Восстание машин началось. Захватит ли искусственный интеллект кино и увидим ли мы в новых фильмах Вячеслава Тихонова, Василия Шукшина и Юрия Никулина — живых и невредимых?
Всего два-три десятилетия назад любому, кто предсказал бы выход фильма с участием «ожившего» артиста, указали бы дорогу в лечебницу. По сравнению с этим современные выражения «скинь мне фото на мыло» или «у меня рука замерзла с тобой разговаривать» показались бы людям из 90-х просто странными шутками. Но сегодня искусственный интеллект готовит настоящую революцию во всех сферах жизни. За свои рабочие места опасаются водители и курьеры, юристы и аналитики. Кинематографисты не стали исключением: ИИ (так, коротко и ясно, называют искусственный интеллект) может не только написать сценарий, смонтировать картину или дорисовать здания, стертые с лица земли несколько веков назад. Машины научились давать вторую жизнь актерам, которых давно с нами нет. Правда, только тем, чьи родственники готовы это разрешить.
Но согласны далеко не все. Например, Мария Шукшина не стала подписывать разрешение на создание «клона» своего отца, посчитав это предложение одновременно безумным и оскорбительным. «Я категорически отказалась, — говорит актриса. — Предлагали даже заплатить. Да вы о чем вообще?.. Никакой речи быть не может. Надо законодательно запретить использовать образы наших любимых актеров, но уже умерших, в качестве цифровой копии, дипфейка».
А вот родственники Юрия Никулина не нашли ничего предосудительного в том, чтобы «воскресить» легендарного артиста в комедии «Манюня: Приключения в Москве». Таким образом, по их мнению, создатели фильма почтили память Юрия Владимировича. «Оцифровка» не показалась тревожной перспективой и тем, кто подписал разрешение на воссоздание образов Владислава Галкина (в продолжении сериала «Диверсант») и Леонида Куравлева (он «снялся» в рекламе банка). Но заявление руководства Первого канала о подготовке сериала по повестям Юлиана Семенова о Штирлице вызвало настоящий бунт поклонников. В проекте с помощью искусственного интеллекта собираются воссоздать образ Вячеслава Тихонова. «Мы решили воспользоваться взглядом в будущее, — прокомментировал эксперимент Константин Эрнст. — Сейчас мы находимся в переговорах с дочерью артиста для того, чтобы начать съемочный процесс». По мнению продюсера, лучше Вячеслава Тихонова с ролью Штирлица никто не справится. Ну тут не поспоришь.
При всем уважении к техническим гениям, согласитесь, все это звучит, а тем более выглядит немного жутковато. В Голливуде давно предпринимают попытки создать банк цифровых образов актеров. Но и там многие не понимают, зачем «клонировать» человека при жизни и тем более — «воскрешать» покойного. Роберт Дауни-младший, к примеру, пригрозил судом за создание своих ИИ-копий, причем запрет будет действовать и после его смерти. Актера поддержали десятки коллег, и дело вовсе не в том, что каждый из них считает себя единственным и неповторимым. Для артистов, как и для сценаристов, одним из основных источников дохода являются отчисления за каждый показ произведения, в создании которого они участвовали. Если же в игру, правила которой пока не регламентированы, вступают клоны, то оригиналам может не достаться ни цента. И вряд ли вы найдете на «фабрике грез» хоть одного актера, который скажет, что не в деньгах счастье. Если только это не будет Киану Ривз, которого называют «самым добрым человеком Голливуда» и «святым изгоем».
Кстати, тот же Киану сыграл в фильме «Репродукция» ученого, который занимается проблемами переноса сознания умерших людей в роботов. На самом деле эксперименты в этой области уже идут и желающих загрузить свое сознание в облако (электронный архив) хоть отбавляй. Илон Маск, например, еще два года назад заявил, что сделал это. Его компания Neuralink разрабатывает имплантируемые интерфейсы «мозг — машина» и может похвастаться большими достижениями в деле чипизации людей, чей мозг функционирует, а тело нет.
Уже сейчас нейросеть может успешно прикидываться вашим близким, а если в нее загрузить массив данных, связанный с умершим человеком, будет очень сложно понять, что на самом деле вы разговариваете с машиной. Исследователи считают, что загрузка разума в компьютер может позволить нам жить столько, сколько мы захотим. Правда, жить в данном случае означает виртуально существовать в памяти компьютера. На рыбалку такого дедушку можно взять только в смартфоне. Да, клон сможет общаться с родственниками, но что делать, если старый маразматик всех достал еще при жизни? Дилемма...
В общем, в этой истории по-прежнему больше вопросов, чем ответов. Возможно, поэтому некоторые родственники артистов дают разрешение на их «цифровизацию», а другие — категорически против. И логика тут понятна: одни благодарны за любую память о близком, а другие боятся, что его образ могут использовать в чем-то низкопробном и вообще — кто мы такие, чтобы распоряжаться «телом» любимой народом звезды? У зрителей тоже своя правда: сложно полностью отдаться иллюзии, зная, что перед тобой не живой актер, а его цифровая копия. С другой стороны, мы же смотрим мультфильмы…
Так или иначе, прошедшие десятилетия показали, что сопротивляться цифровизации невозможно. Она проникла во все сферы нашей жизни, каким-никаким разумом уже наделили даже пылесосы. Что же говорить о такой масштабной сфере, как кинематограф. Но, слава богу, компьютер еще не научился сам снимать кино и вряд ли научится. Чудо, которое рождается в слаженной (иногда нет) работе нескольких десятков людей, машине не дается. И в каждом поколении появляются новые любимые лица, за которыми интересно наблюдать на экране. Так что, перефразируя незабвенного Валентина Гафта, скажем: умереть не страшно. Страшно, что после смерти могут снять фильм и тебя сыграет компьютер…