В чем секрет успеха «Майора Грома» за рубежом?

Фильм, в России не отбивший даже собственный бюджет, получил восторженные оценки на Западе.
Иван Афанасьев
|
17 Июля 2021
«Майор Гром: Чумной доктор», реж. Олег Трофим, фото
«Майор Гром: Чумной доктор», реж. Олег Трофим
Фото: Кадр из фильма

В последнее время позитивные новости о российском кинематографе сыплются, как из рога изобилия. Вслед за первой крупной победой – лидерство в топах Netflix «Серебряных коньков» Михаила Локшина, наступила и вторая. Супергеройский боевик «Майор Гром: Чумной доктор» так же вырвался в первые строчки американского сервиса, а кое-где и забрался на вершину пьедестала. И это при том, что у себя на родине фильм, мягко говоря, был принят неоднозначно. Мнения разделились примерно пополам: одни в голос кричали, что «это однозначный успех», другие презрительно тыкали пальцем и упрекали в «охранительной интонации», мол, это кино про «берлинского пациента» и опасность оппозиционных настроений, что было воспринято в штыки в свете беспокойных событий в России первого квартала 2021-го.

«Майор Гром: Чумной доктор», реж. Олег Трофим, фото
«Майор Гром: Чумной доктор», реж. Олег Трофим
Фото: Кадр из фильма

Но самый весомый аргумент был за итоговыми сборами: фильм собрал в прокате всего половину от своего бюджета (чуть больше 320 млн рублей против 640 млн), и даже с учетом покупки фильма Netflix’ом за сумму в районе $2 миллионов (около 148 млн рублей) «отбиться» и хотя бы выйти в ноль не удалось. Что уж говорить о какой бы то ни было прибыли. Справедливости ради, успех фильма за рубежом взвинтил интерес к исходнику – комиксам издательства Bubble, которые выступили и продюсерами фильма: по словам основателя компании Артема Габрелянова, продажи сборников про Майора Грома и персонажей из других арок (Бесобой, Инок, Красная Фурия) выросли в несколько сотен раз. Так что, возможно, о косвенном коммерческом успехе говорить все-таки можно, но это, конечно, совсем не тот же случай, что и у ближайших вдохновителей и конкурентов – Marvel и DC, продажи комиксов которых растут соразмерно сборам фильмов.

«Майор Гром: Чумной доктор», реж. Олег Трофим, фото
«Майор Гром: Чумной доктор», реж. Олег Трофим
Фото: Кадр из фильма

И все же куда интереснее, почему в принципе «Майор Гром» так здорово выстрелил на Западе? Неужели российский зритель ничего не понял и ему настолько залило глаза «повесткой», что не удалось разглядеть очевидных достоинств фильма? И да, и нет. Успех фильма Олега Трофима в онлайне и успех в кинотеатральном прокате – это совершенно разные вещи, настолько, что сравнивать их не имеет совершенно никакого смысла. Пару дней назад Disney рапортовал об успехах «Черной вдовы», собравшей суммарно в районе $140 миллионов, из которых $60 млн. – на онлайн-сервисе Disney+, где фильм можно было арендовать за 30 долларов. Этот кейс лишний раз доказывает, что картины, рассчитанные на кинотеатральный прокат, соберут там больше, чем на любом стриминге – посмотрим, что будет с «Дюной» Дени Вильнева, которая тоже планирует запускаться и в кинотеатрах, и в онлайне одновременно.

«Майор Гром: Чумной доктор», реж. Олег Трофим, фото
«Майор Гром: Чумной доктор», реж. Олег Трофим
Фото: Кадр из фильма

«Майор Гром», при всем уважении к вложенным в него усилиям дельцов из Bubble – кино довольно камерное на фоне своих высокобюджетных западных собратьев (да и как можно сравнивать фильм с бюджетом в десятки раз меньше, чем аналогичные у Marvel и DC). Там нет такого эпика, как в наиболее близком по настроению «Первый мститель: Другая война», или просто масштабных экшен-сцен из «Дэдпула», еще одного аналога. Конфликт не выходит за пределы столкновения Майора Грома с, от силы, парой десятков человек в замкнутом пространстве казино или других локаций. Самая масштабная сцена в финале, когда сторонники Чумного Доктора выходят на улицы, все равно скукоживается до пары-тройки стычек в духе «стенка на стенку» из соседнего двора (и обретает ассоциации с еще одним малобюлжетным кинокомиксом – «Джокером»). В отличие от, например, тех же «Серебряных коньков», которые впечатляли своим размахом экспортного стимпанк-Петербурга, и, к слову, собрали вполне приличную для «карантинного» проката сумму.

«Майор Гром: Чумной доктор», реж. Олег Трофим, фото
«Майор Гром: Чумной доктор», реж. Олег Трофим
Фото: Кадр из фильма

Проще говоря, и в нормальное время «Майор Гром» едва ли стал бы большим успехом в кинотеатрах – спорный посыл, который, как ни крути, полностью исключить не удается, вкупе со скромным, если задуматься, размахом событий не способствуют хорошему «сарафану». Да и на сервисе «КиноПоиск HD» он не то, чтобы блистал: более 900 тысяч подписчиков – это вроде как немало, но все равно недостаточно. Другое же дело – Netflix. У них все измеряется даже не подписчиками, а «хозяйствами»; те, кто пользуется услугами сервиса, знают, что при оформлении подписки есть возможность распространить ее на нескольких человек (или «экранов») – таким образом, один и тот же контент могут смотреть как целыми семьями, так и по отдельности с разных устройств. И таких «хозяйств» у Netflix более 200 миллионов. Условно умножьте это на два, а лучше сразу на три – и получите сумму в 400-600 миллионов человек, которые потенциально могут стать зрителями фильма. И сравните с аудиторией, посмотревшей фильм в России: даже если мы умножим показатели КП на три (2,7 миллиона человек) и прибавим посмотревших фильм в кино (1,2 миллиона), это будет очень скромная сумма.

«Майор Гром: Чумной доктор», реж. Олег Трофим, фото
«Майор Гром: Чумной доктор», реж. Олег Трофим
Фото: Кадр из фильма

При этом в России супергеройское кино, несмотря на успехи Marvel и DC (в меньшей степени) – штука скорее маргинальная, нежели прогрессивная, и уж тем более российское, подточенное годами недоверия, роликами BadComedian и «Защитниками» Сарика Андреасяна. Зритель же Netflix – лояльный, благодарный потребитель, для которого рекомендации сервиса веский довод с ними ознакомиться. С супергеройским кино сейчас, скажем прямо, довольно скромно – а тут появляется явно вдохновленный лучшими образцами кинокомиксов фильм, в необычном антураже «руссоизированного DC», с колоритным виджиланте с шаурмой в зубах, с ярким, хоть и подсмотренным, злодеем и вполне приличными спецэффектами. Его вполне можно сопоставить с главным супергеройским эпиком производства Netflix, «Бессмертной гвардией» с Шарлиз Терон – тот фильм тоже был довольно скромным по части размаха, но в итоге попал в пятерку лидеров с результатами в 78 миллионов просмотров.

«Майор Гром: Чумной доктор», реж. Олег Трофим, фото
«Майор Гром: Чумной доктор», реж. Олег Трофим
Фото: Кадр из фильма

Тут стоит также учесть, что во многих странах кинотеатры по-прежнему закрыты, в том числе в некоторых государствах, где фильм выбился в абсолютные лидеры – в Бельгии, например; в других странах (Кипр, Швейцария, Италия) кинотеатры открылись лишь недавно и с ограничениями. Для жителей этих регионов посмотреть малобюджетный, но впечатляющий постановкой и внешней эффектностью супергеройский фильм – то, что Чумной Доктор прописал с самого начала пандемии: «Чудо-женщина» особого интереса не вызвал, «Черную вдову» смог себе позволить далеко не каждый дистрибьютор. Учитывая стоимость подписки Netflix, примерно равную цене на один-два билета в кинотеатр, это отличная альтернатива. А контекст, на который обратили внимание россияне, и вовсе не считывается – как известно, чужие распри всегда увлекательны, когда смотришь на них со стороны.

«Майор Гром: Чумной доктор», реж. Олег Трофим, фото
«Майор Гром: Чумной доктор», реж. Олег Трофим
Фото: Кадр из фильма

Итого: успех «Майора Грома» за рубежом был вполне предсказуем – и хочется надеяться, что Габрелянов и Ко сделают выводы, соберутся с духом и все-таки возьмутся за продолжение. Bubbleverse, при всем скептицизме – не самая плохая идея. А там, глядишь, и инвесторы из Netflix найдутся – для них разнообразный и яркий контент - конкурентное преимущество.

Новости партнеров