Клавдия Шульженко считала, что, вступив в партию, женщина теряет женственность

Эксклюзивные подробности из жизни легендарной артистки.
Павел Соседов
|
20 Сентября 2020
Клавдия Шульженко. Фото
Клавдия Шульженко
Фото: Архив «7 Дней»

«Я спросила: «Клавдия Ивановна, на ваши концерты приходило столько интересных мужчин, ваших поклонников. Почему среди них не нашелся человек, за которого вы бы вышли замуж?» Она ответила: «На банкетах после выступлений я смотрела на них — но ничего не видела и не слышала. У меня в голове в это время прокручивался концерт. И я вспоминала, что сделала не так», — рассказывает подруга и соседка Клавдии Шульженко актриса Алла Азарина.

с Клавдией Ивановной мы были соседями — в кооперативном доме артистов эстрады на улице Усиевича ее квартира находилась ровно под нашей. Конечно, она знала меня в лицо, при встрече мы здоровались, но по-настоящему познакомиться довелось, когда я в составе группы артистов выступала в подмосковном цековском санатории, где Шульженко в этот момент отдыхала. Помню, за кулисами прошел шепоток, что в зале — ОНА! Я выступала с номером о любви (песни на стихи Анны Ахматовой и стихотворение Марины Цветаевой). Когда концерт закончился, за кулисы пришла Клавдия Ивановна. Все артисты выстроились перед «королевой эстрады», а она гордо прошествовала мимо — и прямиком ко мне. Сказала: «Вы мне очень понравились, заходите в гости!» Узнала соседку…

Алла Азарина. Фото
Алла Азарина

С тех пор я стала к ней заходить. Принимала она меня, сидя по-королевски в кресле, которое стояло почему-то не в комнате, а в коридоре. Дома Шульженко носила очень красивые элегантные платья-халаты и смотрелась гранд-дамой. Условия жизни ее при этом были более чем скромными. Двухкомнатная квартира точно такая же, как у нас, — 53 квадратных метра. Нашу квартиру «построили» мои родители: отец Александр Азарин — мастер художественного слова, народный артист России — и мать актриса Любовь Яцевич. А Клавдия Ивановна переехала в этот дом после расставания с первым мужем — Владимиром Коралли и некоторое время жила там со вторым — Георгием Епифановым. В доме все было устроено по ее вкусу. Потрясающий рояль, который когда-то Дмитрий Шостакович проиграл в карты Исааку Дунаевскому, а Шульженко его выкупила. Красивая мебель, вазы какие-то необыкновенные. Помню два шикарных огромных веера из перьев страуса: черный и белый — в былые времена Клавдия Ивановна использовала их как реквизит в концертах. Любимый же ее цвет был розовый. Помню ее розовое домашнее платье, розовый лак для ногтей, ярко-розовые цветы — цикламены, стоявшие на подоконниках. А главное — ее спальню в розовых тонах и с розовыми занавесками на окнах. Когда память Клавдии Ивановны стала слабеть, я в каждый свой приход слышала вопрос: «Алла, а вы видели мою розовую спальню?» Это был объект ее гордости… Ну а на концерт в честь своего семидесятилетия в Колонном зале Дома союзов Шульженко заказала два рос­кошных платья у Вячеслава Зайцева: одно — синее, а второе, конечно, розовое (цвета фуксии). Однажды она мне сказала: «Алла, я хочу тебе подарить платье...» А я была девушкой тоненькой и, забыв про такт, ответила: «Клавдия Ивановна, но я же в нем утону». На это она лишь хмыкнула и пожала плечами — мол, как хочешь, и к этому предложению больше никогда не возвращалась. А я по сей день жалею, что отказалась от такого памятного подарка. Концертный гардероб у нее был замечательный — Шульженко обшивали лучшие мастера.

И еще о «богатстве» советской звезды. Уже при мне в свои пожилые годы Шульженко сшила в ателье ГУМа беличью шубу и очень ею гордилась. Выходила в ней проветриться на балкон, а если мы вместе шли гулять во двор, всегда обращала мое внимание: «Посмотри, какая у меня шубка красивая из белочки». Понимаете: первая артистка СССР гордилась шубкой из серой белочки! Вот и все богатство. Говорят, когда Клавдии Ивановны не стало, у нее даже никаких сбережений не оказалось.

По хозяйству ей помогала Шура, ее личный костюмер, она постоянно жила у Шульженко (кстати, перед смертью Клавдия Ивановна попросила Иосифа Кобзона взять Шуру к себе на работу — и он просьбу выполнил. А когда и Шуры не стало, Иосиф Давыдович проводил ее в последний путь со всеми почестями). В быту певица была непритязательна, например, очень любила пшенную кашу. Однажды она мне об этом сообщила, а я, изумившись, рассказала своей маме. Мама специально сварила эту кашу, и я отнесла ее Клавдии Ивановне. Шульженко пришла в восторг... и потом при случае по­­стоянно повторяла: «Аллочка, попросите, пожалуйста, маму, пусть она мне еще пшенки сварит».

Кроме Шуры, компанию Шульженко составляли кошки — Патрик и Кса­ночка, которых она обожала. Кошки друг с другом были в очень сложных отношениях. Поэтому Клавдия Ивановна вечно ходила за ними — мирила и разнимала: «Патрик, оставь Ксаночку в покое!»

Клавдия Шульженко  с первым мужем Владимиром Коралли
«Бабником был ужасным! — рассказывала мне Клавдия Ивановна. — Я долго терпела его похождения и взрывной характер — все-таки мы всю войну прошли вместе, воспитывали сына…» С первым мужем Владимиром Коралли. 1930 г.
Фото: Архив «7 Дней»
Клавдия Шульженко
На концерте в Театре эстрады. 1959 г.
Фото: РИА Новости

Первое, что бросалось в глаза в ее квартире, — это идеальная чистота. Шульженко любила сама заниматься уборкой. С пылью до последних дней боролась беспощадно — вытирала ее чуть ли не ежедневно. По этому поводу шутила над собой: «Когда мне поставят памятник, в одной руке будет платочек (из песни «Синий платочек». — Прим. авт.), а в другой — ведро или веник!» При этом у нее всегда был идеальный маникюр, которым Шульженко при случае могла и похвастаться: «Посмотрите, какой у меня маникюр». Вообще, руки были предметом ее гордости и объектом восхищения всей страны, особенно мужской ее половины. Недаром поэт Василий Лебедев-Кумач подарил Шульженко песню «Руки». Клавдия Ивановна тогда работала в Ленинграде солисткой в джаз-оркестре. И вот на ее выступление попал Лебедев-Кумач, который приехал в Ленинград в командировку. После концерта они встретились в ресторане, и Василий Иванович, вдохновленный певицей, прямо на салфетке набросал стихи. Передавая ей текст, сказал: «Других таких рук нет. Из этого может получиться песня. Только не говорите никому, что стихи мои». Еще бы, автор «Гимна партии большевиков», патриотической песни «Широка страна моя родная» (позднее — и «Священной войны») — и вдруг такой легкий жанр. Музыку к этим стихам написал композитор Илья Жак — музыкальный руководитель оркестра, в котором работала Шульженко. У них был необыкновенный творческий союз. Это Илья написал для нее песню «Эх, Андрюша», с которой Шульженко прославилась на весь Советский Союз. «Илюша играл как бог, — вспоминала Клавдия Ивановна. — На каждом выступлении именно ему я пела: «Когда по клавишам твои скользили пальцы, каким родным казался каждый звук». Только вот ее муж — куплетист и конферансье Владимир Коралли, работавший в этом же коллективе, — изводил всех ревностью и в конце концов угрозами отвадил-таки Илью от Клавдии. А после войны пути композитора и певицы совсем разошлись — она с мужем переехала в Москву, а Жак остался в Ленинграде.

Отношения Клавдии Ивановны с Коралли все годы их брака были очень страстными. Известно, что еще в Харькове он отбил ее у поэта Ивана Григорьева, с которым юная Шульженко уже была помолвлена. Когда биографы певицы рассказывают эту историю, непременно упоминают револьвер, которым Владимир Филиппович угрожал сопернику. Шульженко мне рассказывала, что еще в нее был влюблен какой-то высокопоставленный иностранец, антрепренер из Европы, — обещал забрать ее за границу и сделать там звездой. Так Коралли бегал за ней с револьвером и шантажировал — но не убийством, а тем, что сообщит в соответствующие органы о романе с иностранцем. В тридцатые годы подобная связь легко могла обернуться смертным приговором. И потом долгие годы Коралли то и дело устраивал Клавдии Ивановне сцены. Наверное, в нем говорила не только мужская ревность, но и профессиональная. Когда они поженились, он был известным артистом эстрады, а она — начинающей певицей. Но не прошло и десяти лет, как успех Шульженко стал всенародным, а Коралли на эстраде потеснили более молодые артисты, например Александр Менакер и Аркадий Райкин. Понятно, что в Шульженко многие влюблялись. И все же она давала куда меньше поводов для ревности, чем сам Владимир Филиппович, который вовсе не был образцовым мужем. Очень красивый, статный, стройный, остроумный, харизматичный... «Бабником был ужасным! — рассказывала мне Клавдия Ивановна. — Я долго терпела его похождения и взрывной характер — все-таки мы всю войну прошли вместе (они дали более пятисот концертов на передовой только в блокадном Ленинграде), воспитывали сына…» Но после двадцати пяти лет совместной жизни супруги расстались. Не знаю, что стало с их общей квартирой на улице Алексея Толстого. Но, разъехавшись, они поселились в соседних домах.

Клавдия Шульженко  со вторым мужем и любимой собакой Кузей
«Георгий Епифанов был моложе ее на 12 лет. История их знакомства началась с загадочных посланий, которые Клавдия Ивановна получала на протяжении полутора десятков лет из разных уголков страны» Со вторым мужем и любимой собакой Кузей. 1958 г.
Фото: Архив «7 Дней»

Я довольно часто встречала Владимира Филипповича у Шульженко в гостях. Мне он явно симпатизировал, и могу сказать: даже в пожилом возрасте Коралли оставался видным мужчиной. О его визитах Клавдия Ивановна обычно рассказывала так: «Приходил... Сидел, свое карякал». Именно это словечко она всегда употребляла в отношении бывшего мужа. Видимо, Клавдия Ивановна была абсолютно равнодушна к его делам — молча выслушивала Коралли, не вникая в суть разговора. Чувствовалось, что определенная обида в ней жила, она упоминала, что развод был тяжелым: мало того что она в тот период осталась без средств, так Коралли еще и за имущество сражался — не отдал ей многое из антикварной мебели, которую Шульженко приобретала на свои деньги.

Что касается второго мужа — Георгий Епифанов был моложе ее на 12 лет. История их знакомства довольно известна: началось все с загадочных посланий, подписанных «Г. Е.», которые Клавдия Ивановна получала на протяжении полутора десятков лет из разных уголков страны. Когда Шульженко наконец познакомилась со своим таинственным поклонником, оказалось, что он кинооператор-документалист и писал ей из экспедиций. Какое-то время они были счастливы вместе, но, к сожалению, и этот брак распался. Клавдия Ивановна говорила мне, что одной из причин была мать Епифанова, которая, видимо, имела большое влияние на сына и ревновала к знаменитой супруге. Хотя справедливости ради надо заметить, что Клавдия Ивановна тоже очень ревновала молодого супруга. После расставания они продолжали общаться и оставались в добрых, теплых отношениях до конца жизни.

Однажды я спросила: «Клавдия Ивановна, вы с такими интересными мужчинами всю жизнь общались и встречались, вас так любят военные высших чинов. Почему среди них не нашелся человек, за которого бы вы вышли замуж?» Она ответила: «Обычно после концертов меня приглашали на приемы, устраивали застолья, и всегда были вокруг достойные мужчины… Но вот они поднимают в мою честь бокалы, а я смотрю на них — но ничего не вижу и не слышу. У меня в голове в это время, как на кинопленке в замедленном режиме, прокручивается концерт, который только что закончился. И я вспоминаю, что сегодня сделала не так».

Клавдия Шульженко
«В повседневной жизни Клавдия Ивановна, в отличие от многих других популярных артистов, свой звездный статус никогда не подчеркивала. И я ни разу не видела, чтобы она раздражалась или кричала» На даче. 1950-е гг.
Фото: Архив «7 Дней»

Дома она часто слушала пластинки со своими старыми записями. Говорила мне: «Сегодня я бы все это спела совершенно по-другому». Даже если не было концертов и выступлений, Шульженко постоянно репетировала. Для этого к ней домой регулярно приходил пианист и композитор Борис Мандрус, аккомпанировавший ей в последние годы.

Исполнение каждой песни она пре­вращала в мини-спектакль. Все ее интонации и жесты были предельно выверенными. Главное, чтобы никто в этот процесс не вмешивался и не ограничивал ее фантазию — она не нуждалась в режиссере. Надо было видеть, как она исполняла, например, песню «Давай закурим» и в припеве разыгрывала целый диалог: один человек предлагает закурить, а другой его поддерживает. При этом Клавдия Ивановна, никогда сама не курившая, мастерски скручивала воображаемую самокрутку. Я, окончившая Школу-студию МХАТ, понимаю: Шульженко, не знавшая системы Станиславского, абсолютно соответствовала ей.

При этом в повседневной жизни Клавдия Ивановна, в отличие от многих других популярных артистов, свой звездный статус никогда не подчеркивала. Я ни разу не видела, чтобы она раздражалась или кричала. Шульженко держала все эмоции внутри, и лишь со сцены отдавала накопленную энергию зрителям.

Клавдия Шульженко с участниками концерта
С участниками концерта в Доме актера. 1960-е гг.
Фото: Архив «7 Дней»

Как-то мы с Клавдией Ивановной участвовали в общем сборном концерте в МИДе. Специальных гримерных комнат в здании не было, все артисты — и мужчины, и женщины — переодевались в одной большой комнате. И вот Шульженко, народная артистка СССР, не потребовала отдельной комнаты, а спокойно вошла в общую раздевалку. Единственное, что ее выделяло, — присутствие личного костюмера Шуры. Она и натянула какой-то палантин в углу комнаты — получилось что-то вроде ширмы, и в этом закутке Шульженко переодевалась. Помню, как на том концерте Клавдия Ивановна вышла на сцену: в зале началась бешеная овация, и я подумала: даже странно, это же дипломатические работники, а их отличают профессиональные сдержанность и выдержка. А после выступления было всеобщее ликование — Шульженко долго не отпускали.

Я спрашивала: «Клавдия Ивановна, а почему вы не берете учеников?» Она отвечала: «Я пробовала, но что-то неинтересно мне с ними». Думаю, ей был неинтересен сам процесс преподавания — все-таки это достаточно рутинное занятие. Но если бы появился кто-то, кто сумел бы зажечь или увлечь Шульженко, — она бы занималась с удовольствием. Сегодня в прессе как ее ученицу иногда представляют Аллу Пугачеву. Но это не так. Они познакомились, когда Алла была уже состоявшейся, признанной, очень популярной и самобытной артисткой. Сохранилась съемка, где Шульженко учит Аллу делать свой фирменный земной поклон (в документальном фильме «Я возвращаю ваш портрет». — Прим. ред.). Однажды Шульженко по приглашению Пугачевой приехала к ней на концерт в Театр эстрады. Клавдия Ивановна поднялась на сцену и подарила Алле букет, а та прокомментировала в микрофон: «Уходящая звезда — восходящей звезде». Шульженко страшно растерялась от этих слов. Даже на другой день продолжала об этом говорить: «Ну как Алла могла такое сказать?! Я сейчас ей позвоню...» Шура буквально выхватывала трубку у нее из рук: «Еще чего! Ни в коем случае!» Клавдия Ивановна несколько дней не могла найти себе места — все вспоминала эту фразу Пугачевой.

Клавдия Шульженко с Аллой Пугачевой
«Они познакомились, когда Алла была уже состоявшейся, признанной, очень популярной и самобытной артисткой» С Аллой Пугачевой. 1983 г.
Фото: Архив «7 Дней»

Я очень горжусь, что Клавдия Ивановна написала обо мне статью в газете «Известия» под названием «Пусть дебюты будут счастливыми», где назвала себя моим наставником (в те годы были распространены такие формы работы с молодежью: «шефство», «наставничество»). Однажды она дала мне совет: «Бери с собой на выступления кусочек лимона. Если связки не смыкаются — пососи лимон, и голос восстановится». Я всю последующую жизнь так и делала. Окончив Школу-студию МХАТ, я начала работать на эстраде, но мечтала сыграть роль Джульетты. В это время ни в одном московском театре пьеса «Ромео и Джульетта» не шла и ставить ее тоже нигде не планировали. А я очень переживала, что эта роль может пройти мимо меня. Однажды, уезжая на гастроли, мой папа сказал: «Что ты себя мучаешь? Возьми и сыграй сама!» И я решила попробовать — начала репетировать самостоятельно дома. Через какое-то время почувствовала: что-то стало получаться. В этот момент мне был необходим зритель, и я спустилась к Клавдии Ивановне: «Хочу показать вам две сцены из «Ромео и Джульетты». «Что — прямо здесь?» — удивилась Шульженко. «Да. Только у вас очень тесно». И мы с ней вдвоем стали освобождать для меня «сцену» — двигали рояль и мебель к стенам. В итоге я сыграла для нее эти две сцены, и Клавдия Ивановна сказала: «Это любопытно. Мне кажется, может получиться что-то очень необычное». То, с каким интересом она смотрела мои этюды, придало мне уверенности, и все состоялось. В моноспектакле «Ромео и Джульетта» я исполнила двенадцать ролей. Когда вышла пластинка по этому представлению, Клавдия Ивановна написала к ней аннотацию, которую напечатали на обложке. Слова Шульженко: «Этот смелый яркий спектакль раскрыл интереснейшую индивидуальность молодой актрисы» — до сих пор меня вдохновляют и поддерживают.

