Именинник Уэс Андерсон: 6 причин полюбить фильмы самого узнаваемого режиссера мира

Объясняем, почему картины Андерсона – универсальные произведения, способные влюбить в себя и взрослых, и детей.
Анастасия Седова
|
01 Мая 2021
«Королевство полной луны» фото
«Королевство полной луны»
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

1 мая – не только Страстная суббота и Праздник весны и труда, но и день рождения одного из самых известных независимых режиссеров современности Уэса Андерсона. Ему, вот уже на протяжении почти трех десятилетий балующему нас своими игрушечными мирами, исполняется 52.

Мы поздравляем мастера небольшим разбором его творческих приемов и объясняем, почему картины Андерсона – универсальные произведения, способные влюбить в себя и взрослых, и детей.

Фильмы:

«Бутылочная ракета» фото
«Бутылочная ракета»
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

«Бутылочная ракета»

«Семейка Тененбаум»

«Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники»

«Бесподобный мистер Фокс»

«Королевство полной луны»

«Отель «Гранд Будапешт»

«Остров собак»

Цвет

"Отель Шевалье" фото
"Отель Шевалье"
Фото: Кадр из фильма

Начнем с очевидного. Цветовая палитра Андерсона – это, пожалуй, первое, что бросается в глаза, и неизменный способ определить, что перед вами именно его фильм. Буквально все в картинах режиссера непременно должно быть окрашено в кричащие, кукольные, порой крайне неестественные цвета. Красный на красном, желтый на желтом, розовый на розовом – вполне традиционное оформление кадров для Андерсона. Вспомните хотя бы вон ту сцену из короткометражки «Отель «Шевалье», где героиня Натали Портман в желтом халате лежит на кровати с желтой обивкой, на фоне желтых стен и такого же желтого освещения.

У пестрой цветовой гаммы Андерсона есть несколько секретов. Первый: взялись они не с потолка и вовсе не оттого, что красный, желтый и голубой – любимые цвета режиссера (хотя, возможно, отчасти и поэтому). Однако именно эти цвета были заложены в живописи академистов XVII века, упорно считавших, что они являются базовыми цветами природы и обязательно должны присутствовать на каждом полотне. Андерсон, однако, хоть и использует ту же цветовую палитру, но делает это в своем стиле, как бы утверждая: его фильмы – искусство, но искусство авторское, утирающее нос правилам и канонам.

Вторая особенность и даже необходимость использования вырвиглазного андерсоновского цветового оформления – создание с помощью него полностью искусственной атмосферы. Зрителю фильмов Уэса не придет в голову воспринимать его картины, как отражение жизни, искать в них реальность или сравнивать образы персонажей с собой. Намеренная кукольность картин у Андерсона играет важнейшую роль для раскрытия авторской мысли, темы, пронизывающей каждый его фильм. Но об этом чуть позднее.

Симметрия и центрирование

«Королевство полной луны» фото
«Королевство полной луны»
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

Еще один прием, который не позволяет спутать ленту этого режиссера ни с одной другой, – четко выверенные планы с героями, находящимися строго по центру кадра. Снятые широкоугольным объективом, такие планы обычно создают ощущение замкнутого, ограниченного только рамками кадра мира, за которым зритель наблюдает словно в театральный монокль.

Здесь нужно отдать должное вдохновителю Андерсона – Стэнли Кубрику. Тот тоже любил, чтобы в каждом кадре была нервирующая гармония, однако в отличие от Андерсона Кубрик использовал этот прием для нагнетания саспенса, создания чувства иллюзорной безопасности. У Андерсона же симметричные и отцентрированные мизансцены с помощью малоподвижной камеры даже слишком сильно отдают театральностью и в очередной раз подчеркивают – все, что мы видим, это кино и постановка.

Визуальная ирония

«Остров собак» фото
«Остров собак»
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

Все без исключения картины Уэса Андерсона являются семейными драмами. Но почему их так часто называют комедиями? Скрытая ирония кадра и диалога – сквозной элемент его фильмов.

