
Двое друзей детства – Слава и Женя – занимаются тем, что сбывают в Калининградской области янтарь. В частности, одними из покупателей часто становятся китайцы, приезжающие, чтобы получить «солнечный камень» в обход официальных маршрутов, с их налогами, госпошлинами и прочей морокой, от которой никакой выгоды. Им набившие руку на добыче янтаря Слава с Женей и помогают. Оба работают на криминального босса Евгения Сергеевича из 1990-х, конфликтующего с другими авторитетами. Однажды у Жени появляется идея, как сказочно разбогатеть – само собой, не совсем (совсем не) легальная. Слава вроде как заинтересован, однако у него, в отличие от Жени, есть жена и дочка, ему есть, что терять. Но, ввязавшись в криминальный переплёт, из него не так-то просто выбраться – особенном невредимым или, хотя бы, живым.

«Пласт» родился из 40-минутной короткометражки, которую снял, как учебный этюд, выпускник академии Н. С. Михалкова, калининградец Станислав Сапачёв – он же выступил как сценарист и режиссёр полнометражной версии. Участие в проекте серьёзных актёров даёт кредит доверия – и, надо сказать, история его оправдывает. Она простая, но понятная каждому – о мечте детства, которую, не реализовав в молодости, хочется воплотить в жизнь до самого её конца. При этом не стоит ждать от фильма каких-то неожиданных выводов, гнутых моральных камертонов и прочего постмодерна: это классическая криминальная история (ну а вы чего ждали от фильма, где в касте сразу Вдовиченков и Маковецкий?), с классической моралью в финале.

Интересным фильм делает, конечно, не заезженная сюжетная колея, а янтарь – по сути, ещё один герой фильма. Не просто застывшая смола, а уникальный ресурс, который стал фишкой Калининградской области – и у которого есть своя философия и мифология. Если кино должно давать зрителю новый опыт, то «Пласт» определённо его даёт. Открывает фильм, например, впечатляющая сцена добычи янтаря в волнах бушующего Балтийского моря, доказывающая, что золотистые камешки, что так любят собирать на берегу туристы – это, мягко говоря, вершина айсберга. Можно узнать много нового: как его собирают, как шлифуют, как пытаются нелегально сбыть и что за это бывает. Короче говоря, вполне себе такой документ – было бы интересно даже увидеть нон-фикшен на тему, у Сапачёва явно есть богатый опыт и понимание темы.

И, честно говоря, это было бы всё же интереснее, причём в разы, чем скромная, закатанная криминальная история, служащая здесь просто скелетом, на который нанизаны факты о янтарном промысле. Спасают её предсказуемо актёры: Вдовиченков в очередной раз демонстрирует высший класс и почему он один из наиболее выдающихся российских актёров; Кяро – жжёт экспрессией в роли главного трикстера фильма; Маковецкий – по привычке дарит тяжёлой харизмой. Мы всё это, конечно, уже видели, и там, и тут – «Пласту» как будто слегка не хватает какого-то, скажем так, груза, что добавит тот самый смысловой пласт и превратит его из простой бандитской байки в большую историю. Но даже в малом формате ему есть что предложить зрителю.