Клавдия Шульженко
Автограф для Аллы Азариной

Был период, когда я много выступала — по всей Москве висели афиши моих спектаклей. И Клавдия Ивановна как-то спросила: «А почему тебя нет на телевидении?» — «Не знаю. Никто не приглашает». — «Нет, так не годится. Я сейчас позвоню Лапину». Сергей Лапин был председателем Гостелерадио СССР. Все его страшно боялись, достаточно было по какой-то причине впасть в немилость или просто иметь «неблагонадежную» фамилию, как дорога на советские телевидение и радио тебе закрывалась. Но Лапин обожал Клавдию Ивановну, к тому же она дружила с его дочерью. И вот Шульженко снимает трубку и звонит Лапину: «Хочу с вами поговорить об одной молодой артистке, я ее наставник, и мне очень хочется, чтобы вы ее заметили. Она сейчас как раз у меня». Лапин попросил передать мне трубку. Спросил: «А что у вас есть в репертуаре?» Я начала перечислять: «Ромео и Джульетта», «Сергей Есенин и Айседора Дункан», «По ком звонит колокол» Хемингуэя, «Марина Цветаева»…» Его ответ я запомнила на всю жизнь: «Все, что вы делаете, — для кучки вонючей интеллигенции, которая либо уехала в Израиль, либо собирается уехать». У меня аж дыхание от его слов перехватило, я растерянно молчу, а он продолжает: «Вот сделайте что-нибудь о любви к партии, и мы вас пустим «первым экраном»! До свидания». Побледневшая и онемевшая, кладу трубку. Когда я пересказала наш разговор Клавдии Ивановне, она не поверила: «Не может быть! Ты, наверное, что-то не так поняла». И перезвонила Лапину: «Сергей Георгиевич, так что вы думаете о моей подшефной?» — «Моя дорогая, понимаете, молодежь должна помнить, кто им все дал! Пусть подготовит что-нибудь о любви к партии». Теперь уже Клавдия Ивановна потеряла дар речи. Положив трубку, она растерянно посмотрела на меня: «Алла, а «любовь к партии» — это как? Я понимаю — любовь к Родине, но какая может быть любовь к партии?»

Через некоторое время тема партии снова всплыла. Я рассказала Клавдии Ивановне, что меня вызвали в Москонцерт и сказали: «Вы молодая перспективная артистка, вам надо вступить в партию». «Клавдия Ивановна, что мне делать? — спросила я. — Говорят, это может хорошо сказаться на карьере…» Шульженко искренне изумилась: «Аллочка, да вы что?! Неужели вы не понимаете, что, вступив в партию, вы сразу потеряете всю свою женственность! Вы видели этих партийных баб?» Мы расхохотались, и для меня все встало на свои места.

И все же Клавдия Ивановна не оставляла идеи пристроить меня на телевидение. «А давай я тебе передам «Синий платочек», — однажды предложила она. «А это как?» — спрашиваю. «Я сейчас позвоню на телевидение, пусть они приедут и снимут, как я передаю тебе право исполнять эту песню». Действительно, звонит куда-то. Ей отвечают: «Ой, Клавдия Ивановна, как интересно! Конечно, мы хотим это снять! Сейчас все организуем и вам перезвоним». Сидим, ждем… В итоге перезвонили и извинились, оказалось, что нет свободной съемочной аппаратуры — все группы на заданиях или в командировках. А потом другого подходящего случая не представилось — Шульженко была человеком настроения.

Однажды мы отмечали Новый год вместе. Я уговорила Шульженко пойти в ЦДРИ — в те годы провести новогоднюю ночь в Доме актера, Доме кино, ЦДЛ или ЦДРИ было очень престижно. В большом зале накрывались столы, артисты говорили тосты или выходили с номерами на сцену — получались неповторимые по своей атмосфере и градусу веселья праздники. И вот объявили медленный танец. К Клавдии Ивановне подошел совсем еще молоденький Саша Абдулов и пригласил ее. Помню, какая довольная, раскрасневшаяся вернулась она за стол после танца. А на следующее утро буквально извела меня вопросами: «Кто этот молодой человек? Артист? А расскажи мне про него все, что знаешь! Ой, как же он меня держал, как вел в танце!» Просто в облаках летала, переполненная впечатлениями. Вот такая она, Клавдия Ивановна, — очень рома­н­тичная натура.

Клавдия Шульженко
«Закончив разговор, Клавдия Ивановна растерянно посмотрела на меня: «Алла, а «любовь к партии» — это как? Я понимаю — любовь к Родине, но какая может быть любовь к партии?» 1965 г.
Фото: РИА Новости