Его герои – настоящие чудаки. Они носят забавные костюмы (это, кстати, отдельный элемент авторского языка режиссера), отличаются индивидуальным набором странных жестов, привычек или поговорок, а еще они не менее странно общаются. С серьезным лицом персонажи Андерсона могут сказать абсолютную глупость, но при обсуждении действительно шокирующих фактов – наоборот, перевести разговор в шутку.

Сняты они при этом либо крупным планом по центру, либо с комичным резким приближением/отдалением камеры, либо с панорамированием. Камера у Андерсона, вообще, ведет себя как отдельный герой, которого, иногда просто забывают в том или ином месте, и он вынужден фиксировать происходящее безвольно, но с интересом. Так, камера порой оказывается на крышах транспортных средств, из ближней точки снимая путь персонажей. Или подглядывает за ними через окна, дырки в стенах, люки или другие отверстия.

Музыка

«Бесподобный мистер Фокс» фото
«Бесподобный мистер Фокс»
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

Уэс Андерсон настоящий меломан и в хорошем саундтреке он явно знает толк. Его фильмы наполнены мелодиями, которые могут звучать в кадре на старых пластинах и по радио или служить треком для забавного танца двух юных главных героев, застрявших в летнем лагере.

Набор исполнителей, чьи произведения стали огранкой для музыкального оформления андерсоновских фильмов, выдают в нем большого поклонника европейской (особенно британской) музыки. Тут представлены и The Rolling Stones, и The Who, и Джон Леннон, и The Kinks, и Джо Дассен с Франсуаза Арди.

Функция музыки у режиссера не только стилистическая, но и драматургическая. Как и во многих других кинопроизведениях, у Андерсона песни задают тон повествованию и становятся характеристикой отдельных персонажей.

Мировые звезды

«Отель «Гранд Будапешт» фото
«Отель «Гранд Будапешт»
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

Андерсон, что называется, неплохо начал: уже в первых его фильмах снимались известные американские актеры. Первопроходцами у него стали Билл Мюррей, братья Уилсоны и Джейсон Шварцман, которые работают с мастером и по сей день. Позднее же список любимых актеров Андерсона пополнился Эндриеном Броуди, Тильдой Суинтон и Уиллемом Дефо. Ну а общий перечень «жертв», поучаствовавших в картинах режиссера в разные периоды, насчитывает десятки имен, среди которых Натали Портман, Фрэнсис МакДорманд, Мэрил Стрип, Эдвард Нортон, Рэйф Файнс и Брюс Уиллис.

Зачем Андерсону такие большие звезды для авторского кино, не сказать, что рассчитывающего на кассовые сборы? Да все за тем же – игрушечные, театрализованные, вневременные измерения, которые создает Андресон в своих лентах, кричат зрителю о своей искусственной, программируемой режиссером природе. Если говорить сложнее, то перед нами настоящий метамодернизм с его меланхоличной иронией, нарочитой декоративностью, но огромной любовью к искусству. Именно поэтому Андерсон так хорошо чувствует себя в кукольной мультипликации – все то, что он с таким трудом переносил на экран с актерами, оказалась даже более органичным в полностью рукотворном виде.

Отцы и дети

«Королевство полной луны» фото
«Королевство полной луны»
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

Под антуражем эскапизма, бегства от реальности в красивых, ярких и забавных лентах Андресона, однако, скрывается кое-что очень глубокое. Семейные отношения и отчуждение между родителями и детьми – это тема, которая занимает режиссера с самого юного возраста. Причина, как это обычно и бывает, в личном опыте: когда Уэсу было 8 лет, его родители развелись, и этот момент, по его собственным воспоминаниям, стал «самым важным событием» в жизни будущего художника.

Отсюда дети в его фильмах – почти всегда брошены своими родителями. Они зачастую ведут себя как-то чересчур зрело, если не сказать мудро. А вот взрослые, наоборот, эмоционально похожи на детей – они инфантильны, легкомысленны и не знают, как подступиться к собственным чадам.

Создавая красивую для глаза картинку и заполняя ее визуальными гэгами, музыкой и яркими образами, Андерсон создает поистине семейное кино, виртуозно разговаривающее со зрителем на самую важную тему – о любви, прощении и заботе.

Новости партнеров