Таксисты, влюбленные и Роберт Де Ниро: лучшие фильмы Мартина Скорсезе

В это трудно поверить, но один из лучших режиссеров современности снимает кино уже почти полвека. Вспоминаем лучшие его творения.
Анастасия Седова
|
28 Июня 2021
"Таксист", реж. Мартин Скорсезе, фото
"Таксист", реж. Мартин Скорсезе
Фото: Кадр из фильма

24 июня «Таксисту» Мартина Скорсезе с Робертом Де Ниро в роли съехавшего с катушек водителя исполнилось 45 лет. В это трудно поверить, но один из лучших режиссеров современности снимает кино уже полвека. И за этот период Скорсезе создал не один шедевр – о мафии, обреченной любви и жизни знаменитых музыкантов. Отдавая дань уважения гениальному «Таксисту», мы вспоминаем лучшие фильмы его создателя.

«Король комедии» (1982)

“Король комедии”, реж. Мартин Скорсезе, фото
“Король комедии”, реж. Мартин Скорсезе
Фото: Кадр из фильма

И сразу же возьмемся за разрушение стереотипа – далеко не все фильмы Мартина Скорсезе посвящены криминальным разборкам. Но почти во всех из них играет Де Ниро (это тоже неправда). «Король комедии», к примеру, рассказывает о бездарном комедианте, который абсолютно уверен в наличии у себя таланта и в будущем успехе. Он нагло и с завидным упорством идет к своей цели, натыкаясь, правда, лишь на издевательства. Неудивительно, что в какой-то момент у бедолаги случается срыв.

Ну как, что-нибудь напомнило? Тодд Филлипс для своего «Джокера» позаимствовал из этого фильма часть сюжетной основы и Роберта Де Ниро, приправив свою картину еще и эстетикой «Таксиста». «Король комедии» во многом тоже о неудачнике, превращающемся в мстителя. Только мстит он не в свете неоновых огней и под музыку Бернарда Хермана, а под звучащий безжизненно и издевательски закадровый смех.

«Бешеный бык» (1980)

“Бешеный бык”, реж. Мартин Скорсезе, фото
“Бешеный бык”, реж. Мартин Скорсезе
Фото: Кадр из фильма

После выхода этой картины господство Мартина Скорсезе в Голливуде стало абсолютно бесспорным. Роберт Де Ниро здесь вновь теряет контроль над собственной яростью, но теперь уже – на боксерском ринге и за его пределами. Психу и закомплексованному неврастенику, из-за паранойи поколотившему родного брата, жену, 15-летнюю девочку и даже самого себя, кажется просто невозможно симпатизировать. Скорсезе растоптал все законы Голливуда, заставив зрителя два с лишним часа любоваться настоящим зверем, а главное – получать удовольствие. Боксерские поединки в рапиде, черно-белые кадры, максимально близкие планы и боль, льющаяся с экрана нескончаемым ливнем, – все это ждет тех, кто решится посмотреть «Бешеного быка».

«Эпоха невинности» (1993)

“Эпоха невинности”, реж. Мартин Скорсезе, фото
“Эпоха невинности”, реж. Мартин Скорсезе
Фото: Кадр из фильма

Думаете, мелодрама в романтических декорациях Америки 19 века – это не к Скорсезе? Ошибаетесь, у «Эпохи невинности», романа Эдит Уортон, самый что ни на есть скорсезовский сюжет – быть может, даже более жестокий, чем у «Бешеного быка» или «Короля комедии». Только жестокость здесь исходит не от боксеров, гангстеров или ветеранов Вьетнама, а от высшего общества, разъезжающего в каретах.

В центре сюжета – преуспевающий молодой адвокат Ньюлэнд Арчер (в исполнении к тому моменту уже «оскароносного» Дэниэла Дей Льюиса). Окружающий мир богачей и аристократов диктует ему единые для всех правила – необходимо найти скромную и невинную избранницу, которая станет отличной женой, матерью и душой компании. И такую Ньюлэнд действительно находит – Мэй Уэлланд (Вайнона Райдер) юна, мила и благовоспитанна. Только вот после помолвки герой встречает кузину Мэй – скандально известную графиню Оленскую (Мишель Пфайффер). Роковая страсть захлестнет их обоих, но осуждающие взгляды никогда не позволят помолвленному Ньюлэнду и замужней Оленской насладиться счастьем.

«Волк с Уолл-стрит» (2013)

“Волк с Уолл-стрит”, реж. Мартин Скорсезе, фото
“Волк с Уолл-стрит”, реж. Мартин Скорсезе
Фото: Кадр из фильма

В начале нулевых Мартин Скорсезе сформировал блестящий тандем с Леонардо ДиКаприо, который долгие годы оправдывал свое существование появлением настоящих киношедевров. «Волк с Уолл-стит» – как раз один из них. История о взлетевшем к небесам на волнах успеха брокере и его же чудовищном падении быстро завоевала сердца миллионов зрителей и разошлась на мемы. ДиКаприо, Марго Робби, Джона Хилл и Мэттью Макконахи в ролях разных по калибру персонажей и дирижирующий ими Скорсезе создали коктейль из смеха, интриг и отчаяния. Кто бы мог подумать, что мир биржевиков с яхтами, проститутками и кокаином окажется почище гангстерских разборок? Видимо, маэстро Мартин Скорсезе.

