![кадр из фильма «Воздушная тюрьма», 1997 фото](http://cdn.7days.ru/pic/09d/1008785/1631889/86.jpg)
Сейчас тяжело себе представить дорогой блокбастер в жанре экшен, при создании которого миллионы не тратятся на компьютерную графику. А ведь в 90-е так и снимали — никакого зеленого экрана, только филигранная работа каскадеров и специалистов по спецэффектам. И надо признать, эти фильмы отлично смотрятся до сих пор. В нашей сегодняшней подборке — 10 ураганных боевиков конца прошлого века, где нет пришельцев, звездолетов, бластеров и прочей научной фантастики, зато есть жесткие разборки крутых парней.
«Скала», 1996
![кадр из фильма «Скала», 1996 фото](http://cdn.7days.ru/pic/09d/1008785/1631890/86.jpg)
До того, как окончательно превратиться в постановщика дорогих и бессмысленных видеоклипов с гигантскими роботами, Майкл Бэй был неплохим режиссером. «Скала» — кино ни на что не претендующее, но захватывающее, до краев наполненное виртуозными сценами перестрелок и стремительной музыкой Ханса Циммера. Ну а про тандем Николаса Кейджа и Шона Коннери и говорить ничего не надо — это априори шедеврально.
«Воздушная тюрьма», 1997
![кадр из фильма «Воздушная тюрьма», 1997 фото](http://cdn.7days.ru/pic/09d/1008785/1631891/86.jpg)
Снова Николас Кейдж, и снова — олдскульный экшен на максималках в (почти) замкнутом пространстве. Только если в «Скале» это была тюрьме на острове, то здесь — самолет, перевозящий группу самых беспощадных головорезов. Внимания заслуживают, во-первых, безукоризненная режиссура, не допускающая ни одного лишнего кадра, а во-вторых, отменный каст в лице Джона Малковича, Джона Кьюсака, Стива Бушеми и Дэнни Трехо.
«Без лица», 1997
![кадр из фильма «Без лица», 1997 фото](http://cdn.7days.ru/pic/09d/1008785/1631888/86.jpg)
Вы не поверите, но у нас здесь снова Николас Кейдж — пожалуй, именно его можно по праву считать олицетворением боевиков 90-х. Изящные и чрезмерные экшен-сцены, которыми всегда славился режиссер Джон Ву, здесь приправлены небанальными сценарными ходами. И правда ведь это находка — заставить Кейджа и Траволту играть друг друга.
«На гребне волны», 1990
![кадр из фильма «На гребне волны», 1991 фото](http://cdn.7days.ru/pic/09d/1008785/1631862/86.jpg)
Если бы на звание лица боевиков 90-х устраивали конкурс, второе место после Николаса Кейджа наверняка бы занял Киану Ривз. В картине Кэтрин Бигелоу «На гребне волны» он предстает в образе агента ФБР Джонни Юты, расследующего серию дерзких ограблений банков бандой серфингистов. Смотря фильм, оказываешься буквально зачарован местными погонями и перестрелками, так что совершенно не задумываешься о слегка нелепых поворотах сюжета.
«Скорость», 1994
![кадр из фильма «Скорость», 1994 фото](http://cdn.7days.ru/pic/09d/1008785/1631863/86.jpg)
По мнению Гомера Симпсона, этот фильм назывался «Автобус, который не мог затормозить». И это, в общем, весь сюжет в пяти словах. Усилиями террористов по Лос-Анджелесу ездит полный пассажиров автобус, который взорвется, если его скорость упадет до 50 километров в час. И ничего, что установить такую бомбу даже теоретически невозможно. Зато какой 120-минутный аттракцион!
«Плохие парни», 1995
![кадр из фильма «Плохие парни», 1995 фото](http://cdn.7days.ru/pic/09d/1008785/1631892/86.jpg)
То, что боевик может быть комедийным, определил еще «Голый пистолет» в конце 80-х, а закрепили «Плохие парни». Мартин Лоуренс и Уилл Смит создали неплохой актерский дуэт, да и вообще картина, несмотря на некоторые нелепости, органична в своем монтаже по принципу «взрыв» — «взрыв» — «стрельба» — «крутая фразочка». Фильм получил ряд сиквелов, а недавняя четвертая часть «Плохих парней» помогла франшизе преодолеть миллиардный рубеж по сборам.
«Крепкий орешек 2», 1990
![кадр из фильма «Крепкий орешек 2», 1990 фото](http://cdn.7days.ru/pic/09d/1008785/1631854/86.jpg)
Тем, кем он есть, Брюс Уиллис стал именно благодаря »Крепкому орешку» и своей роли Джона Макклейна. Не будет преувеличением сказать, что его сиквел — такой же эталонный боевик старой школы. Простой и понятный сюжет, брутальный, но саркастичный главный герой, в меру выстрелов и пламени, в меру адреналиновых поездок, без меры — атмосферы начала 90-х. Все на своих местах — ни убавить, ни прибавить.
«Птичка на проводе», 1990
![кадр из фильма «Птичка на проводе», 1990 фото](http://cdn.7days.ru/pic/09d/1008785/1631894/86.jpg)
Сниматься в этом боевике с элементами приключенческого кино и романтической комедии Мэл Гибсон согласился только потому, что летом, когда проходили съемки, ему разрешили пожить в роскошном доме продюсера. Смысл фильма до смешного прост, характеры — шаблонны, а драматургия почти отсутствует. Зато снято так, что все равно досмотришь до конца, если зацепил экран хоть краем глаза, да еще и сдобрено щедрыми порциями юмора и участием красотки Голди Хоун.
«Правдивая ложь», 1994
![кадр из фильма «Правдивая ложь», 1994 фото](http://cdn.7days.ru/pic/09d/1008785/1631853/86.jpg)
Режиссер — Джеймс Кэмерон, в главной роли — Арнольд Шварценеггер, но не «Терминатор», а комедийный боевик про торгаша компьютерами, который на самом деле является суперагентом тайной правительственной организации. Такой вот слом шаблонов. Собственно, имя режиссера уже является знаком качества, так как плохих работ в фильмографии Кэмерона нет. А тут он еще и решил просто поиздеваться наш жанром шпионского триллера а-ля Джеймс Бонд — и пародия получилась едва ли не лучше многочисленных оригиналов.
«Миссия невыполнима», 1996
![кадр из фильма «Миссия невыполнима», 1996 фото](http://cdn.7days.ru/pic/09d/1008785/1631893/86.jpg)
Сегодня в это верится с трудом, но факт остается фактом — первую «Миссию», ремейк сериала 1966 года, снял не кто-нибудь там, а сам Брайан Де Пальма, режиссер «Кэрри», «Лица со шрамом» и «Пути Карлито». Это уже потом оригинальная задумка переросла во франшизу, которой Том Круз завладел, чтобы под видом работы получать новую дозу адреналина, выпрыгивая из самолетов. Де Пальма же снимал настоящее авторское кино, где за постановкой и спецэффектами была концепция, а за сценарием — логика. А уж совместить экшен и саспенс — это вообще высший пилотаж.