Что смотреть после «Игры в кальмара»: пугающий Джонни Депп и жестокие японские подростки

В ожидании продолжения «Игры в кальмара» предлагаем вспомнить, какие еще проекты с той же идеей и эстетикой выходили в разных странах мира.
Анастасия Седова
|
07 Октября 2021
«Игра в кальмара» (2021) фото
«Игра в кальмара» (2021)
Фото: Кадр из сериала

Нашумевший южнокорейский сериал «Игра в кальмара», в котором группе людей предлагают сыграть в жестокие и убийственные игры ради крупной денежной суммы, продолжает радовать поклонников новостями. Кажется, Netflix уже всерьез обдумывает второй сезон собственного хита. В ожидании продолжения предлагаем вспомнить, какие еще проекты с той же идеей и эстетикой выходили в разных странах мира – от экзотических Японии и Испании до всем известного Голливуда.

Южная Корея

«Паразиты» (2019) фото
«Паразиты» (2019)
Фото: Кадр из фильма

Начнем, пожалуй, с наиболее родственных «Игре в кальмара» южнокорейских фильмов. В западных рецензиях часто отмечается преемственность сериала Netflix с оскароносным фильмом «Паразиты» корейского режиссера Пон Джун Хо. И определенное сходство у этих двух проектов действительно есть. Сквозная тема и серила, и фильма – бедственное экономическое положение корейских граждан и социальное неравенство. В «Паразитах» Пон Джун Хо создает героев-оборотней, которые, мечтая выбраться из нищеты и безработицы, меняют собственный облик и даже почти меняются местами с их хозяевами – богатой, привилегированной семьей. У «Игры в кальмара» этот мотив тоже есть – бывшие участники Игры становятся в ней надзирателями и распорядителями, теперь уже мучая других, подобных себе.

Есть и другое общее место у «Паразитов» и «Кальмара» – это хитрые, практически лишенные моральных принципов главные герои, которые оказываются в затруднительном положении вовсе не по воле злой судьбы, а из-за собственных ошибок. Но на этом точки соприкосновения хита Netflix с фильмом-лауреатом «Оскара» заканчивается. Ни эстетически, ни драматургически, ни даже по настроению «Паразиты» и «Игра в кальмара» не близки.

«Сочувствие господину Месть» (2002) фото
«Сочувствие господину Месть» (2002)
Фото: Кадр из фильма

И раз уж зашла речь о социальном неравенстве и героях-прохвостах в Южной Корее, то нельзя не вспомнить творения знаменитого местного режиссера Пак Чхан Ука. Сюжет его картины «Сочувствие господину Месть», к примеру, закручивается вокруг отчаявшегося глухонемого рабочего, которого уволили с работы в тот самый момент, когда его сестре понадобилась срочная дорогостоящая операция. Не будь дурак, он находит «наилучший» выход из ситуации – похитить дочь своего бывшего начальника и потребовать у него выкуп. Ситуация очень быстро напрочь выходит из-под контроля – отчаяние, безденежье и жажда мести буквально высасывают из героев все хорошее, а из фильма – иронию и юмор. По тональности и изображению основных персонажей «Сочувствие господину Месть» и правда родственно «Игре в кальмара» – поэтому этот фильм поклонникам нашумевшего сериала к просмотру обязателен.

Япония

«Королевская битва» (2000) фото
«Королевская битва» (2000)
Фото: Кадр из фильма

В далеком 2000 году в Японии вышел фильм «Королевская битва» режиссера Киндзи Фукасаку, спустя 20 лет заслуживший славу культового. Именно его существование ставили в упрек создателям франшизы «Голодные игры», а теперь и автору «Игры в кальмара» Хван Дон-хёку – ведь идея Игры, в которой десятки людей насмерть сражаются за одну высокую награду, была вписана в историю мирового кино именно «Королевской битвой». По сюжету 42 страшеклассников отправляют на необитаемый остров, где им предстоит под дулом автоматов в течение трех дней беспощадно убивать друг друга, пока в живых не останется кто-то один. В отличие от героев «Игры в кальмара», выжившему в Игре из «Королевской битвы» несметные богатства не полагаются, в награду ему достанется лишь жизнь и свобода – от этого происходящее на экране кажется еще более безвыходным, жестоким и кровавым.

«Алиса в Пограничье» (2020 – по настоящее время) фото
«Алиса в Пограничье» (2020 – по настоящее время)
Фото: Кадр из сериала

Японский сериал «Алиса в Пограничье» тоже эксплуатирует тему жестоких сражений не на жизнь, а на смерть – только вот полем битвы теперь выступает не отдаленный остров, а параллельный мир. Герои шоу видят в небе странный салют, после чего перемещаются в альтернативный Токио, получить визу в котором можно лишь с победой в жестоких соревнованиях. И пока на экране разворачивается кровавое побоище, персонажи проверяют на прочность дружбу и собственные души, а зрители с нетерпением ждут разгадки тайны – откуда же взялся это пустынный и суровый параллельный мир.

США

«Голодные игры» (2012) фото
«Голодные игры» (2012)
Фото: Кадр из фильма

Как бы долго мы ни размышляли о сходстве «Игры кальмара» с «Паразитами» или «Королевской битвой», первым, что приходит на ум при просмотре хита Netflix, все равно остается трилогия «Голодные игры» с Дженнифер Лоуренс. И если вы ее еще не смотрели, но пришли в восторг от «Кальмара», то эта голливудская серия блокбастеров вам однозначно подойдет. Здесь действие происходит не в современной реальности и не в параллельном мире, а в антиутопическом будущем. Игроки сражаются друг с другом вовсе не на деньги, а в качестве наказания за бунт против власти. Главная героиня Китнисс Эвердин – не фанатка азартных игр, проигравшая собственную жизнь, а девушка без страха и упрека, способная возглавить восстание против жестких Игр. Изображение насилия тут по-голливудски разочаровывает, но напряжение от прощания с некоторыми персонажами все равно поддерживается от фильма к фильму.

«Чарли и шоколадная фабрика» (2005) фото
«Чарли и шоколадная фабрика» (2005)
Фото: Кадр из фильма

«Чарли и шоколадная фабрика» – наверное, самый неожиданный пункт сегодняшней подборки. Тут нет кровавых испытаний, однако у этого кинопроизведения Тима Бертона все же остается немало общих мест с «Игрой в кальмара». Первое – это, разумеется, идея заветного приза, который получает лишь тот, кто пройдет все цехи фабрики Вилли Вонки и не наступит в лужу. И пусть речь здесь лишь о детях, с ними в фильме Бертона порой расправляются довольно пугающими способами. Второе – стопроцентное сходство визуального стиля фабрики Вонки и игровых комнат в «Игре в кальмара». В последнем помещения, где участники проходят жестокие соревнования, оформлены нарочито кукольно и по-детски ярко, что контрастирует с ужасами, которые переживают герои в этих комнатах. Под стать этим интерьеры можно найти и в «Чарли и шоколадной фабрике» – там, к слову, с детьми тоже происходят сюрреалистичные и жутковатые вещи.

Россия

«Игра на выживание» (2020) фото
«Игра на выживание» (2020)
Фото: Кадр из сериала

Всего за год до «Игры в кальмара» свет увидел российский сериал с похожей идеей – «Игра на выживание». В нем 16 участников реалити-шоу отправляются в тайгу, чтобы побороться за внушительный приз – один миллион евро. В какой-то момент все идет не по плану, и игроки оказываются перед устрашающим выбором – выжить и одолеть конкурентов любой ценой или сохранить моральные принципы и, возможно, сгинуть в условиях дикой русской природы. Смесь жанра survival и намеков на мистический подтекст навевают легкие ассоциации с культовым «Остаться в живых», а в каждой серии зрителя поджидают неожиданные твисты и переломные сюжетные повороты.

«Колл-центр» (2020) фото
«Колл-центр» (2020)
Фото: Кадр из сериала

«Колл-центр» – еще один амбициозный отечественный проект, временными рамками относящийся к недавно обозначившемуся ренессансу российского сериального рынка. На 12-м этаже московской высотки, в офисе колл-центра «Интернет-магазин для взрослых» начинается садистская игра – двое неизвестных, представившихся Мамой и Папой, угрожают взорвать в здании бомбу, если 12 клерков-заложников не будут исполнять их маниакальные прихоти. Сериалу свойственны максимальная откровенность и психологизм – от этого просмотр порой становится серьезным испытанием даже для любителей жанра. Неординарными для российского тв-шоу оказываются и сами характеры – эти герои не плоские типажи, а вполне живые персонажи, чьи поступки полностью подчинены страху и желанию жить.

Испания

«Платформа» (2019) фото
«Платформа» (2019)
Фото: Кадр из фильма

Настоящий эксперимент о другом эксперименте – фильм «Платформа» 2019 года обескураживает как замыслом, так и исполнением. Его главный герой соглашается на участие в опыте: вместе с десятками (а то и сотнями) таких же испытуемых он оказывается в загадочной высотке, разделенной на множество уровней. Уровни соединены колодцем, куда каждый день опускается еда – однако обитатели верхних уровней имеют доступ ко всему рациону, а вот тем, кто находится на нижних этажах, достаются объедки. Раз в месяц положение вещей меняется – а жители нижних уровней могут оказаться над теми, кто объедал их месяцем ранее.

Испанцы – большие умельцы по части создании саспенса и наращивании страстей внутри одного кадра, а замкнутость помещения и недостаток жизненно важных ресурсов, визуализирующих социальное неравенство, эти эффекты только усиливают. Позаботишься о других, но сам лишишься провианта или заберешь себе все, не думая о соседях снизу – моральная дилемма в «Платформе» и правда чем-то напоминает ту, с которой столкнулись герои «Игры в кальмара».


Новости партнеров

Комментарии
Сохранить
0 / 1500
#
#comment#
0 / 1500