«Порох»: одна из самых впечатляющих драм про блокаду Ленинграда

Картина Виктора Аристова известна не всем – и есть прекрасный повод с ней ознакомиться.
Иван Афанасьев
|
22 Июня 2021
«Порох», реж. Виктор Аристов
Фото: Кадр из фильма

Сентябрь 1941 года. Немецкие войска на подступах к Ленинграду, но город не сдается и держит оборону. Впрочем, дела плохи: закончился порох для артиллерии, единственной надежды на шанс продержаться. Работник наркома Николай Никонов получает приказ из Смольного: отправиться в Кронштадт, чтобы получить образцы порохов, которые можно будет запустить в производство. Вместе с группой гражданских ученых ему предстоит пройти через голодные улицы разбомбленного города, попасть под бомбы и самим превратиться в мини-бомбу, загрузив опасную посылку на баржу, которая еще должна добраться до цели.

«Порох» стал режиссерским дебютом Виктора Аристова, до этого работавшего вторым режиссером у Германа-младшего, впоследствии – снимавшегося у Киры Муратовой. Также он сочинял сценарии – в основном к собственным фильмам, но написал и текст к важнейшему фильму в карьере Динары Асановой – «Жена ушла». Фильм про блокадный Ленинград был приурочен к 40-летию Дня Победы, но представить себе более антимилитаристское кино на тематику ВОВ проблематично. Свой нехитрый, на первый взгляд, сюжет, замешанный на реальных событиях, Аристов превратил в притчу о силе человеческого духа и неприятии насилия.

«Порох» сложен очень просто: есть конечная точка – нужно отправиться в нее, забрать там важный груз и привезти его обратно (плюс провести операцию по отвлечению немецких бомбардировщиков). Но на пути Никонова и его товарищей встают все ужасы войны несмотря на то, что, как может показаться, режиссер намеренно выносит почти все боевые действия за скобки, за стены Ленинграда. Исключением, кроме коротких и острых эпизодов, становится шедеврально снятая, невероятно жуткая в своей натуралистичности сцена самолетной бомбежки – но, как и в случае с любым другим «ленинградским» кино про войну, в центре внимания остается именно жизнь, а не смерть в человеческой мясорубке. Мир миру, войне – ничего.

Фильм очень хорошо показывает, как важна роль надежного тыла, сильных характером людей, которые не находятся в авангарде боевых действий, но прикрывают спину, хранят очаг, куда потом должен вернуться каждый солдат. Это делает «Порох» универсальной картиной: его можно показывать людям, которые терпеть не могут фильмы про войну, и ярым поклонникам «можем повторить». Лаконичный минимализм в словах и средствах украшает картину, доказывает, что дать прочувствовать весь ужас можно лишь при помощи одной фразы на экране: «шел двадцатый день блокады Ленинграда…».

Даже немного жаль, что традиции ленинградского военного кино ушли в прошлое – современные «Т-34» и ему подобные монстры, взращенные на порнографических компьютерных спецэффектах, героизируют войну, превращают ее в луна-парк. Аристов честен с собой и зрителем: дух войны не спутать ни с чем – и едва ли вы будете рады, учуяв специфический запах пороха. В нем нет ничего романтического. И подвиги нужны не ради славы, а ради людей.

Новости партнеров