дружно встали на нашу сторону. По залу пошел недовольный ропот, раздались выкрики в адрес Майи Плисецкой: «Езжай в свою Германию (Плисецкая с Щедриным последние десятилетия жили в Мюнхене. — Прим. ред.), это наше кино, это наша жизнь». Я обалдел. Виктюк сразу «переобулся»: «Ой, а я и не понял, на какое обсуждение приехал». И депутаты вдруг меня поддержали: «Александр, мы на вашей стороне, фильм хороший». Мы победили! Шустер подходит: «Ну, Саша, какую я вам рекламу устроил?!»

— А кто был прототипом Саши Белого? Кто из сценаристов знал, как устроен этот преступный мир?

Александр Иншаков с Николаем Еременко
С Николаем Еременко. Конец 90-х гг.
Фото: Personastrars.com

— Никакого прототипа не было. А с нравами того времени мы все были хорошо знакомы, и я — не исключение. К сожалению, многие люди в то время, в том числе выходцы из спорта и ребята, вернувшиеся из Афгана, оказались не у дел. Некоторые ушли в криминал. Начальная сцена фильма в люберецких карьерах — это сюжет из моей жизни. Была в Москве печально известная люберецкая группировка, которая «гуляла в полный рост». И с лидером этой преступной организации у меня возникла конфликтная ситуация. По большому счету, я заступился за своего товарища. Он тоже был спортсменом, служил в Западной группе войск и стал привозить в Москву импортные шмотки для продажи. Вот люберецкие на него и наехали. Товарищ обратился за помощью ко мне: «Саша, у меня сегодня встреча с бандитами возле гостиницы «Белград». Я говорю: «Поехали вместе, я люберецких немного знаю». Мы приехали на стрелку. Говорю их лидеру: «Найди себе другую жертву, а моего товарища не трогай — это большая человеческая просьба». Тот побычился для порядка, и мы ушли. Но вечером, когда мой друг провожал девушку, его «встретили» и избили. «Передай своему другу, — сказали бандиты, — что мы ему хребет сломаем». Товарищ мне сразу позвонил — предупредил. Я ждать не стал, сам поехал к бандитам и нашел их лидера в ресторане гостиницы «Белград». Подхожу: «Поговорить надо…» Врезал ему в туалете и в унитаз головой засунул. Ну и началось... Спустить такое бандиты мне не могли. Начали мстить. Опять пришлось идти ва-банк. Я сам, один, приехал в их логово, в люберецкие карьеры. Смотрю: кто в картишки режется, кто тренируется — железо тягает… Снова объяснил им, что почем. Потом ко мне домой приезжали группой, человек семь, убивать меня. И опять я вышел к ним один...

— Вы понимали, что каждая такая встреча могла стать последней?

— Понимал, но страха не было. Ситуация такая: надо принимать решение. И потом, я знал, что я прав. А они, честно говоря, считали меня сумасшедшим, боялись. Может, это и спасало. Отсюда у меня интерес к этой истории.

— В «Бригаде» свою последнюю роль сыграл Николай Еременко-младший. Он же сыграл у вас и одну из главных ролей в «Крестоносце». Вы дружили?

— Мы приятельствовали, часто встречались на фестивалях, актерских посиделках. В «Бригаде» у него была роль отца Космоса. У Коли оставался один съемочный день. На­кануне звоню в группу, интересуюсь: «К приезду Еременко все готово?» — «Александр Иванович, актер не в форме, сниматься не может». А я ведь понятия не имел, что у Коли проблемы с алкоголем. Приехала «скорая», но по дороге в больницу Николай впал в кому… При этом я ни разу, даже на фестивалях в самой непринужденной обстановке, не видел его пьяным. А оказалось, у него был свой «рецепт»: он на утро после того, как крепко выпьет, шел в зал. Бегал, прыгал и потом «огурцом» выходил на работу. Любил париться в бане. А это несовместимо с алкоголем — нагрузка на сосуды дополнительная.

Александр Иншаков с Александром Домогаровым и Дмитрием Харатьяном
«Ни внутренне, ни физически я своих лет не ощущаю. Единственное, что беспокоит — старые травмы. Занятия спортом, кино, трюками сказываются — за все приходится расплачиваться» С Александром Домогаровым и Дмитрием Харатьяном на юбилейном вечере Александра Домогарова «5.0». 2013 г.
Фото: Legion-media

— Александр Иванович, на своих юбилеях вы поете! И делаете это весьма профессионально. Когда вы начали выходить на эстраду?