«Славные парни» (1990)

“Славные парни”, реж. Мартин Скорсезе, фото
“Славные парни”, реж. Мартин Скорсезе
Фото: Кадр из фильма

Но давайте без иллюзий. Коронным номером карьеры Скорсезе всегда были фильмы про гангстеров. И это не те романтизированные мафиози, что встречались, например, у Копполы. Главный герой «Славных парней» – начинающий гангстер Генри Хилл не борется за интересы семьи, не отстаивает личную, но справедливость и не соблюдает извращенные, но принципы. Он с детства мечтал стать бандитом, колотить и убивать людей, забирать чужие деньги и уходить безнаказанным. Скорсезе очень мягко, без нравоучений, но с издевательской улыбкой разрушает мифы о благородстве отдельных преступников, сопровождая кровавый разбой известным поп-хитом.

«Отступники» (2006)

“Отступники”, реж. Мартин Скорсезе, фото
“Отступники”, реж. Мартин Скорсезе
Фото: Кадр из фильма

Примерно то же можно сказать и об «Отступниках» – ремейке гонконгского фильма 2002 года. Саспенс здесь рука об руку идет с черным юмором, завязанным на абсурдных убийствах и предательствах.

Главный герой картины в исполнении Лео ДиКаприо – молодой коп, внедренный в мафиозную структуру под предводительством жестокого главаря Френка Костелло (Джек Николсон). На противоположной стороне баррикад – агент бандитов, засевший в стане полицейских и пытающийся помешать спецоперации по поимке преступников. Напряженная схватка умов с пистолетами, снятыми с предохранителя, – одна из самых захватывающих историй, снятых в жанре криминального триллера.

«Джордж Харрисон: Жизнь в материальном мире» (2011)

“Джордж Харрисон: Жизнь в материальном мире”, реж. Мартин Скорсезе, фото
“Джордж Харрисон: Жизнь в материальном мире”, реж. Мартин Скорсезе
Фото: Кадр из фильма

Кое-что из экзотики – документальный фильм о главном романтике в The Beatles, и это не Пол, Джон или Ринго. Джордж Харрисон в картине Скорсезе предстает то тихоней-школьником, самым юным в набирающем популярность ливерпульском бойз-бенде, то рок-музыкантом на вершине успеха и с женой-моделью, то ударившимся в индуизм философом. Мартин Скорсезе любовно и внимательно изучает историю становления своего героя через архивные записи и интервью с близкими (включая ныне живых Пола и Ринго). На выходе же получается совсем не характерное для режиссера медленное и сентиментальное до дрожи кино – не о The Beatles и не о музыканте, а о Человеке с большой буквы и с большим сердцем.

«Банды Нью-Йорка» (2002)

“Банды Нью-Йорка”, реж. Мартин Скорсезе, фото
“Банды Нью-Йорка”, реж. Мартин Скорсезе
Фото: Кадр из фильма

И вновь Скорсезе тянет к истории – прошлому огромного и динамичного, сглаженного небоскребами Нью-Йорка. Но если где-то проливалась кровь, не сомневайтесь, гуру гангстерского кино ее отыщет. А в Нью-Йорке крови было очень много. К примеру, в 19 веке, когда порядки в городе устанавливали уличные банды – точнее, самая сильная из них. Коренные американцы – так они называли себя, хотя едва ли к таковым относились, – во главе с Мясником Биллом (прекрасный в своей ожесточенности Дэниэл Дэй-Льюис) крушат всех, кто только заикнется о несправедливости. Молодой Амстердам (не город, а Леонардо ДиКаприо) в попытках отомстить за некогда убитого Мясником отца проникает в банду Коренных и быстро доводит страсти до предельного уровня. В ход идут кулаки, тесаки, ножи и разная утварь – выжившие помогают себе сами.

«Остров проклятых» (2009)

"Остров проклятых", реж. Мартин Скорсезе, фото
"Остров проклятых", реж. Мартин Скорсезе
Фото: Кадр из фильма

Судебные приставы на загадочном острове ищут сбежавшую из лечебницы для психически больных преступников пациентку. Один из них, как вы наверняка уже знаете, – Леонардо ДиКаприо. Мрачная атмосфера, тайны и заговоры, а главное – одна из самых шокирующих концовок в истории мирового кинематографа. Да, Скорсезе может и такое. Впрочем, тема безумия вела его с «Таксиста». Надо ли удивляться, что самые лучшие его работы сводятся к постижению природы сумасшествия?

Новости партнеров

Комментарии
0 / 1500
#
#comment#
0 / 1500