Нью-йоркский отель «Континенталь», пристанище элитных киллеров всех мастей, попадает под программу реновации: причиной тому отщепенец Джон Уик, гостивший там частенько. Управляющего (Иэн Макшейн) почему-то оставляют в живых, и он находит Уика, чтобы сообщить: на него вновь объявлена охота. Некто Маркиз (Билл Скарсгард, безумный клоун из «Оно») обещал Правлению покончить со свободомыслием – для этого нужно не только убить Уика, но и уничтожить всех, кто испытывает к нему симпатию. Ставки повышаются: под раздачу идет уже другой, японский филиал «Континенталя», а единственный способ для Джона выжить и сохранить хотя бы кого-то из друзей – это вызвать Маркиза на дуэль.
«Кто этот Маркиз?» – спрашивает Уик Управляющего. «Выскочка, поднявшийся на одном-единственном обещании – уничтожить тебя». Ровно тот же диалог можно применить к режиссеру Чаду Стахелски, что был когда-то дублером Киану Ривза в «Матрице», а потом «поднялся» на одной-единственной теме – франшизе про киллера Джона Уика, которого все пытаются уничтожить, но как-то без особого успеха. То, что «Джон Уик 4» (2023), как и предыдущие, снят не режиссером, а трюкачом, не вызывает никаких сомнений – все неполные три часа, если вы досидите их до конца, главный герой дерется, режет, душит, падает, стреляет, получает травмы, несовместимые с жизнью, но потом неизменно поднимается на ноги. Стахелски набил руку на постановке этих сцен и позволяет себе эксперименты чуть ли не в духе Александра Сокурова: к примеру, снимает один длинный эпизод драки единым дублем, без склеек, с парящей под крышей камерой.
Есть тут и юмор – правда, очень специфический: чтобы попасть на дуэль у Сакре-Кер, Уику нужно преодолеть знаменитые 222 ступеньки, и на каждой из них притаилось по киллеру, но уже на самом верху последний из них скидывает несчастного Джона вниз. Снова раскрывается тема собачек: на голову Уика охотится в том числе новенький американский рейнджер с симпатичной овчаркой, знающей лишь одну команду – «яйца!».
Больше этот «Уик» ничего и не предлагает. Маленькая, но сложноустроенная вселенная фильмов про Джона – с цепочкой элитных отелей «Континенталь», радиоволной, где рекламные паузы заполняются «заказами» на чью-то голову, загадочным Правлением и письмами, скрепленными сургучной печатью, – упоминается в четвертом «Джоне Уике» лишь мимоходом, не добавляя ничего нового. Фанатские «пасхалки» (вроде появления клона Кингпина в берлинском ночном клубе) слишком утоплены в сценах драк, и заметить их так же сложно, как найти иголку в стоге сена. Честно говоря, «Джон Уик 4» – кино не совсем для взрослых, а для тех условных 14-летних, которые фанатеют от кунг-фу, а лучшим подарком от Деда Мороза считают нунчаки.