— Лет десять назад. Примерно в 2010 году у меня был творческий вечер в одном заведении. Собралось, наверное, человек сто, среди них много моих знакомых. Все за столиками, я на возвышении. И такая доверительная сложилась обстановка, обсудили все сферы моей деятельности: кино, спорт, собак (Александр Иншаков был президентом Российской кинологической федерации. — Прим. ред.)… Расходиться никому не хотелось. И девушка, которая вела вечер, предлагает: «Ребята, а пошли в караоке». И мы переместились в караоке-зал. Мои товарищи начали петь, а я говорю: «Ребята, вам лучше этого не делать. Вам медведь на ухо наступил». Они не растерялись: «Ну раз так — сам спой. А мы посмеемся». Я ни в какую. Тогда подошла девушка-певица: «Саша, а давайте вдвоем». «Ну, если вдвоем, то пошли». А дело было накануне 9 Мая, и мы запели военную песню. Моя напарница внимательно смотрит на меня и говорит: «А тембр у вас интересный». Я отшутился. Возвращаемся к нашему столику: «Ну чего? Как?» — «А спой еще!» Кончилось тем, что на прощание мой друг попросил записать меня диск с теми песнями, что я пел. Утром звонок: «Александр Иванович, я к вам еду». Узнаю голос певицы из караоке. «Зачем?» — «Ну вы же обещали! Поехали на студию. К Дробышу». А мы с Виктором хорошо знакомы — вот я и согласился. Приезжаем на студию, встречаем Дробыша. Он удивляется: «Ты как тут оказался?» Я говорю: «Сейчас буду удивлять»… В результате записали песен шесть-восемь. Примерно в то же время командующий Воздушно-десантными войсками генерал-полковник Владимир Шаманов приглашает меня на 80-летие ВДВ в Кремль: «Саша, ты работал в картинах «Ответный ход», «В зоне особого внимания». Тебя ребята все любят. Я сам пошел служить в десант после твоих фильмов». И тут ему кто-то говорит: «Владимир Анатольевич, а вы знаете, что Александр поет?» Он говорит: «Дай послушать». И я поставил ему песни войны. Шаманов говорит: «Ну все, поешь в нашем концерте». Вот так состоялся мой дебют — сразу на сцене Кремля. Мне выходить к зрителям, а я слова забыл от волнения. Но как только включилась музыка, все вспомнил. Правда, нога дергаться начала… Но п­осле первой песни отпустило… Вот так­ой стресс.

А потом был день рождения Юрия Башмета. Там встречаю Иосифа Коб­зона, с которым мы были хорошо знакомы. Одиннадцать ночи — расходиться пора, а Башмет вдруг говорит Иосифу: «А Саня, между прочим, у нас теперь поет». Кобзон спрашивает: «Диск есть? Давай. Я завтра послушаю и позвоню». В 9 утра звонок от Кобзона: «Саша, если бы я не знал, что это ты, я бы решил, что какой-то опытный драматический актер. Тебе надо петь». Я отвечаю: «Ну раз ты даешь добро — конечно, буду». После этого, если встречались с Кобзоном в Кремле в общих концертах, он всегда спрашивал: «Поешь сегодня?» — «Да». — «Когда?» — «После тебя, — отвечаю. — Ты у меня на разогреве». Мы смеялись… Теперь в моем репертуаре уже больше 200 песен.

— Александр Иванович, что думаете по поводу своего возраста?

— Ни внутренне, ни физически я своих лет не ощущаю. Да и многие, когда узнают, сколько мне лет, — искренне удивляются.

Александр Иншаков с Иосифом Кобзоном и Львом Лещенко
«Если встречались с Кобзоном в Кремле в общих концертах, он спрашивал: «Поешь сегодня?» — «Да. После тебя, — отвечаю. — Ты у меня на разогреве» С Иосифом Кобзоном и Львом Лещенко на праздновании 20-летия Ассоциации каскадеров России. 2011 г.
Фото: Personastrars.com

— Да, это невероятно, у вас абсолютно гладкое лицо. И я так понимаю, что тут никаких заслуг косметологов нет.

— Утром проснулся, кирпичом немножко шлифанулся — и пошел дальше. Единственное, что беспокоит — старые травмы. Занятия спортом, кино, трюками сказываются — за все приходится расплачиваться.

— А с кино роман закончился?

— Ни в коем случае. Работаю над новым проектом. Есть мечта снять блокбастер «Легенда о Тамерлане».

Как правильно обрезать кусты малины в октябре — увеличите урожай в 4 раза
Многие дачники сталкиваются с проблемой слабого плодоношения малины в сезон. Автор Дзен-канала «Хозяюшка» открыла многим глаза на важность осенней обрезки кустов, которая напрямую влияет на объем урожая.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая