Какое-то время назад имя звезды, снявшейся в главной роли, само по себе могло привлечь зрителя в кинотеатры. Люди шли смотреть на Бреда Питта и Тома Круза, на Анджелину Джоли и Кейт Уинслет. С тех пор многое изменилось, на первое место вышли узнаваемые франшизы, и только на звезд рассчитывать уже не приходится.
Какое-то время назад в дорогие студийные фильмы стали добавлять сюжетные линии, связанные с Китаем, и приглашать китайских актеров. Все потому, что для студийных боссов было важно выйти в прокат Поднебесной, что могло серьезно увеличить мировые кассовые сборы. С тех пор китайский прокат стал более закрытым, все реже пропускает голливудские фильмы и довольствуется собственными хитами.
«Код 355» как будто застрял во времени и уверен, что на одних звездах в кадре и заигрывании с китайским кинорынком можно добиться успеха. К сожалению или к счастью, это уже не так. А ничего другого у фильма и не припасено.
Мэйс — крутая агентка ЦРУ. Ей вместе со старым другом и, возможно, любовником Ником предстоит забрать у колумбийского агента опасную технологию, с помощью которой можно взломать любую цифровую систему на планете. Операция идет не по плану, деньги крадет сотрудница Федеральной разведывательной службы Германии Мари, а Ник погибает при исполнении.
Мэйс хочет отомстить и за друга, и за проваленную миссию, поэтому отправляется решать проблему «неофициально», в обход указаний ЦРУ. Она привлекает давнюю подругу Хадиджу, опытную хакерку, ушедшую со службы, а потом объединяет усилия с Мари — все-таки спасение мира важнее личных разногласий. К ним присоединяется Грасиела, работающая психологом в колумбийских спецслужбах, а позже их пути пересекаются с китайской агенткой Лин.
Вся эта компания путешествует по миру, охотится за плохими парнями и пытается обвести их вокруг пальца, заполучив почти волшебную технологию, которая, оказавшись в руках злодеев, может привести к мировой катастрофе. Надо сказать, что первое время смотреть фильм даже забавно — во многом благодаря харизме главных актрис. Джессика Честейн в «бабушкином» платье и с пистолетом преследует Дайан Крюгер по тоннелям парижского метро. Лупита Нионго уверенно несет псевдотехническую чепуху, как и подобает хакеру в боевике категории B. Пенелопа Крус с круглыми глазами спрашивает, что происходит, чтобы ей, а на самом деле зрителям, обстоятельно все объяснили. Фань Бинбин присоединяется к сюжету сильно позже, но добавляет импровизированному отряду суровости.
Как бы ни были талантливы актрисы, они не могут вытащить тяжеловесное повествование на своих плечах. Очень скоро в мотивациях действующих лиц путаешься, сюжетные линии сливаются и пропадают, а чем ближе к финалу — тем меньше «Код 355» может предложить.
Фильм вообще очень осторожен. Он просто набирает ряд проверенных временем повествовательных штампов, смешивает их и полагается на экранную химию персонажей. При этом у авторов не хватает воображения, чтобы хоть как-то замаскировать выбранную формулу. Погоня на людном рынке в Марокко, элитный аукцион с теневыми сделками, перестрелка в порту — все это показано без изюминки, небрежно, будто впопыхах.
Финальная перестрелка вообще смотрится смешно. Маленький номер в отеле — сомнительное место для кульминации крутого шпионского боевика.
Для кинотеатрального релиза «Код 355» выглядит удивительно дешево. Никаких поражающих воображения сцен, работы с цветом и хитрых постановочных решений здесь нет. Нет даже уверенной ремесленной руки: камера то и дело покачивается, двигаясь вдоль сцен, диалоги сняты избыточно, с кучей разных планов, будто никто на съемочной площадки не знал, как сделать сцены с разговорами более захватывающими. Когда же дело доходит до драк, авторам приходит на помощь давний «друг» сомнительных боевиков — ручная трясущаяся камера. Хотя тут все не так плохо, как, например, в недавнем «Броске кобры», достижение это не то чтобы впечатляющее. По крайней мере это позволяет сэкономить на дублерах и боевой хореографии.
Странно, как фильм вообще добрался до больших экранов. Глядя на его кассовые сборы невольно задумываешься, что гораздо выгоднее для авторов было бы продать его на Netflix, где он смотрелся бы куда органичнее и привлекал подписчиков узнаваемыми лицами, как это недавно делало «Красное уведомление».
Возможно, боссы Universal Pictures были слишком горды. Возможно, потенциальные убытки покрыло сотрудничество с китайской Perfect World Pictures. Ясно одно — зрителям здесь ловить нечего.