Картину «Собака на сене» киностудии «Ленфильм» доверили снимать режиссеру Яну Фриду, также известному по фильмам «Двенадцатая ночь», «Дон Сезар де Базан» и «Летучая мышь». Жанр музыкальной комедии был коньком Фрида. Сценарий к «Собаке на сене» он написал сам — пьесу Лопе де Веги пришлось существенно сократить.
Актерский состав собрали звездный. Роль Теодоро могла достаться Олегу Далю или Олегу Янковскому, но режиссер рискнул отдать ее молодому и неопытному Михаилу Боярскому. По сути его взяли потому, что он отлично пел, а за год до этого уже блеснул в роли Волка в мюзикле «Мама».
Боярский так робел перед именитыми артистами, что в первые съемочные дни ожиданий режиссера не оправдал — был чересчур скованным и зажатым для своего персонажа. Его даже собирались снять с роли, но вмешалась Маргарита Терехова: она настояла на том, чтобы Боярскому дали шанс. И он не подвел — раскрылся и блестяще справился с ролью.
Сама же Терехова после «Зеркала» Тарковского была настоящей звездой. В роли Дианы она чувствовала себя очень уверенно, а еще позволяла себе вмешиваться в замыслы режиссера и вносить свои коррективы в съемочный процесс. Они с Яном Фридом постоянно спорили. Образ Дианы казался Тереховой недостаточно глубоким и драматичным — Фрид видел ее комическим персонажем, сама же актриса — романтической героиней. В итоге постановщик сдался, и фильм получился куда глубже и трогательнее, чем планировался изначально.
«С «Собакой на сене», я считаю, просто случилось чудо. Она родилась на нашем антагонизме, у нас же была буквально война… И Ян Борисович смирился. Наши предложения стали приниматься, мы даже выстроили мизансцену самого решающего эпизода, в котором объясняются Диана и Теодоро», — вспоминала Маргарита Терехова.
Любопытно, что сцена, где Диана дает Теодоро пощечины, получилась такой естественной, поскольку Терехова по-настоящему отхлестала Боярского по лицу. Она била с такой силой, что у него пошла из носа кровь и выступили слезы. Но молодой артист не обиделся.
«Я себя чувствовал, как побитая собака», — спустя годы со смехом признавался Боярский.
У них с Тереховой была семилетняя разница в возрасте, и он называл свою старшую коллегу на «вы», но после эпизода с разбитым носом они быстро перешли на «ты».
Терехова вообще вела себя довольно экспрессивно. Боярский вспоминал, что на площадке она всегда была фурией, могла закатить истерику из-за простого куста, который ей мешал в кадре. Отказывалась играть, пока куст не ликвидируют или не поменяют съемочную локацию.
Бывшую возлюбленную Теодоро, служанку Марселу сыграла Елена Проклова, друга Теодоро, лакея Тристана — Армен Джигарханян, маркиза Рикардо — Николай Караченцов, а графа Лудовико, отца Теодоро — Эрнст Романов.
Интересно, что наряду с «Собакой на сене» Армен Джигарханян был занят и в других проектах и появлялся на съемочной площадке нечасто. Иногда его даже приходилось заменять дублером. Текста Армен Борисович обычно не знал — все читал на ходу, ему подсказывали ассистент или партнеры по эпизоду.
А озвучил его Игорь Ефимов, да так удачно, что зрители до сих пор не замечают подмены и думают, что это голос Джигарханяна. Сам артист исполнил в фильме только одну песню — хулиганские куплеты о женщинах.
К слову, композиторы Гладков и Донской создали для фильма замечательные песни, вошедшие в золотой фонд советской музыки.
Больше всего вокала досталось Михаилу Боярскому. В «Собаке на сене» он поет и за Теодоро, и за графа Федерико, которого играл Игорь Дмитриев.
Испанию кинематографисты воссоздали в Ливадийском дворце. В картине можно увидеть многие узнаваемые места Ливадии — Итальянский дворик, кованые ворота, лестницу с химерой, мраморную скамью и другие детали.
Экскурсии во дворце на время съемок не прекращались, так что свидетелями процесса стали многие туристы. Более того, жители Ялтинского региона выступали в качестве массовки в фильме. Так, например, актеры местной самодеятельной народной оперы помогали Николаю Караченцеву петь под балконом серенаду «Венец творенья, дивная Диана!».
Семидесятые годы были временем дефицита, достать нужные костюмы было почти невозможно, но для фильма, действие которого происходит в начале XVII века, это было критически важно.
Приходилось всячески выкручиваться. Часть одежды перешивали из старых вещей. А чтобы купить ажурный воротничок для наряда Дианы, дали объявление на радио- и телевидении. Люди звонили, предлагали свои вещи, и из них выбиралось подходящее.
Сейчас роскошное платье Дианы из синего бархата с антикварной вышивкой — экспонат «Ленфильма». В том же музее хранятся шляпа и костюм Теодоро, правда, камзол слегка потрепан после съемок в других фильмах.
Премьера фильма состоялась 1 января 1978 года, для зрителей он стал настоящим новогодним подарком. С тех пор прошло уже более 40 лет, но легкая и остроумная комедия с любимыми героями и сегодня не теряет своей популярности.