А еще в ту новогоднюю ночь в ЦДРИ мы увидели и услышали Владимира Высоцкого. Он приехал под самое утро, когда все сидели уже утомленные и сонные. Но как только Высоцкий вышел на сцену с гитарой и запел со всей своей мощью «Вдоль дороги лес гус­той…» — все проснулись, хмель слетел тут же. Его не отпускали со сцены, просили спеть еще. Но Высоцкий не задержался, уехал — видимо, его ждали и в других компаниях. Зато на следующий день директору ЦДРИ устроили разнос: «Это что такое, кто вам разрешил выступление Высоцкого?» Он оправдывался: «Это был не концерт, а закрытый капустник для актеров». Чуть с работы его не сняли. Клавдия Ивановна в ту ночь увидела Высоцкого впервые и была потрясена. На следующее утро мы с ней обсуждали его выступление. Я сказала: «Говорят, Высоцкий сильно выпивает…» На что она вдруг ответила: «А как же он может не пить, если ему не дают выступать? Ты пойми, талантливому человеку без сцены жизни нет. Ой, как мне его жалко!»

В свое время ей самой с боем приходилось отстаивать собственный сценический образ и свой «мелкобуржуазный, мещанский и бытовой» репертуар, с которым отчаянно боролись идеологи от культуры. В те годы большинство дореволюционных романсов не проходили советскую цензуру. Что уж говорить о «переводной» песне Шульженко «Голубка», которую в 1946 году в борьбе с космополитизмом и низкопоклонством перед Западом запретили к исполнению как «кабацкую». Не было бы такого успеха и у песенки о любви «Синий платочек» польского композитора Ежи Петерсбурского, если бы она не обрела новый поэтический текст, написанный в годы войны фронтовым корреспондентом Михаилом Максимовым. Со старым текстом песню бы просто не пропустили на советскую эстраду пятидесятых.

Клавдия Шульженко
1940-е гг.
Фото: Архив «7 Дней»

Конечно, позже все эти сложности с утверждением репертуара остались позади, ее авторитет как звезды советской эстрады был уже бесспорен. Ее приглашали на правительственные концерты. На одном из таких, посвященных присвоению звания города-героя Новороссийску, где в свое время воевал Брежнев, она познакомилась с ним самим. «Клавуся, есть ли у вас ко мне какие-нибудь просьбы?» — спросил генсек. «Мне бы квартиру для сына, а то он живет с семьей в коммуналке», — попросила Шульженко. Так ее сын получил очень хорошую квартиру на улице Горького — недалеко от здания Моссовета, нынешней мэрии.

Часто у нее собирались гости. Не знаменитости, а простые женщины — ее поклонницы, приезжавшие из разных уголков страны. Подозреваю, что некоторых из них Шульженко даже толком не знала. Накрывался большой круглый стол в гостиной. Самое интересное, что на этих вечерах Клавдия Ивановна не «солировала», она вела себя так, как будто ее за столом и нет. Ничего не рассказывала, не говорила тостов, а просто слушала других, хотя особо и не вникала. Ей нравилась атмосфера застолья, нравилось, что приходят люди, которые ее любят, и она не одна.

На память о Клавдии Ивановне у меня остался маленький простенький медальончик с Девой Марией. Подарила она мне его в последние дни своей жизни. Ее тогда только привезли домой из больницы сильно накачанной лекарствами, и Шура никого к ней не пускала — мол, Клавдия Ивановна очень плохо себя чувствует. А мне пора было уезжать на гастроли, и я упросила Шуру меня впустить. Клавдия Ивановна лежала на кровати в своей розовой спальне. В какой-то момент она вытащила откуда-то этот медальончик, перекрестила меня и сказала: «Перед выходом на сцену обязательно за кулисами крестись, мне это всегда помогало!» Не случайно когда-то она назвала себя моей крестной. Клавдия Ивановна навсегда в моем сердце.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Телеканал RU.TV дал шанс начинающим российским дизайнерам одеть звезд грядущей Премии
Создатели грядущей Русской Музыкальной Премии телеканала RU.TV предложили начинающим дизайнерам одеть звезд, которые пройдут по ковровой дорожке церемонии. Победители конкурса подберут наряды для Юлианны Карауловой, Мари Краймбрери, Тоси Чайкиной и Dashi.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог