Елена Попова: «Материнскую любовь никуда не деть. Она безусловна, но вот парадокс — она эгоистична»

Актриса сыграла маму главного героя в сериале «Кеша должен умереть».
7days.ru
|
29 ноября 2023

1 декабря в онлайн-кинотеатре KION стартует сериал «Кеша должен умереть» режиссера Константина Богомолова, исполняющего главную роль архитектора Иннокентия, который не умеет расставаться с женщинами: своей текущей жене он изменяет с бывшими. Женщины терпят существующее положение вещей ровно до того, как он находит новую пассию — 19-летнюю Аллу.  К премьере сериала мы пообщались с легендарной актрисой БДТ им. Товстоногова Еленой Поповой, играющей роль самой важной женщины в жизни Кеши — его матери.  

— В кино вы снимаетесь не так часто, как выступаете в театре. Почему согласились на роль Анны Ильиничны, матери главного героя?

— У меня к Константину Юрьевичу Богомолову большой кредит доверия. Я играла в его постановке «Слава» по пьесе Виктора Гусева, и Константин Юрьевич сделал со мной очень интересную роль. Я прочитала сценарий «Кеша должен умереть», мне он понравился, и, конечно, персонаж Анны Никитичны тоже. Почла за честь предложение снова с ним поработать. Тем более в таком жанре.

— Несмотря на то, что вы «чеховская актриса».

— Чехова я сыграла один раз недавно. И то этот персонаж немного условный. Театра Чехова больше нет, ведь каждый постановщик интерпретирует его по-своему.  Сериал привлек меня юмором, интонацией Вуди Аллена. Кстати, мне очень понравился последний фильм Аллена «Великая ирония»: чудесная вещь, и там тоже есть чеховский мотив. Когда убивают одного хорошего человека, вспоминается реплика: «Барон хороший человек, но одним бароном больше, одним меньше — не все ли равно?».

— В «Кеша должен умереть» ваша героиня Анна Ильинична манипулятивна, собственнически относится к жизни сына и ревнует его к другим женщинам. Как вы думаете, почему она себя так жестко ведет?

— Она не жесткая, она действительно не понимает, что манипулирует. Она любит своего сына как умеет, гордится им, и убеждена, что никто лучше нее заботиться о нем не может.  Несчастна ли она? Не знаю, но у нее есть смысл жизни — это ее Кеша. Анна Ильинична верная женщина, немного старорежимная в своих представлениях. Она хранительница семьи. И ведет себя так не нарочно, а от чистого сердца и от полноты души. Я таких женщин знаю.

— Кажется, что сын вашей героини Кеша, которого играет сам Богомолов, идет по пути матери, за ней же повторяет те же самые ошибки. Как остановить эту череду наследования?

— В смысле, что он авторитарен? Не знаю. Я тоже всю жизнь пыталась избежать судьбы мамы, но вот не вышло. Кеша и сам не знает, счастлив ли он. Все его любят, но он хочет быть свободным и искренним — и что же с этим делать? Кеша уверен в правоте своих желаний и убеждений. Это-то и смешно. Мне кажется, этот сериал очень мудрый. После премьеры ко мне подходили очень молодые люди и задавали для меня странные вопросы, и я поняла, что это кино для людей с опытом, определенным бэкграундом. С ним все забавно, смешно, грустно, страшно и тонко.

— А какой именно опыт?

— Когда у человека в жизни есть разбитое корыто, хоть одно.

— Как лично у вас менялось отношение к материнству, к своему ребенку?

— Чем больше мне лет, чем он старше — тем дороже мы становимся друг другу. Такие связи только крепнут, и это уже не ниточки, а канаты, и боль никуда не уходит.

— Страшно за человека?

— Да, конечно, и за сына, и за внуков, и за невестку. Наша жизнь так обманчива! Мечтаем, из последних сил вкладываемся и верим, а потом вдруг оказывается, что плодили иллюзии. А материнскую любовь никуда не деть — она безусловна. Но вот парадокс! Эта любовь бывает и эгоистичной, ведь столько сил и чувств вложено и растрачено. И она становится единственной и самой дорогой ценностью, последним смыслом жизни.

— Актерская карьера требует огромных жертв, на репетиции уходит тонна времени, а пробы высасывают все силы. Могли бы вы представить себя в другой профессии?

— Нет, я родилась в творческой семье. Отец — музыкант, мама танцевала в кордебалете, я буквально выросла за кулисами. С детства занималась музыкой и тоже хотела танцевать, но мама переубедила — да и, наверное, у меня не получилось бы. Тогда театр вошел в мою жизнь, лет с 11 я только уже им грезила. И родители всегда верили и говорили: «Ленка у нас артисткой будет!». Я поступала три раза — этот факт говорит сам за себя. Если бы настолько не хотелось, то я так бы и осталась библиотекарем. Про нашу профессию уже все сказано, что судьба артиста совсем незавидная: ото всех зависишь, добиться чего-то и остаться порядочным человеком очень тяжело. Горький путь.

— В вашей карьере был момент, когда вас не брали сниматься ни в какие фильмы, потому что вы отказали в сотрудничестве одному важному режиссеру, одному из директоров объединения «Ленфильма».

— Я отказалась у него сниматься, потому что при знакомстве он совершенно безосновательно уничижительно и по-хамски со мной разговаривал. Но пробы я прошла хорошо и меня утвердили. А я почувствовала, что при нем не смогу быть открытой. Да и роль была такая себе, не загоришься. Я сослалась на гастроли и попросила Георгия Александровича Товстоногова, тогдашнего великого режиссера, меня прикрыть, если приедут улаживать вопрос. Приехали. Поговорили. И меня потом семь лет никуда на «Ленфильме» не утверждали. Режиссерам все нравилось, а в результате — отказ. Помню, как все разрешилось. Вижу, что идет по студии тот самый важный режиссер с моим партнером по сцене — великим артистом Кириллом Юрьевичем Лавровым. Покланялись, я поулыбалась и пошла дальше — и чувствую, что они меня обсуждают. Через короткое время встречаюсь на улице со знакомой ассистенткой, и она мне с улыбкой на лице сообщает: «Леночка, какое счастье, наконец-то вам дали “зеленый свет”». Это наивная правдивая история, но бывает и хуже. В кино все очень пристрастны, и очень мало ролей для взрослых женщин. Когда я была молодой — конкуренция была сильная, потом были 90-е, тогда вообще ничего не было. А когда индустрия стала оживать, мне было уже сорок.

— По вашим наблюдениям изменилась ли отношение публики к актерам с 70-х годов?

— Актеры сами делают все, чтобы их не любили. Иногда такое наговорят, а потом обижаются на критику. Публика больше артистов не любит, только своих кумиров: когда Олег Басилашвили с Алисой Фрейндлих выходят на сцену, то зал стонет. Вот оно, признание и верность поклонников! А в телевизоре одни и те же лица – люди, наверное, смотрят и думают только, сколько знаменитости зарабатывают.

— А в цеху стали ли продюсеры и режиссеры уважать артистов?

— По-разному бывает. Раньше были режиссеры, директора, руководители объединений, наконец, Госкино! Режиссеры бились за артистов. А нынче все решает продюсер. И режиссерам бывает все равно. Благодаря онлайн-платформам появилось больше проектов и возможностей, но иерархия, как мне кажется, все та же. Наш кинематограф пока еще в поиске нового себя.

События на видео



Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая