Шрэк навсегда: как зеленый огр перевернул представления о мультфильмах

Рассказываем, за что мы полюбили фильмы о зеленом огре и почему они стали революционными в анимации.
«Шрэк», реж. Эндрю Адамсон, Вики Дженсон фото
«Шрэк», реж. Эндрю Адамсон, Вики Дженсон
Фото: Кадр из мультфильма

18 мая 2001 года мир впервые увидел анимационную комедию, которая в считанные годы обросла аурой культовости. Объясняем, почему после «Шрэка» обычные детские сказки о нежных принцессах и благородных принцах перестали быть актуальны.

Сатира и разрыв шаблона

«Шрэк», реж. Эндрю Адамсон, Вики Дженсон фото
«Шрэк», реж. Эндрю Адамсон, Вики Дженсон
Фото: Кадр из мультфильма

С самого начала «Шрэк» вполне осознанно отсылает нас к известным сказочным сюжетам и их лейтмотивам. Прекрасная принцесса заточена в замке под присмотром кровожадного дракона, на ней лежит проклятье, и лишь поцелуй истинной любви способен навсегда разрушить его чары. Только вот вопреки стереотипам спасать ее приходит не принц с налетом героизма, а зеленый огр, чей верный спутник тоже далеко не Буцефал или Росинант, а осел, вещающий голосом Эдди Мерфи. Такого зачина, пожалуй, уже было бы достаточно, чтобы «Шрэк» воспринимался как очень точная сатира на шаблонные сказки, где рыцари без страха и упрека вызволяют прекрасных, но абсолютно инертных женщин и превращают их в образец послушной жены. Однако студия DreamWorks, ответственная за появление «Шрэка», идет дальше, заостряя углы и подсвечивая разрыв этих шаблонов.

И даже не сам Шрэк, а Фиона – главный символ этого нравственного перехода. В ее арсенале сразу два облика и две ипостаси – она, конечно, идеал красоты и женственности, но и огр со странным для женщины юмором, бунтарским нравом и навыками рукопашного боя. Своим пением Фиона взрывает птицу, а с помощью сальто расправляется с бандой доморощенных рубин гудов. Да и в конце, разрушая представления зрителей о хэппи эндах, выбирает облик огра, лишь бы быть с возлюбленным. Такой крайне прогрессивный для 2001 года взгляд на самоопределение женщины задал совершенно новую модель поведения для юных зрительниц и породил последующие поколения мультипликационных принцесс – бунтарок, которым хорошо и без принцев (от Мериды из «Храброй сердцем» до Эльзы из «Холодного сердца»).

Черный юмор

«Шрэк», реж. Эндрю Адамсон, Вики Дженсон фото
«Шрэк», реж. Эндрю Адамсон, Вики Дженсон
Фото: Кадр из мультфильма

Согласитесь, наличие такого пункта выглядит странным для детского мультика. Однако «Шрэк» – мультфильм для всех поколений, и в этом его главная прелесть. Если дети видят тут не совсем стандартную историю о любви, то взрослые, скорее, ценят «Шрэка» за остроты, которые порой находятся на грани допустимого. Злобный лорд Фаркуад, страдающий от комплексов из-за небольшого роста, кот в сапогах, у которого находят запрещенные вещества, моменты с надуванием лягушек через задний проход, туалетные шутки о газах самого Шрэка и другие малопонятные ребенку сцены и гэги. Все это сразу же выделило серию мультфильмов про зеленого огра среди прочего, что создавалось в мультипликации ранее.

Не поймите неправильно, анимация для взрослой аудитории появилась куда раньше «Шрэка». К 2001 году уже выходили «Симпсоны», «Южный парк», «Гриффины» и огромное количество японских аниме, мало пригодных для детской психики. Однако именно «Шрэк» смог вплести элементы взрослого юмора и некоторой жестокости в ткань детской сказки, обретя статус абсолютно универсальной картины для всех возрастов и аудиторий.

Музыка

«Шрэк», реж. Эндрю Адамсон, Вики Дженсон фото
«Шрэк», реж. Эндрю Адамсон, Вики Дженсон
Фото: Кадр из мультфильма

Хиты Wings Пола Маккартни, Рики Мартина, Джоан Джетт, а также бессмертные «Hallelujah» и «Holding Out For A Hero» – это еще один аспект, без которого сложно представить существование любой из частей «Шрэка». Вместо написания традиционных для мультфильмов-мюзиклов оригинальных саундтреков создатели «Шрэка» попросту решили сыграть на зрительских ностальгии и музыкальном вкусе, превратив трек-лист в подборку всеми любимых песен. Причем зарубежные хиты звучат как за кадром, служа отражением внутренних чувств героев, так и в кадре – в исполнении самих персонажей, создавая эффект караоке. Мультфильм сам подталкивает зрителя к взаимодействию: сначала аудитория удивляется, услышав знакомую мелодию в начале мультфильма, а под конец второй части уже исполняет «Livin» la vida loca» вместе с Ослом и Котом в сапогах. Где-то для этих целей даже появляется характерная бегущая строка.

Отсылки к массовой культуре

«Шрэк», реж. Эндрю Адамсон, Вики Дженсон фото
«Шрэк», реж. Эндрю Адамсон, Вики Дженсон
Фото: Кадр из мультфильма

«Шрэк» без каких-либо сомнений – постмодернистское произведение. Говоря человеческим языком, практически каждая из частей базируется на отсылках к другим произведениям и массовой культуре в целом. И если отсылки к сказкам здесь нужны для их переосмысления и эволюции жанра, то цитирования современных произведений – скорее дань времени и желание угодить зрителю.

В «Шрэке» свое место нашли сцены из фильмов «Миссия невыполнима», «Властелин колец», «Человек-паук», «Маска Зорро», упоминание современных телешоу вроде «American Idol», пародия на современный Голливуд с красными дорожками и «Старбаксами» и многое другое. Совмещение сказочного средневековья и современности рождает у зрителя абсолютный восторг от новизны и диковинности таких художественных решений. А все потому, что «Шрэк» – это глобальная и невероятно удачная аллегория на современную жизнь, которая выглядит актуально даже двадцать лет спустя.

Новости партнеров