«Не время умирать»: масштабное, но скучное прощание Дэниэла Крэйга с Бондом

Одно хорошо — эта версия агента 007 не закончилась на «Спектре».
Никита Лазаренко
|
11 Октября 2021
«Не время умирать», реж. Кэри Фукунага, кино
«Не время умирать», реж. Кэри Фукунага
Фото: Кадр из фильма

Очередной цикл «Бондианы» подошел к концу: от предыдущих его отличает попытка соединить все фильмы в одну историю. Задача эта многочисленным авторам серии давалась с переменным успехом, а в случае с «Не время умирать» вообще стала неподъемной. Нужно было придумать и снять фильм так, чтобы он соответствовал своему статусу кульминации пяти картин, при этом разобравшись со всеми сюжетными линиями из предыдущих частей, в том числе и неудачных.

К примеру, в наследство от «Спектра» новому фильму досталась опереточно-злая организация, стремящаяся захватить мир, пусть уже и без своего руководителя и Мадлен — неубедительный девушка Бонда, отношения с которой, якобы подкрепленные неземной любовью, завязались за пару дней знакомства. 

«Не время умирать», реж. Кэри Фукунага, кино
«Не время умирать», реж. Кэри Фукунага
Фото: Кадр из фильма

«Не время умирать» должен был разобраться со всем этим, а еще представить нового злодея, поднять ставки, чтобы последнее приключение Крэйга в образе агента 007 выглядело достойным завершающей главы, а еще закрыть вопрос, устарела ли сама идея этого персонажа. На это понадобилось два часа сорок минут, что, конечно, меньше, чем у финальных «Мстителей», но ненамного.

В итоге получился затянутый сиквел, аккуратно сделанный по лекалам дорогих блокбастеров больших студий, впечатляющий масштабом декораций и тщательно выверенной картинкой, но мало чем еще. Четыре сценариста пытаются сочетать глуповатый сюжет о спасении мира с натянутой сентиментальностью и внушительной долей пафоса. Им не позавидуешь — работа неблагодарная — вот только от получившегося зрелища все равно клонит в сон.

Пора на пенсию 

«Не время умирать», реж. Кэри Фукунага, кино
«Не время умирать», реж. Кэри Фукунага
Фото: Кадр из фильма

Еще до вступительных титров нам показывают, как отдых Бонда с Мадлен в Италии прерывает Спектр. Поскольку Мадлен связана с этой организацией, бывшего агента 007 легко убеждают, что выдала его именно она. Бонд расстается со своей новой любовью и в одиночку отправляется на Кубу, надеясь, что там его уже никто не достанет.

Мадлен в сюжет еще вернется — в коротком вступлении злодей, которого играет Рами Малек, убил ее мать, но не смог оставить умирать маленькую девочку. Естественно, эту сюжетную линию просто так не оставят, и мы еще узнаем, как с ним связана семья Мадлен.

Отправной точкой для основной истории становится похищение из лаборатории МИ-6 биологического оружия, которое с помощью наноботов, запрограммированных на определенную ДНК, может убивать конкретных людей. Оно станет главным сюжетным макгаффином — Джеймс Бонд не останется в стороне от его поисков.

«Не время умирать», реж. Кэри Фукунага, кино
«Не время умирать», реж. Кэри Фукунага
Фото: Кадр из фильма

Структурно истории «Не время умирать» удивить нечем. Герои стабильно проходят по всем необходимым поворотным точкам, а исход ключевых сцен можно запросто предсказать, если вы смотрели хотя бы десяток больших голливудских блокбастеров. Сложно проникнуться драмой, когда понимаешь, что по правилам сейчас должна быть «ложная победа» и момент «все пропало», а фильм не отступает от проверенной схемы ни на шаг.

«Не время умирать», реж. Кэри Фукунага, кино
«Не время умирать», реж. Кэри Фукунага
Фото: Кадр из фильма

Чтобы поддержать динамику авторы подчеркивают конфликт поколений. Пока Бонд был на заслуженном отдыхе, в МИ-6 появился новый агент 007 — бойкая дама Номи в исполнении Лашаны Линч. К сожалению, их противостояние так и ограничится обменом пассивно-агрессивными фразочками: конечно же они научатся работать вместе, а Номи даже признает превосходство Бонда и настоит на возвращении ему позывного 007. Странно, что консервативно настроенные поклонники серии так переживают за расу и гендер любимого агента — авторы прямым текстом заявили, что его никто не заменит.

«Не время умирать», реж. Кэри Фукунага, кино
«Не время умирать», реж. Кэри Фукунага
Фото: Кадр из фильма

Злодей Рами Малека большую часть фильма проводит за кадром, что обидно — актер и его персонаж явно заслуживали большего. Ему попытались дать более человечную мотивацию, но за короткое время он просто не успел показать себя, оставшись почти традиционным плохишом. 

Зрительское внимание старательно перетягивает на себя мелодрама, как будто компенсирующая смехотворную любовную линию в «Спектре». Нужно отдать должное Кэри Фукунаге, Крэйгу и Леа Сейду: они изо всех сил стараются выжать из материала правдоподобные эмоции, и у них это даже получается. Результат, правда, выходит странный: отношения Бонда и Мадлен напоминают подростковые романы — проведя друг с другом всего ничего, они уже уверены в абсолютной силе своих чувств.

Фильм пытается жонглировать сюжетными линиями, но они как будто не сочетаются друг с другом. Наивная мелодрама, почти супергеройская история о спасении мира и схематичный конфликт старого и нового никак не хотят работать вместе, а внимание к истории все рассеивается и рассеивается. 

Забронзовевший костюм

«Не время умирать», реж. Кэри Фукунага, кино
«Не время умирать», реж. Кэри Фукунага
Фото: Кадр из фильма

Впрочем, часто важнее не то, что показывают, а как показывают. В этом плане у «Не время умирать» много козырей. Громадный бюджет, даже учитывая приличные гонорары актерам, позволил красиво показать вступительный экшн в Италии, выстроить потрясающие декорации логова злодея и устроить несколько динамичных автомобильных погонь, во время которых машины и мотоциклы взмывают ввысь, как будто в аркадной гоночной видеоигре.

Оператор «Ла-ла Ленда» Линус Сандгрен старательно ставит драматический свет и уверенно работает с непомерными масштабами. Сами по себе кадры — загляденье, особенно вместе с живописными локациями. Жалко, что такие старания пропадают, иллюстрируя посредственность.

Таланты режиссера Кэри Фукунаги тоже можно было бы применить с большим успехом. Он отлично ведет актеров, которые не фальшивят даже в самых дурацких сценах, а некоторым эпизодам позавидуют многие хорроры — к примеру, во вступлении образ Рами Малека очень близок к маньякам из слэшеров. Да и курьезные подробности о сценах, которые снимали без готового сценария, вызывают уважение: так удачно справиться с этой задачей смогли бы немногие режиссеры. С такой мощной поддержкой и стандартная музыка Ханса Циммера не кажется ленивой. Невольно начинаешь жалеть, что Фукунага так и не снял свою экранизацию «Оно».

«Не время умирать», реж. Кэри Фукунага, кино
«Не время умирать», реж. Кэри Фукунага
Фото: Кадр из фильма

Но все визуальные старания топит скука. Экшна для боевика, да еще идущего почти три часа, преступно мало, а тот, что есть, совсем не захватывает. Крутые агенты расстреливают безликих болванчиков, которые бескровно пачками ложатся вокруг них, а с более или менее узнаваемыми антагонистами Бонд вступает в ближний бой, который нельзя было снять достаточно жестко, чтобы не выйти за пределы подросткового рейтинга, сокративпотенциальную аудиторию. На фоне боевой феерии из любой части «Джона Уика» все это смотрится смешно.

Когда ближе к финалу фильм начинает изо всех сил давить на эмоции, только вздыхаешь с облегчением — скоро конец. Обидно, что любопытный Бонд Крэйга, который бодро начинал в «Казино «Рояль», пришел к такому печальному финалу — старым забронзовевшим агентом, устало дорабатывающим последнюю миссию, пока все остальные почитают его за прошлые подвиги.


Новости партнеров

Комментарии
Сохранить
0 / 1500
#
#comment#
0 / 1500