Каждый год на фестивале в Венеции — новая афиша. В этом году на ней красовался разноцветный слон, и вот что он символизирует. Во-первых, слон — правда слон (на Венецианском карнавале 1981 года по городу действительно водили слона, и это событие запомнилось на десятилетия вперед). Во-вторых, его разноцветность — обещание того, что на этом фестивале кино будут смотреть самое разное: и авторское, и жанровое, и для девочек, и для критиков, и для всех.
Так и получилось. 81-й фестиваль действительно не шел на поводу у модных трендов. Так называемым «простым» зрителям было на нем столь же интересно, как и кинокритикам — к примеру, нового «Битлджуса» Тима Бертона, или «Марию» Пабло Ларраина с Анджелиной Джоли в роли Марии Каллас, или «Джокера: Безумие на двоих» Тодда Филлипса с Леди Гагой смотрели и те, и другие. А потом обсуждали за стаканчиком типично венецианского коктейля «беллини» — кто на площади Сан-Марко, кто в лобби дорогого отеля.
Главный приз, «Золотого льва», отдали Педро Альмодовару за «Комнату по соседству». Что ж, Альмодовар как Вуди Аллен: если он в конкурсе, ему нельзя не дать. Во многом «Комната…» — это summary всего творчества Альмодовара: сложное переплетение чувств с непременной женской оптикой, жертвенная любовь, страх смерти. И, разумеется, две шикарные актрисы в главных ролях: Тильда Суинтон и Джулианна Мур (вторая сопровождает первую в ее последнем пути «за черту»). Мы, конечно, ждем не дождемся, когда «Комнату…» привезут в Россию.
А вот что точно привезут, так это «Плохую девочку» Халины Рейн. Николь Кидман сыграла в ней взрослую, скажем так, женщину, закрутившую роман с подчиненным, лет на двадцать моложе. «Плохая девочка» — сатирический триллер, который некоторые критики упрекнули в дурновкусии, но кто провел 90-е годы за просмотром «Ядовитого плюща» или «Рокового влечения», тот не бросит в авторов камень. Тем более теперь, когда Кидман получила «Кубок Вольпи» за лучшую женскую роль.
Кубок за лучшую мужскую роль отдали еще одному народному любимцу, харизматичному Венсану Линдону — в «Тихом сыне» Дельфин и Мюрьель Кулен он сыграл родителя, пытающегося найти общий язык со взрослым ребенком.
И, наконец, приз за лучшую режиссуру получил Брэйди Корбет с его opus magnum под названием «Бруталист». У Корбета уже есть небольшая, но преданная фан-база — из тех зрителей, кто смотрел его «Детство лидера». «Бруталист» расширяет художественные возможности Корбета: это массивная, дорогая, круто придуманная арт-драма про никогда не существовавшего архитектора-еврея, сбежавшего из Европы в Америку после Второй Мировой (буквально все увидели сходство героя Эдриана Броуди с его же персонажем в «Пианисте» Полански). «Бруталист» — искусство больших форм, которое идет почти четыре часа и общей стилистикой напоминает Пола Томаса Андерсона (не все его фильмы, но некоторые – «Нефть», «Мастера» и «Призрачную нить»). Именно «Бруталист» — тот самый слон, который своим масштабом произвел впечатление на Венецию и которого будут помнить еще годы спустя. Или нет — слонами теперь мало кого удивишь.