
10 — «Огненный мальчик»

Третий большой проект Надежды Михалковой (в титрах указана, как «Надя Михалкова», но фамильярничать не решимся), написанный ею совместно с писательницей Мариной Степновой. О сыне депутатки, который стал свидетелем самосожжения парня на улице и был отправлен матерью куда подальше в деревню к тете, чтобы «отсиделся»: у мамы на носу выборы, ей не до детей. Бывают фильмы-огонь, а это фильм-искорка.
9 — «Мой сын»

Идейный приквел «Огненного мальчика» (потому что был показан первым), связанный сюжетом: влиятельная коррумпированная женщина, в этот раз адвокатесса, вынуждена спасать сына из передряги, в которую он угодил, отчасти по ее вине. В фильме чувствуется тяжелая судьба картины (менялись режиссеры, сценарий и концепция почти целиком), но зрителю от этого не легче: это невероятно душная, скучная и попросту нелепая драма тире триллер с крайне навязчивыми библейскими аллюзиями. Как если бы Абдрашитов снимал свои фильмы, насмотревшись российских ТВ-сериалов.
8 — «Хорошая жизнь»

Наивное (в худшем смысле этого слова) кино о мире глазами ребенка — экранизация рассказа Гайдара о том, как в доме маленького Димы разбилась любимая чашка мамы, в чем повинен, кажется, он и папа. Тогда двое мужчин схожего склада ума отправляются в метафорическое путешествие. В кадре мелькают книги из знаменитой серии «Я познаю мир» — вот примерно на том же уровне тут все. Только кино типа для взрослых, а детям смотреть будет невыносимо скучно. Пусть третий проект открытия с все того же «Маяка» Татьяны Рахмановой («Королевство») будет удачнее.
7 — «Присутствие»

Банальный и не слишком изобретательный, хотя и старательно сделанный часовой якутский хоррор о девушке, которая сходит с ума в изоляции во время пандемии ковида и ждет мужа, который все никак не приезжает. Дебютантка Аполлинария Дегтярева честно признавалась, что любит японскую культуру, в частности классические джей-хорроры и кайданы — оно и чувствуется. Сделано все вроде с душой, но в душу, увы, не западает, да и за сердце от страха хвататься не хочется. Единственное светлое пятно — актриса Валентина Романова-Чыскыырай в роли демонической матери.
6 — «Прозрачные земли»

Еще один якутский фильм от современника Дмитрия Давыдова («Пугало» — кстати, в нем как раз триумфально сыграла Романова-Чыскыырай), небезынтересный и очень красивый, но, увы, чрезвычайно затянутый и крайне не зрительский. Это притчеобразная история о трех стариках, живущих в забытой всеми якутской деревне, которые однажды находят и спасают из реки молодого парня, меняющего их жизнь. Звучит полумистическая байка про сохранение исконной культуры, увы, интереснее, чем смотрится — кажется, Дмитрию не помешал бы творческий отпуск.
5 — «Картины дружеских связей»

Полнометражный дебют Сони Райзман, актрисы и бывшей жены режиссера Руслана Братова («Экспресс») — они сами играют актеров, которые вместе с другими своими бывшими однокурсниками решают проводить в дорогу дальнюю до Франции своего верного товарища Александра (его играет Александр Паль, которого давно не было видно). Милая, но совершенно необязательная черно-белая зарисовка про жизнь вечных детей в духе фильмов Ноа Баумбаха, иногда смешная, иногда грустная, иногда скучная, но чаще сделанная сугубо «для своих».
4 — «Фейерверки днем»

Обаятельнейшее драмеди с очень сильным чеховским духом — о трех сестрах, с детства живущих в частном доме с отцом-бизнесменом, чей бизнес по продаже люстр приезжает из Китая спасать давний друг и партнер папы, находчивый Вэйхонг. Кино о столкновении менталитетов — несколько бессюжетное, но в итоге все равно складывается очень точная и красивая история о том, что не все измеряется деньгами. Плюс — отличные актерские работы всех, от Александра Робака до китайского артиста Ван Бина, ставшего актером в 50 с лишним лет после работы экономистом.
3 — «На выброс»

Во всем весьма суровом и не всегда дружелюбном конкурсе «Маяка» — самое жизнерадостное творение: новый мультфильм номинанта на «Оскар» Константина Бронзита, о… мусоре, который мечтает попасть в рай к «великому разделителю», что сделает его вновь нужным. Буквально: ворчливый башмак с резинкой под подошвой, помотанная жизнью ваза, катушка ниток и, конечно, нахальный галстук, случайно оказавшийся среди «отбросов». Что сказать — Бронзит показывает мастер-класс «Пиксару» о том, как надо делать умные, остроумные и захватывающие мультфильмы!
2 — «Над вечным покоем»

Это истинный хоррор фестиваля, а не «Присутствие»: мрачнейшая драма Светланы Проскуриной («Воскресенье»), теневого классика российского кино, которая одновременно восхищает и вынуждает пребывать в ужасе. Вкратце — о соцработнице, чей сын-балбес по дурости попадает в страшную ситуацию, и о том, как она пытается его спасти, но в итоге делает только хуже. Намеренно не спойлерим — весь кошмар ситуации стоит прочувствовать целиком и полностью, не зная, что ждет героев дальше, дабы испытать в финале катарсис поистине балабановского масштаба.
1 — «Здесь был Юра»

Полная противоположность предыдущему фильму — однозначно самый зрительский, добрый и человечный фильм фестиваля: о двух молодых оболтусах-рокерах, которые вынуждены заботиться о дяде одного из них, с детства страдающего от отклонений в развитии. В роли Юры, который не вызывает жалость, но удивительно обаятелен — не сразу узнаваемый Константин Хабенский, и он, кстати, за весь фильм не произносит ни слова. Режиссер — Сергей Малкин (запомните это имя). И фильм посмотрите — это невероятно теплая и трогательная картина, одна из лучших в этом году.