Как бы сейчас сказали, Уайльд родился «не в свое время», опередив эпоху в свободе мыслей. Но «дух, как ветер, веет, где хочет» — как раз благодаря этой внутренней свободе книги Уайльда читаются сейчас как написанные только что, а фильмы, снятые по его вещам, смотрятся актуально и свежо, несмотря на дам в кринолинах и мужчин в смокингах. Потому что «…люди всегда смеются над своими трагедиями — это единственный способ их переносить». Прямая цитата от Оскара Уайльда.
«Дориан Грей» (2009, Великобритания)
«Портрет Дориана Грея» — единственный роман Оскара Уайльда и самое знаменитое его произведение, сюжетом отчасти напоминает «Фауста» и во многом — «Шагреневую кожу» Бальзака. Молодой человек продает свою бессмертную душу — по версии Уайльда, в обмен на молодость и красоту. Несмотря на огромное количество экранизаций (включая утерянную версию Мейерхольда и еще одну русскую версию, с Юрием Яковлевым в роли лорда Генри), эталонной можно считать именно «Грея» в режиссуре Оливера Паркера. Ну, во-первых, потому, что Паркер — главный «спец» по экранизациям Уайльда (он ставил и «Идеального мужа», и «Как важно быть серьезным»). А во-вторых, потому что в этом «Дориане Грее» превосходный кастинг. Соблазнителя юных душ (и, возможно, самого дьявола) играет Колин Ферт, а прекрасного Грея — Бен Барнс, принц из «Хроник Нарнии».
«Кентервильское привидение» (1970, СССР, анимационный)
Как и во всех сказках Уайльда, дети — далеко не целевая аудитория «Привидения» (ну, может, только если 12+). Но благодаря шедевру режиссеров, сестер Брумберг и художника Ланы Азарх («Три толстяка», «Кот в сапогах», «Капризная принцесса») несколько поколений советских детей стали считать Уайльда за своего, а цитата из мультфильма «Она была дурна собой и совершенно не умела готовить» пошла в патриархальный советский народ. Роли в нашем мультфильме озвучивали звезды Малого и прочих театров, за экономку говорила Рина Зеленая, «американцем» был Евгений Весник. Не знаем, понравилось ли бы Уайльду, что из советского мультфильма убрали все намеки на религию, но финальный полет в никуда маленькой Виргинии и призрака ему явно пришелся бы по душе.
«Великан-эгоист» (1982, СССР, анимационный)
Еще один замечательный советский мультик про большого и злого великана, который считал, что ему никто не нужен. В отличие от одноименной сказки, смотреть его можно даже маленьким детям, в ней нет той тоски и ощущения обреченности, которая неизбежно настигает нас во время чтения уайльдовских книг. Бонусом — чудесная музыка Бриттена и Баха.
«Сказка о звездном мальчике» (1983, СССР)
Версия Леонида Нечаева, режиссера, снявшего буквально все фильмы, на которых выросли вы и ваши родители — от «Приключений Буратино» до «Не покидай…». От Уайльда тут, честно говоря, мало что осталось — разве что главный герой, ребенок удивительной красоты, с холодным жестоким сердцем. Юного актера Пашу Чернышева нашли буквально на улице, это была его первая и последняя роль в кино. В его родинку над губой советские школьницы влюбились на несколько лет раньше, чем в родинку Дмитрия Харатьяна в «Гардемаринах».
Что касается сюжета, то Леонид Нечаев внес в него свои коррективы, заменив волшебство и магию первоисточника на модные фантастические мотивы. Вместо мамы-волшебницы со «звездным покрывалом» — инопланетяне, проводящие эксперимент над людьми, да и сам «звездный мальчик» — это «последняя экспериментальная модель» инопланетного киборга.
«Идеальный муж» (1999, Великобритания)
По сюжету этой перенесенной на экран пьесы восходящая звезда британской политики Роберт Чилтерн слыл идеальным мужем и безупречным джентльменом, но столкнулся с шантажисткой: единственный позорный эпизод из его прошлого вот-вот спровоцирует скандал. Однако Чилтерна не волнует карьера и репутация: он жаждет сохранить лишь свой счастливый брак и любовь жены. И обращается за помощью к лучшему другу, который готов применить против шантажистки ответные действия.
Каст у фильма блестящий: представителей высшего света играют Джулианна Мур, Кейт Бланшетт, Минни Драйвер, Руперт Эверетт и Джереми Нортэм.
«Как важно быть серьезным» (2002, Великобритания)
Тот самый фильм с блестящим дуэтом Руперта Эверетта и Колина Ферта, который также запомнился совсем молоденькой Риз Уизерспун в роли девы — розового бутончика. Специально для этой картины стопроцентная американка Риз выучилась британскому акценту.
«Уайльд» (1997, Великобритания-Германия-Япония)
Картина, о которой нельзя не написать, хотя это никакая не экранизация, а байопик. Уайльда играет Стивен Фрай. «Уайльд» — кино яркое и грустное, после которого можно в общих чертах понять и философию писателя, и его горький юмор, и нелюбовь к счастливым финалам. Потому что на самом деле циники — это, конечно, разочарованные романтики. Цитата не из Уайльда, но абсолютно в его стиле.