«Порох»: одна из самых впечатляющих драм про блокаду Ленинграда

Картина Виктора Аристова известна не всем – и есть прекрасный повод с ней ознакомиться.
Иван Афанасьев
|
22 Июня 2021
«Порох», реж. Виктор Аристов
Фото: Кадр из фильма

Сентябрь 1941 года. Немецкие войска на подступах к Ленинграду, но город не сдается и держит оборону. Впрочем, дела плохи: закончился порох для артиллерии, единственной надежды на шанс продержаться. Работник наркома Николай Никонов получает приказ из Смольного: отправиться в Кронштадт, чтобы получить образцы порохов, которые можно будет запустить в производство. Вместе с группой гражданских ученых ему предстоит пройти через голодные улицы разбомбленного города, попасть под бомбы и самим превратиться в мини-бомбу, загрузив опасную посылку на баржу, которая еще должна добраться до цели.

«Порох» стал режиссерским дебютом Виктора Аристова, до этого работавшего вторым режиссером у Германа-младшего, впоследствии – снимавшегося у Киры Муратовой. Также он сочинял сценарии – в основном к собственным фильмам, но написал и текст к важнейшему фильму в карьере Динары Асановой – «Жена ушла». Фильм про блокадный Ленинград был приурочен к 40-летию Дня Победы, но представить себе более антимилитаристское кино на тематику ВОВ проблематично. Свой нехитрый, на первый взгляд, сюжет, замешанный на реальных событиях, Аристов превратил в притчу о силе человеческого духа и неприятии насилия.

«Порох» сложен очень просто: есть конечная точка – нужно отправиться в нее, забрать там важный груз и привезти его обратно (плюс провести операцию по отвлечению немецких бомбардировщиков). Но на пути Никонова и его товарищей встают все ужасы войны несмотря на то, что, как может показаться, режиссер намеренно выносит почти все боевые действия за скобки, за стены Ленинграда. Исключением, кроме коротких и острых эпизодов, становится шедеврально снятая, невероятно жуткая в своей натуралистичности сцена самолетной бомбежки – но, как и в случае с любым другим «ленинградским» кино про войну, в центре внимания остается именно жизнь, а не смерть в человеческой мясорубке. Мир миру, войне – ничего.

Фильм очень хорошо показывает, как важна роль надежного тыла, сильных характером людей, которые не находятся в авангарде боевых действий, но прикрывают спину, хранят очаг, куда потом должен вернуться каждый солдат. Это делает «Порох» универсальной картиной: его можно показывать людям, которые терпеть не могут фильмы про войну, и ярым поклонникам «можем повторить». Лаконичный минимализм в словах и средствах украшает картину, доказывает, что дать прочувствовать весь ужас можно лишь при помощи одной фразы на экране: «шел двадцатый день блокады Ленинграда…».

Даже немного жаль, что традиции ленинградского военного кино ушли в прошлое – современные «Т-34» и ему подобные монстры, взращенные на порнографических компьютерных спецэффектах, героизируют войну, превращают ее в луна-парк. Аристов честен с собой и зрителем: дух войны не спутать ни с чем – и едва ли вы будете рады, учуяв специфический запах пороха. В нем нет ничего романтического. И подвиги нужны не ради славы, а ради людей.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая