Почему «Иди и смотри» — самый важный фильм о Великой Отечественной войне

Как режиссер Элен Климов создал мощнейшее антивоенное высказывание в кино.
«Иди и смотри», реж. Элен Климов
Фото: Кадр из фильма

Война — это страшно. На ней погибают люди. Но чем дальше мы от нее, тем воспоминания становятся все бледнее, стираясь и теряя форму. С великой победы над мировым злом прошло уже 76 лет, и сложно осознавать, чем же была война. Ветеранов остается все меньше, и им сложнее передавать правду о том бескрайнем ужасе, который творился на нашей родине с 1941 по 1945 год. 

Но в мире существует кино: и самый жестокий, правдивый и важный фильм о войне. Это картина «Иди и смотри» режиссера Элена Климова, которая вышла в 1984 году. Ее сюжет основан на реальных событиях геноцида белорусского народа. Фашистская верхушка разработала план «Ост», согласно которому советскую землю надо было очистить от «недостойной» нации и засеять ее полезными культурами. Карательные отряды, в которых немцы служили вместе с коренными жителями деревень, планомерно выжигали один за другим населенные пункты. Больше двух миллионов человек погибло в этом Апокалипсисе. И Элен Климов воссоздал этот ад на земле в своем фильме. 

Мальчик Флера ищет около родной деревни ружье, чтобы его приняли в партизанский отряд. Фашистов надо бить всем — и ребенок в этом уверен. Он слушает шутки друга и весело смеется, пока над головами ребят не пролетает немецкий самолет. Флера смотрит в небо с тревогой — будут сейчас бомбить или нет? Подростка принимают в лесное сопротивление и он уходит из дома в новом костюме под плач матери и двух маленьких сестер. Флера все еще улыбается, потому что он будет бить фашистов. 

За несколько дней, которые в «Иди и смотри» кажутся вечностью, Флера окажется в настоящем аду. Элен Климов показывает его мучения в стиле гиперреализма не для смакования натурально снятых сцен, а чтобы вызвать у зрителя естественный страх перед войной. Этот ужас не должен повториться. 

Флера стремительно взрослеет, а его психика ломается, не в силах выдержать муки и лишения, которые ждут его. Из партизанского отряда он бежит от смерти, но в его доме роем клубятся мухи и жужжат так сильно, что заглушают любые слова. Флера верит, что семья ушла в безопасное место, потому что не хочет признавать правду — и продолжает бежать. 

Стремительно старея, у маленького Флеры в глазах угасает жизнь, но самое страшное ждет его впереди. Он становится не просто свидетелем, но жертвой карательной операции зверей в фашистской форме. Они пьяно смеются Флере в лицо, когда закрывают его вместе с жителями деревни в сарае, и глумливо предлагают взрослым оставить детей и спасаться. 

Дети — начало всего, а Гитлеру нужно было уничтожить славянскую нацию под корень. 

«Иди и смотри», реж. Элен Климов
Фото: Кадр из фильма

От лица Флеры камера показывает главного фашиста с ручным лемуром на плече. Он ласково почесывает его за ушком, не переставая смотреть на горящих в амбаре людей. У Флеры больше нет сил — и он закрывает глаза посреди почти библейского Апокалипсиса. В конце фильма Флера — это уже старик с мертвыми глазами и седой головой, прошедший через страшную боль. 

Главный герой «Иди и смотри» — олицетворение целого народа, который выдержал мясорубку ужасной войны и остался после нее с разбитыми сердцами и жизнями. Фильм Элена Климова не просто ужасает, он пугает своим сверх-реализмом, ведь режиссер не собирается жалеть зрителей и подавать им рафинированную историю. «Иди и смотри» воссоздает тяжелое прошлое людей всеми возможными художественными способами, начиная от звука и заканчивая аллегориями и метафорами. 

С самого начала картины камера очень часто показывает события от лица персонажей, что дает возможность погрузиться в переживания отдельных людей и прочувствовать безысходность их жизни в войну. Звук в ленте продолжает роль повествователя. Когда рядом с главным героем падает бомба, то все вокруг Флеры замолкает, а остается только противный писк на уровне ушей из-за контузии. Он будет слышен на протяжении всего фильма, потому что подростку уже не избавиться от него. 

Оператор картины Алексей Родионов специально ставит зрителя перед самыми ужасными картинами расправ с мирными жителями и насилия над ними, чтобы никто не смог отвернуться. Именно так в эти годы не могли закрыть глаза тысячи маленьких мальчиков, которые так похожи на Флеру. Часто камера обращается к небу и одинокому немецкому самолету, всегда напоминающему о том, что рядом ходит смерть. Короткие моменты спокойствия и песен сменяются огненной бойней, от которой нельзя скрыться.

«Иди и смотри», реж. Элен Климов
Фото: Кадр из фильма

Все взрывы и выстрелы в картине Элен Климов сделал с помощью реальных снарядов, чтобы не сбавлять на экране градус реализма. Это усложняло съемку, но режиссер не собирался отказываться от своего долгожданного проекта. Ему понадобились семь лет, чтобы защитить перед партией право снять свой рассказ об ужасной войне и геноциде мирного населения. 

Вместе с художественной историей создатели показывают в «Иди и смотри» документальную хронику о войне: она оказывается страшнее любых выдуманных ужасов. Ее можно прервать выстрелом в Гитлера, обратив время вспять. Лидер Третьего Рейха появляется в картине в образах почти мистических артефактов, на которые народ вымещает свою злость. Зритель не видит Адольфа Гитлера, но постоянно слышит его имя и видит его на портретах, — чтобы не забывать врага в лицо. 

«Иди и смотри» — требование не отворачиваться от зла, каким бы оно не было. «Иди и смотри» — призыв никогда не повторять войны. «Иди и смотри» — самое мощное антивоенное заявление, когда-либо созданное в кино. 

Новости партнеров