Никита Михалков — фигура, неотделимая от истории советского и российского кино. Режиссер, актер, продюсер, сценарист и обладатель премии «Оскар» — он десятилетиями формировал представление о харизматичном герое, о русском человеке с противоречивой душой, о сложной связи между властью, честью и личным выбором. При этом Михалков никогда не ограничивался рамками одного амплуа: его персонажи — от романтичного парня до военного комдива и криминального авторитета — всегда полны жизни, темперамента. И внутреннего кода, который легко считывается зрителем.
Метростроевец Коля («Я шагаю по Москве»)
Эта работа стала первой главной ролью Никиты Михалкова. Сценарист Геннадий Шпаликов, друживший с Андреем Кончаловским, посоветовал режиссеру Георгию Данелии пригласить младшего брата на пробы. Данелия сначала не хотел брать Михалкова, считая его «щуплым подростком», но, увидев повзрослевшего Никиту, понял, что перед ним — яркий и обаятельный молодой человек. Песня «А я иду, шагаю по Москве», исполненная Михалковым, стала символом эпохи, а сам фильм — гимном юности и оптимизма шестидесятых.
Атаман Брылов («Свой среди чужих, чужой среди своих»)
Режиссерский дебют
Михалкова — это истерн по повести «Красное золото», написанной им с Эдуардом
Володарским. Атамана Брылова Никита создавал «под себя»: выдумал манеры,
пижонство и внешний лоск в духе итальянских вестернов. Чтобы избежать придирок
цензуры, режиссер предусмотрительно объяснял, что герой отрицательный — потому
и выглядит буржуазно. Но зрителям Брылов запомнился именно своей обаятельной
негодяйской харизмой.
Сэр Генри Баскервиль («Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»)
В знаменитом сериале Игоря Масленникова Михалков сыграл наследника английского поместья, приехавшего из Канады. Первоначально режиссер хотел пригласить Николая Губенко, но тот отказался. По совету оператора Юрия Векслера Михалков оказался в проекте и сразу сделал персонажа комедийным. Роль переписали, превратив сэра Генри в буйного, эмоционального американца среди чопорных англичан. Получилась в итоге, пожалуй, лучшая серия всего проекта.
Судовладелец Паратов («Жестокий романс»)
Когда Эльдар Рязанов создавал экранизацию «Бесприданницы», он видел в ролях Паратова и Карандышева только Михалкова и Мягкова — и поставил условие: если кто-то из них откажется, фильм не состоится. Михалков в роли Паратова оказался воплощением шарма и цинизма. Его герой — барин, прожигающий жизнь и чувства ради выгоды, — вызвал восхищение и у зрителей, и у критиков. Женская аудитория буквально влюбилась в Паратова, несмотря на трагедию Ларисы Огудаловой. Кстати, на съемках Михалков, по словам коллег, настолько вжился в образ, что устраивал банкеты для всей группы, да такие буйные, что порой приезжала милиция.
Комдив Котов («Утомлённые солнцем»)
Главная режиссерская и актерская работа Михалкова. В «Утомленных солнцем» он сыграл Сергея Котова — героя гражданской войны, любимца Сталина, чья жизнь рушится после визита старого друга семьи. Сценарий был написан вместе с Рустамом Ибрагимбековым, а партнершей на экране стала дочь Надя Михалкова, чье участие сделало игру отца особенно достоверной. Лента получила «Оскар» в 1995 году как лучший иностранный фильм — единственный в истории постсоветского кино. Спустя 15 лет Михалков снял продолжение, еще глубже раскрыв судьбу своего героя.
Авторитет Михалыч («Жмурки»)
Неожиданная и ироничная роль в черной комедии Алексея Балабанова. Михалков сыграл гротескного криминального авторитета, который обожает сына и рассуждает о жизни с философской простотой. Режиссер видел персонажа иначе — серьезным и жестким, но актер настоял на комедийном ключе: «Злодеев уже полно, а такого идиота еще не было». Съемочная группа, опасавшаяся работать с мэтром, быстро убедилась в его профессионализме. Михалков подчеркивал: «На площадке другого режиссера я просто актер, и в этом — уважение к профессии».