«Тайна Коко» (2017), фото
{{ label }}

«Тайна Коко»: универсальная семейная история в антураже загробной Мексики

Один из главных шедевров студии Pixar.
Святослав Бирючин
|
30 Ноября 2021
2017
фэнтези, приключения, детектив, семейный
Режиссер Ли Анкрич, Эдриан Молина
США
IMDb8.4
Кинопоиск8.6

Из-за давней и крайне печальной семейной истории родные строго-настрого запрещают 12-летнему Мигелю заниматься музыкой и навязывают ему обувное ремесло – бизнес, кормящий семью на протяжении нескольких поколений. Не желая подчиняться воле близких, мальчик в погоне за мечтой нарушает семейное табу и внезапно оказывается в Стране Мертвых, где узнает и понимает самое важное, что нужно помнить всем живым…

«Тайна Коко» (2017), фото
«Тайна Коко» (2017)
Фото: Кадр из фильма

Студия Pixar давно доказала, что умеет блестяще создавать универсальные анимационные истории, понятные и близкие людям в самых разных странах. В этом смысле мексиканский колорит «Тайны Коко» (2017) не более, чем фактурная обертка, в которой экзотические атрибуты латиноамериканской реальности свободно сочетаются с наднациональными установками, наверное, всех бабушек мира а-ля: «Ты такой худенький, деточка. Съешь еще!».

«Тайна Коко» (2017), фото
«Тайна Коко» (2017)
Фото: Кадр из фильма

В «Тайне Коко» пиксаровцы в очередной раз эксплуатируют то, в чем сильны больше всего, – щемящую драму в условиях фэнтезийного сеттинга, основанную на фантастическом допущении, но взывающую к базовым человеческим эмоциям. Перед нами – ладно скроенная история о том, как герой уже в начале жизненного пути оказывается на распутье между семьей и мечтой, зовом крови и зовом сердца, диктатом общего и частной страстью. Этот классицистический, по существу, конфликт долга и чувства, с которым сталкивается маленький Мигель, мигрирует из эпохи в эпоху, из страны в страну, а потому ясен без комментариев, хотя для наглядности визуализирован уже в дебюте картины, когда мы обнаруживаем, что у Мигеля и его семьи разные алтари для почитания усопших: близкие мальчика чтут память предков, а сам он тайно млеет от кумира-музыканта.

«Тайна Коко» (2017 год), фото
«Тайна Коко» (2017 год)
Фото: Кадр из фильма

Приведенный выше тезис о том, что мексиканская фактура лишь красивая обложка, кстати, нуждается в уточнении, поскольку заменить ее на нечто равноценное применительно к этой истории вряд ли возможно. День мертвых – знаковый этнокультурный феномен, на котором де-факто держится едва ли не весь сюжет «Тайны Коко», а с ним – художественное оформление, продакшн-дизайн картины. Так, именно День мертвых определяет главный визуальный лейтмотив мультфильма: форму скелетов и черепов принимают не только праздничные фигурки в Мире Живых и бесчисленные усопшие в Мире Мертвых, но даже головки гитарных грифов, «оград узор чугунный» и хореографические номера в бассейне на мегавечеринке Эрнесто де ла Круса. 

«Тайна Коко» (2017 год), фото
«Тайна Коко» (2017 год)
Фото: Кадр из фильма

И если движущихся и статичных останков в «Тайне Коко» действительно много, то в остальном авторы выдержали разумный баланс. Песни, конечно, присутствуют (еще бы – в фильме о музыке и мексиканцах!), но не слишком тормозят действие, поскольку оправданы сюжетом и презентованы не в том количестве, чтобы смело записывать «Тайну Коко» в полноценные мюзиклы. Скупую и не очень слезу из зрителей разной степени сентиментальности авторы выдавливают на классе – легко, но в меру. Забавных гэгов, наращивающих комическую мускулатуру картины и умело разбавляющих излишний драматизм повествования, хватает, но без избытка.

«Тайна Коко» (2017), фото
«Тайна Коко» (2017)
Фото: Кадр из фильма

Что еще требует отдельного упоминания в разговоре о «Тайне Коко», так это сценарий. Завязочная часть истории, в которой мы узнаем о семейном бэкграунде Мигеля и его кумире, с одной стороны навязчиво подталкивает к простейшей разгадке предлагаемой сюжетной интриги, а с другой – практически сразу поселяет в зрительской голове справедливые сомнения и сигнализирует о подвохе. В какой-то момент начинает казаться, что де ла Крус – человек-макгаффин, и его отчаянные поиски Мигелем – мнимая цель, на самом деле ведущая мальчика к чему-то (или кому-то) совсем другому. Потом предполагаешь, что де ла Крус – некто вроде Кламма из «Замка» (1926) Франца Кафки: вечно неуловимый и крайне статусный обитатель принципиально недостижимой героем башни. В конце концов, де ла Крус все же материализуется в кадре собственной персоной, и сюжет развяжется именно так, как в общих чертах ожидалось с самого начала, но магия кино столь сильна, что вместо разочарования приходит лишь удовлетворение от того, как мастерски выстроена и преподнесена нехитрая в своей основе история.

«Тайна Коко» (2017), фото
«Тайна Коко» (2017)
Фото: Кадр из фильма

Можно было бы еще долго рассуждать о фильме в контексте мономифа Дж. Кэмпбелла, отметить, что пес Мигеля с говорящей кличкой Данте своего рода антипод древнегреческого Цербера, или обратить читательское внимание на прозрачные сценарные отсылки к культовым голливудским хитам прошлого вроде классических кэмероновских частей «Терминатора» (1984-1991) или трилогии «Назад в будущее» (1985-1990). Но все эти любопытные наблюдения меркнут на фоне главных идей фильма – таких простых и таких важных: не сотвори себе кумира, не предавай свою мечту, люби близких, пока они живы, и не забывай, когда их не станет. Чтобы освежить эти заповеди в памяти или просто приятно провести время, пересмотрите «Тайну Коко». Этот замечательный мультфильм стоил бы того, даже если бы не имел в своем активе заслуженного «Оскара» и впечатляющих зрительских рейтингов на главных киносайтах планеты.

{{ label }}

Новости партнеров

Комментарии
Сохранить
0 / 1500
#
#comment#
0 / 1500