Кристоферу Нолану — 55 лет: фильмы оскароносного режиссера в порядке возрастания восторга

Режиссер отметил «две пятерки» 30 июля.
Никита Маргаев
|
30 Июля 2025
Кристофер Нолан
Фото: LEGION-MEDIA

Уверены, что хотя бы раз в жизни вам доводилось слышать фразу «Нолан — гений». И хотя работы Кристофера нередко становятся предметом бурных дискуссии у киноманов, спорить с этим тезисом по меньшей мере глупо: он давно уже стал аксиомой, не требующей доказательств. Британский постановщик принадлежит к той весьма немногочисленной группе творцов, которые затрагивают сложные философские темы в рамках массового высокобюджетного кино. Его фильмы могут в одинаковой мере понравиться и тем, кто любит зрелищные экшн-сцены, и тем, кому подавай пищу для ума. 

На данный момент сэр Нолан занят постпродакшеном своего эпического фэнтези «Одиссея», билеты на премьерные показы которого разошлись меньше чем за час после старта продаж. Таким образом, в истории кино произошел беспрецедентный случай, когда лента за год до выхода в прокат уже заработала свыше 1,5 миллионов. Нет сомнений, что новая адаптация античной поэмы сумеет собрать по итогу в тысячу раз больше и пополнит золотой фонд картин, как и большинство других работ сегодняшнего именинника. В связи с днем рождения режиссера мы решили вспомнить все фильмы Нолана, расположив их по шкале от худшего к лучшему. Правда, заранее оговоримся, что у виновника торжества нет откровенных провалов, а потому ленты из начала списка также заслуживают вашего внимания. 

«Бессонница»

Фото: кадр из фильма

Параноидальный триллер с Аль Пачино и Робином Уильямсом — это тот фильм, о котором в контексте творчества Нолана вспоминают реже всего. Нельзя сказать, что «Бессоница» незаконно обделена вниманием зрителей и критиков. В сравнении с оригинальной норвежской картиной, американскому ремейку чрезвычайно не достает атмосферности, которая имелась у скандинавского детектива. Да и режиссерский почерк Кристофера здесь не так заметен, как, например, в тех же «Преследовании» и «Мементо». Сам Нолан, к слову, придерживается иной точки зрения и считает «Бессоницу» одной из своих наиболее удачных картин.

«Бэтмен: Начало»

Фото: кадр из фильма

Открывающая часть трилогии о темном рыцаре Готэма проигрывает своим же скивелам в аспекте популярности и в объемах народной любви. Но по большому счету это вина самого Нолана, сумевшего в 2008 году превзойти себя, а заодно и всех коллег по цеху, заходящих на территорию супергеройского жанра. Зрители, в головах которых благодаря фильмам Тима Бертона укоренилась связь между готическим гротеском и человеком в костюме летучей мыши, получили совершенно иной кинокомикс — предельно серьезный и реалистичный. Кристиан Бэйл, сыгравший Бэтмена, и по сей день считается лучшим воплощением этого героя на киноэкране. 

«Темный рыцарь: Возрождение легенды» 

Фото: кадр из фильма

Картина с подзаголовком «Возрождение легенды» — это отличный пример того, как надо завершать сюжетные арки персонажей. Правда, на фоне второй части приключений Брюса Уэйна третья глава ощущается как слегка уступающее ей продолжение. Во время просмотра может даже сложиться впечатление, что Нолан, прямо как и Бэтмен, устал от спасения Готэм. Кто бы что не говорил, но кинокомикс как жанр все же загоняет режиссера в определенные рамки. Поэтому в третьем фильме появляются Робин (Джозеф Гордон-Левит) и Женщина-кошка (Энн Хэтуэй), чье нахождение в сюжете обосновано прежде всего стремлением продюсеров превратить трилогию в долгоиграющую франшизу. Что же до антагониста Бэйна, сыгранного Томом Харди, то он бесспорно харизматичен и силен в злодейских речах, но не идет ни в какое сравнение с Джокером, олицетворяющим хаос. Тем не менее, все описанное выше никоим образом не умаляет объективных заслуг ленты и того факта, что это идеальный финал серии.  

«Преследование»

Фото: кадр из фильма

Уже упомянутая выше мемная фраза «Нолан — гений» справедлива хотя бы потому, что в свое время 27-летний Кристофер, имея на руках около шести тысяч долларов и собрав команду энтузиастов, сумел произвести на свет дебют, позволивший ему громко заявить о себе. Отголоски «Преследования» вы непременно найдете во всех последующих работах сегодняшнего именинника. Нелинейный неонуар о писателе, который заводит опасную дружбу с вором-домушником, получил восторженный отклик от критиков, хотя толком и не заработал денег в прокате. 

«Престиж»

Фото: кадр из фильма

Психологический триллер о борьбе двух иллюзионистов на рубеже XIX и XX веков Нолан снял в перерыве между фильмами о супергерое-миллиардере. Автор оригинального романа Кристофер Прист был до того впечатлен дебютной работой своего тезки, что отказал оскароносному Сэму Мендесу, который давно мечтал перенести книгу на большой экран. На пару со своим братом Джонатаном режиссер существенно перекроил первоисточник, усилив центральный конфликт истории. Излюбленная нолановская дилемма о том, оправдывает ли цель средства в контексте творческого процесса, наилучшим образом раскрыта именно в «Престиже». 

«Довод»

Фото: кадр из фильма

«Довод» — это, пожалуй, самый спорный фильм в карьере режиссера. В нем есть все то, за что мы любим и критикуем Кристофера Нолана. С одной стороны, это сбивающая с толку история, где персонажи-функции говорят на языке экспозиции и налегают на термины из мира физики. Если предыдущие работы постановщика еще можно было понять, не прибегая к помощи сайтов с объяснениями, то в случае «Довода» даже исполнители главных ролей не смогли дать однозначный ответ, о чем это произведение. Однако вместе с тем, это захватывающий шпионский боевик, вдохновленный фильмами о Бонде, но превосходящий их буквально во всем. Нолан — гений как минимум по части ярких экшн-сцен, а также их технического исполнения. Добавив в сюжет инверсию времени, Кристофер не пошел по пути наименьшего сопротивления: ни один из эпизодов с героями, движущимися задом наперед, не были проигран в обратном порядке. Американская киноакадемия не оставила без внимания эти титанически усилия, присудив «Доводу» победу в номинации «лучшие визуальные эффекты». 

«Мементо»

Фото: кадр из фильма

Своим дебютом Кристофер Нолан обратил на внимание лишь небольшой части кинематографической публики, тогда как своим вторым фильмом — триллером-головоломкой «Мементо» — он во всей красе продемонстрировал свои амбиции в качестве амбициозного творца-новатора. Вывернув наизнанку жанровые условности и показав события в обратной хронологической последовательности, он продемонстрировал всем, что не чурается рискованных и экспериментальных затей. Эта лента принесла ему не только первую номинацию на «Оскар» (в категории «лучший оригинальный сценарий» он проиграл Джулиану Феллоузу), но и уважение старших коллег и продюсеров.

«Дюнкерк»

Фото: кадр из фильма

В отличии от «Довода», предшествующий ему «Дюнкерк» был предельно понятен зрителю. Единственным формалистским ухищрением, на которое тогда рассщедрился Нолан, была временная несогласованность сюжетных линий, охватывающих неделю, сутки и час из знаменитой Дюнкеркской битвы. В остальном это почти документальная реконструкция операции по спасению войск союзников из оккупированной немцами Франции. Режиссер намеренно сделал упор на визуальную составляющую, а не на драматургию, показав войну такой, какая она есть, без налета излишней сентиментальности. На «Оскаре» 2018 года картина была представлена в восьми номинациях и победила в трех из них — лучший монтаж, лучший звук и лучший монтаж звука.  

«Начало»

Фото: кадр из фильма

Идея снять фантастику о ворах-манипуляторах, проникающих в чужие сновидения, пришла к Нолану незадолго до выхода в прокат «Бессоницы», но тогда, в начале 2000-х, она столкнулась со сложностями в плане реализации. Заматерев как режиссер после «Престижа» и «Темного рыцаря» Кристофер, наконец, созрел для того, чтобы вернуться к работе над блокбастером своей мечты. В конце десятилетия он был хорошо известен широкой публике и считался коммерческим успешным деятелем, а потому ему без доли сомнения доверяли большие бюджеты. «Начало» получилось если не совершенным, то уж точно захватывающим зрелищем, где в занимательном ключе обыграны сложные психологические концепции. Но, как ни странно, для того, чтобы понять и, главное, прочувствовать эту картину необязательно задействовать все мощности мозга: достаточно лишь распахнуть свое сердце. 

«Темный рыцарь»

Фото: кадр из фильма

Есть теория, согласно которой самый популярный жанр эпохи служит лакмусовой бумажкой тех общественно-политических процессов, которые происходят в реальном мире. Конец 2000-х многим запомнился благодаря стремительному взлету супергеройского кино. В тот же год, когда свет увидел «Железный Человек», запустивший киновселенную Marvel, в прокат вышел и на порядок более мрачный «Темный рыцарь», основанный на комиксах DC. Нолан попал в нерв времени, объединив страх перед терроризмом, появившийся в американского социуме после теракта 11 сентября, и тревогу на фоне крупнейшего финансового кризиса в современной истории. Многие зрители, даже из числа преданных адептов первоисточника, отмечают, что Кристофер снял лучший фильм о Бэтмене, задав настолько высокий стандарт, что его творению будут непременно проигрывать все последующие воплощения. Впрочем, главной звездой ленты был все же не сам Брюс Уэйн, а его психопатичный оппонент в исполнении Хита Леджера. За роль Джокера актер был посмертно удостоен оскаровской статуэтки. 

«Интерстеллар»

Фото: кадр из фильма

Невероятно, но факт: самый любимый у зрителей фильм Нолана имеет самый низкий рейтинг одобрения у профессиональных критиков. Объяснить этот парадокс нетрудно: колумнисты упрекали постановщика за то, что он ударился в банальные сантименты. Цитаты героини Энн Хэтуэй («Единственное доступное нам чувство, которое способно выйти за пределы пространства и времени — это любовь»), плачущий Макконахи и слезовыжимательный финал смутили прессу, но зато нашли отражения в душах обычных людей. Это и не говоря о том, что «Интерстеллар» — один из красивейших фильмов в истории кинематографа, чем мы обязаны оператору Хойте Ван Хойтему и VFX-специалистам. 

«Оппенгеймер»

Фото: кадр из фильма

У каждого режиссера есть свой magnum opus, к которому он долго идет, собирая команду мечты, меняя жанры, экспериментируя с формой и попутно нащупывая свой фирменный стиль. Возможно, через год таким титулом мы, зрители, наградим «Одиссею», но на данный момент фильмом, подпадающим под критерии самой важной работы мастера, является «Оппенгеймер». Во-первых, потому что байопик о создателе ядерной бомбы принес Кристоферу аж две оскаровские статуэтки, как режиссеру и продюсеру («лучший фильм»). В наградном сезоне 2023-24 гг. картина Нолана был абсолютным фаворитом, чья победа была поддержана общественным консенсусом. А во-вторых, что еще более важно, «Оппенгеймер» — это драма с отчетливо выраженным пацифистским посылом, чей выход в период международной напряженности ощущался как протест против голословных заявлений политиков и ядерной эскалации. У любого, кто мало-мальски следит за лентой новостей в мире, от финальных кадров защемит в области сердца. У последней работы Нолана есть ряд недостатков, но в силу значимости авторского высказывания совсем не хочется на них акцентировать внимание. 

Как приготовить дольки из тыквы в духовке
Запеченные тыквенные дольки могут отлично дополнить основное блюдо, а также стать прекрасной закуской.




Звезды в тренде

Никита Пресняков
актер, певец, режиссер
Полина Диброва
фотомодель
Ханде Эрчел (Hande Erchel)
актриса, модель
Филипп Киркоров
певец, музыкальный продюсер
Татьяна Буланова
актриса, певица