«Рыцари справедливости»: ещё по одной датской трагикомедии с Мадсом Миккельсеном

Странный, но невероятно устойчивый и увлекательный гибрид из чёрной комедии, боевика и философской драмы.
Иван Афанасьев
|
16 Июля 2021
«Рыцари справедливости», реж. Андерс Томас Йенсен
Фото: Кадр из фильма

Когда мать Матильды, пубертатного возраста девушки с печальным взглядом, погибает в страшном столкновении двух поездов, её отец Маркус возвращается из горячей точки, где обыденно насаждал демократию. Слов, чтобы утешить дочь, у него, правда, особо не находится: война начисто отшибла в нём способность к эмпатии. Когда в дом Маркуса приходит Отто, специалист по статистике, выживший в той автокатастрофе, и уверенный, что знает зачинщиков трагедии, печальный мужчина берётся за расследование с тройным энтузиазмом. В этом ему ассистируют друзья Отто и он сам: гиканутый математик Леннарт и невротичный компьютерщик Эмменталер.

С ходу хочется окрестить «Рыцарей справедливости» более угрюмой версией «Ещё по одной», благо все составляющие на месте. Четверо мужчин, связанных общим делом, залихватская теория, требующая практический проверки (на этот раз – о том, что в мире нет ничего случайного), смурной юморок, на этот раз приправленный интонацией висельника, Мадс Миккельсен в главной роли. Да и фильм родом из Дании – но на этот раз за авторством не Томаса Винтерберга, а Андерса Томаса Йенсена, тоже экс-участника коллектива «Догма-95», но не такого высокопарного и академичного, а скорее любителя неожиданных кроссоверов и интеллектуального троллинга. Так и здесь: «Рыцари справедливости» – это безумный коктейль из «Теории большого взрыва» и «Джона Уика», с изысканным топингом из кьеркегоровской философии.

Трое замкнутых аутсайдеров, все до одного помеченные печатью печали в прошлом, превращаются по собственной воле в ненародных мстителей, проверяя на прочность свой научный подход. А их инструмент роковой судьбы в лице мрачного виджиланте Маркуса по указке готов ломать шеи, мочить в сортирах и прочая – идеальный симбиоз! В общем-то, на жажде возмездия, за прошлые и нынешние обиды, и строится специфическая психология: «Рыцари справедливости» скорее пародия на сюжеты о мести, нежели их типичный представитель. В картине есть один весьма неожиданный флэшфорвард, показывающий, насколько человек склонен любое совпадение считать закономерностью – порой доходя до полного абсурда.

В этом абсурде прелесть и фильма Йенсена: он умудряется каким-то совершенно удивительным образом веселить и печалить, ужасать и заставлять умиляться. Отнюдь не предлагая проникнуться симпатией к своим героям, он призывает им посочувствовать – ведь как грустно смотреть на людей неприкаянных, не приспособившихся к этой жизни, и как легко их осуждать за инаковость. С героями «Рыцарей справедливости» так не происходит: они не жалкие, хотя и вызывают порой смех; что же касается Маркуса, то он травмированный жизнью убийца, но не по злому умыслу, а по незнанию. Такой же потерянный, как и его со-товарищи, злой, но нуждающийся в человеческом тепле. И фильм даёт это тепло – но перед этим обязательно хоть раз прохохочешься.

Новости партнеров

Комментарии
0 / 1500
#
#comment#
0 / 1500