Самой большой радостью снова стало – забраться с ногами под плед, с чашкой кофе с «рижским» бальзамом, и включить какой-нибудь согревающий фильм. Мы, как всегда, помогаем с выбором.
«Правила виноделов» (1999, реж.Лассе Хальстром)
Экранизация одноименного романа Джона Ирвинга, в котором (как и в фильме), делают, конечно, не вино, а сидр – самый осенний напиток в мире, не считая тыквенного латте. Действие происходит в разгар Второй мировой войны, но фронтовые сводки не долетают до провинциального американского захолустья. Воспитанник сиротского приюта (совсем молодой Тоби Магуайер) приезжает в поместье Сайдер Хаус, чтобы помочь хозяевам собирать яблоки – и здесь узнает, что такое первая любовь, и первая настоящая потеря.
«Правила виноделов» — классический «роман воспитания», разыгранный в невероятной красоты декорациях. Все цвета теплой американской осени, от охры до багрянца, которые отзываются и в костюмах главных героев, шерстяных свитерах с высоким горлом, и свободных вельветовых пиджаках.
«Вдали от рая» (2002, реж.Тодд Хейнс)
Титул «королевы осенних фильмов» мы присуждаем Джулианне Мур (хотя и Сьюзан Сарандон в «Мачехе» хороша). Может, дело в цвете волос Джулианны, может, в той усталой и печальной мудрости, которой отмечена ее игра- именно такое настроение мы чувствуем в октябре, когда ловим последние теплые лучи солнца. Ну, или дело в платьях красного, желтого, оранжевого цветов – которые выглядят, как опавшие листья. «Вдали от рая» — ретродрама о супругах, переживающих кризис не просто брака, а экзистенциальный кризис. Действие происходит в Коннектикуте, в середине 50-х, и оператор Эдвард Леркман смягчал картинку специальными ретрофильтрами. Вспомните старые выцветшие фотографии ваших бабушек – вот это как раз оно.
Героиня Джулианны Мур влюбляется в своего садовника, и гуляет с ним по невероятной красоты осеннему лесу, который впечатлил бы и Пушкина. Садовник ходит в уютной флисовой рубашке в клетку и ухаживает за бархатцами. Когда ближе к весне распустятся первые цветы, все уже будет кончено.
«Вам и не снилось» (1980, реж.Илья Фрэз)
1 сентября в класс Ромки приходит новенькая, и случается любовь. Писательница Галина Щербакова и режиссер Илья Фрэз очень вольно интерпретировали классический шекспировский канон — вот только история Ромео и Джульетты длилась несколько дней, а у Ромы и Кати впереди была целая осень. Самая красивая сцена в фильме – выезд класса «на природу», в котором Катя примеряет на себя венок из огромных кленовых листьев.
«Сладкий ноябрь» (2001, реж.Пэт О^Коннор)
Без этого фильма не обходится ни один «осенний» список. Главная героиня, красавица Сара (Шарлиз Терон) дает своему новому парню Нельсону (Киану Ривз) ровно один месяц на романтику – как только выпадет первый снег, их отношения закончатся, как, впрочем, и жизнь Сары. Мы заранее знаем, как все это будет – чем больше условий ставит девушка, чем неприступнее она кажется, тем больше в нее влюбляешься.
Киану Ривз и Шарлиз Терон – очаровательный и очень красивый дуэт: она носит длинные мохеровые шарфы всех оттенков красного и зеленого, он дарит ей букеты астр и гладиолусов.
«Осень» (1974, реж.Андрей Смирнов)
«Забытый» шедевр Андрея Смирнова, после которого режиссера фактически отстранили от работы. Все дело в сюжете: в СССР не было ни секса, ни тем более внебрачных связей, а Андрей Смирнов показал и то, и другое. Андрей и Саша приезжают из Ленинграда на неделю в деревню – своим вторым половинкам что-то врут о командировках, а в деревне говорят, что они на самом деле, муж и жена.
Осень здесь не роскошная, а унылая, с проливными дождями, затянутым серой пленкой небом, и грязными дорогами, по которым можно ходить только в резиновых сапогах. Все по-честному – как и в отношениях Андрея и Саши друг с другом. В Москву они вернутся только с первым снегом.
«Сумерки» (2008, реж.Кэтрин Хардвик)
Действие «Сумерек» происходит в разное время года, но больше всего этому фильму идет осень. И нет, дело не только в том, что вампиры не выносят прямых солнечных лучей, а у Беллы Свон вечно мешки под глазами. Просто «Сумерки» — такая вот история осенних полутонов, сыгранная в миноре, без всяких там розовых пони, и прочего радужного детского сада. Тем более, что все начинается с сентября в новой школе (как и в фильме Ильи Фрэза) – а погода в городке Форкс, штат Вашингтон, уже в сентябре намекает на непродуваемые куртки и пальто-«бушлаты». Пасмурно, прохладно, батареи еще не включили, и даже температура крови, кажется, падает.
«Вам письмо» (1998, реж.Нора Эфрон)
Осень в большом городе – цветочные магазины с тыквами у входа, кафешки, украшенные бумажными фонариками, красивые девушки в кашемировых пальто, не умеющие найти свою половинку… Одна из лучших мелодрам Норы Эффрон, с бессмертным дуэтом Мэг Райан и Тома Хэнкса. Они оба любят книги, только она – владелица маленького магазинчика, а он – огромного книжного, который вот-вот вытеснит своего конкурента. Как и прочие фильмы Эфрон, этот хочется разглядывать, подмечая детали, и не напрягаться вовсе – все равно в конечном итоге вырулит хэппи-энд. И да, это как раз тот самый фильм, идеальным сопровождением для которого будет инстаграмный тыквенный латте.
«Служебный роман» (1977, реж.Эльдар Рязанов)
Бесспорная классика, растасканная на цитаты. Зонтик с цветочками Оли Рыжовой, новые сапоги Верочки («надо брать!»), «у природы нет плохой погоды», наконец. Время года в фильмах Эльдара Рязанова всегда важно, и если «Ирония судьбы», или «Карнавальная ночь» нужно смотреть зимой, то «Роман…» — идеальная мелодрама для осени. Резкий перепад температур резонирует с переменами в настроении, чувствами и целями главных героев – а неожиданный снегопад (выпавший в самый разгар сьемок, в сентябре 1976-го), выглядит как знак, что все возможно – Мымра превратится в красавицу, и влюбится в товарища Новосельцева. Кстати, как почти во всех других фильмах из нашей подборки, в фильме Рязанова едят яблоки – самый осенний сезонный фрукт. Ну, вы же помните: «Я такой салат делаю лучше, чет твоя жена. В него надо добавить тертое яблочко». Куда ж без него.