Пожалуй, никто из советских генсеков так не любил кино, как Леонид Брежнев. Известно, что к выходным, которые он проводил с семьей и соратниками на правительственной даче в Заречье, ему всегда доставляли новинки западного и отечественного кинематографа. Для просмотра был оборудован небольшой кинозал. Сохранилось масса легенд, как Леонид Ильич «давал зеленый свет» картинам, которые ему нравились. Даже если Госкино или «Мосфильм» собирались положить ленту на полку, – реакция генсека все меняла.
«Кавказская пленница», 1966
Реж. Леонид Гайдай
Художественный совет Мосфильма отказался принимать новую комедию про Шурика. Тогда даже свои, режиссеры, отозвались о работе с серьезной критикой. После внесения правок картину зарубили в Госкино. Председатель Романов заявил, что «эта антисоветчина» выйдет на экраны только через его труп, Гайдаю грозило исключение из партии. Неожиданно, как это бывает, а именно в пятницу вечером на студию позвонили из аппарата генсека. Для Леонида Ильича «заказали» что-нибудь новое и веселое. Ничего лучше «Кавказской пленницы» в тот момент не нашлось. Брежнев, обладавший специфичным и несвойственным для политиков чувством юмора, пришел в восторг от фильма. И сразу решил показать фильм членам правительства. В понедельник он лично позвонил Романову, – от себя и коллег-министров поздравил с успехом. Надо ли говорить, что после такой оценки комедии была присвоена высшая прокатная категория?!
«Белое солнце пустыни», 1969
Реж. Владимир Мотыль
Советский истерн снимался долго и трудно, его производство то и дело пытались закрыть, а режиссера едва не выгнали с работы за профнепригодность. Сдача проходила еще сложнее, – Мотылю пришлось вносить десятки правок, но результат никого так и не устроил. Глава Мосфильма Владимир Сурин не подписал акт о приемке фильма, заявив, что качество хуже некуда. Картина легла на полку в хранилище Госкино вместе с другой запрещенкой.
То, что из всех жанров Леонид Ильич любил вестерны и «про войну», знали все. И когда накануне ноябрьских праздников новые ленты из-за океана не прибыли, помощники решили прошерстить то, что так и не добралось до советских экранов. Наткнулись на «Белое солнце пустыни», решили, почему бы и нет, – и отвезли в Одинцово. А дальше, – снова звонок Романову, поздравления, что «утерли нос американцам» и вопрос по поводу проката, – мол, почему затягиваете? Что и говорить, у Брежнева все же был хороший вкус, настоящее народное признание к фильму пришло совсем недавно.
«Белорусский вокзал», 1971
Реж. Андрей Смирнов
У каждого поколения – свои представления, как нужно снимать про Великую Отечественную и про Победу. В начале 70-х многим казалось, что Смирнов делает «упадническое» кино. Производство картины останавливали четыре раза, решения 27-летнего режиссера постоянно ставили под сомнение, а его самого подозревали в антисоветских взглядах. Принималась картина тоже со скрипом. Есть версия, что просмотр «на самом верху» помог устроить Михаил Ромм, который очень поддерживал Смирнова. Какие связи он сумел задействовать сегодня сказать сложно, но «Белорусский вокзал» показали генсеку и членам правительства. Рассказывали, что, когда звучала песня «Нас нужна одна победа», на глазах у Леонида Ильича заблестели слезы. Он сам в 1941 году ушел на фронт бригадным командиром, а к 1945-му дослужился до генерал-майора, был контужен и едва не утонул под Новороссийском. Музыка и стихи задели Брежнева за живое. Само собой, после такой реакции кино вышло на большой экран. А песню с того момента стали включать в репертуары торжественных, праздничных концертов, – знали, что генеральному секретарю она нравится.
«Гараж», 1979
Реж. Эльдар Рязанов
Брежнев, сам увлеченный кино, приучил все Политбюро следить за новинками. Но вкус у членов ЦК был так себе, за что едва не поплатился Эльдар Рязанов. Никто его «Гараж», конечно, запрещать не собирался. Но многие из высокого начальства, посмотревшие картину, были не довольны и прямо заявили об этом руководству Госкино. От режиссера требовали переозвучить то одну, то другую фразу, но тот не спешил перекраивать фильм. И был прав, – постепенно страсти улеглись. В итоге картину выпустили ограниченным тиражом. Чтобы не привлекать лишнего внимания, решено было убрать афиши с главных столичных улиц. Фильм демонстрировался во второстепенных кинотеатрах Москвы и других городов.
Неизвестно, видел ли Брежнев комедию Рязанова, а если видел, – что сказал. О приватном просмотре на даче не сохранилось сведений. Но он помог Рязанову по-другому. На пленуме ЦК КПСС генсек выступил с речью, в которой призвал критиковать существующие в обществе недостатки. Только так, он полагал, можно от них избавиться. В Госкино решили, что полномасштабный прокат «Гаража» будет прямым ответом на предложения руководства страны.
«Пираты 20 века», 1980
Реж. Борис Дуров
Первый советский боевик и самый кассовый фильм эпохи во время сдачи на киностудии им. Горького был признан проамериканским и, само собой, неприемлемым для зрителя. Слишком много сцен насилия, решили в Госкино. Говорят, картину собирались не то, чтобы запретить, а совсем уничтожить, – пленку уже отправили на размагничивание. Брежнев тогда уже был серьезно болен. Он не мог долго работать, много отдыхал, гулял и, конечно, смотрел кино. Как кассета попала в подборку Леонида Ильича до сих пор остается загадкой. Но известно, что генсеку фильм очень понравился, – он сильно переживал за наших и был полностью удовлетворен их победой. А дальше по накатанной: звонок, поздравления, – и вот уже «Пираты» идут во всех кинотеатрах. Фильм собрал тогда совершенно невероятную кассу, – на сеансы выстраивались громадные очереди, а дети ходили в кино по нескольку раз.
«Экипаж», 1979
Реж. Александр Митта
Справедливости ради нужно сказать, что Леонид Брежнев не только спасал фильмы. Он также мог попросить внести изменения или вообще запретить, если ему что-то не нравилось. Так, однажды под напором критики генсека пришлось переснять финал фильма «Экипаж». В той версии, которая известна большинству зрителей, командир Тимченко оказывается в больнице, – его отстранили от полетов после сердечного приступа. Коллеги приходят с визитом, а у экипажа теперь другой командир. Но задумывалось все иначе. Тимченко все также лежит в больнице, а его просят отогнать пустой самолет. И вот он прямо в пижаме поднимается на борт и видит своих старых фронтовых друзей. Вместе они взлетают и пропадают из вида. А в больнице дочь, дежурившая рядом с отцом, констатирует: «Папа умер…». Режиссер позже отмечал, что очень сожалел об изменении концовки. Но зрители точно были благодарны, о чем писали во многочисленных письмах на студию. Так может быть и в этом случае Леонид Ильич был прав? В конце концов, если все кончается хорошо, кому от этого плохо?!